Холдинги в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

Холдинг - это субъект хозяйствования любой организационно-правовой формы, владеющий контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.
Структура холдинга включает:
+ материнскую (головную) компанию, к

Файлы: 1 файл

Холдинги в Республике Беларусь.docx

— 35.35 Кб (Скачать файл)

Финансово-промышленной группой (ФПГ) является объединение юридических  лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании финансово-промышленной группы (ч. 1 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 04.06.1999 N 265-З “О финансово-промышленных группах” (далее – Закон о ФПГ)).

Основным отличием холдинга от ФПГ являются основание возникновения  объединения и экономический  смысл его создания. Холдинг создается  на основании решения управляющей  компании или собственника (односторонняя  сделка), в то время как ФПГ  возникает на основании договора (многосторонняя сделка), т.е. создание холдинга представляет собой лишь формальное закрепление уже существующей юридико-экономической  зависимости, в то время как создание ФПГ направлено на установление более  тесных экономических связей между  участниками. Соответственно в холдинге преобладают вертикальные связи, а  в ФПГ – горизонтальные.

Иные существенные отличия холдинга от ФПГ:

состав участников (холдинг  – унитарные предприятия и  хозяйственные общества, ФПГ –  юридические лица любых организационно-правовых форм);

возможность участия одновременно в нескольких объединениях одного вида (в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о ФПГ организация может быть участником только одной ФПГ);

управление и представление  интересов объединения (от имени  холдинга выступает управляющая  компания либо собственник, управление в ФПГ осуществляется советом  управляющих).

2. Отличие холдинга  от хозяйственной группы.

Ранее объединение юридических  лиц, квалифицируемое как холдинг, считалось хозяйственной группой  и регулировалось Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 N 482 “О создании и деятельности в республике хозяйственных  групп” (далее – Указ о хозяйственных  группах). Пункт 17 Указа N 660 исключил холдинги из сферы действия Указа о хозяйственных группах. Таким образом, по своей правовой природе холдинг является разновидностью хозяйственной группы, но в силу исключения из сферы действия Указа о хозяйственных группах законодательство о хозяйственных группах не может применяться к холдингам без специального указания в нормативных правовых актах.

3. Отличие холдинга  от банковского холдинга.

Необходимость в разграничении  данных правовых понятий продиктована похожестью наименований, в силу которой  возникает предположение, что банковский холдинг – разновидность холдинга.

Банковским холдингом  является совокупность банков и (или) небанковских кредитно-финансовых организаций и  иных юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми  организациями, где одно из юридических  лиц оказывает прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние  на решения, принимаемые органами управления другого юридического лица (абз. 3 ч. 1 ст. 35 Банковского кодекса Республики Беларусь).

Таким образом, банковский холдинг  и холдинг схожи в части  основания возникновения и по правовой природе, но различаются в  следующем:

различные цели введения в  правовую систему (понятие банковского  холдинга введено в основном с  целью обеспечения надлежащего  банковского надзора);

банковский холдинг возникает  в силу фактической возможности  одного юридического лица оказывать  влияние на решения органов управления другого юридического лица, государственной  регистрации банковского холдинга для его возникновения не требуется;

в состав участников холдинга не могут входить банки и небанковские кредитно-финансовые организации (п. 16 Указа N 660) до издания соответствующего нормативного правового акта, который  урегулирует такие объединения.

Административные  процедуры, связанные с деятельностью холдинга

Административными процедурами, связанными с деятельностью холдинга, являются:

1) получение согласия  антимонопольного органа на создание  холдинга, изменение состава участников  холдинга;

2) регистрация холдинга;

3) внесение изменений  в устав управляющей компании  холдинга;

4) регистрация изменений  в перечне участников холдинга;

5) регистрация прекращения  (ликвидации) холдинга.

1. Получение согласия  антимонопольного органа на создание  холдинга, изменение состава участников  холдинга.

В соответствии с п. 4, 7 Указа N 660 до подачи документов для регистрации  холдинга, включения коммерческой организации  в состав участников холдинга управляющая  компания холдинга или собственник  обязаны получить согласие антимонопольного органа. В силу п. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” (далее – Закон о развитии конкуренции) государственная регистрация холдингов производится только после получения надлежащим образом оформленного согласия антимонопольного органа. Функции антимонопольного органа в Республике Беларусь возложены на Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь.

По нашему мнению, холдинг  применительно к терминологии Закона о развитии конкуренции является другим объединением хозяйствующих  субъектов, но не холдинговой компанией. Хотя законодательное определение  холдинговой компании отсутствует, в доктрине под холдинговой компанией  понимается организация, которая владеет  контрольными пакетами акций (долей) других организаций. В частности, понятие  холдинговой компании в российской законодательной практике содержалось  во Временном положении о холдинговых  компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в  акционерные общества, утвержденном Указом Президента Российской Федерации  от 16.11.1992 N 1392 “О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий”. Пункт 1.1 данного Положения определял  холдинговую компанию как предприятие, в состав актива которого входят контрольные  пакеты акций других предприятий. Аналогичный  подход поддерживается в доктрине <3>.

——————————– 

Для получения согласия в  антимонопольный орган предоставляются  согласно п. 3 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством  экономики в отношении юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.10.2007 N 1406:

письменное обращение  о согласии на создание холдинга с  обоснованием целесообразности его  создания;

сведения об основных видах  деятельности каждого из участников холдинга и их доле на соответствующем  товарном рынке (п. 3 ст. 11 Закона о развитии конкуренции).

Создание холдинга является односторонней сделкой, для его  возникновения не требуется изъявления воли иных субъектов, кроме управляющей  компании или собственника. Соответственно, по нашему мнению, для получения  согласия не требуется представления  в антимонопольный орган документов, подтверждающих согласие участников холдинга на вхождение в холдинг. В силу того что холдинг не имеет устава, он также не представляется.

Решение о даче согласия или мотивированное решение об отказе в вынесении решения о согласии принимается в течение 30 дней со дня получения ходатайства. Данная административная процедура осуществляется без уплаты государственной пошлины.

Дача согласия на включение  организации в состав участников холдинга в законодательстве не регламентирована. Вместе с тем, по нашему мнению, к  даче согласия на включение организации  в состав холдинга по аналогии может  применяться процедура дачи согласия на создание холдинга, т.к. при изменении  состава участников холдинга антимонопольный  орган должен заново провести анализ экономических показателей холдинга в целом. При этом должны оцениваться  последствия для конкуренции  на момент включения организации  в состав участников холдинга, для  чего заново должны представляться сведения о долях участников холдинга на соответствующих  рынках.

2. Регистрация  холдинга.

Регистрирующим органом  является Министерство экономики Республики Беларусь. Для регистрации холдинга представляются следующие документы  согласно ч. 1 п. 5 Указа N 660 следующие документы:

заявление о регистрации  холдинга. Форма заявления утверждается Министерством экономики Республики Беларусь. В нем указываются перечень дочерних компаний холдинга; основания, подтверждающие правомочность вхождения  коммерческих организаций в состав участников холдинга в качестве дочерних компаний; а также иные сведения, предусмотренные формой заявления;

решение о создании холдинга;

копии документов, подтверждающих государственную регистрацию участников холдинга (в настоящее время таким  документом является свидетельство  о государственной регистрации  организации). Законодатель оговаривает, что копии документов должны быть заверены руководителем организации. Данное положение является крайне неудачным  с точки зрения законодательной  техники, т.к. это требование и так  содержится в правилах делопроизводства. Вместе с тем при буквальном толковании указанного положения не должны приниматься  копии, заверенные нотариально либо по доверенности, что является неверным.

Участники холдинга – нерезиденты  дополнительно к заявлению прилагают  легализованную выписку из торгового  регистра страны учреждения или эквивалентное  доказательство юридического статуса  иностранной организации в соответствии с законодательством страны учреждения с переводом на белорусский или  русский язык (подпись переводчика  нотариально удостоверяется), подтверждающее государственную регистрацию этой иностранной организации.

Регистрация осуществляется по заявительному принципу в день подачи заявления. Регистрация холдинга подтверждается свидетельством о государственной  регистрации холдинга, которое выдается на срок его создания (неопределенный срок). Регистрация холдинга государственной  пошлиной не облагается.

Указ N 660 не устанавливает  оснований для отказа в государственной  регистрации холдинга. Таким образом, в регистрации холдинга может  быть отказано только при неполучении  согласия антимонопольного органа (п. 2 ст. 11 Закона о развитии конкуренции). Отказ в принятии заявления допускается  при несоответствии пакета документов требованиям Указа N 660, неполноте  сведений, указанных в заявлении, или при несоответствии заявления  форме, установленной Министерством  юстиции Республики Беларусь (п. 1, 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 N 433-З “Об основах административных процедур”).

3. Изменение наименования  управляющей компании холдинга.

В течение месяца со дня  регистрации холдинга и соответственно приобретения статуса управляющая  компания холдинга должна включить в  свое фирменное наименование слова  “управляющая компания холдинга”, внести соответствующие изменения в  учредительные документы (п. 6 Указа N 660). Санкция за невнесение в учредительные  документы данных изменений предусмотрена  ст. 23.64 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

До государственной регистрации  изменений и (или) дополнений, связанных  с изменением фирменного наименования, новое фирменное наименование необходимо согласовать в регистрирующем органе.

Для государственной регистрации  изменений и (или) дополнений в устав  в связи с изменением наименования в регистрирующий орган представляется согласно п. 15 Положения о государственной  регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 “О государственной  регистрации и ликвидации (прекращении  деятельности) субъектов хозяйствования”):

заявление о государственной  регистрации (форма заявления дана в приложении 2 к постановлению  Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 N 8 “О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1″);

изменения и (или) дополнения (новая редакция устава) в двух экземплярах;

электронная копия (в формате .doc или .rtf) изменений и (или) дополнений (новой редакции устава);

свидетельство о государственной  регистрации организации;

оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Кроме того, ч. 3 п. 13 Указа N 660 предусмотрено, что устав управляющей компании должен содержать положения о ведении консолидированного учета и отчетности холдинга, обязанности соблюдения конфиденциальности полученной от дочерних компаний холдинга информации. Срок для внесения соответствующих изменений в устав управляющей компании не установлен.

4. Регистрация  изменений в перечне участников  холдинга.

Регистрация изменений в  перечне участников холдинга требуется  согласно п. 7 Указа N 660 в случае:

принятия управляющей  компанией или собственником  решения о включении коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании. Для регистрации необходимо получение согласие антимонопольного органа. Кроме того, очевидно, что  включаемая компания должна соответствовать  требованиям, предъявляемым п. 1 Указа N 660;

принятия управляющей  компанией или собственником  решения об исключении дочерней компании холдинга из состава его участников;

уменьшения количества принадлежащих  управляющей компании или собственнику акций (доли в уставном фонде) дочерней компании холдинга, в результате которого такая компания перестает отвечать требованиям абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа N 660. Заявление должно быть подано не позднее пяти дней с момента наступления указанного обстоятельства;

прекращения деятельности дочерней компании холдинга – унитарного предприятия. Заявление должно быть подано не позднее  пяти дней с момента наступления  указанного обстоятельства.

Информация о работе Холдинги в Республике Беларусь