Инфляционные процессы в национальной экономике РФ: причины, критерии, особенности, антиинфляционные меры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении инфляции как процесса и анализ возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Объектом исследования является инфляционный процесс в России.
Предметом исследования являются сущность, причины возникновения, процесс развития инфляции и система антиинфляционных мер.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инфляция как экономическое явление
1.1. Сущность и причины инфляции 5
1.2. Виды инфляции и их характеристика 8
1.3. Инфляция спроса и предложения (издержек) 12
1.4. Методы измерения инфляции 14
1.5. Социально-экономические последствия инфляции 18
Глава 2. Инфляционные механизмы воздействия на экономику РФ и ее последствия
2.1. Инфляционные процессы в РФ на современном этапе 21
2.2. Влияние инфляции на экономическую систему 24
Глава 3. Антиинфляционная политика как инструмент преодоления инфляции в России
3.1. Антиинфляционная политика и ее основные направления 29
3.2. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики 30
3.3. Анализ положительных и отрицательных направлений антиинфляционных мер на современном этапе экономического развития 34
3.4. Перспективные направления антиинфляционной политики в России 40
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение 48

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 599.55 Кб (Скачать файл)

Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в  себя и так называемый безынфляционный  метод покрытия дефицита бюджета. Начиная  с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете  система показала свою несостоятельность.  Главной причиной конечного провала  “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов. Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева”   экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.  Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Хотя снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

3.3. Анализ положительных  и отрицательных направлений  антиинфляционных мер на современном  этапе экономического развития

Последние два года интенсивно в  рамках государственного регулирования  разрабатывается пакет мер по  антиинфляционному регулированию, которые Минэкономразвития внесло в правительство. Суть данного пакета состоит из ряда основных направлений:12

1. Увеличение в два раза  суммы  гарантирования вкладов – со 100 до 200 тыс. рублей;

2. Выпуск новых ценных бумаг  для населения и стимулирование  создания фондовых магазинов;

3. Продажа гражданам акции  «Роснефти», «Газпрома» и других  крупных госкомпаний. 
             Широкая продажа новых долговых гособязательств (это будут бумаги, похожие на облигации государственного сберегательного займа) свяжет избыточные деньги. Обострение конкуренции между банками позволит повысить процентные ставки по депозитам, считают чиновники правительства. В результате банки привлекут больше денег населения, фондовые магазины, где можно будет купить не большие лоты, а всего несколько акций, подстегнут интерес граждан к инвестированию. Данная  не очень эффективная программа не может в полной мере регулировать инфляционные процессы нашей экономики. Но наряду с перспективным, возможно не очень эффективным планированием, все же  происходят положительные сдвиги в экономическом развитии страны в первую очередь стремящейся снизить темпы инфляции. В рамках вышеизложенных направлений стоит провести анализ одного из самых важных показателей составляющих основную массу общей инфляции за рассматриваемый год это потребительская инфляция. Далее рассмотрим  потребительскую инфляцию в январе-августе 2006 г. Прирост потребительских цен в январе 2006 г. составил 2,6%, что существенно превышает значение января 2005 г. (1,8%) и на 0,2 процентных пункта (п.п.) выше по сравнению с ростом ИПЦ в январе 2004 г. Значительное повышение темпов роста потребительской инфляции объяснялось резким удорожанием платных услуг населению – за январь 2006 г. они подорожали на 8,8% (4,1% и 4,4% в январе 2005 г. и 2004 г. соответственно). Небывалый рост в данной группе наблюдался в динамике цен на услуги ЖКХ – 19,4% в январе 2006 г. (9,6% и 7,2% в январе 2005 г. и 2004 г. соответственно). Для сравнения необходимо отметить, что за весь 2005 г. услуги ЖКХ подорожали на 23,5% (28,7% в 2003 г.). Значительное ускорение роста цен наблюдалось также на услуги дошкольного воспитания и пассажирского транспорта – до 9,4% и 4,4% соответственно (2,7% и 0,8% в январе 2005 г.). К тому же  услуги связи подорожали на 0,7%, тогда как в аналогичный период прошлого года (АППГ) цены на них снизились на 3%.13 Темпы роста цен на непродовольственные товары снизились на 0,2 п.п. относительно АППГ и составили 0,4%. Несмотря на то, что практически все виды непродовольственных товаров дорожали довольно умеренными темпами (наибольший прирост цен – на трикотажные изделия – составил 0,7%), указанное замедление прироста цен в данной группе объясняется падением цен на бензин – на 1,6% (рост на 0,5% в АППГ). Продовольственные товары в январе 2006 г. подорожали на 1,5% (1,6%). Более значительное снижение ежемесячных темпов роста по-прежнему сдерживается сохраняющимся активным ростом цен на мясо-птицу – 2,1% (0,6% в январе 2005 г.) и рыбу и морепродукты – 1,8% (0,6%). Вместе с тем, существенное замедление прироста цен наблюдалось на хлеб и хлебобулочные изделия – 0,4% (4,5% в АППГ), макаронные изделия – 0,6% (1,8%) и ряд прочих продовольственных товаров. В годовом выражении (по отношению к январю 2003 г.) прирост потребительских цен составил 12,7% (11,3% в 2003 г.), в том числе продовольственных товаров – 12,1%, непродовольственных – 7,2% (8,6%), а платных услуг – 23% (21,9%). 

        Таким  образом, в рассматриваемом периоде  снижение инфляции по отношению  к АППГ происходило с февраля  2004 г. по март 2005 г. Падение инфляции  в середине 2003 г. было вызвано  снижением роста цен на платные  услуги и непродовольственные  товары, однако, начиная с октября  2003 г., активное воздействие также стало оказывать сокращение темпов роста цен на продовольственные товары. После стабилизации ИПЦ на уровне чуть выше 10% на протяжении февраля-июня 2005 г., с июля 2005 г. начинается ускорение роста потребительской инфляции, причиной которого явилась динамика цен на продовольственные товары, так как рост цен на платные услуги и непродовольственные товары как минимум не способствовал данному процессу. В январе 2005 г. наблюдается очередное ускорение, причина – платные услуги. Прирост базовой инфляции в январе 2006 г. оказался таким же, как и в январе 2005 г. – 0,9%.  Очевидно, что резкое ускорение инфляции в первом месяце 2006 г. произошло из-за административного решения о повышении тарифов на услуги ЖКХ. На протяжении двух последних лет прирост цен на жилищно-коммунальные услуги распределялся примерно поровну между первыми двумя и остальными месяцами года. Из-за отказа официальных властей от пересмотра ранее установленного целевого инфляционного ориентира (7,5-8,5%) следует, что подобного распределения в 2006 г. уже не будет. Скорее всего, Правительство РФ постарается свести к нулю прирост цен на услуги ЖКХ в последующие месяцы т.г.  Беспокоит рост цен на услуги пассажирского транспорта, мясо-птицу, рыбу и морепродукты, однако динамика цен на большинство прочих товаров и услуг внушает осторожный оптимизм. При условии, что прирост цен на услуги ЖКХ ограничится 21%, а Правительству РФ удастся справиться с ростом цен на указанные виды товаров и услуг, 2006 год будет более удачным в борьбе с инфляцией, нежели предыдущий. Вместе с тем, динамика цен на бензин на протяжении 2005 г. (несмотря на незначительный удельный вес в корзине ИПЦ, что правильно) будет служить негативным фактором в антиинфляционной борьбе как минимум в I полугодии 2006 г. Особенно это коснется пассажирского транспорта.  Таким образом, ввиду сохранения уязвимости российской экономики по отношению к воздействию внешних и волатильных факторов,  по-прежнему ожидается незначительное ускорение инфляции в 2006 г. относительно предыдущего года – до 12%. Однако, принимая во внимание структуру роста потребительских цен, позитивный характер монетарных факторов, а также высокую политическую значимость вопроса снижения инфляции, от решения которого, возможно, будет зависеть даже состав Правительства РФ,  не исключая пересмотра прогноза через 2 месяца в позитивную сторону. Однако обязательным условием для этого является ограничение роста цен на услуги ЖКХ.   Индекс потребительских цен в августе 2006 г. снизился относительно предыдущего месяца на 0,1% (0,5% в предыдущем месяце (ПМ) и 0,4% в соответствующем месяце предыдущего года). По отношению к декабрю 2005 г. потребительская инфляция в России составила 8,3% против роста на 7,6% в АППГ. Платные услуги населению в августе 2006 г. подорожали 0,8% (0,9% в ПМ и 1% в АППГ). Темпы роста тарифов на услуги пассажирского транспорта продолжили снижаться, однако в остаются на относительно высоком уровне – 1,2% в августе (1,8% в июле 2006 г. и 1,7% в августе предыдущего года). Тарифы на услуги образования в августе 2006 г. также продолжили активно расти – 1,5% (1,3% в августе и 1,7% в АППГ), как и услуги дошкольного воспитания – 1,2% (1,5% в июле 2005 и 2006 гг.). Темпы роста тарифов на санаторно-оздоровительные услуги замедлились и составили 0,7% (2,1% в ПМ и 0,2% в июле 2005 г.). Тарифы на услуги ЖКХ продолжают расти довольно стабильными темпами – 0,7% к ПМ (0,6% в июле 2006 г. и 0,9% в АППГ). Накопительным итогом с начала года прирост тарифов на платные услуги населению составил 17,4% (13,6% в январе-августе 2006 г.). Ускорение роста тарифов на платные услуги связано, прежде всего, с резким ускорением темпов роста тарифов на услуги ЖКХ – 30,8% с начала года (21,4% в АППГ), а также дошкольного воспитания – 25,2% (18%), связи – 1,4% (снижение на 2,4% в январе-августе 2005 г.) и медицинские услуги – 12,2% (9,4%). Цены на непродовольственные товары продолжают увеличиваться невысокими темпами – 0,5% в июле т.г. (0,4% в июле т.г. и 0,5% в АППГ). Дальнейшее замедление темпов роста цен в данной группе товаров сдерживается удорожанием бензина, который за август подорожал на 2,2% (1,8% в ПМ и 1,9% в АППГ). С начала года бензин подорожал на 6,7% (19,5% в АППГ). В целом непродовольственные товары подорожали в январе-августе т.г. на 3,4% (4,6% в АППГ). Продовольственные товары в августе 2006 г. подешевели на 1% (рост на 0,3% в июле т.г. и 0,1% в АППГ). Указанное замедление продиктовано активным сезонным удешевлением плодоовощной продукции – на 12,9% (снижение на 1,8% в ПМ и 6,3% в августе предыдущего года). Темпы роста цен на рыбу-морепродукты и мясо-птицу продолжили замедляться – до 0,3% (0,4% в ПМ и 1,1% в АППГ) и 0,7% (0,9% в ПМ и 1,4% в АППГ) соответственно. Накопительным итогом с начала года плодоовощная продукция подорожала на 20,2% (8,3% в АППГ), мясо и птица – на 16,4% (9,9%), рыба и морепродукты – на 11,6% (4,3%). В целом продовольственные товары подорожали с начала года 7,8% (7,2%). По отношению к аналогичному месяцу предыдущего года (в годовом выражении) прирост потребительских цен в августе 2006 г. составил 12,4% против 11,3% в 2005 г. и 13,4% в 2004 г. В приложении на рисунке представлена динамика инфляции на потребительском рынке в годовом выражении с начала 2004 г.    Итак, начиная со II полугодия 2006 г., судя по всему, начинает формироваться нисходящая тенденция прироста потребительских цен в годовом выражении. На фоне плавного снижения и последующей стабилизации (июль-август т.г.) прироста цен на непродовольственные товары, а также прекращении роста цен (в годовом выражении) в сфере платных услуг населению, резкое их снижение на продовольственные товары привело к образованию указанной тенденции по ИПЦ в целом. Индекс базовой инфляции в августе т.г. составил 0,5% (0,7% в августе 2005 г.), с начала т.г. прирост составил 5,5% против 5,8% в АППГ . В качестве примера рассмотрим изменения реальных доходов.  Оценка изменения реальных доходов населения РФ с приростом цен в экономике февраль 2007 г. в % к декабрю 2006 г представлен на рисунке в приложении. Подводя итог проведенному выше анализу хочется отметить, что незначительная дефляция в августе объясняется сезонным существенным снижением цен на плодоовощную продукцию. Однако столь незначительные ее темпы связаны с активным удорожанием бензина, которое, фактически, нивелировало отрицательные темпы роста цен на отдельные продовольственные товары. Вероятность сохранения высоких темпов роста цен на бензин на протяжении ближайших 2-3 месяцев, по нашим оценкам, является довольно высокой. Еще раз необходимо обратить внимание на начавшееся снижение темпов роста цен на мясо-птицу и рыбу-морепродукты, однако в т.г. оно уже не окажет позитивного воздействия на общий прирост потребительских цен. Вместе с тем, уже в следующем году вклад данных видов товаров в прирост ИПЦ будет значительно более умеренным. Непродовольственные товары (за исключением бензина) продолжают дорожать крайне умеренными темпами, связанными с укреплением рубля и замедлением роста денежных агрегатов. Далее представляется возможным предположить, что прирост ИПЦ в т.г. составит чуть ниже 11,5%.

3.4. Перспективные направления  антиинфляционной политики в  России.

В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития  в сторону  усиления факторов инновационного развития, значительного увеличения инвестиционной активности. В отличие от предыдущей модели развития, основанной на природных  ресурсах, сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение  конкурентоспособности, улучшение  инвестиционного климата, повышение  энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. С этой целью Правительство  Российской Федерации впервые утвердило  комплекс антиинфляционных мер, которые  выгодно отличаются от ранее применявшихся  разрозненных методов воздействия  на инфляционный процесс. В утвержденном Правительством комплексе антиинфляционных мер сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования инфляции. Из пяти направлений три предусматривают воздействие на ценообразование. Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на горюче-смазочные материалы. В их числе: стимулирование конкуренции, в частности, путем организации биржевой торговли, снижение налоговой нагрузки и стимулирование технологического обновления нефтяной отрасли. В-третьих, прогнозируется замедление роста цен на продовольственные товары, и чтобы он не превышал общий темп инфляции, предусмотрено стимулирование роста предложения этих товаров и доступа крестьянских и фермерских хозяйств на рынки, совершенствование регулирования импорта сельскохозяйственной продукции. Перечисленные меры воздействия на ценообразование – самое трудное направление регулирования инфляции. Вступление России в качественно новую фазу инновационного развития для снижения темпа инфляции на основе долгосрочной комплексной программы необходимо формирование соответствующих макроэкономических условий. В их числе:

- проведение предусмотренных  радикальных реформ по модернизации  экономики, социальной сферы,  государства в целях повышения  конкурентоспособности России в условиях вступления во внешнеторговые отношения;

- увеличение инвестиций  в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру  в целях модернизации экономики,  в том числе экспортных и  несырьевых отраслей;

- сдерживание «бегства»  капитала за рубеж, которое  продолжается, хотя и в меньших  масштабах;

- дальнейшее совершенствование  законодательства, преодоление его  противоречивости, бессистемности, а  также ужесточение контроля за  исполнением законов. На рынках должен царить закон, а не монополии, мафия, коррупция;

- повышение качества экономической  политики с учетом предыдущих  ошибок, усиление ее предсказуемости,  которая, по оценке Всемирного  банка, может увеличить вероятность  новых инвестиций на 30%;

- восстановление доверия  в российском обществе – к  властным структурам, банкам, корпорациям,  рублю, так как оно влияет  на мотивацию сделок, трансакционные  издержки, инициативы участников  рыночной экономики.

В дополнение к утвержденному  Правительством комплексу антиинфляционных мер необходимо регулирование повышения  заработной платы и доходов, превышающих  рост производительности труда в  стране. В России эта тенденция  стала глобальной, но проявляется  дифференцированно. Депутаты Государственной  думы добились оплаты своего труда  на уровне министров, независимо от качества работы. Резко возросла заработная плата руководящих работников министерств  под предлогом борьбы с коррупцией, хотя нет предела алчности беспринципных  людей. И масштабы подкупа и продажности  чиновников не уменьшаются. Вместе с  тем повышение бюджетной заработной платы и пенсий крайне незначительно. Инфляционным фактором являются теневая  заработная плата, нелегальные заработки  иммигрантов, по которым не платят налоги.

Таким образом, наряду с утвержденным Правительством Российской Федерации  комплексом антиинфляционных мер необходима долгосрочная комплексная программа  снижения темпа инфляции на основе воспроизводственного и системного подхода с учетом ее многофакторности. Эта программа должна базироваться на методах государственного и рыночного  регулирования и принципе партнерства  государства и бизнеса в целях  разумного сочетания общенациональных и частнособственнических интересов. Так в феврале 2008 года при кабинете министров была создана специальная рабочая группа во главе с Министром финансов Алексеем Кудриным, главной целью которой должна была стать  выработка мер по снижению инфляции. Группе предстояло сформировать единый подход к всестороннему анализу инфляционных процессов, оценить влияние на эти процессы внешних и внутренних факторов. Новый премьер-министр России Владимир Путин в ходе выступления перед депутатами на дополнительном заседании Госдумы 8 мая 2009 г. рассказал о том, какой он видит работу правительства и борьбу с инфляцией назвал одной из приоритетнейших задач. Однако все это похоже на борьбу со стихией, а не на выполнение госаппаратом своих прямых обязанностей. Очень хочется чтобы, правительство наше усердно работало каждый день, не крича на каждом углу о своих усилиях, и чтобы обещания заменялись реальными, заметными каждому жителю государства фактами. Так, бесконечное повышение пенсий, пособий, стипендий, зарплат госслужащим и других социальных выплат приводит к еще большему росту инфляции в стране. Процесс нарастает как снежный ком: пенсии увеличивают на 0,5% процента – инфляция за месяц увеличивается на 1%. Правительство пытается контролировать цены на продовольствие, и говорит, что заморожены цены на основные продукты питания. Но, во-первых, мы этого не видим, а во-вторых, нарушается рыночный механизм. Сдерживать рост цен на хлеб и основные продукты питания невозможно, так как предприятия, производящие данную продукцию, будут работать с убытками. Будучи не в силах справиться с ростом цен, российские власти подумывают ввести талоны на хлеб для малоимущих. Идет возврат к экономике 80-х годов? У нас не война и не чрезвычайная ситуация. Лучше бы власти помогли малым производителям выходить на рынок. Развитие конкуренции и вызвало бы снижение цен. Россия имеет все возможности для выхода из инфляционного тупика, т.к., несмотря на все трудности, она без всякого сомнения остается сверхдержавой, обладающей громадными ресурсами и в значительной степени определяющей обстановку во всем мире. Остается, как всегда, работать и надеяться на лучшее.

Информация о работе Инфляционные процессы в национальной экономике РФ: причины, критерии, особенности, антиинфляционные меры