Характеристика валютной системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — рассмотреть структуру и развития национальной валютной системы, в частности нашего государства, и анализ перспективы ее дальнейшего развития.
В процессе работы были рассмотрены экономическая сущность валютной системы, ее элементы и виды, проанализирован механизм становления независимой валютной политики и валютной системы Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..4
1. Понятие национальной валютной системы, ее элементы……………………...6
2. Характеристика валютной системы Республики Беларусь…………………...13
3. Перспективы развития валютной системы Беларуси………………………....21
Заключение……………………………………………………………………….....26
Список использованных источников……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.docx

— 49.90 Кб (Скачать файл)

Национальными органами, управляющими и регулирующими валютные отношения  в государстве, а также осуществляющими  контроль за валютными операциями, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2000 года «О совершенствовании системы валютного  регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь» являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, органами валютного  контроля ¾ Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, агентами валютного контроля ¾ таможни, банки, министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также объединения, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком [7, с. 26].

Таким образом, рассмотрев валютную систему Республики Беларусь можно  отметить, что после распада Советского Союза и приобретения нашей страной  независимости перед Республикой  Беларусь встал вопрос формирования собственной независимой валютной политики и валютной системы государства. На этом пути возникло много проблем, которые не решены еще до настоящего времени. Но, тем не менее, органам  монетарного регулиро¬вания удалось достигнуть значительных успехов в валютной сфере, достигнув единого обменного курса на всех сегментах ва¬лютного рынка, сформировав валютную систему Республики Беларусь.

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ

 

В этой главе я постараюсь выявить проблемы и перспективы  развития валютной системы нашего государства  в рамках других валютных систем.

Прежде всего, следует  отметить, что проблемы и перспективы  развития валютной системы Республики Беларусь в рамках других валютных систем ещё недостаточно глубоко  изучены. Большее внимание уделяется  вопросам получения международных  кредитов и займов, позволяющих регулировать несбалансированность временных плате¬жей без использования ограничительных мер в области внеш¬ней торговли и расчетов.

Основными целями образования  международных финансовых институтов явились:

w изучение и принятие мер по наиболее важным проблемам международных финансов и мировой экономики;

w осуществление межгосударственного финансового и валютно-кредитного регулирования;

w совместная разработка и координация стратегии и тактики мировой валютно-кредитной и финансовой политики;

w обеспечение стабильности валют [8, c. 120].

В целях укрепления взаимоотношений  с международными финансово-кредитными организациями Республика Беларусь в 1992 году подписала соответствующие  соглашения и стала членом Европейского банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, а  также учреждений группы Всемирного банка, включая Международный банк реконструкции и развития, Международную  финансовую корпорацию, стороной Конвенции  о Многостороннем агентстве по гарантированию инвестиций и Конвенции об урегулировании инвестиционных споров. Это положило начало развитию полноценного сотрудничества с этими мощными и авторитетными международными межправительственными организациями. Для эффективного ведения совместной работы Международный валютный фонд (1992 год), Международный банк реконструкции и развития (1994 год) и Европейский банк реконструкции и развития (1994 год) открыли свои представительства в Республике Беларусь.

Членство в Международном  валютном фонде является одним из определяющих факторов международного финансово-экономического сотрудничества Республики Беларусь.

Управляющим в Международном  валютном фонде от Беларуси является Председатель Правления Национального  банка Беларуси Петр Петрович Прокопович; заместитель управляющего – Министр  финансов Николай Петрович Корбут [28].

Так официальные цели Международного валютного фонда состоят в  том, чтобы:

w содействовать сбалансированному росту международной торговли;

w поддерживать устойчивость обменных курсов валют;

w способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами Фонда и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли;

w предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позво¬ляющие регулировать несбалансированность временных платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов;

w служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов [8, c. 125].

Отвечая за бесперебойную  работу мировой валютной и пла¬тежной системы, Фонд уделяет особое внимание состоянию ликвидности в мировом масштабе, т.е. уровню и составу резер¬вов, имеющихся у государств-членов и предназначенных для покрытия торговых и платежных потребностей. Одной из важ¬ных функций Фонда является также предоставление дополнительных ликвидных средств членам Международного валютного фонда за счет распределе¬ния специальных прав заимствования (СДР). Став членом Международного валютного фонда в 1992 году (сейчас в Международный валютный фонд входит 182 страны), наша республика внесла взнос в счет причитающейся ей квоты, составляющей 280,4 млн. СДР (около 393,4 млн. долларов США), которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР (около 542,1 млн. долларов США) [32].

Можно также определить три  основных направления деятельности Международного валютного фонда  в Беларуси, важнейшим из которых  является сотрудничество с Правительством и Национальным банком Беларуси при  подготовке программ экономической  политики с акцентом на нижеследующие  макроэкономические вопросы:

w налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика;

w обменный курс;

w торговая политика с целью достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса.

Проводимый Международным  валютным фондом анализ в этих областях служит вводной информацией для  рекомендаций по вопросам политики, разрабатываемых  Национальным банком. Группы сотрудников  Банка и Международного валютного  фонда проводят регулярные консультации, и сотрудники Банка принимают  участие в работе миссий Международного валютного фонда для консультаций в соответствии со Статьей IV. Это  обеспечивает согласованность рекомендаций по вопросам политики, разрабатываемых  обеими организациями.

Развитие отношений с  Международным валютным фондом служит сигналом для зарубежных государств и иностранных инвесторов для  выделения кредитов по межправительственным линиям и масштабных прямых иностранных  инвестиций.

Республика Беларусь за период членства с 1992 года дважды использовала финансовые ресурсы Международного валютного фонда, которые полностью  были погашены в феврале 2005 года.

Одним из важных шагов по дальнейшему развитию сотрудничества с Фондом в 2001 году стало присоединение  Республики Беларусь к разделам 2, 3 и 4 статьи YIII Статей соглашения Международного валютного фонда (отказ от ограничений  по текущим операциям платежного баланса), что является фактором, подтверждающим стабильность и возможность конвертации  национальной денежной единицы, свободно и без ограничений проводить  платежи и переводы по текущим  валютным операциям.

Цикл проведения консультаций с Республикой Беларусь составляет 12 месяцев. Тринадцатая консультация по Статье IV была проведена 29 мая 2006 года. Впоследствии состоялся визит сотрудников  Фонда 7–14 февраля 2007 года.

В ходе проведения данной консультации Национальный банк Республики Беларусь выразил уверенность в том, что  он может сохранить жесткую фиксацию курса (и достичь свой целевой показатель по инфляции) даже в условиях сохранения высоких темпов роста кредита, что было отмечено положительно. Также указав на расхождение между показателями цен, перерыв в дедолларизации и рост дефицита счета текущих операций, сотрудники Фонда высказали мнение, что изменение внешних условий и мягкая экономическая политика привели к ослаблению спроса на белорусские рубли. Таким образом, необходимо было проводить более осторожную кредитную политику.

Сотрудники Фонда придерживаются того мнения, что для жизнеспособности режима фиксированного обменного курса  требуется ужесточение экономической  политики. При ограниченности прогресса  в области структурных реформ предложение в экономике может  оказаться не в состоянии удовлетворить  оживленный спрос, учитывая текущие  планы властей в отношении  экономической политики. Это, в свою очередь, повышает потребности во внешнем  финансировании и давление на жесткую  фиксацию курса. Чтобы держать это  под контролем и укрепить доверие  к обменному курсу как номинальному якорю, определяющие политику процентные ставки не должны снижаться в ближайшем  будущем, а целевое кредитование следует сдерживать, в то время  как политику заработной платы и  налогово-бюджетную политику необходимо ужесточить [31].

Миссия МВФ, возглавляемая  г-ном Невеном Матесом, завершила встречи с властями Беларуси в рамках консультаций 2008 года по Статье IV. Миссия обсудила последние изменения в экономике и макроэкономический прогноз на 2008 год и последующие периоды [31].

Что касалось предстоящего периода, ряд Директоров рекомендовали властям  рассмотреть возможность создания условий для повышения гибкости обменного курса с течением времени.

Привязка белорусского рубля  к доллару США привела к  его постепенному удешевлению относительно евро и российского рубля, что  способствовало сохранению конкурентоспособности  Беларуси в отношениях с основными  торговыми партнерами.

Роль отношений Республики Беларусь с Международным валютным фондом очень велика. Дальнейшее их развитие увязывается с проведением  широкомасштабных реформ в стране. В настоящее время в качестве условий для получения республиканских  кредитов выдвигаются следующие  основные цели, согласованные с Правительством:

w разгосударствление (приватизация), демонополизация;

w либерализация валютного курса;

w реформа системы ценообразования (и параллельное проведение обновленной программы социальной защиты населения);

w реформирование сельского хозяйства и другие.

Также широко обсуждались  вопросы о вступлении Беларуси в  союз с Россией. Беларусь — не единственная страна, рассматривавшая возможность  присоединения к валютной зоне другой страны, на что указывают долларизация ряда стран Латинской Америки и дискуссии по созданию валютных союзов в некоторых регионах Африки и на Ближнем Востоке. Вступление в союз, несомненно, обеспечило бы существенные выгоды, но оно также влекло за собой значительные риски и проблемы.

Так последствием такой валютной интеграции для Беларуси стала бы возможная необходимость внесения существенных изменений в Основной закон государства, значительно  ущемляющих его суверенитет, потеря независимости в выборе и проведении самостоятельной денежно-кредитной  политики.

Основной прямой выгодой  от создания валютного союза и  введения единой валюты является сокращение трансакционных издержек и уменьшение валютных рисков. Увеличение масштаба денежно-кредитного обращения также способно повысить эффективность единой валюты как меры стоимости и средства обращения. Введение единой валюты способствует мобилизации и более эффективному распределению ресурсов, качественной перестройке работы кредитных институтов. При этом выгоды валютного союза прямо пропорциональны степени экономической взаимозависимости объединяющихся стран.

В целом, введение единой валюты и формирование общей банковской системы является достаточно сложным  процессом, требующим необходимых  общеэкономических предпосылок. В  настоящий момент до сих пор не реализованы отдельные важнейшие  мероприятия, предусмотренные Договором  о создании Союзного государства, и  идет речь о фактической денонсации Договора.

С 2004 года Республика Беларусь обрела общие границы с Европейским  союзом. Необходимо отметить также, что  страна имеет как очень тесные экономические и политические связи  с Россией, так и прочные экономические, в особенности торговые, взаимоотношения  с европейскими странами. Несмотря на то, что речь о вступлении Беларуси в Евросоюз сегодня практически  не идет, теоретически это возможно. Более того, даже если в будущем  продолжатся интеграционные процессы с Российской Федерацией, это не будет противоречить расширению экономического сотрудничества со странами Европейского союза. Однако чтобы Беларусь смогла на равных вести диалог с  расширяющейся Европой, ей очень  важно достичь экономического уровня развития как минимум новых членов Европейского союза. В то же время  нельзя отрицать, что быстроменяющиеся экономические и политические мировые процессы могут создать условия для возможного участия Беларуси в европейском интеграционном процессе.

Таким образом, чтобы на равных конкурировать на международном  рынке, наша страна не должна уступать по своему экономическому развитию западным партнерам. Поэтому в дальнейшем необходимо регулярно и тщательно  изучать экономические процессы в Беларуси и европейских странах с целью дальнейшего развития страны и адаптации в мировую, и, прежде всего, европейскую экономику.


Информация о работе Характеристика валютной системы Республики Беларусь