Характеристика системы управления затратами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 07:26, лекция

Описание работы

Любой хозяйствующий субъект имеет определенную систему управления, которая представляет собой совокупность подсистем, реализующих определенные функции управления. Одной из подсистем является подсистема управления затратами, в которой и выполняются задачи по управлению затратами.
Каждая подсистема может быть рассмотрена как самостоятельная система управления. Предметом изучения этого курса является система управления затратами (СУЗ), реализующая конкретную функцию управления – управление затратами.

Файлы: 1 файл

управление затратами.docx

— 79.77 Кб (Скачать файл)

Лекция 1. 06.09.2012

ТЕМА 1: ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

1: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

Любой хозяйствующий субъект  имеет определенную систему управления, которая представляет собой совокупность подсистем, реализующих определенные функции управления. Одной из подсистем  является подсистема управления затратами, в которой и выполняются задачи по управлению затратами.

Каждая подсистема может  быть рассмотрена как самостоятельная  система управления. Предметом изучения этого курса является система  управления затратами (СУЗ), реализующая  конкретную функцию управления –  управление затратами.

Цели СУЗ:

  1. Отслеживание уровня затрат (уже достигнута)
  2. Поддержание рационального уровня затрат (оптимизация зависит от сети, численности, структуры; не достигнута)
  3. Поиск резервов снижения затрат (очень много резервов снижения затрат в системе управления)

Снижение затрат повышает конкурентоспособность.

Задачи:

  1. Выявление роли СУЗ как фактора повышения эффективности производства;
  2. Установление методов управления затратами применительно к конкретному объекту;
  3. Определение способов и средств измерения, учета и контроля затрат;
  4. Создание информационной системы, позволяющей оперативно получать информацию о затратах;
  5. Своевременное планирование, прогнозирование и бюджетирование затрат;
  6. Оперативный анализ, контроль затрат, координация деятельности, направленной на регулирование затрат.

2:ОСОБЕННОСТИ  ПРЕДМЕТА СУЗ

Особенности:

  1. Динамизм;
  2. Многообразие затрат, которое проявляется путем проведения классификации затрат. Сегодня известны различные модели классификации затрат: в целях бухгалтерского финансового учета, управленческого учета, в целях контроля и регулирования;
  3. Сложность измерения затрат и отнесения их на конкретный вид продукции, услуг;
  4. Сложность и противоречивость влияния затрат на экономические результаты деятельности.

3: ПРИНЦИПЫ  УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

 Многие авторы уделяют внимание принципам управления затратами. В разных источниках эти принципы неодинаковы, хотя имеет место одинаковое у разных специалистов.

Основные  принципы управления затратами:

  1. Методологическое единство управления на разных уровнях иерархии;
  2. Управление затратами на всех стадиях жизненного цикла продукции, услуги;
  3. Органическое сочетание снижения затрат с повышением качества продукции;
  4. Направленность на недопущение лишних, бесполезных затрат, устранение которых не повлияет на объемы выпуска, качество выпуска и технологические процессы;
  5. Использование более эффективных методов, инструментов снижение затрат;
  6. Совершенствование информационного обеспечения СУЗ;
  7. !!! Заинтересованность производителя в снижении затрат.

 

Лекция 2. 07.09.2012

4:ФУНКЦИИ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

  В системе управления затратами реализуются такие функции управления, как:

  • Учет
  • Прогнозирование
  • Планирование
  • Мотивация
  • Контроль
  • Анализ
  • Координация

Между ними существует взаимосвязь. Результаты учета используются в  реализации функций контроля, анализа, координации. Без результатов анализа  невозможно качественно выполнить  планирование. Сам анализ невозможно выполнить без реализации функций  планирования и учета.

5: НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ СУЗ

  1. Совершенствование СУЗ;
  2. Совершенствование формирования себестоимости продукции, услуг (уделить большее внимание кайзинг-костинг, таргет-костинг, нормативному методу учета, стандарт кост методу определения себестоимости);
  3. Совершенствование контроля над затратами;
  4. Развитие управленческого анализа затрат;
  5. Совершенствование бюджетирования затрат.

ТЕМА 2: УЧЕТ ЗАТРАТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1: УЧЕТ КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Прямые затраты – затраты, связанные с выпуском и реализацией конкретного вида продукции, услуг. Их можно сразу же включить в себестоимость этого конкретного вида услуг.

Косвенные затраты – затраты, связанные с выпуском нескольких видов продукции, вначале их нужно распределить между видами продукции, а затем включать выделенную долю в себестоимость того или иного вида продукции.

Для распределения косвенных  затрат необходимо прежде всего выбрать  базу распределения. База распределения должна выбираться по принципу более точного отражения причины возникновения затрат. Известно в практике деления косвенных затрат следующие базы распределения:

  1. Трудоемкость единицы продукции, услуг
  2. Общая трудоемкость
  3. Численность производственных работников
  4. Функциональная занятость производственных работников
  5. Объем выпуска продукции, услуг
  6. Стоимость оборудования, участвующего в технологических процессах производства продукции, предоставления услуг
  7. Расход электроэнергии
  8. Занимаемая площадь
  9. Выручка
  10. Прямые затраты
  11. Специфические базы для отдельных объектов:
    • Количество выставленных счетов абонентов
    • Трафик
    • Количество переданных телеграмм

Рекомендации  по использования этих баз:

  1. Расходы на оплату труда производственных работников: затраты по этой статье целесообразно распределять, используя базы, указанные в п.1-5. Если организация создает несколько видов продукции, услуг, примерно одинаковое количество объемов, но трудоемкость их разная, то целесообразно использовать базу: трудоемкость единицы. Если трудоемкость единицы одинаковая, но объемы разные, то целесообразно использовать базу: объем выпуска. Если трудоемкость и объемы разные, то используется база: общая трудоемкость.
  2. Страховые взносы (30,2%): целесообразно распределять, используя базы п.1-5, что и расходы на оплату труда, либо согласно уже распределенных расходов на оплату труда.
  3. Затраты на сырье: целесообразно распределять согласно базе: объем выпуска продукции, услуг.
  4. Затраты на электроэнергию: распределяются пропорционально расходу электроэнергии.
  5. Затраты на амортизацию: согласно стоимости оборудования или по трудоемкости, или по заработной плате производственных работников.
  6. Затраты на аренду площадей: целесообразно распределять по арендуемой площади.
  7. В случае невозможности использования других баз применяют выручку. При этом ее целесообразно использовать, когда цены сформированы по затратному методу.
  8. Прямые затраты как база распределения уже давно не используется в зарубежной практике, т.к. считают, что нет логической связи между прямыми и косвенными затратами. В российской практике ее продолжают активно использовать.

Выбирая базу распределения  косвенных затрат, следует понять насколько точно их необходимо распределить. Это зависит от того, ради каких  целей выполняется распределение.

Выбрав базу распределения, рассчитываются коэффициенты поглощения (удельные веса):

ki = Бi / ∑i=1n Бi * 100

Бi – значение базы распределения для i-того объекта калькулирования;

n – количество объектов калькулирования.

Определив коэффициент поглощения, рассчитывают затраты косвенные, которые можно списать на себестоимость i-того объекта калькулирования:

Зi = Зk * ki / 100

Зk - косвенные затраты, подлежащие распределению;

Зi - выделенная часть косвенных затрат, относимая на i-тый объект калькулирования.

Распределив косвенные затраты  между объектами калькулирования, нужно организовать их учет. Речь идет о создании систем управленческого учета. В практике известны 2 подхода к ведению управленческого учета:

  1. Организация учета без использования счетов: в этом случае применяются регистры;
  2. Использование счетов управленческого учета: речь идет об использовании интегрированных систем учета (а) и обособленных систем учета (б);

Интегрированная система – система, в которой в рамках бухгалтерского финансового учета ведутся счета, субсчета управленческого учета (30-39). В этом случае в типовом плане счетов предусмотрены безымянные счета.

Достоинство системы – и бухгалтерским финансовым учетом, и управленческим учетом занимаются одни и те же работники бухгалтерии, поэтому первичные документы обрабатываются один раз.

Недостаток  системы – отсутствие конфиденциальности.

Затратные счета: 20, 23, 25, 26, 29. Безымянные счета затратные: 30-39

Обособленная система -  система, предусматривающая использование любых нумераций счетов, потому что эта система ведется обособленно от системы бухгалтерского финансового учета.

Это закрытая, конфиденциальная система, предусмотренная только для внутренних пользователей, ведут ее специальные подразделения, должностные лица, поэтому присутствует двойная обработка первичных документов, что считается недостатком.

 

Лекция 3. 13.09.2012

2: АЛГОРИТМЫ  РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ УЧЕТА

90.02 – отражение себестоимости,  корреспондирует с 43 (с 20 на 43) и 44 счетами, с 20 счетом.

Рассмотрим алгоритмы, исходя из вариантов организации учета  и с учетом построения интегрированной  системы учета. Информация со счетов бухгалтерского финансового учета  используется для формирования информации счетов управленческого учета (30-39).

В организации ведутся  счета затрат в системе бухгалтерского финансового учета 20, 23, 26. Счета организованны  по структуре следующим образом: на каждом счете выделяются субсчета первого порядка, на которых отражены затраты по статьям.

Организация производит несколько  видов продукции (два вида). В этом случае учет ведется таким образом, что прямых затрат нет, все затраты  косвенные. И как сказано выше (в предыдущем вопросе), требуется  их распределение по видам продукции. Речь идет о том, чтобы на 20 счете  на свободных субсчетах отразить отдельно затраты по продукции А и затраты по продукции Б.

Последовательность выполнения этого совпадает с последовательностью  закрытия счетов, известной в бухгалтерском  финансовом учете.

сч 20      сч 23       сч 26

20.хх     23.хх       26.хх

1. Распределение общехозяйственных расходов между основным и вспомогательным производством, т.е. часть затрат со субсчетов 26 счета должна быть списана на соответствующие субсчета 20 счета, а оставшаяся часть – на субсчета 23 счета.

Как правило, выбирается единая база распределения – заработная плата работников основного и  вспомогательного производства (зависит от сложности производства). После распределения общехозяйственных расходов выполняется списание затрат с субсчетов 26 счета на субсчета 23 и 20 счетов.

2.Закрытие 23 счета: распределение затрат вспомогательного производства можно выполнять только если известно, чем занимается вспомогательное производство.

Распределение затрат выполняется  по видам выпускаемой продукции. Базу распределения можно выбирать одну, которая бы отражала причины  возникновения косвенных затрат вспомогательного производства.

Рассмотрим некоторые  ситуации:

  1. Вспомогательное производство – транспортный цех, занимающийся перевозкой сырья, материалов и готовой продукции внутри хозяйствующего субъекта. В этом случае целесообразно использовать в качестве базы распределения объем выпуска продукции.
  2. Вспомогательное производство – склад, который занимается хранением и отпуском в производство сырья и готовой продукции. В качестве базы распределения также можно использовать объем выпуска продукции.
  3. Вспомогательное производство – ремонтный цех (ремонт основных средств). База распределения – общая трудоемкость выпуска продукции.

Информация о работе Характеристика системы управления затратами