Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:38, реферат
Народ всегда творит свою историю и государственный строй и его национальные формы. И об этом следует хорошо помнить, так как всякая иная ненародная история будет односторонней. Что касается истории Украины, то она в основе своей всегда была народной. Сопоставляя историю великороссийского народа в московскую эпоху и историю украинского народа под властью Литвы и Польши, мы видим, что в первой главное место занимает образование Московского государства, которое создавали преимущественно московские цари, а украинский народ в то время совсем не имел своей собственной державы и своих царей и боролся с польским государством. На эту борьбу он потратил все свои силы, все свои способности, всю свою жизнь, пролил целое море своей крови.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основание Харькова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Харьков как экономический и культурный центр Слобожанщины. . 17
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Символом данного периода, как впрочем и всего города, по праву может считаться колокольня Успенского собора, которую нередко называют "золотым венцом Харькова". Построенная в честь победы над Наполеоном, она остается самым высоким зданием в старом городе.
Очередной этап исторического развития г. Харькова приходится на вторую половину XIX — начало ХХ вв. Условно его можно назвать индустриальным.
До середины XIX века городская промышленность была представлена небольшими кустарными и полукустарными предприятиями. Основным направлением в развитии экономики Харькова того времени оставались переработка сельскохозяйственной продукции и торговля. В 1861 г., после отмены крепостного права, население города немного превышало 50 тыс. человек.
Во второй половине XIX — начале ХХ века Харьков становится одним из крупнейших экономических центров страны. Быстрое развитие Донецко-Криворожского региона (с его запасами угля и железной руды) содействовало приливу сюда отечественного и иностранного капитала. Харьков становится одним из крупнейших экономических центров страны. Фактором, имеющим непосредственное влияние на экономический рост Харькова, было развитие железнодорожного транспорта. В 1869 г. была открыта железнодорожная магистраль, связавшая город с Москвой, а позднее — с Донбассом, Киевом, портами Черного и Азовского морей. Это была первая железная дорога в той части Украины, которая входила в состав Российской империи. Активное железнодорожное строительство создало условия для возникновения в городе ряда предприятий, в частности, Харьковского паровозостроительного завода, который в 1897 г. выпустил свой первый паровоз. Вскоре Харьков стал крупным поставщиком сельскохозяйственной техники благодаря деятельности торгово-промышленной фирмы "Гельферих-Саде".
Бурный рост промышленности, железнодорожный бум способствовали превращению Харькова в крупный финансовый центр. Десятки ведущих банков и торговых домов России открыли в Харькове свои филиалы, а некоторые местные банки, в частности "Земельный банк", даже стремились выйти на общегосударственный уровень.
Развитие
промышленного производства с самого
начала опиралось не только на имеющиеся
природные и трудовые ресурсы, но
и на научный потенциал региона.
В 1885 г., в значительной мере опираясь
на потенциал университета, был открыт
Харьковский технологический
Постоянное развитие промышленности обусловило рост населения Харькова, которое к началу ХХ в. достигло 200 тыс. человек. Значительная часть населения была занята на крупных промышленных предприятиях, причем доля таких рабочих возрастала. Так, если в 1899 г. на харьковских заводах и фабриках трудилось 11,5 тыс. рабочих, то в 1917 г. число рабочих увеличилось до 35 тыс. человек.
Высокая концентрация рабочих на предприятиях, отсутствие социальных гарантий и помощи привели к тому, что в 1900 г. в Харькове состоялась первая в Российской империи массовая первомайская демонстрация, в которой приняли участие более 10 тыс. человек. В период экономического кризиса 1900–1903 гг. в городе насчитывалось 16 тыс. безработных, которые стали фактором возросшей социальной напряженности. Не случайно в начале ХХ в. в Харькове наблюдался активный процесс создания политических партий или их местных отделений. Важно отметить, что в Харькове впервые на украинских землях, входящих в состав Российской империи, возникла украинская партия — Революционная Украинская партия (РУП).
С Харьковом
конца XIX — начала ХХ вв. связана
жизнь многих выдающихся деятелей украинской
культуры. Это и украинский писатель,
актер и композитор Г. Хоткевич, и
художник С. Васильковский, и основатель
украинского театра М. Кропивницкий,
и драматург Н. Старицкий, и основоположник
украинской классической музыки Н. Лысенко
и многие другие. Соответственно статусу
города происходило его
На рубеже ХІХ и ХХ веков в городе начинается строительство крупных зданий: доходных домов, банков, заводов, мануфактур, торговых предприятий, складов. Для обеспечения комплексных проектно-строительных работ появляются частные проектные конторы. В 1893 г. открыта первая из них (С. Загоскин, И. Загоскин, М. Ловцов). С 1858 г. отменяются образцовые проекты, благодаря этому появляются эклектические здания в стиле псевдоготики, неоклассицизма, "кирпичном" стиле и новом стиле "модерн". В это время в Харькове работают архитекторы — выпускники петербургской и харьковской школ: Б. Михаловский, В. Немкин, В. Величко, Б. Корнеенко, В. Покровский, Б. Покровский, А. Ржепишевский, Ю. Цауне, В. Эстрович и др. Строятся также крупные здания по проектам петербургских зодчих Н. Веревкина, А. Дмитриева, И. Претро, Ф. Лидваля, О. Мунца, А. Шпигеля, И. Васильева.
В начале ХХ в. Харьков превратился в крупный индустриальный и финансовый центр, транспортный узел. В данный период определилась специфика города в общероссийском рынке: Харьков стал центром металлообработки и машиностроения, активно развивалась переработка пищевой продукции.
Октябрьская
революция и последующее
Промышленные
предприятия, специфика производства
которых определилась в предшествующий
период (металлообработка и машиностроение),
получили свое дальнейшее развитие. Были
модернизированы старые предприятия
(Харьковский
Не меньшее
значение для судеб города и Украины
в целом имел процесс "культурной
революции". Столичное положение
Харькова предопределило начало очередной
волны культурно-национального
В это
время появляются новые типы зданий
и сооружений: дома-коммуны, поселки
"нового быта", поселки при заводах,
ведомственные кооперативные
Именно в столичном Харькове получил широкое развитие такой архитектурный стиль, как конструктивизм. Здание Госпрома — первого цельнобетонного высотного сооружения в СССР и сегодня служит "визитной карточкой" города.
Попытки
придать культуре новое понимание,
а также потребности
В 20–30-е годы ХХ в. в Харькове было построено 2 млн. кв. м жилья. Был создан крупнейший промышленножилой район на востоке города (район ХТЗ), шла реконструкция центральной части Харькова. Памятником этой эпохи является площадь Свободы — самая большая площадь Европы.
Изменение статуса города в 1934 г., превращение его из столицы в областной центр несколько затормозило развитие Харькова, однако город сохранил за собой значение второго города Украины. В 1931–1936 гг. институтом Гипроград (архит. А. Касьянов, инж. А. Эйнгорн) был разработан план развития Харькова; в последующие годы здесь разработаны генеральные планы 28 городов Украины (в т. ч. Киева в 1934 г.), а также нескольких городов Белоруссии и г. Ташкента.
Великая
Отечественная война стала
В годы войны Харьковщина понесла огромный материальный ущерб (было разрушено более 500 промышленных предприятий, коммунальное хозяйство, транспорт), но еще более тяжелыми выглядят людские потери. На момент освобождения в городе осталось лишь 20 % населения, проживавшего здесь в довоенный период.
В сентябре 1943 г. был основан проектный институт Горпроект (Харьковпроект), задачей которого стало восстановление города.
К 1945 г. восстановлено
600 предприятий, водопровод, транспорт.
В эти годы открыт театральный
институт, восстановлено
В 50–80-е годы ХХ века, несмотря на разрушительные последствия Второй мировой войны, г. Харьков оставался крупным индустриальным и научным центром. Технологический переворот 50-х годов усилил научно-производственный потенциал Харькова. Впрочем, на этапе гонки вооружений большинство предприятий машиностроительной отрасли так или иначе были включены в военно-промышленный комплекс СССР. Это привело к тому, что промышленные предприятия города еще в большей степени, чем в других регионах, стали частью жесткой централизованной системы управления.
В 1952 г. на месте разрушенного в годы войны вокзала построен новый, в 1955 г. в Госпроме открыт телецентр, а в 1957 г. начал работу Харьковский планетарий.
С конца 50-х годов после принятия новой жилищной программы начинается быстрый рост новых жилых массивов: Павлова Поля, Новых Домов, Селекционной станции. Население города к 1962 г. достигает 1 млн. человек.
В 1960 г. был утвержден новый генеральный план развития города, спланировано строительство Салтовского жилого массива.
15 июля 1975
года введена в строй первая
линия Харьковского
По численности населения, индустриальному, научно-техническому и культурному потенциалу Харьков ненамного уступал Киеву и в эти годы практически претендовал на роль второй столицы Украины.
Качественно новый этап истории города начался с момента провозглашения независимости Украины. Новые политические условия, усугубленные экономическим кризисом, существенно повлияли на развитие города Харькова. Однако наличие мощного промышленного комплекса, научного потенциала и квалифицированных кадров создало необходимые условия для развития новой системы хозяйствования и движения вперед.
Выводы
Сегодня
Харьковский регион по выпуску промышленной
продукции занимает 6 место среди
регионов Украины, удельный вес промышленного
производства составляет 5,5 % от его
общего объема. Основу производственного
потенциала составляют предприятия
высокотехнологических
По научному и образовательному потенциалу Харьков занимает второе место в Украине. В среднем за год осуществляется подготовка более 33 тыс. специалистов, что обеспечивает высокий уровень квалификации трудовых ресурсов региона.
Новый генеральный
план развития города, разработанный
специалистами киевского
Таким образом, за свою 350-летнюю историю г. Харьков прошел путь от полкового города-крепости до крупного индустриального центра Восточной Европы. Выгодное природно-географическое положение, образовательный, научный и кадровый потенциал на протяжении всей истории города создавали надежную основу для поступательного развития, для сохранения преемственности. История города Харькова — яркий пример сочетания разнообразных факторов, которые на тех или иных этапах обусловливали как специфику города, так и перспективы его будущего развития.
Информация о работе Харьков как экономический и культурный центр Слобожанщины