Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 06:46, курсовая работа
Существенный вклад в теории роста был внесен Йозефом Алоизом Шумпетером, прежде всего благодаря работе «Теория экономического развития», опубликованной в 1939 году.
Именно Шумпетер ввел в экономическую науку понятие «инновации» и абсолютно по-новому рассмотрел значение предпринимателя с точки зрения экономического роста.
Исходным пунктом, по Шумпетеру, было чистое равновесие, или стабильное состояние экономики. С его точки зрения, двигателем «развития» (в противовес привычному росту) были изменения в экономической сфере. Они были вызваны разными причинами (например, внезапные открытия новых источников предложения), но основной была предпринимательская новация, которая и обусловливала развитие.
Введение…………………………………………………………………………..
Теоретическая часть
1.1 Краткая биография И. Шумпетера…………………………………..
1.2 Понятие инноваций…………………………………………….
1.3 Теория экономического развития………………………………
2. Аналитическая часть
2.1 Роль инноваций в экономическом развитии……………………………
2.2 Анализ экономического развития в мире
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт экономики, управления и финансов
Кафедра менеджмента и экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по макроэкономике
И. Шумпетер об инновациях и их роли в экономическом развитии
Выполнила студентка: Кузвесова В.А.
гр. ГСП, 1 курс
ИЭФМ
зачетная книжка №__2013-07
Научный руководитель:
_к.п.н.,_доцент. Галушко Н.А._
Екатеринбург 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Краткая биография И. Шумпетера…………………………………..
1.2 Понятие инноваций…………………………………………….
1.3 Теория экономического развития………………………………
2. Аналитическая часть
2.1 Роль инноваций в экономическом развитии……………………………
2.2 Анализ экономического развития в мире
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………
Существенный вклад в теории роста был внесен Йозефом Алоизом Шумпетером, прежде всего благодаря работе «Теория экономического развития», опубликованной в 1939 году. Именно Шумпетер ввел в экономическую науку понятие «инновации» и абсолютно по-новому рассмотрел значение предпринимателя с точки зрения экономического роста. Исходным пунктом, по Шумпетеру, было чистое равновесие, или стабильное состояние экономики. С его точки зрения, двигателем «развития» (в противовес привычному росту) были изменения в экономической сфере. Они были вызваны разными причинами (например, внезапные открытия новых источников предложения), но основной была предпринимательская новация, которая и обусловливала развитие. Движущей силой развития в теории
Шумпетера выступает предприниматель,
причем предприниматель-новатор, творческая
личность. Ему свойственны инициатива,
дар предвидения, склон ость к риску. В
этом плане предприниматель отличается
от простого собственника современным
языком инвестора, который лишь передает
свои средства в управление, хотя зачастую
собственник и предприниматель могут
быть и одним субъектом.
4. Получение доступа к новому источнику сырья; 5. Создание новой формы организации фирмы (в том числе обеспечивающей монопольное положение фирмы на рынке или подрыв чужой монополии). Именно эти конкретные формы
экономических изменений он и рассматривал
как развитие. На уровне макроэкономики
развитие имеет место в случае массового
осуществления предпринимателями «новых
комбинаций». Необходимым условием экономического
развития является развитость кредитного
рынка и доступность кредита для предпринимателей.
Схожие идеи, связанные с ролью кредита
в развитии экономики, присутствовали
в рамках немецкой исторической школы,
в частности у Бруно Гильденбранда. Наличие
кредита позволяет отказаться от накопления
первоначального капитала и тем самым
облегчает новаторам доступ на рынок для
практической реализации идей. ШумпетерЙ.
Теория экономического развития. М.: Прогресс,
1982. С. 159. |
Краткая биография
Йозеф Алоиз Шумпетер (нем. Joseph Alois Schumpeter; 8 февраля 1883 — 8 января 1950) — австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли. Популяризировал термин «Креативное разрушение» в экономике, и термин «Элитарная демократия» в политологии.
В 1986 году в честь заслуг экономиста и для изучения
его творчества было создано «Международное общество Йозефа
Шумпетера»; в2001 году в Берлине основан Институ
Окончил Венский университет, преподавал в университетах Граца и Бонна (1925–1932), а затем в Гарварде (1932–1950), где получил широкую известность благодаря своим исследованиям теории капитализма и циклов деловой активности. Президент Эконометрического общества (1940—1941). Президент Американской экономической ассоциации в 1948 году. «История экономического анализа» («History of Economic Analysis», 1954) вышла после смерти автора под редакцией вдовы ученого Элизабет Шумпетер — также квалифицированного экономиста, автора работы «Статистика английской заморской торговли с 1697 по 1808 гг.» («English Overseas Trade Statistics, 1697—1808», 1960).
Основные работы:
Шумпетер центральное место в динамике экономических процессов отводит предпринимательской функции. Для отображения реалий конца XIX - начала XX века он выдвинул теорию "эффективной конкуренции" - плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующихся на инновациях и обеспечивающих экономическое развитие.
В динамической концепции цикла он рассматривает цикличность как закономерность экономического роста. Согласно Шумпетеру, движущая сила процветания - инвестиции в основной капитал, которые служат воплощению инноваций.
Умер Шумпетер в Таконике (шт. Коннектикут) 8 января 1950
Понятие инновации, виды, классификация
Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия. Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к внедрению новшество приобретает иное качество и становится нововведением (инновацией).
Понятие инновации как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. инноваций:
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде:
В современных условиях экономического хозяйствования внедрение инноваций является одним из решающих факторов активизации конкурентных преимуществ российских производителей, укрепления их экономической самостоятельности и рыночных позиций.
Инновационный менеджмент — сравнительно новое понятие для современной экономики в России, хотя отдельные элементы, отражающие процессы управления научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство, исследовались в централизованно управляемой экономике.
Инновация — форма управляемого развития уже существующих систем либо процесс, в ходе которого инновационный продукт доводится до стадии практического применения и обеспечивает рыночный успех.
Исследования, проводимые в области оценки конкурентоспособности стран показали, что основной стратегией развития предприятий и соответственно стран, обусловливающих их приоритетное положение, является использование политики управления, основанной на следующих принципах:
В этой связи роль инновационного менеджмента как фактора эффективного развития организации и формирования конкурентных преимуществ, несомненно, возрастает.
К числу наиболее важных практических задач инновационного менеджмента относится формирование эффективной системы управления инновационными процессами, которая предполагает:
Это объясняется тем, что инновационный менеджмент определяет перспективное развитие экономической системы и формирует специфику и характер факторов, влияющих на содержание проблем.
Эффективность инновационных процессов на предприятии зависит от используемых приемов и методов формирования стратегии, определяемых состоянием и статусом организации в инновационной сфере, категорией инновационного продукта, видом разрабатываемых новшеств, степенью применения результатов НИР в производственном процессе.
В условиях развитого рынка для наиболее успешного управления инновационной деятельностью особенно актуальной проблемой становится создание предприятий и организаций в научно-технической и инновационной сфере деятельности, а также детальное и тщательное изучение осуществляемых в рамках этих предприятий инноваций и протекающих инновационных процессов. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах, незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменным конструктивное исполнение изделия; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Инновация — понятие системное, и его применение обусловливает необходимость подробно остановиться на проблеме классификации. Несмотря на наличие ряда общих черт инноваций, а соответственно и предприятий, их воплощающих, существует значительное количество видов и тех и других, поэтому нужно осторожно подходить к попыткам стандартизации их описания. Прежде всего, следует рассмотреть наиболее важные признаки, лежащие в основе известных классификаций. Большинство их базируется на типологии, т. е. научном методе, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщенной модели. Группировки инноваций и инновационных предприятий по различным основаниям должны не только конкретизировать структуру изучаемого объекта, инновационных позиций, но и выявить связи и соотношения между разными типами инноваций и инновационных организаций. В современной литературе по данной проблематике можно встретить большое количество различных подходов к классификации инноваций и инновационных предприятий, среди которых наибольшего внимания заслуживают типологии Г. Менша, X. Фримена, А. И. Пригожина, Б. Санто и др. Несмотря на имеющиеся различия, единым исходным пунктом для разработки всех используемых в настоящее время классификаций служит классификация Й. Шумпетера. В зависимости от используемого признака классификации американские исследователи различают целый ряд видов и подвидов инноваций (табл. 1).
Таблица 1. Классификация инноваций
Признак классификации |
Виды инноваций |
По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т.п.) |
Радикальные (пионерные, базовые, научные и т.п.); ординарные (изобретения, новые технические решения); усовершенствующие (модернизация) |
По характеру применения |
Продукт и процесс |
По стимулу появления (источнику) |
Нововведения, вызванные развитием науки и техники; потребностями производства; потребностями рынка |
По роли в производственном процессе |
Потребительские и инвестиционные |
По масштабу (комплексности) |
Сложные (синтетические) и простые |
По пользователям |
Производители, общество в целом; локальный рынок |
Информация о работе И. Шумпетер об инновациях и их роли в экономическом развитии