Хозяйственно-правовые формы деятельности в здравоохранении и фармации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является необходимость охарактеризовать основные организационно – правовые формы в здравоохранении.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие «предпринимательство в сфере здравоохранения».
2. Описать организационно-правовые формы организации здравоохранения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Хозяйственно-правовые формы деятельности в здравоохранении и фармации……4
Заключение……………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………...14
Задание 2………………………………………………………………….15
Задание 3………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

мед 1.docx

— 41.77 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………3

Хозяйственно-правовые формы деятельности в здравоохранении и фармации………………………………………………………………………….4

Заключение……………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………...14

Задание 2………………………………………………………………….15

Задание 3………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучаемая тема является чрезвычайно  актуальной. Это обусловлено рядом  следующих причин.

Здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной  экономике, именно здесь производятся общественно потребляемые блага  – медицинские услуги. В последнее  время здравоохранение все более  полно вовлекается в экономический  оборот общества, чему способствует активное функционирование медицинских учреждений на рыночных основах.

Коренное реформирование здравоохранения  в России в течение последних  десяти лет, введение системы обязательного  и добровольного медицинского страхования  неизбежно сопровождаются развитием  рыночных отношений в здравоохранении. В этих условиях вопросы предпринимательства, внедрения современного менеджмента  и маркетинга приобрели особую актуальность, которая сохраняется до настоящего времени.

Целью данной работы является необходимость  охарактеризовать основные организационно – правовые формы в здравоохранении.

Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

1. Охарактеризовать понятие «предпринимательство  в сфере здравоохранения».

2. Описать организационно-правовые формы организации здравоохранения.

В процессе написания данной работы нами были использованы в основном следующие методы:

1. Сравнительный анализ  литературных источников.

2. Системный.

В процессе написания данной работы нами в основном были использованы учебные и монографические источники.

Хозяйственно-правовые формы деятельности в здравоохранении и фармации

 

Неотъемлемое право не только на здоровье, избавление от физических страданий, – недугов, но и на нравственное сострадание к своим болезням, то есть на милосердие [4, с. 118].

Ведь врач имеет дело с человеческой болью, которая в каждом случае индивидуальна, и лечит не только тело, но и душу. Вернее – и тело, и душу. Иначе он не врач, а механик, а лечение – это ремонт.

Больной немощен и ему  надо помочь. Вот главное, а все остальное – потом. Возьмем теперь рынок. По большому счету, нравственность рынка – соблюдение определенных правил, направленное на то, чтобы доверие между партнерами сохранилось, а сделка – повторилась. Ради ее конечного результата и самоцели – прибыли. Это аксиома: коммерсант, промышленник ставит свой экономический интерес на первое место. Его партнер чаще всего здоров, энергичен и желает купить услугу или товар для того, чтобы приумножить свое благополучие.

Но значит ли, что в  медицине всякое предпринимательство при таких «возвышенных», целях ее деятельности – несостоятельно? Следует ли, говоря проще, целиком поместить ее на чье-то содержание: посадить, скажем под «крылышко» государства на бюджетный паек или целиком отдать благодетелю-спонсору?

Применительно к здравоохранению  понятия предпринимательской деятельности, прибыли, рынка вызывают одинаково  стойкое неприятие у граждан  и должностных лиц, как в России, так и за рубежом.

Такое неприятие предпринимательства  в здравоохранении объясняется  субъективными и объективными факторами [3, с. 83].

Субъективное неприятие предпринимательства в здравоохранении обусловлено следующими факторами.

Прежде всего, отечественное  здравоохранение основано на традиционном принципе бесплатности медицинской  помощи.

В условиях социалистического  распределения здравоохранение  признавалось непроизводственной сферой народного хозяйства, и получало финансирование из бюджета [6, с. 234].

Здравоохранение могло освоить  столько бюджетных средств, сколько  в него вкладывалось. Если бы в здравоохранение  вкладывалась половина государственного бюджета, и такие вложения оно  могло бы полностью освоить.

Существовавшие в прежние  времена хозрасчетные поликлиники  считались исключением. В аптеках  же лекарства всегда отпускались  за плату.

Товарообменный характер деятельности одних учреждений здравоохранения (аптек) не распространялся на деятельность других (стационаров и поликлиник).

С изменением конституционного строя принцип бесплатности медицинской  помощи сохранился, но на фоне поменявшихся юридических и экономических  реалий. Возникла юридическая категория  услуги.

Появилось законодательство о медицинском страховании граждан. Государство стало плательщиком за медицинские услуги, оказываемые  гражданам бесплатно.

Если услуги оказываются  гражданам бесплатно, то производители  медицинских услуг получают за это  плату. Плата за медицинские услуги для их производителей является доходом [6, с. 234].

Деятельность по оказанию медицинских услуг экономически стала производственной деятельностью, а юридически – деятельностью, приносящей доходы.

Если прежде бесплатность медицинской помощи была принципом  здравоохранения, то в настоящее  время она стала конституционной гарантией гражданам со стороны государства.

Гарантией того, что в  государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения они  получат медицинскую помощь бесплатно  для себя.

Однако поскольку медицинская  помощь приобрела экономическую  форму услуги, постольку процесс  ее оказания стал подвержен экономической  оценке [6, с. 235].

Если прежде медицинская  помощь оказывалась не в товарных отношениях, то в настоящее время  медицинская помощь стала оказываться  в соответствии с оплатой медицинских  услуг, в состав которых она входит.

Между государством в качестве плательщика и государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения  в качестве производителей медицинских  услуг стали складываться отношения  товарообмена в пользу граждан, для  которых медицинская помощь остается бесплатной.

При этом юридически одинаковые медицинские услуги оказываются  за юридически одинаковую плату юридически одинаковыми хозяйствующими субъектами – государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения и  частными организациями. Их деятельность одинаково основана на извлечении доходов  от оплаты медицинских услуг.

Вне зависимости от того, приносит она прибыли или убытки, деятельность в экономическом обороте  с результатом, имеющим форму  товара, является предпринимательской.

Различия лишь в том, что  по общему правилу медицинские услуги гражданам частными организациями  оказываются за плату, которую производит сам гражданин, а государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения – за плату, которую за гражданина производит государство.

Будучи бесплатными для  граждан, оказываемые им медицинские  услуги равно для государственных  и муниципальных учреждений здравоохранения  и частных организаций бесплатными  не являются.

Тем самым детерминантой субъективного неприятия гражданами (обществом) предпринимательства в здравоохранении является не характер деятельности медицинских организаций и не их имущественная принадлежность (государственная, муниципальная или частная собственность), а лишь бесплатность получения медицинской помощи.

Однако неприятие предпринимательства в здравоохранении свойственно не только гражданам (обществу) [5, с. 168]. Предпринимательство вызывает неприятие со стороны публичного института здравоохранения.

Прежде единая государственная  система здравоохранения в настоящее время представлена государственной и муниципальной системами здравоохранения и включает соответствующие органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения. И те, и другие связаны единством финансирования из казны государства и муниципальных образований.

Противопоставлением финансированию здравоохранения из публичных источников являются поступления от любых частных лиц. Тем самым предпринимательством в публичном институте здравоохранения признается не деятельность, приносящая доходы, а лишь деятельность, доходы от которой происходят из частных источников.

Если следовать логике субъективных факторов неприятия предпринимательства в здравоохранении в совокупности, предпринимательской является деятельность частных организаций, оказывающих медицинские услуги гражданам за плату, не происходящую из казны государства или муниципальных образований.

В соответствии с российским законодательством предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК).

Чтобы выявить объективные  причины неприятия предпринимательства в отечественном здравоохранении, необходимо раскрытие понятий, связанных с предпринимательством вообще и в здравоохранении в частности.

Предпринимательской является деятельность:

– самостоятельная, направленная на благо приобретений (получение прибыли), неразрывно связанное с бременем утрат (несение рисков);

– систематично осуществляемая в обороте товаров, работ, услуг;

– субъекта, имеющего государственную регистрацию в качестве юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица.

Таким образом, медицинской и иной деятельностью в области охраны здоровья является предпринимательская деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг медицинского назначения

В современном здравоохранении  при усилении роли на результативность работы и экономическую эффективность  деятельности актуализируются вопросы  выбора организационно-правовых форм, правового статуса производителей «бюджетных» и возмездных медицинских  услуг [5, с. 169].

Пока предложения о развитии новых, юридически самостоятельных  и разрешенных законодательно форм ведения предпринимательской деятельности часто рассматривается в отрасли  как покушение на отчуждение собственности, оплачиваемой государством.

Законом «О некоммерческих организациях»  установлен статус субъекта правоотношений – некоммерческих организаций (НКО), к которым относится и распространенная в государственном секторе здравоохранения  организационная форма – бюджетное  учреждение.

В нормативных актах, регулирующих деятельность НКО, в том числе  и в бухгалтерских, четко не указывается  на то, что возможно самостоятельное  распоряжение доходом от основной и  разрешенной предпринимательской  деятельности, в отличие от коммерческих организаций, у которых доход при реализации товаров, работ или услуг появляется в результате всегда только предпринимательской деятельности и попадает в самостоятельное распоряжение организации.

Другие, кроме учреждения, организационно-правовые формы НКО – автономная некоммерческая организация (АНО), некоммерческие партнерства  и фонды пока не так часто встречаются  в здравоохранении.

Муниципальные (государственные) унитарные  предприятия (далее – УП) также  начинают появляться в отрасли.

Однако, несмотря на то, что  отношения между плательщиком и  производителями медицинских услуг  имеют экономический характер, отношения  между органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения  сохранили административный характер.

Как и прежде, деятельность учреждений здравоохранения в качестве бюджетных учреждений подчинена  нормативным предписаниям. В результате, если деятельность производителей медицинских  услуг экономического характера  сводится к извлечению доходов, то их распределение в учреждениях  здравоохранения происходит в административном порядке.

Выйдя за пределы механизма  государства, учреждения здравоохранения  не обрели свое место в экономическом  обороте. Получая плату за медицинские  услуги из государственных внебюджетных фондов, от страховщиков и от иных плательщиков, учреждения здравоохранения дистанцируются от понятия предпринимательской  деятельности. Будучи юридическими лицами с предоставленными законом правомочиями хозяйствующих субъектов, учреждения здравоохранения позиционируются  в административной подчиненности  органам управления здравоохранением [5, с. 167].

Юридически различающиеся  характером и сферой деятельности, правовым положением и целым рядом  других признаков, государственные  и муниципальные органы управления здравоохранением и государственные и муниципальные учреждения здравоохранения искусственно объединены в единый публичный институт здравоохранения.

Информация о работе Хозяйственно-правовые формы деятельности в здравоохранении и фармации