И. Шумпетер об инновациях и их роли в экономическом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 06:46, курсовая работа

Описание работы

Существенный вклад в теории роста был внесен Йозефом Алоизом Шумпетером, прежде всего благодаря работе «Теория экономического развития», опубликованной в 1939 году.
Именно Шумпетер ввел в экономическую науку понятие «инновации» и абсолютно по-новому рассмотрел значение предпринимателя с точки зрения экономического роста.
Исходным пунктом, по Шумпетеру, было чистое равновесие, или стабильное состояние экономики. С его точки зрения, двигателем «развития» (в противовес привычному росту) были изменения в экономической сфере. Они были вызваны разными причинами (например, внезапные открытия новых источников предложения), но основной была предпринимательская новация, которая и обусловливала развитие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
Теоретическая часть
1.1 Краткая биография И. Шумпетера…………………………………..
1.2 Понятие инноваций…………………………………………….
1.3 Теория экономического развития………………………………
2. Аналитическая часть
2.1 Роль инноваций в экономическом развитии……………………………
2.2 Анализ экономического развития в мире
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

makroekonomika печать курсача.docx

— 71.49 Кб (Скачать файл)

КПП со средней степень устойчивости. К этому виду целесообразно относить удерживаемые более длительное время конкурентные преимущества. Например, запатентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров или услуг, репутация фирмы, налаженные каналы сбыта продукции. Для достижения подобных преимуществ необходимы интенсивные и долговременные капиталовложения в производственные мощности, проведение НИКР и маркетинговые исследования, в специализированное обучение персонала;

КПП с высокой степень устойчивости. Этот вид конкурентного преимущества требует сочетания крупных капиталовложений в инновационные проекты с высоким качеством их реализации.

Известно, что получить доступ к инновациям в рыночной экономике можно приобретая их на рынке. Однако такой путь обрекает на так называемое догоняющее развитие, так как в коммерческий оборот, как правило, поступают не самые передовые новинки. Покупатель новой технологии получает ряд преимуществ: не тратит средства на разработку открытия, избегает риска внедрения НИКР, сокращает время на внедрение изобретения в производство. В то же время такой подход, как отмечено выше, сокращает время удержания конкурентоспособности и не обеспечивает высокой прибыли.

Наибольшие преимущества получают предприятия, которые выбирают путь финансирования собственных внутрифирменных разработок либо устанавливают контроль над разработками за пределами фирмы (договоры с НИИ, университетами).

Собственные разработки могут финансировать немногие фирмы, причем западный рынок отличается высокой концентрацией затрат фирм на НИОКР. Различаются цели НИОКР. Это могут быть разработка нового продукта, разработка новой технологии или улучшение производимого продукта. Основную долю затрат на НИОКР фирмы тратят на первое направление, но существуют национальные и отраслевые особенности по отдельным целям.

Для предприятий трансформационной экономики источники финансирования НИОКР ограничены. Западные фирмы тратят на исследования несколько процентов от оборота, но их оборот составляет миллиарды долларов. Объемы собственных средств отечественных фирм не позволяют в достаточной мере финансировать инновационную деятельность. Поэтому большее распространение получает приобретение лицензий на новые для нашего рынка товары, лизинговые сделки по приобретению оборудования. Значительным источником финансирования предприятий в реализации их инновационной деятельности являются также заемные средства, кредиты банком.

Разрабатывая инновационную политику, предприятия должно исходить из того, что инновация - это не столько передовая научная разработка, сколько передовое внедрение в массовое производство. В связи с этим объектом научного анализа становится инновационная активность предприятия. Финансирования создания инноваций не гарантирует инновационной активности. Финансирование НИОКР, скорее, превентивная мера. В экономической литературе много примеров того, что известные фирмы, имеющие прочное положение на рынке, занимают оборонительные позиции в научно=техническом соперничестве. Часть активную научно-техническую политику проводят фирмы, затраты на НИОКР у которых достаточно скромные. Высокой активностью во внедрении нововведений отличаются мелкие фирмы, новые конкуренты по сравнению с уже известными, так как для них такая активность часто является единственной возможностью проникновения на рынок, создания и удержания конкурентных преимуществ. Причиной низкой активности является, прежде всего, риск внедрения инноваций. По данным американских исследователей, на рынке товаров широкого потребления терпят неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения - 20%, а на рынке услуг - 18%. Другой причиной является объем финансирования внедрения. Общепризнанным считается соотношение 1:10:100:1 - это затраты на научные исследования, в 10 раз больше нужно затрать на создание опытного образца и в 100 раз больше средств уходит на организацию массового производства товара. Отсюда понятно, почему у нас большинство исследований не выходит за рамки первой стадии, лишь небольшое количество доходит до второй.

В условиях изменчивости предпочтений, свойственной постиндустриальному обществу, предприятие не может полагаться только на существующие товары. Экономисты подчеркивают, что если фирма не ограничивается краткосрочным выживанием, а строит долгосрочную стратегию, то у нее нет альтернативы разработке новых товаров. В организационной структуре фирмы должно быть закреплено распределение усилий между созданием оригинальных товаров, модификацией существующих товаров и, возможно, имитацией товаров-конкурентов.

Отсутствие достаточных средств на финансирование НИОКР, нетребовательность покупателей (ненасыщенность рынка многими известными в других странах товарами), а также высокий риск инноваций делает проблематичным возрастание конкурентоспособности предприятий на основе инновационной активности. Для нормального функционирования в компании инновационного цикла от поиска идеи до изготовления необходимо. Чтобы доход от реализации новой продукции как минимум покрывал затраты на проведение дальнейших разработок. Поэтому стоящая перед предприятиями дилемма - разрабатывать новинку или получать невысокую, но относительно гарантированную прибыль за счет использования уже известных на мировом рынке товаров и технологий, часто решается в пользу последнего. Среди факторов, сдерживающих инновационные процессы, исследователи отмечают:

слабый уровень научно-исследовательной базы, неготовность предприятий к освоению новейших научно-технических достижений, недостаток информации о новых технологиях, рынках сбыта;

недостаток собственных денежных средств, высокий экономические риски, длительные сроки окупаемости инновационных проектов;

недостаточный уровень проработки регламентирующих законодательных и нормативно-правовых документов;

недостаточную инновационную развитость рынка технологий.

Инновационная активность в трансформационной экономике осложняется еще одной проблемой. В связи с возрастанием роли инноваций в обеспечении конкурентоспособности увеличивается потребность фирмы в специалистах. Для обеспечения себя конкурентоспособным персоналом западные фирмы заключают контракты с университетами и специализированным колледжами, открывают собственные курсы по переподготовке и повышению квалификации, используют новые методы мотивации и оплаты труда и др. Одной из форм является привлечение специалистов из других стран, в частности, из стран с переходной экономикой, что создает угрозы для конкурентоспособности последних.

В ряде исследований отмечается недостаточное внимание к такому фактору конкурентоспособности, как персонал. В условиях инновационной экономики инновационная активность персонала организации становится ядром, определяющим инновационное развитие и конкурентоспособность организации. Отсюда следует вывод, что для управления конкурентоспособностью организации следует отказаться от устаревших методов и показателей и оценивать, прежде всего, основной интеллектуально-креативный потенциал фирмы, от которого зависит дальнейшее формирование уровней конкурентоспособности предпринимательской структуры: технологий, товаров и финансов.

 

2 Управление  конкурентоспособностью продукции - залог финансовой устойчивости  предприятия

 
В современной экономике роль инноваций велика. С одной стороны, они обеспечивают конкурентоспособность продукции и предприятия возможность получить высокий доход. В рыночной экономике инновации являются эффективным средством конкурентной борьбы так как способствуют снижению издержек производства, росту прибыли, притоку инвестиций, повышению имиджа производителя новых продуктов, открытию и завоеванию новых рынков.

В связи с этим требуется разработка комплекса мероприятий по улучшению конкурентоспособности с целью достижения на этой основе финансовой устойчивости предприятия.

Можно выделить три основных способа обеспечения повышения конкурентоспособности продукции:

Инновационный, заключающийся в повышении уровня потребительских свойств продукции и ее усовершенствования с целью повышения качества продукции. Так как качество продукции один из основных параметров конкурентоспособности, то повышение конкурентоспособности продукции при более высоком техническом уровне позволяет увеличить прибыль за счет увеличения продажной цены на эту продукции, либо за счет увеличения объема реализации;

Совершенствование производства с целью снижения себестоимости продукции и обеспечения более высокого уровня рентабельности выпускаемой продукции, что даст возможность предприятию при прежнем уровне цен получить дополнительный прирост прибыли, либо, снизив цены на свою продукцию, обеспечить тем самым увеличение спроса и рост продаж, а, следовательно, и рост прибыли;

Ценовой, состоящий в изменении цен на продукции, создающем ее ценовой потенциал по сравнению с конкурирующей продукцией. Снижение продажной цены, при прежнем уровне качества продукции, обеспечивает увеличение спроса на эту продукции, а прибыль за счет этого не становится ниже достигнутого уровня.

Таким образом, базовыми показателями для обеспечения финансовой устойчивости выступают цена продукции, качество продукции и фактическая себестоимость продукции. Поэтому предприятию необходимо тесно увязать между собой методы управления затратами, управления качеством продукции и методы расчета цен на продукцию, чтобы выпуск продукции был выгоден и потребителю и производителю. Управление конкурентоспособностью продукции - последовательная реализация функций управления с целью формирования свойств продукции, обеспечивающих ей конкурентное преимущество по сравнению с товарами-конкурентами.

 

 

Анализ инновационной деятельности

Система управления инновациями, инновационным процессом и организационными и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления, называется инновационным менеджментом (ИМ). 

Инновационный менеджмент как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности является одним из основных направлений в развитии общественного производства. 

Предмет инновационный менеджмента - изучение теории и практики инноваций, инновационного процесса и механизма управления инновациями. Инновационный менеджмент является составной частью любого процесса управления и в то же время самостоятельной дисциплиной, это одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства. 

В то же время - это самостоятельная область управленческих и экономических наук и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения инновационных целей путем рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. 

Как наука и искусство инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего (системного) менеджмента. 

Как вид деятельности инновационный менеджмент - совокупность процедур принятия управленческих решений, составляющих общую технологию управления инновациями на предприятии, предполагает распределение задач за их конкретными исполнителями. 

Как аппарат управления - это система управления инновациями иерархической структуры и органов управления, менеджеры. 

Инновационный менеджмент предполагает такое управление инновациями, которое затрагивает вопросы организации, планирования, стимулирования, контроля реализации инновационных проектов на макроуровне (федеральный уровень), мезоуровне (региональный уровень, уровень кластера, уровень интегрированных бизнес-групп) и микроуровне (разработка и реализация инноваций отдельными предприятиями и организациями). 

Анализ инновационной деятельности осуществляется по отдельным группам показателей: показатели, которые характеризуют учреждения, занимающиеся инновационной деятельностью; показатели результатов инновационной деятельности;  
 
показатели использования результатов инновационной деятельности; показатели эффекта от инновационной деятельности. 

Показатели результатов инновационной деятельности охватывают:  
 
• объемы научно-исследовательской, научно-технической деятельности, проектно-конструкторских работ; 

• объемы изготовление опытных образцов; 

• объемы научно-технических услуг. 

Указанные показатели приводятся: всего, по отдельным источникам финансирования, по годам, их изменение абсолютная и в динамике.  
 
К показателям использования результатов инновационной деятельности относятся:  
 
• количество наименований новых видов продукции по годам;  
• доля новых видов продукции, в общем, ее объеме по годам;  
• конкурентоспособность продукции на внутреннем и мировом рынках;  
• степень прогрессивности технологий; 

• объем работ по техническому совершенствованию производства, их абсолютное и относительное изменение по годам; 

• экономические результаты: прирост прибыли в результате внедрения результатов инновационной деятельности, снижения ресурсомисткости продукции и т.п., которые рассчитываются по годам, определяется их абсолютное и относительное изменение. 

Эффект от инновационной деятельности определяется по следующим показателям:  
 
• коммерческий (финансовый) эффект; 

• бюджетный эффект; 

• общеэкономических эффект. 

Коммерческий эффект отражает финансовые последствия реализации результатов инновационной деятельности для ее непосредственных участников. Рассчитывается как разность между финансовыми результатами и расходами и может быть положительным или отрицательным. 

Бюджетный эффект характеризует финансовые последствия реализации результатов инновационной деятельности для государственного и местных бюджетов. Он оценивается как разница между доходами от инновационной деятельности и расходами соответствующего бюджета на ее осуществление.  
 
Общеэкономических эффект определяет результаты инновационной деятельности для всей национальной экономики, регионов и отраслей и характеризуется показателями: 

• выручка от реализации на внешнем и внутреннем рынках инновационного продукта;  
• выручка от продажи лицензий, ноу-хау, программного обеспечения; социальные и экологические последствия;

• поступления от импортных пошлин; 

• кредиты иностранных государств, банков и фирм и т.д. 

В состав затрат входят необходимые для обеспечения инновационной деятельности затраты всех ее участников на уровне национальной экономики, региона, отрасли. Анализ инвестиционной деятельности осуществляется в целях выявления, насколько благоприятным является инвестиционный климат в стране, какие источники финансирования задействованы и насколько эффективно они используются, или обеспеченные ресурсами структурные сдвиги в экономике.  
 
В современных условиях инновационная деятельность является важнейшей составляющей процесса обеспечения успешного функционирования предприятия. В связи с этим возникает необходимость проведения экономического анализа этой деятельности. 

Информация о работе И. Шумпетер об инновациях и их роли в экономическом развитии