Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:01, реферат
Местные технологии экономической власти, или институциональная среда и организации, вступают во взаимодействие с новыми, импортированными социальными технологиями и могут оказать решающее влияние на эффективность новых институтов, создавая тем самым проблемы определенного рода, которые не имеют существенного значения, когда на вооружение берутся физические технологии. Зачастую мало что известно о взаимной дополняемости импортированных, или новых, социальных технологий с ранее существовавшими институтами экономической власти.
Формирование институтов
вызвано объективным
Выделяют два
способа осуществления
Прошедшие полтора десятка лет продемонстрировали на практике в исключительно сжатые исторические сроки стремительное построение рыночной экономики в ряде бывших социалистических стран. Наиболее драматично эти процессы развивались в России. С самого начала реформ импорт рыночных институтов был принят за основу трансформирования общества. В значительной мере эти процессы еще не закончились, поэтому их изучение актуально для достижения целей реформ.
Местные технологии экономической власти, или институциональная среда и организации, вступают во взаимодействие с новыми, импортированными социальными технологиями и могут оказать решающее влияние на эффективность новых институтов, создавая тем самым проблемы определенного рода, которые не имеют существенного значения, когда на вооружение берутся физические технологии. Зачастую мало что известно о взаимной дополняемости импортированных, или новых, социальных технологий с ранее существовавшими институтами экономической власти. Эти последние могут либо подкреплять, либо, наоборот, нейтрализовывать новые структуры, как, например, в ситуации, когда страны заимствуют уставы корпораций или конституции, хорошо зарекомендовавшие себя в других регионах мира.
Поиски альтернативы приводят к революционному варианту институционального развития, заключающемуся в попытках изменить, прежде всего, формальные рамки, ориентируясь на уже известные образцы. Речь идет об импорте формальных институтов экономической власти, уже доказавших свою эффективность в обеспечении взаимодействий, и отхода на этой основе от тупиковой траектории институционального развития. Иначе говоря, преобразования ориентируются на достижение определенного результата и исходные условия - существующие в обществе неформальные властные институты - принимаются в расчет в последнюю очередь. В отличие от генетических изменений, сопровождающих эволюцию институтов, революционные изменения можно назвать онтологическими: желаемая ситуация проецируется на общество. Еще одно отличие от эволюционного варианта развития заключается в необходимости политической воли для осуществления революционных преобразований. Роль государства из чисто технической, сведенной к законодательной фиксации неформальных норм, превращается в главенствующую.
Революционные изменения
касаются в первую очередь формальных
рамок, ибо неформальные не поддаются
прямому воздействию и могут
быть изменены лишь индуктивно, как
реакция на новые формальные рамки.
На какие же образцы ориентированы
изменения формальных институциональных
рамок? Во-первых, институты могут
строиться в соответствии с некой
идеальной моделью, т. е. напрямую переносятся
из теоретической модели на практику.
Примером из российской истории является
период после Октябрьской революции
1917 г., когда институты нового общества
создавались под копирку тех,
которые описывались в работах
К. Маркса и Ф. Энгельса. Общество планировалось
построить по принципу единого производственного
кооператива, для чего требовался переход
от частных раздробленных
Парадоксально, но
и становление институтов рынка
даже в Англии включало в себя элементы
копирования теоретической
Во-вторых, институты могут воспроизводить образцы, существовавшие в истории данной страны, но исчезнувшие в процессе исторической эволюции общества. Поиск исторических образцов для подражания, принимающий форму поиска утраченного «золотого века», связан с опасностью появления институциональных «атавизмов». Например, на одном из этапов рыночных реформ в Тунисе государство решило воссоздать институт гильдий, хорошо зарекомендовавший себя вплоть до начала ХХ в. Целью государства было обеспечить стабильность и подконтрольность локальных рынков, контроль качества продающихся на них товаров. Однако эксперимент по реанимации института не удался: в условиях современного рынка и конкуренции со стороны импортных товаров гарантии качества, базирующиеся на личной репутации аминов, глав гильдий, так и не смогли заработать. То же можно сказать и о предложениях восстановления института земства как основы местного экономического самоуправления в современной России.
В-третьих, формальные институты могут строиться по образцам, существующим в других странах. Причем речь идет как о политических (институты демократии), так и экономических институтах.
Страна-экспортёр
получает преимущества в торговле с
воспроизводящей её институты страной.
Действительно, унификация институциональных
систем позволяет снизить
Реформы Петра I интересны
в качестве первой попытки комплексной
институциональной
Процесс заимствования институтов, развившихся в иной институциональной среде, В.М. Полтерович называет «трансплантацией»
Несмотря на резкое увеличение в последние годы объёма импортирования институтов в Россию, оно проводилось в значительной мере без предварительного системного анализа выгод и издержек их введения, без выделения и устранения сдерживающих факторов, без политики снижения противодействия импортированию, без мер по ускорению адаптации неформальных институтов к вновь вводимым формальным.
Основные факторы, определяющие особенности импорта институтов:
1) Издержки трансплантации: для институтов, в отличие от произв-ых технологий, отсутствует «проектная документация», описывающая условия применения и параметры «технологического процесса» и гарантируемые качества получаемого продукта. Трансплантация института - весьма рисковое и нередко очень дорогое мероприятие.
Пример: Чековая приватизация в России. Внедрение открытого акционерного общества при отрицательном спросе на этот институт со стороны значительной части трудовых коллективов привело к высоким издержкам.
2) Стратегии трансплантации:
предусматривает модификацию
Пример: Наивная стратегия трансплантации предполагает, что введение «адекватной» законодательной базы обеспечит «правильное» функционирование соответствующего института. На практике подобная «шоковая» стратегия часто терпела крах.
3) Выбор трансплантата: трансплантантом может быть действующий институт любой страны, либо институт, существовавший в прошлом. Нередко политики предпочитают заимствовать наиболее передовые институты, стремясь максимально ускорить инст-ое развитие.
Пример: примеры «забегания вперед» - попытка внедрения современной прогрессивной системы взимания подоходного налога в России, заимствование системы бюджетного федерализма.
4) Инфраструктура
трансплантации: стратегия промежуточных
институтов предусматривает
Пример: институт полномочных представителей Президента в регионах как промежуточный институт системы федерализма.
5) Использование
структурной аналогии: если спонтанное
развитие некоторого института
в одной стране происходит
по схеме, уже осуществившейся
в прошлом в других странах,
можно предположить, что аналогия
продолжится и в дальнейшем. Отсюда
мы получаем ориентир для
Пример: административная реформа в США.
6) Национальное
согласие: целенаправленный импорт
институтов при достижении
7) Глобализация: человек
всё яснее осознает себя «
Пример: события
последних десятилетий в
8) Уровень образования:
значительно более высокий
1.2 Причины и последствия импорта институтов
Теперь разберемся с вопросом, почему же страна начинает импортировать институты или что является причиной их изменения?
Американский экономист и историк Д. Норт, написавший немало трудов по институциональной экономике выделил три причины изменения институтов:
1) Изменение в
соотношении цен. Изменение
2) Изменения под влиянием изменения идей, вкусов, привычек. Распространяющиеся в обществе в ту или иную эпоху идеи также служат источником изменения институтов, в том числе в эпохи революций. Тем не менее, Норт подчёркивает, что изменения институтов обычно носят инкрементный, то есть постепенный, непрерывный, а не дискретный (резкий) характер. Причём это относится даже к эпохам революций. Если же в эпоху революции происходят слишком резкие изменения институтов, то затем происходит некоторый откат назад, и дальнейшие изменения осуществляются уже постепенно.