Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 07:33, контрольная работа
В данной работе рассматриваются природно-ресурсный потенциал страны и размещение топливных и минерально-сырьевых ресурсов, отраслевая структура хозяйственного комплекса и размещение комплексных отраслей хозяйства, отраслевая структура и размещение важнейших отраслей хозяйственного комплекса крупных экономических районов, особенности их развития в условиях становления рыночной экономики.
Введение 3
1.Краткая характеристика комплексов отраслей хозяйства России 4
1.1. Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка…..4
1.2. Топливно-энергетический комплекс………………………………………..4
1.3. Черная и цветная металлургия 5
1.4. Машиностроительный комплекс 6
1.5. Химико-лесной комплекс 7
1.6. Легкая промышленность 8
1.7 Агропромышленный комплекс 8
1.8. Строительный комплекс 9
1.9. Транспортный комплекс ………………………………9
2.Характеристика машиностроительного комплекса………………………11
2.1. Значение и структура машиностроительного комплекса………………...11
2.2 Структура машиностроительного комплекса 11
2.3.Экономическая оценка сырьевой базы отраслей 12
2.4. Современная оценка состояния отрасли 13
2.5. Условия перехода отрасли к рыночным отношениям 15
2.6. Научно-технический прогресс в отраслях комплекса 15
2.7. Размещение отраслей комплекса на территории России 16
2.8.Экономические особенности машиностроительного комплекса 19
2.9. Основные направления развития отрасли 20
3.Характеристику комплекса отраслей в экономическом районе – Центральный федеральный округ 21
3.1.Территория, состав (субъекты Федерации), границы экономического района. 21
3.2.Краткая характеристика природных ресурсов 21
3.3.Краткая характеристика трудовых ресурсов 22
3.4.Промышленность экономического района (краткая характеристика) 23
3.5.Агропромышленный комплекс экономического района (краткая характеристика). 25
3.6.Транспортный комплекс экономического района (краткая характеристика). 25
3.7.Развернутая характеристика комплекса отраслей 25
Заключение 28
Список использованных источников 29
2.9 Основные направления
развития машиностроительного
Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночным отношениям можно выделить:
3. Центральный федеральный округ.
3.1 Территория, состав,
границы Центрального
Центральный федеральный округ — самая густонаселенная часть России. Территория — 652,7 тыс. км2 Плотность населения составляет 57,5 чел./км2. По площади он занимает около 4 % территории РФ и концентрирует 25 % населения страны, из них половина сосредоточена в Московском столичном регионе.
Административно-
Округ не случайно назван Центральным. Это название характеризует не только его географическое положение в центре страны, но и историческую функцию как ядра Русского государства, центра экономической, политической, культурной жизни.
3.2 Краткая характеристика природных ресурсов.
Территория Центрального федерального округа охватывает бассейны Верхней Волги, Оки, частично Днепра и Дона. Рельеф равнинный, не превышает в высоту 300 м. Характерно чередование равнинных участков с низменными пространствами северо-восточной и южной части округа.
Климат умеренный по тепловому режиму и средней увлажненности с возрастающей континентальностью к югу и востоку. Преобладает западный перенос воздушных масс. Дерново-подзолтстые почвы сменяются к югу более плодородными - разновидностью черноземов. Природно-климатические условия благоприятны для активной хозяйственной деятельности и проживания населения.
Территория федерального округа лежит в лесной и лесостепной зонах. Лесные массивы в верховьях Волги составляют 35-40% площади, а к югу снижаются до 15-20%. Для северных и северо-западных районов характерно преобладание хвойных, в основном ели, в восточных - сосны. К югу видовой состав сменяется лиственными и широколиственными. Гидрографическая сеть представлена многочисленными реками и озерами. Основную водохозяйственную и транспортную функции выполняют Волга и Ока. Развитая речная система и искусственные каналы соединили ЦФО с морями Балтийского бассейна, Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Москва является портом пяти морей. Округ располагает запасами химического сырья, в основном. Разнообразные строительные материалы (мел, мергели, цементное сырье, тонкозернистые пески) распространены в Белгородской, Брянской, Московской, Тульской областях. Кварцевые пески Дятьковского (Брянская область) и Гусь - Хрустальненского (Владимирская область) месторождений используются для производства искусственного кварца, стекла, хрустальной посуды; каолиновые глины Конакова (Тверская область) и Гжели (Московская область) применяются в фарфорофаянсовой промышленности. Топливно-энергетические ресурсы представлены незначительными запасами бурых углей Подмосковного бассейна, охватывающего территории Тульской, Рязанской, Калужской, частично Смоленской и Тверской областей. Немаловажное значение в топливном балансе округа имеют и запасы торфа.
3.3 Краткая характеристика трудовых ресурсов.
Центральный федеральный округ по численности населения и качественному потенциалу значительно превосходит другие федеральные округа страны. Федеральный округ относится к высокоурбанизированным. Неблагоприятная демографическая ситуация отразилась на численности экономически активного населения, сократившегося более чем на 9%. Показатель занятых в экономике снизился на 21,7%, а уровень безработных вырос в 1,3 раза и превысил 8%, что несколько ниже среднего показателя по Российской Федерации, где он составил 9,3%. Такое положение объясняется тем, что в округе по сравнению с другими регионами страны процессы становления рыночной экономики протекают более активно. Об этом свидетельствуют структурные изменения занятости в отраслях хозяйственного комплекса. Происходит отток рабочей силы из отраслей промышленного комплекса в отрасли рыночной инфраструктуры, связанных с развитием торговли, сферы услуг, малого бизнеса.
Остро стоит проблема занятости в городах с моноотраслевой структурой хозяйства, в которых градообразующими производствами выступали предприятия текстильной промышленности (Иваново, Ивановская область, Московская область), а также города с высокой долей предприятий военно – промышленного комплекса и научные центры (Воронеж, Дубна, Луховицы, Протвино, Троицк и др.)
Особенностью современного рынка труда является то, что большую часть безработных составляют лица, имеющие высшее образования, преимущественно техническое, а рынок труда предлагает профессии неквалифицированных или малоквалифицированных рабочих или рабочие места с тяжелыми условиями труда. Высокий уровень безработицы отмечается и в сельских поселениях.
3.4 Промышленность
Центрального федерального
Машиностроение — основная отрасль промышленности района. В свое время здесь получили развитие автомобилестроение, станкостроение, приборостроение, электротехника, электроника, авиастроение. В районе появились первые локомотивостроительные и вагоностроительные предприятия, затем число их увеличивалось.
Центр автомобилестроения — Москва — где расположено производственное объединение ЗИЛ, специализирующееся на производстве среднетоннажных грузовых автомобилей.
В Центре сосредоточено много заводов, выпускающих оборудование для различных отраслей промышленности (швейной, химической, энергетической, строительных материалов, деревообрабатывающей). Отраслью специализации является и химическое производство. Среди отраслей химии, работающих на собственных ресурсах, следует назвать производство фосфорных удобрений. На привозных нефти и газе (в районе имеется три НПЗ) работают заводы по производству пластических масс, химических волокон и нитей, синтетического каучука, азотных удобрений (Тульская область), моющих средств. Центрами по производству синтетического каучука являются Ярославль и Ефремов.
Черная металлургия представлена предприятием полного цикла в Туле, чугунолитейным в Косой Горе (Тульская область), а также рядом передельных заводов в Москве, Электростали, Орле.
Для центрального района характерна мощная полиграфическая промышленность, которая также является отраслью рыночной специализации. В Москве расположены крупные полиграфические комбинаты, снабжающие своей продукцией все регионы страны.
Текстильная промышленность, когда то выполнявшая роль ведущей в районе, переживает спад производства. Он вызван массовым импортом более дешевой продукции из-за рубежа, нехваткой сырья, оставшегося за пределами России, исчезновением государственных заказов. Все эти причины привели к остановке многих предприятий.
Большинство других отраслей обеспечивают внутренние потребности Центрального экономического района: электроэнергетика, пищевая промышленность, цветная металлургия, строительный комплекс.
3.5 Агропромышленный
комплекс Центрального
Климатические условия в сочетании с разными почвами позволяют выращивать в северных районах зерновые с коротким периодом вегетации, кормовые культуры, картофель. В южных районах вызревает озимая пшеница, на черноземных почвах высаживают много картофеля, по самому югу сахарную свеклу. В животноводстве представлено молочно-мясное скотоводство. В районе много птицефабрик и свинофабрик. Значительное развитие получил пригородный тип хозяйства, сочетающий овощеводство, картофелеводство с молочно-мясным скотоводством и свиноводством.
3.6 Транспортный
комплекс Центрального
характеризуется огромными масштабами перевозок грузов и пассажиров. Исторически сложилась радиально-кольцевая транспортная сеть в фокусе с Москвой. От Москвы расходятся 11 электрифицированных железных дорог, связывая Центральный район со всеми частями страны. Через Москву проходит несколько автомобильных дорог федерального значения. Москва — крупнейший авиационный узел страны. Через Центральный район проходят нефтепроводы и газопроводы.
Московский речной порт может принимать грузы, идущие через систему каналов из пяти морей.
3.7 Развернутая характеристика комплекса отраслей Центрального федерального округа.
На всех этапах развития ЦФО большое
место в определении его судьбы занимало
географическое положение. Он расположен
на пересечении водных и сухопутных дорог,
которые всегда способствовали развитию
экономических связей, ведь еще в давние
времена здесь пересекались главные торговые
пути. И в настоящее время положение Центра
посреди наиболее густо заселенной и хозяйственно
освоенной части страны, в крупнейшем
узле транспортных путей, на “перекрестке”
важнейших экономических связей между
различными территориальными единицами
оказывает очень большое влияние на весь
ход развития этого округа. Огромное влияние
на развитие областей Центрального федерального
округа оказывает и наличие столичного
региона. Москва имеет с областями района
развитые экономические, культурные, научные,
транспортные, снабженческие и другие связи.
Центральный федеральный округ граничит
с Беларусью и Украиной, а также удобно
расположен по отношению к топливно-энергетическим
базам Поволжья и Северного Кавказа, с
которыми развиваются экономические отношения
и образуются межрегиональные ассоциации.
Центральный федеральный округ, занимает одно из первых мест в РФ по объему промышленной продукции: здесь производится большое количество продукции машиностроения и металлообработки, значительная доля химической продукции. Центральный округ - основной производитель в России хлопчатобумажных, льняных тканей, кожаной обуви. На долю округа приходится более 90% всей производимой в стране полиграфической продукции. Он является основным центром развития науки и культуры России, кузницей квалифицированных кадров. В межрайонном разделении общественного труда Центральный округ выступает как важнейший индустриальный центр страны.
Перспективы развития и модернизация хозяйства Центрального округа определяются накопленным производственным и научно-техническим потенциалом, высокоразвитой кредитно-финансовой и транспортной инфраструктурой с выходом на западноевропейские транспортные коммуникации, а также наличием широкого круга перерабатывающих производств сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственного машиностроения и ориентированных на экспорт металлургических и химических производств. В конечном счёте одной из основных задач хозяйственного развития является определение новых приоритетов индустриально-инвестиционной политики и дальнейшая качественная перестройка структуры экономики.
Заключение
Российская Федерация – одно из крупнейших суверенных государств, обладающее огромным природным, экономическим и научным потенциалом. Важнейшими звеньями отраслевой структуры страны являюся электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химико-лесной комплекс, легкая промышленность, машиностроение, отрасли агропромышленного комплекса, строительство и транспорт.
В контрольной работе отдельное место отведено характеристике одной их отрасли хозяйства России – машиностроительному комплексу. Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности. Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительностью. Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе.
Демонополизация , увеличение машиностроительных конкурентоспособных производств, налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, приток инвестиций и государственная поддержка будут способствовать развитию данной отрасли в стране.
Список использованных источников
1. Морозова Т.Г., Победина М.П. Экономическая география России: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие – М.: Юрайт-М, 2000.
3. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В.Степанова. – М.: ИНФРА-М, Издательство Рос. экон. акад., 2000.
4. Шафранин Ю.К., Козырев А.Г. ТЭК в условиях кризиса // ЭКО. 1999. №1.
5. Родионова И.А. Экономическая география России. Московский Лицей. 1999.
Информация о работе Характеристика комплексов отраслей хозяйства России