Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:33, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении инфляции как процесса и анализ возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Объектом исследования является инфляционный процесс в России.
Предметом исследования являются сущность, причины возникновения, процесс развития инфляции и система антиинфляционных мер.
Введение 3
Глава 1. Инфляция как экономическое явление
1.1. Сущность и причины инфляции 5
1.2. Виды инфляции и их характеристика 8
1.3. Инфляция спроса и предложения (издержек) 12
1.4. Методы измерения инфляции 14
1.5. Социально-экономические последствия инфляции 18
Глава 2. Инфляционные механизмы воздействия на экономику РФ и ее последствия
2.1. Инфляционные процессы в РФ на современном этапе 21
2.2. Влияние инфляции на экономическую систему 24
Глава 3. Антиинфляционная политика как инструмент преодоления инфляции в России
3.1. Антиинфляционная политика и ее основные направления 29
3.2. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики 30
3.3. Анализ положительных и отрицательных направлений антиинфляционных мер на современном этапе экономического развития 34
3.4. Перспективные направления антиинфляционной политики в России 40
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение 48
Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безынфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность. Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов. Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс. Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Хотя снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.
3.3. Анализ положительных
и отрицательных направлений
антиинфляционных мер на
Последние два года интенсивно в
рамках государственного регулирования
разрабатывается пакет мер по
антиинфляционному
1. Увеличение в два раза суммы гарантирования вкладов – со 100 до 200 тыс. рублей;
2. Выпуск новых ценных бумаг
для населения и
3. Продажа гражданам акции
«Роснефти», «Газпрома» и других
крупных госкомпаний.
Широкая продажа новых долговых гособязательств
(это будут бумаги, похожие на облигации
государственного сберегательного займа)
свяжет избыточные деньги. Обострение
конкуренции между банками позволит повысить
процентные ставки по депозитам, считают
чиновники правительства. В результате
банки привлекут больше денег населения,
фондовые магазины, где можно будет купить
не большие лоты, а всего несколько акций,
подстегнут интерес граждан к инвестированию.
Данная не очень эффективная программа
не может в полной мере регулировать инфляционные
процессы нашей экономики. Но наряду с
перспективным, возможно не очень эффективным
планированием, все же происходят положительные
сдвиги в экономическом развитии страны
в первую очередь стремящейся снизить
темпы инфляции. В рамках вышеизложенных
направлений стоит провести анализ одного
из самых важных показателей составляющих
основную массу общей инфляции за рассматриваемый
год это потребительская инфляция. Далее
рассмотрим потребительскую инфляцию
в январе-августе 2006 г. Прирост потребительских
цен в январе 2006 г. составил 2,6%, что существенно
превышает значение января 2005 г. (1,8%) и
на 0,2 процентных пункта (п.п.) выше по сравнению
с ростом ИПЦ в январе 2004 г. Значительное
повышение темпов роста потребительской
инфляции объяснялось резким удорожанием
платных услуг населению – за январь 2006
г. они подорожали на 8,8% (4,1% и 4,4% в январе
2005 г. и 2004 г. соответственно). Небывалый
рост в данной группе наблюдался в динамике
цен на услуги ЖКХ – 19,4% в январе 2006 г. (9,6%
и 7,2% в январе 2005 г. и 2004 г. соответственно).
Для сравнения необходимо отметить, что
за весь 2005 г. услуги ЖКХ подорожали на
23,5% (28,7% в 2003 г.). Значительное ускорение
роста цен наблюдалось также на услуги
дошкольного воспитания и пассажирского
транспорта – до 9,4% и 4,4% соответственно
(2,7% и 0,8% в январе 2005 г.). К тому же услуги
связи подорожали на 0,7%, тогда как в аналогичный
период прошлого года (АППГ) цены на них
снизились на 3%.13 Темпы роста цен на непродовольственные
товары снизились на 0,2 п.п. относительно
АППГ и составили 0,4%. Несмотря на то, что
практически все виды непродовольственных
товаров дорожали довольно умеренными
темпами (наибольший прирост цен – на
трикотажные изделия – составил 0,7%), указанное
замедление прироста цен в данной группе
объясняется падением цен на бензин –
на 1,6% (рост на 0,5% в АППГ). Продовольственные
товары в январе 2006 г. подорожали на 1,5%
(1,6%). Более значительное снижение ежемесячных
темпов роста по-прежнему сдерживается
сохраняющимся активным ростом цен на
мясо-птицу – 2,1% (0,6% в январе 2005 г.) и рыбу
и морепродукты – 1,8% (0,6%). Вместе с тем,
существенное замедление прироста цен
наблюдалось на хлеб и хлебобулочные изделия
– 0,4% (4,5% в АППГ), макаронные изделия –
0,6% (1,8%) и ряд прочих продовольственных
товаров. В годовом выражении (по отношению
к январю 2003 г.) прирост потребительских
цен составил 12,7% (11,3% в 2003 г.), в том числе
продовольственных товаров – 12,1%, непродовольственных
– 7,2% (8,6%), а платных услуг – 23% (21,9%).
Таким
образом, в рассматриваемом
3.4. Перспективные направления антиинфляционной политики в России.
В настоящее время проблема
инфляции в России становится особенно
актуальной в связи со сменой модели
экономического развития в сторону
усиления факторов инновационного развития,
значительного увеличения инвестиционной
активности. В отличие от предыдущей
модели развития, основанной на природных
ресурсах, сделан акцент на развитие социальной
сферы, технологическую модернизацию,
инновационную структуру, повышение
конкурентоспособности, улучшение
инвестиционного климата, повышение
энергетической безопасности и модернизацию
энергетики, обновление региональной
политики. Одним из условий реализации
этих важнейших задач является стабилизация
рубля. С этой целью Правительство
Российской Федерации впервые утвердило
комплекс антиинфляционных мер, которые
выгодно отличаются от ранее применявшихся
разрозненных методов воздействия
на инфляционный процесс. В утвержденном
Правительством комплексе антиинфляционных
мер сделан акцент на первоочередных
направлениях регулирования инфляции.
Из пяти направлений три
- проведение предусмотренных
радикальных реформ по
- увеличение инвестиций
в производственные технологии,
человеческий капитал,
- сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается, хотя и в меньших масштабах;
- дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за исполнением законов. На рынках должен царить закон, а не монополии, мафия, коррупция;
- повышение качества
- восстановление доверия в российском обществе – к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию сделок, трансакционные издержки, инициативы участников рыночной экономики.
В дополнение к утвержденному
Правительством комплексу антиинфляционных
мер необходимо регулирование повышения
заработной платы и доходов, превышающих
рост производительности труда в
стране. В России эта тенденция
стала глобальной, но проявляется
дифференцированно. Депутаты Государственной
думы добились оплаты своего труда
на уровне министров, независимо от качества
работы. Резко возросла заработная
плата руководящих работников министерств
под предлогом борьбы с коррупцией,
хотя нет предела алчности беспринципных
людей. И масштабы подкупа и продажности
чиновников не уменьшаются. Вместе с
тем повышение бюджетной
Таким образом, наряду с утвержденным
Правительством Российской Федерации
комплексом антиинфляционных мер необходима
долгосрочная комплексная программа
снижения темпа инфляции на основе
воспроизводственного и системного
подхода с учетом ее многофакторности.
Эта программа должна базироваться
на методах государственного и рыночного
регулирования и принципе партнерства
государства и бизнеса в целях
разумного сочетания