Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 13:38, научная работа
Исходя из вышесказанного, целью научной работы является столь полное и всестороннее изучение содержания инфляционной и антиинфляционной политики.
Задачами моей работы являются:
1) Раскрыть сущность и инструменты антиинфляционной политики
2) Проанализировать проведение борьбы с инфляцией в переходной экономике Республики Беларусь.
Введение 3
1 Инфляционная политика 5
Сущность и предпосылки проведения антиинфляционной политики государства 8
Инструменты и механизмы действия антиинфляционной политики
Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь 24
Антиинфляционная политика Республики Беларусь 33
Заключение 38
Список использованных источников 40
Компромисс между инфляцией и безработицей в макроэкономических моделях может быть представлен в следующем виде:
p = pe + f y – y*+ e,
где p — фактический уровень инфляции;
pe - ожидаемый уровень инфляции;
f — инфляция спроса;
e — внешний ценовой шок (инфляция издержек).
|
Поскольку определяется
динамикой циклической безработицы, в
соответствии с законом Оукена, то уравнение
краткосрочной кривой Филлипса принимает
вид:
p = pe – ( (u – u*) + e,
где p и pe – фактический и ожидаемый темп инфляции (соответственно);
и и и* — фактический и естественный уровень безработицы (соответственно);
e — внешний ценовой шок;
у — эмпирический коэффициент.
Однако формулы не могут полностью раскрыть суть проблемы инфляции. Процесс инфляции противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой - рост цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.
Рынок труда Беларуси характеризуется рядом особенностей, которые определяют специфику формирования отношений занятости. Исторически в Беларуси сложился высокий уровень занятости населения, что обусловлено спецификой проводимого в советский период социально-экономического и политического курса.
Одной из характерных черт состояния занятости в Республике Беларусь является избыточная занятость, точно оценить ее размеры по имеющимся статистическим данным невозможно. Самую достоверную оценку ее размера могло бы дать исследование на уровне отдельных предприятий.
Существует несколько причин сохранения избыточной занятости на отечественных предприятиях. Во-первых, это институциональное поддержание избыточной занятости в Республике Беларусь, что проявляется в принятии законодательных актов о недопущении массовых сокращений, приоритетах государственной программы занятости, направленной на сдерживание массовой безработицы в открытом виде, действие коллективно-договорных соглашений в рамках института социального партнерства о сохранении стабильного трудового коллектива. Во-вторых, это слабое развитие рыночных регуляторов хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет сохранять незадействованный персонал даже при ухудшении их финансового положения. В-третьих, это соображения конъюнктурного характера хозяйственных руководителей: обеспечение административно установленных темпов роста выпуска продукции в 2003-2004 гг. стало возможным за счет экстенсивного использования трудовых ресурсов, содержание избыточной численности работников на градообразующих предприятиях позволяет иначе общаться с органами местного самоуправления. Поэтому, как правило, руководство предприятий не заинтересовано в оптимизации уровня занятости, а проводит пассивную политику стимулирования добровольных увольнений работников.
Многие исследователи справедливо заметили, что избыточный уровень занятости во многом компенсируется «сжатием фонда рабочего времени». То есть избыточный персонал может быть и занят, но занят нерационально, либо не полностью.
В связи с этим необходимо применять ряд мер по усилению эффективности используемых работников, устранению резвившейся в стране скрытой безработицы. Однако резкое превращение скрытой безработицы в открытую не поможет повысить эффективность занятости в стране, а только усилит напряженность на официальном рынке труда и расширит круг лиц, нуждающихся в материальной и организационной поддержке центров занятости. B случае быстрой легализации скрытой безработицы вырастет теневая занятость однако поэтапное сокращение избыточной занятости позволит осуществить меры по сочетанию различных форм занятости без "перегрева" региональных рынков труда. Поэтому общее направление регулирования занятости в Республике Беларусь состоит в сокращении избыточной занятости и достижении эффективной занятости на базе реструктуризации экономики совместными усилиями предприятий и центров занятости.
По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год экономически активное население республики на 2010 год составляет 4 705,1 тыс. чел (45,3 %), в том числе: 4 665,9 тыс. чел. (99,2 %) - занятое население; 39,5 тыс. чел. (0,8 %) - безработные.
В структуре занятого населения в отраслях материального производства ведущее место занимают промышленность 1181,9 тыс. чел (25,3 %), сельскохозяйственное производство 450,4 тыс. чел (9,7%), торговля 667,0 тыс. чел (14,3%), строительство 440,8 тыс. чел (19,5%), транспорт 228,3тыс.чел (6,2 %), образование 443, 5тыс.чел (9,5%), здравоохранение и социальное обеспечение 336,1 тыс. чел (7,2%), жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание 212,3 тыс. чел (4,5%) [15].
Совет Министров в 2011 году утвердил «Закон о занятости Республики Беларусь», предусматривающую комплекс мер, направленных на решение данных проблем. Однако анализ Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики и процессов, происходящих на рынке труда, существующих тенденций и динамики их развития дает основание полагать, что напряженность на рынке труда будет возрастать, а качество жизни населения по-прежнему будет оставаться невысоким.
Главная цель реформирования рынка труда должна сводиться к минимизации деятельности государства при формировании трудовых отношений, что в свою очередь предоставит свободу во взаимодействии субъектам рыночных отношений (работникам и работодателям).
Неполная вынужденная занятость (скрытая безработица) - это временная недозагрузка человеческого капитала предприятия и составная часть избыточной занятости. Такая форма занятости связывается с вторичной занятостью: вторичная занятость - «явление обратное вынужденной неполной занятости».
К новым явлениям можно отнести расширение неформальной (нелегальной) занятости. Низкий уровень оплаты труда в реальном секторе экономики, малый размер пособия, жесткие условия его выплаты, отсутствие перспектив найти с помощью службы занятости подходящее рабочее место - это только несколько причин, которые вынуждают население к поиску работы в неформальном секторе экономики без официальной регистрации.
К неформальной деятельности многих вынуждает низкая оплата труда в реальном секторе экономики, но они не предпочитают уходить с государственных предприятий, потому что не могут быть полностью уверены в длительности функционирования частных структур. В результате вынужденная незанятость часто переходит в неформальную и приобретает застойную форму.
Скрытая безработица и занятость в неформальном секторе являются формами адаптации населения к условиям переходного периода при отсутствии действенных рыночных инфраструктур и развитой системы регулирующих механизмов. Эффективное экономическое развитие невозможно без легализации скрытых форм безработицы. Однако сегодня это упирается в крайне ограниченные возможности госбюджета, за счет которого пришлось бы обеспечить социальную помощь огромному количеству людей. Поэтому, требуется поэтапная легализация и интеграция неформального сектора в национальную экономику Беларуси на основе скоординированной деятельности государства, работодателей и профсоюзов путем разработки специальных программ регулирования его развития.
Одну из важнейших ролей в стабилизации ситуации на рынке труда отыгрывает активная политика занятости, реализуя свои стабилизационные возможности и за пределами рынка труда. Это связано с мероприятиями государства по развитию самозанятости, малого и среднего предпринимательства. Льготное и прозрачное налогообложение, государственное субсидирование и протекционизм отечественного предпринимательства, устойчивое, нацеленное на развитие предпринимательской активности законодательство и другие меры активного порядка будут способствовать не только оптимизации занятости, но и решению всего комплекса проблем макроэкономической стабилизации трансформационной экономики нашей страны.
В Беларуси стоит реальная проблема снижения эффективности занятости, нарастания напряжённости. Вместе с тем многие проблемы в сфере занятости носят скрытый характер. Поэтому современное регулирование занятости в Беларуси сконцентрировано на макроуровне и сводится к поддержанию уровня занятости (часто воспринимаемого через показатель официально контролируемой безработицы) в основном административными мерами. То есть государственные решения в области регулирования занятости принимаются только на основе динамики официально контролируемой части рынка труда, а это лишь поверхностное отражение основных проблем занятости.
Явлением, присущим белорусскому рынку труда, является скрытая безработица. Её многие авторы оценивают по показателю неполной вынужденной занятости. Неполная вынужденная занятость - это часть более общего явления трудоизбыточности отечественных предприятий, накопленной в годы административно-командного управления экономикой. При экстенсивном наращивании объёмов производства размер неполной вынужденной занятости снизился за счёт перераспределения избыточной занятости в неэффективно задействованный труд (материализующийся в выпуске продукции, на которую нет платёжеспособного спроса в экономике). Таким образом, уменьшая неполную вынужденную занятость, растёт объем нереализованной продукции и ухудшается финансово-экономическое положение предприятий.
При формировании концепции регулирования занятости в Беларуси необходимо учесть ряд существующих особенностей национальной модели развития. К ним относятся: преобладание государственного регулирования при слабом рыночном механизме; приоритет социальных критериев при выборе форм и методов хозяйствования над соображениями экономической целесообразности: определение стабильности (сохранности) трудового коллектива в качестве целей функционирования государственных предприятий (в противовес рыночному подходу, предполагающему оптимизацию издержек, в том числе и трудовых, для обеспечения рентабельности и конкурентоспособности); сведение процесса регулирования занятости к государственному воздействию в основном на уровень официальной безработицы; превалирование административных методов и тактических (краткосрочных) целей.
В практике современного регулирования занятости в Беларуси можно выделить ряд противоречий. Главное противоречие, как представляется, заключается в целеполагании политики занятости и состоит в противоречии между полной (на практике сводимой к поголовной, с минимумам безработных) и эффективной занятостью. Усилия государственных органов, направляемые на поддержание существующего высокого уровня занятости и снижение официальной безработицы, способствуют сохранению неэффективной с экономической и социальной точек зрения занятости во всех её проявлениях. В реальной экономической действительности это противоречие материализуется в частных противоречиях: между количеством и качеством существующих и вновь создаваемых рабочих мест; между регулированием занятости и регулированием других экономических процессов (инфляция, ценообразование, инвестиции, экономический рост); между мерами, методами и целями регулирования.
Возможны два варианта регулирования занятости:
1) сохранение и поддержание существующего уровня и структуры занятости означает возврат к поголовной, но неэффективной занятости и снижение безработицы до минимума, то есть к огосударствленным экономическим отношениям занятости;
2) либо более последовательные шаги в направлении рыночных преобразований, означающие снижение уровня участия до экономически целесообразного уровня, реальный плюрализм и равноправие всех форм занятости, рост безработицы (то есть рыночный тип отношений занятости).
Второй вариант, как показал опыт стран с переходной экономикой, предпочтительнее. Главный аргумент в поддержку первого варианта -это сохранение социального мира и стабильности в обществе.
Главной стратегической целью регулирования занятости в Республике Беларусь должно быть не поддержание и стимулирование общего уровня занятости населения в народном хозяйстве на базе его неизменной структуры (либо сокращение уровня фициальной безработицы), а повышение экономической и социальной эффективности занятости за счёт изменения её структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений, занятости.
Макроэкономическое регулирование занятости включает меры косвенного и прямого воздействия государства на сферу занятости и содержит:
а) государственное воздействие на факторы и условия занятости для создания общей среды, содействующей эффективной занятости и воспроизводству человеческого капитала;
б) государственную политику занятости, означающую непосредственное воздействие на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово-кредитными методами.
В Беларуси, несомненно, этим инструментом является, прежде всего, государство, так как сохраняется традиционно сильное государственное присутствие в решении экономических проблем. Таким образом, можно сказать, что рынок труда Беларуси характеризуется рядом негативных явлений, которые еще предстоит решить государству и нашему обществу. Такими явлениями прежде всего являются скрытая безработица либо вынужденная неполная занятость, избыточная занятость, а на этой основе возникающая вторичная занятость, часто обретающая форму нелегальной занятости. Это, несомненно, вызывает социальную напряженность в обществе, поэтому решение этих проблем должно носить первоочередной характер. Но нужно отметить, что решение проблем занятости тесно увязано с проводимой в государстве общей экономической политикой. И пока государство и общество не решит основные экономические и социальные проблемы в стране, мы так и будем говорить о скрытой безработице и неполной занятости.
Информация о работе Инфляционная и антиинфляционная политика