Инфляционная и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 13:38, научная работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, целью научной работы является столь полное и всестороннее изучение содержания инфляционной и антиинфляционной политики.
Задачами моей работы являются:
1) Раскрыть сущность и инструменты антиинфляционной политики
2) Проанализировать проведение борьбы с инфляцией в переходной экономике Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1 Инфляционная политика 5
Сущность и предпосылки проведения антиинфляционной политики государства 8
Инструменты и механизмы действия антиинфляционной политики
Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь 24
Антиинфляционная политика Республики Беларусь 33
Заключение 38
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

курсовая горбачева.docx

— 127.04 Кб (Скачать файл)
  1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  2. Государственное регулирование цен;
  3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

  1. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.
  2. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: «Белоруськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).
  3. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например за  первые два месяца 2012 года общий объем покупки иностранной валюты достиг $2,903 млрд.  а объем продаж составил $3,222 млрд. [17]
  4. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: В I квартале 2012 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 105,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с I кварталом 2011 г. в сопоставимых ценах на 3%.

Удельный вес в ВВП валовой добавленной стоимости промышленности составил 37,4%, торговли; ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 13,4%, , транспорта и связи – 7,9%, строительства – 5,4% сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства  – 3,8% [18].

Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так валовой внешний долг Беларуси за 2011 год увеличился на 5,627 млрд долларов, или на 19,8%, и на 1 января 2012 года составил 34,028 млрд долларов.  Валовой внешний долг Беларуси за 2011 год увеличился на 5,627 млрд долларов, или на 19,8%, и на 1 января 2012 года составил 34,028 млрд долларов. [19]

Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси. Так, индекс потребительских цен на товары и платные услуги в марте 2012 года  составили 100,1  по сравнению с февралем 2012 года (101,5 %), декабрем 2011 года (105,0%,) и марта 2011 года (206,5%) [20].

 

 

 

 

3 Инструменты и механизмы действия антиинфляционной политики

          В настоящее время среди ученых-экономистов различных стран устоялось мнение, что даже умеренная инфляция несет негативные последствия и препятствует нормальному развитию экономики. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом, в первую очередь, экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос, как ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в каждой стране решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную политику.  Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.  Адаптивная политика представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.

Активная политика. Правительство владеет целым рядом прямых монетарных рычагов, которые могут способствовать сокращению и сдерживанию инфляции К  ним следует отнести: 

          - контроль над денежной эмиссией;  
          - недопущение эмиссионного финансирования госбюджета; 

          - осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом инфляционными процессами, так как несет ответственность за денежное предложение и к тому же величину денежной массы на рынке; 

          - пресечение обращения денежных суррогатов; 

- наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа.

Антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены. 

1) Меры, направленные против инфляции спроса: 

          -  уменьшение госрасходов; 

          -   увеличение налогов; 

          -   сокращение дефицита госбюджета; 

          -   переход к жесткой кредитно-денежной политике; 

          -   стабилизация валютного курса путем его фиксирования.

Такие меры ориентированы, прежде всего, на сдерживание совокупного спроса. Сюда следует отнести уменьшение госрасходов и увеличение налогов, сокращение дефицита госбюджета. 

Здесь следует отметить, что проведение вышеуказанных мер в стране с высоким уровнем инфляции приведут к сокращению совокупного спроса. Антиинфляционные меры также классифицируют на молниеносные или «шоковые» и постепенные. 

Преимущество молниеносных мер в том, что они проводятся в условиях доверия к правительству страны, способствуют резкому снижению инфляции и инфляционных ожиданий, что создает условия для устойчивого безинфляционного развития. Недостатки: резкий спад производства, рост безработицы.

Постепенная политика способствует сохранению относительной социальной стабильности: медленный рост безработицы, незначительный спад производства. Недостатки: неопределенность экономической политики и такая политика сохраняет достаточно сильные инфляционные ожидания.  
          Следует также отметить еще одну действенную меру в рамках сокращения спроса – стабилизация валютного курса путем его фиксирования. 

2) Меры, направленные против инфляции издержек: 

          - сдерживание роста факторных доходов и цен;  
          - борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов;  
          - стимулирование производства в рамках «экономики предприятия».

Политика сдерживания цен и доходов дает видимые результаты в достаточно короткие сроки, но цена такой дефляции высока, так как одновременно «сдерживаются» и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспропорции и инфляционные ожидания.  
Косвенное ограничение предусматривает либо установление тройственного соглашения «государство – предприниматели – профсоюзы», либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен. Однако есть много примеров, когда ни первые, ни вторые меры не дали ощутимого эффекта.  
Далее следует выделить меры, направленные на стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Суть данной теории состоит в том, что правительство проводит мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокупного предложения, то есть увеличению уровня естественного выпуска. Тогда краткосрочная кривая AS естественным образом сместиться вправо без движения вверх. 

          Основные элементы политики экономики предложения: 

          - снижение налогов (для бизнеса и подоходного). Снижение налогов на бизнес создаст дополнительные стимулы для активизации предпринимательства;  
          - развитие конкуренции в инфраструктурном секторе;  
          - усиление трудовых мотиваций населения путем изменения социальной политики;  
          - денежная эмиссия строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска

Адаптивная политика.  Основные составляющие адаптивной политики: 

           - индексация;  
           - соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты.

Индексация, то есть изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции, так как распространяется на получателей фиксированных доходов, то есть тех, кто больше всех теряет от инфляции. Она также может оказать понижающее давление на инфляционные ожидания. Но есть и отрицательные стороны: влияние на сдерживание корректировки относительных цен, и если инфляция вызвана изменениями в структуре предложения, то индексация может стать причиной инфляционной спирали (как это имело место в Израиле во время нефтяного шока 70-х гг.). 

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции, однако ограничивается и рост производства. 
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. 

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование. Этот вид регулирования проводится формально Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса. 
          Антиинфляционная политика – совокупность мер, которые проводятся государством в различных сферах экономической жизни с целью снижения темпов инфляции. Далее рассмотрим проведение антиинфляционного регулирования более подробно. 

Фискальная политика. Оценивая характер антиинфляционной политики,  можно выделить в ней два подхода.  В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства)  предусматривается активная бюджетная политика –  маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном,  избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги.  В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции,  однако одновременно ограничивается и рост

производства,  что может привести к застою и даже кризисным явлениям в

экономике, к расширению безработицы.

Методы фискальной политики

  1. Изменения реального объема производства.  Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений.  В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. 
  2. Изменения уровня цен.  При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные доходы от налогов. 
  3. Изменение процентных ставок.  Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. 
  4. Автоматическая стабилизация.  Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие,  как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. 

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности.  Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка.  Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена:

MV = PQ, 

где М – предложение денег, 

V – скорость  обращения денег в кругообороте  доходов; 

P –  средняя цена,  по которой продается каждая единица физического объема производства; 

Q – физический  объем производимых товаров и  услуг. 

Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства,  занятости и цен.  Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов,  а также на текущий объем производства. Следовательно,  в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. 

Информация о работе Инфляционная и антиинфляционная политика