Характеристика комплексов отраслей хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 07:33, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются природно-ресурсный потенциал страны и размещение топливных и минерально-сырьевых ресурсов, отраслевая структура хозяйственного комплекса и размещение комплексных отраслей хозяйства, отраслевая структура и размещение важнейших отраслей хозяйственного комплекса крупных экономических районов, особенности их развития в условиях становления рыночной экономики.

Содержание работы

Введение 3
1.Краткая характеристика комплексов отраслей хозяйства России 4
1.1. Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка…..4
1.2. Топливно-энергетический комплекс………………………………………..4
1.3. Черная и цветная металлургия 5
1.4. Машиностроительный комплекс 6
1.5. Химико-лесной комплекс 7
1.6. Легкая промышленность 8
1.7 Агропромышленный комплекс 8
1.8. Строительный комплекс 9
1.9. Транспортный комплекс ………………………………9
2.Характеристика машиностроительного комплекса………………………11
2.1. Значение и структура машиностроительного комплекса………………...11
2.2 Структура машиностроительного комплекса 11
2.3.Экономическая оценка сырьевой базы отраслей 12
2.4. Современная оценка состояния отрасли 13
2.5. Условия перехода отрасли к рыночным отношениям 15
2.6. Научно-технический прогресс в отраслях комплекса 15
2.7. Размещение отраслей комплекса на территории России 16
2.8.Экономические особенности машиностроительного комплекса 19
2.9. Основные направления развития отрасли 20
3.Характеристику комплекса отраслей в экономическом районе – Центральный федеральный округ 21
3.1.Территория, состав (субъекты Федерации), границы экономического района. 21
3.2.Краткая характеристика природных ресурсов 21
3.3.Краткая характеристика трудовых ресурсов 22
3.4.Промышленность экономического района (краткая характеристика) 23
3.5.Агропромышленный комплекс экономического района (краткая характеристика). 25
3.6.Транспортный комплекс экономического района (краткая характеристика). 25
3.7.Развернутая характеристика комплекса отраслей 25
Заключение 28
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

размещение производительных сил.docx

— 61.09 Кб (Скачать файл)

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте.

Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Условно машиностроение делится на три группы:  
- тяжелое машиностроение (67 % продукции). Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов; 
- общее машиностроение (18% продукции). Эта группа машиностроительных отраслей характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные  машины. 
- среднее машиностроение (15 % продукции). Оно объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла.  
- отрасли по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов (около 0,1 % продукции) группа наукоемких отраслей электроника, приборостроение, вычислительная техника.

2.3 Экономическая  оценка сырьевой базы машиностроительного комплекса.

Сырьевая база является одним из факторов, влияющих на размещение предприятий машиностроительного комплекса. Машиностроение, как крупный потребитель металла (в структуре затрат на производство главное место занимают издержки на сырье, основные материалы - более 59%), имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями. Например, заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированы на металлургические базы.

В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего - легкими (алюминий), а также - композитами и пластмассой.

В машиностроении основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе - достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли. Непосредственно к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и потерь металла при его обработке - за счет производства большей доли проката.

2.4 Современная  оценка состояния машиностроительного  комплекса.

За прошедшие два десятилетия отечественные машиностроительные предприятия значительно снизили объемы производства, и, как следствие, оказались вытесненными не только с мировых рынков, но и потеряли большую долю в продажах на отечественном рынке. Все это связано с резким сокращением интеллектуального и производственного потенциалов данной группы предприятий. В частности, снижение производственного потенциала, в первую очередь, произошло из-за отсутствия инвестиций, что ускорило процессы старения основных фондов (физического и морального). В современной экономике доля машиностроительного производства в общем структуре промышленности России составляет около 20%, уступая по меньшей мере в два раза аналогичному показателю промышленно развитых стран. А вклад страны в мировой экспорт машин, оборудования и другой техники по подавляющему большинству ассортиментных позиций составляет десятые и сотые доли процента. На сегодняшний день по оценкам большинства аналитиков для российской экономики характерна тенденция устойчивого роста потребности в продукции машиностроительных отраслей.

Машиностроительный сектор, являясь основой промышленного производства Российской Федерации, требует к решению своих проблем основательного и взвешенного подхода.

В качестве долгосрочных перспектив развития отечественного машиностроения можно выделить следующие:

- сохранять рыночные позиции  по текущим технологиям и оборудованию  с последующим постепенным ростом  объемов собственного потребления;

- увеличивать объемы собственного  производства при использовании  двойных технологий в целях  минимизации рисков и повышения  обороноспособности;

- развивать действующие  совместные предприятия на территории  России и создавать новые;

- создавать условия для  перелома тенденции высокой доли  импортного оборудования;

- занять значимую конкурентную  позицию на глобальном рынке  в статусе экспортера.

 

2.5 Условия перехода  машиностроительного комплекса к рыночным отношениям.

Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе. Отрасль не была объективно подготовлена к необоснованно высоким темпам реструктуризации, ее производственный потенциал не соответствовал структуре спроса, программа конверсии проводилась без учета реальных возможностей переориентации предприятий машиностроения на новый потребительский рынок, новую систему платежных отношений и положения России в мировом хозяйстве. В результате непродуманной экономической политики в машиностроении произошло резкое сокращение использования производственных мощностей, обострилась проблема технологической структуры производства, в основе которой лежит замещение устаревших технологий и основных фондов  современными. Переход России к рыночной экономике вызвал необходимость проведения структурных преобразований в машиностроительном комплексе для создания новых форм внутриотраслевых, межотраслевых и международных экономических отношений. Сегодня от эффективности инвестиционных процессов зависят состояние производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов машиностроительных предприятий, возможности структурной перестройки экономики, решение социальных и экологических проблем.

2.6 Научно-технический  прогресс в машиностроительном  комплексе.

Машиностроение обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономику всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:

 

1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.

2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность. 3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др.

2.7 Размещение  машиностроительного комплекса  на территории России.

Машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова.В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:

1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции ).

2. Общее машиностроение (18 % продукции).

3.Среднее машиностроение (15 % продукции).

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • Центральный (Электросталь).
  • Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.)
  • Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске)
  • Северо- Западный: Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы)

 

  • новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод "Автомаш" в г. Волгодонске.

На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей (Екатеринбург, Орск).

Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул).

Преимущественно вне металлургических баз размещается производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д.

Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский (Екатеринбург, Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск). Вне металлургических баз размещается и большинство предприятий судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с разными типами судовых двигателей. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде. Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Астрахани, Владивостоке. Судоремонтные верфи расположены в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.

Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей машиностроения. Резко возросла концентрация производства локомотивов в Центральном районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург. Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой колеи поставляют преимущественно предприятия Центрального района (Муром, Людиново, Брянск). Грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане. Пассажирские- в Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные- в Усть-Катаве (Урал); для метрополитена- в Мытищах, Санкт-Петербурге.

Общее машиностроение

Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

  • производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);
  • производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.

Среднее машиностроение

Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения в промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности.

2.8 Экономические особенности машиностроительного комплекса.

Слабое частное и иностранное инвестирование, малоактивный спрос негосударственного сектора на технологическое оборудование делает необходимой осуществление государственной поддержки предприятий данной отрасли. Это экономически, а порой и стратегически, эффективно, особенно в случае импортозамещения. Определенная тенденция к стабилизации уже наметилась в электротехнической промышленности и приборостроении. Наметилась тенденция к стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции тяжелого машиностроения, а по другим - увеличение выпуска. Это относится к производству оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности: машины для непрерывного литья заготовок и агломерационного производства. Предприятия стали более активно вести работу по поиску платежеспособных заказчиков из-за конкуренции со стороны иностранных поставщиков аналогичного оборудования. Состояние развития машиностроительного комплекса России определяется не просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят реструктуризацию производства, в основе которой должно лежать улучшение качества продукции, а следовательно, и повышение ее конкурентоспособности. Необходимо дать обобщенное представления о сложной социально-экономической ситуации, сложившейся в промышленности в последние годы. Она обусловлена тем, что нарастающий в последние 2 года вал неплатежей увеличил долю убыточных предприятий.

Информация о работе Характеристика комплексов отраслей хозяйства России