Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговых доходов бюджета РФ.
В соответствии с поставленной целью необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Экономическое содержание и значение налогов РФ;
2. Классификация налоговых доходов бюджетов РФ;
3. Рассмотреть основные виды доходов федерального бюджета;
4. Анализ налоговых доходов федерального бюджета 2006–2009 гг.;
5. Проблемы действующей налоговой системы РФ.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2007 году поступило 132,5 млрд. рублей, или на 25,6% больше, чем в 2006 году.

2.2 Поступление администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет Российской Федерации в 2008 года

Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.

 

 

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).

 

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 15,1%.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей. 
По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2008 году поступило 1 251,4 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем в 2007 году.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2008 году поступило 74,0 млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2007 году.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 162,4 млрд. рублей, или на 22,6% больше, чем в 2007 году.

 

2.3 Поступление администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-ноябре 2009 года (предварительные данные)

Всего в январе-ноябре 2009 года (по предварительным  данным) в федеральный бюджет поступило 2 718 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 30% меньше, чем в январе-ноябре 2008 года.

 

Показатели, заложенные на 2009 год в  Федеральном законе «О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС  России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 108 млрд. рублей.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (40%), налога на добычу полезных ископаемых (32%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).

 

 

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-ноябре 2009 года составили 168 млрд. рублей. По сравнению с январем-ноябрем 2008 года поступления снизились в 4,2 раза.

Снижение поступлений обусловлено  ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов. Суммы убытков, заявленные налогоплательщиками, выросли в 2 раза и за I полугодие т.г. составили столько же, сколько за весь 2008 год. Значительный рост убытков зафиксирован в металлургии, химическом производстве. В банковской сфере убытки превысили полученную прибыль.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-ноябре 2009 года составили 452 млрд. рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2008 года выросли на 3,6 млрд. рублей, или на 0,8%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-ноябре 2009 года составили 1 086 млрд. рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2008 года выросли на 10,1%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-ноябре 2009 года 27 млрд. рублей, что на 27% меньше, чем в январе-ноябре 2008 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-ноябре 2009 года 74 млрд. рублей и снизились относительно января-ноября 2008 года на 35%.

Снижение поступлений по сводной  группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-ноябре 2009 года поступило в федеральный бюджет 877 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 792 млрд. рублей.

По сравнению с январем-ноябрем 2008 года поступления НДПИ снизились  в 1,7 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 102,5 $ в декабре 2007 года – октябре 2008 года до 56,2 $ в декабре 2008 года – октябре 2009 года, или в 1,8 раза).

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-ноябре 2009 года поступило 1 123 млрд. рублей, что на 1,0% больше, чем в январе-ноябре 2008 года.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-ноябре 2009 года поступило 48 млрд. рублей, что на 17,0% меньше, чем в январе-ноябре 2008 года.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-ноябре 2009 года поступило 80 млрд. рублей, что на 1,0% больше, чем в январе-ноябре 2008 года.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-ноябре 2009 года поступило 138 млрд. рублей, что на 0,3% больше, чем в январе-ноябре 2008 года.

 

3. Совершенствование формирования налоговых доходов бюджета

3.1 Перспективы повышения государственных  доходов в современной России

Доходы государства важны для  всего общества. Основные направления  повышения государственных доходов  следующие:

– изыскание резервов увеличения доходов бюджета за счет уменьшения существующей недоимки по налогам, упорядочение льгот, отсрочек и рассрочек, повышение уровня собираемости налоговых и таможенных платежей;

– ужесточение контроля за сбором акцизов на ликероводочные изделия;

– снижение налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков, создание благоприятных условия для развития отечественного товаропроизводства, предприятий малого и среднего бизнеса;

– стимулирование роста заработной платы в качестве основного источника  доходов населения, внутреннего платежеспособного спроса и доходного источника региональных бюджетов;

– достоверная оценка налогового потенциала субъектов федерации;

– создание экономического механизма  стимулирования роста собственных  доходов регионов;

– увеличение поступлений в федеральный бюджет за счет налоговых доходов и повышения эффективности использования государственной собственности (дивидендов по акциям, принадлежащим государству, доходам от сдачи в аренду, прибыли центрального банка);

– вносимые сейчас изменения в законодательство о налогах и сборах должны быть направлены на повышение ясности законодательства и на однозначность его применения налогоплательщиками;

– необходимо коренным образом изменить систему имущественного налогообложения. Имущественные налоги должны стать серьезным источником доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества;

Налоговая система России имеет  много проблем и недостатков. Для ее улучшения разработаны  следующие направления налоговой политики:

– сделать условия налогообложения  четкими и не допускать произвольной интерпретации, что позволит разграничить правомерную практику налоговой  оптимизации и случаи криминального  уклонения от уплаты налогов.

– добиться, чтобы налоговая система способствовала формированию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения.

– реформирование единого социального  налога. Оно призвано обеспечить повышение  экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес. Для этого необходимо снизить эффективную ставку единого социального налога, скорректировать механизм применения регрессии, в том числе снять неоправданные ограничения на доступ к применению регрессии налогоплательщикам.

– надлежит принять главы Налогового кодекса, касающиеся налога на наследование и дарение, местного налога на недвижимость и земельного налога. Эти налоги должны способствовать цивилизованному  обороту земли и другого имущества, стать стабильным источником доходов региональных и местных бюджетов.

– следует также в главе о  водном налоге, предусмотреть сокращение льгот и количества объектов налогообложения.

– необходимо определиться с размерами  государственной пошлины и перечнем юридически значимых действий, при которых она взимается.

– предполагается внести изменения  в лесное и водное законодательство. Они должны предусматривать установление системы платежей за пользование  природными ресурсами, способствующей их рациональному использованию. Размер платежей должен быть адекватен реальной стоимости этих ресурсов.

– актуальной остается проблема налогообложения  добычи и экспорта сырьевых ресурсов в целях экономически обоснованного  изъятия в бюджет доходов сырьевых компаний.

– необходимо усовершенствовать порядок взимания налога на добавленную стоимость: исключить налогообложение авансовых платежей, решить вопросы своевременного возмещения НДС при экспорте и осуществлении капитальных вложений.

– следует оценивать работу налоговых  инспекций по таким показателям, как строгое выполнение требований налогового законодательства, качество работы с налогоплательщиками. Необходимо приступить к разработке и применению на практике стандартов деятельности налоговых инспекций, в том числе учитывающих временные издержки налогоплательщиков на сдачу налоговой отчетности.

– проведение выездных налоговых  проверок не должно препятствовать предпринимательской  деятельности законопослушных налогоплательщиков и не может применяться в качестве карательного инструмента. Недопустимо превышение фактических сроков таких проверок, установленных законом.

В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления  – это косвенные налоги (налог  на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Но не только акцент на косвенное  налогообложение искажает возможности  воздействия налогов как экономического рычага на стимулирование экономической активности общества. Достаточно негативное влияние на налоговую систему оказывает так называемый механизм регулирующих налогов.

3.2 Пути совершенствования налоговой  системы Российской Федерации 

Конституция РФ относит уплату налогов в бюджет к обязанностям всех лиц, осуществляющих деятельность на территории страны. Это во многом обусловлено тем, что от своевременности и полноты сбора налогов зависит в целом экономическое состояние государства, формирование бюджетов различных уровней, а значит, и стабильность выплаты заработной платы, пенсий, дотаций, различных социальных пособий для малоимущих.

В процессе реализации налогового законодательства возникают правоотношения между  субъектами налогового права – организациями  и физическими лицами. В таких правоотношениях участвуют налогоплательщики, налоговые органы, а также правоохранительные органы. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в налоговых правоотношениях.

Слабый контроль за сбором налогов  создает возможности для уклонения от уплаты налогов, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминального предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения в РФ уводится до 40% всех поступлений фирм. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда[18].

Еще один недостаток нашей налоговой  системы – ее усложненность. Это выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога.

Не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступает ненадежным экономическим партнером.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета