Инфляционные процессы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 75.94 Кб (Скачать файл)

Экономические и социальные последствия инфляции:

Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют  росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное  препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция дезорганизует  хозяйство, наносит серьезный экономический  ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен  усиливает диспропорцию между отраслями  экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство  от денег к товарам, превращая  этот процесс в лавинообразный, обостряет  товарный голод, подрывает стимул к  денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.

Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация  производства облегчает пересброс  инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные  отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.

Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению  национального дохода, является как  бы сверхналогом для населения, что  обуславливает отставание темпов роста  номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен  на товары и услуги.

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в :

  • перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;
  • обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
  • постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
  • неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
  • искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
  • закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;
  • сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;
  • обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
  • возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;
  • активном развитии теневой экономики, в её «уходе» от налогообложения;
  • снижении покупательной способности национальной валюты и искажении её реального курса по отношению к другим валютам;
  • социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.

Высокие темпы инфляции наносят  серьезный ущерб стабильности предприятий  и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению, подрывают  доверие народа к правительству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь.

Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась  высоким уровнем монополизации  и скрытой безработицы, что создало  предпосылки для развертывания  в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий  государство проводит на разных стадиях  инфляционного процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования  как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок  времени (антиинфляционная тактика). Для  успешной реализации долгосрочной стратегии  необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы неинфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению  стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы  рассчитаны на долгосрочную перспективу  и должны дополняться методами краткосрочной  антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения  без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос  без уменьшения предложения.

Для наращивания объема предложения  применяется такой метод, как  льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями  только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

Цель краткосрочного регулирования  текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов  по срочным вкладам, временного замораживания  вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы  собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые  правительством, должны сочетаться с  долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Инфляционные процессы Республики Беларусь в 2011 году.

Инфляция за 2011 год составила 108,7 %, базовая инфляция (без учёта  цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за январь-октябрь — 118,1 %. Это самый  высокий показатель в Европе и СНГ. Цены на продукты питания (в том числе, контролируемые государством) за 2011 год выросли в среднем на 125 %, на непродовольственные товары — на 112 %, на услуги — на 64,9 %, на пассажирские перевозки — на 105,6 %. К ноябрю ставки по потребительским кредитам выросли до 120 % годовых. При этом зарплата в долларовом эквиваленте упала с 500 долларов до 170—220 долларов, то есть ниже уровня Киргизии, Молдавии, Армении, Украины и Азербайджана (по другим данным, до 260 долларов). Уровень доходов населения упал примерно до уровня 2005 года. Впервые за долгое время в стране начались забастовки рабочих различных отраслей экономики и переход рабочих из государственных профсоюзов в независимые.

Ряд высокопоставленных чиновников (в частности, президент Александр  Лукашенко, премьер-министр Михаил Мясникович, вице-премьер Анатолий Тозик) отрицает существование какого-либо кризиса, признавая лишь существование некоторых проблем. Кроме того, в органах государственного управления существуют разногласия по вопросу о путях вывода страны из кризиса.

Хроника событий 2011 года:

Январь. Инфляция за месяц — 1,4 %.

10 января. Золотовалютные  резервы Беларуси уменьшились до 5 миллиардов долларов.

12 января. Сбор с покупателей  валюты на Белорусской валютно-фондовой  бирже увеличен с 0,0095 % до 2 % (в  210 раз)[13].

25 января. В Минске начала  работу миссия МВФ для корректировки  макроэкономического прогноза.

27 января. В Беларусь поступили  средства от размещения еврооблигаций  на сумму 800 млн долларов, проценты  по которым будут погашаться дважды в год до 2018 года.

31 января. По состоянию  на 1 января 2011 года государственный  долг Беларуси составил более  12,7 млрд долларов (в национальном  эквиваленте — более 38,3 трлн  рублей). Таким образом, за год  госдолг увеличился на 25,9 %.

Февраль. Инфляция за месяц — 2,7 %.

Март. Инфляция за март составила 1,9 %.

За месяц физические лица купили у банков валюты более чем  на $700 млн больше, чем продали. Золотовалютные резервы Нацбанка снизились примерно на $260 млн.

10 марта. МВФ призвал  правительство Беларуси ужесточить  монетарную политику.

15 марта. Standard & Poor’s понизило  долгосрочный рейтинг РБ по  обязательствам: с «В+» до «В»  в иностранной валюте и с  «ВB» до «В+» в белорусских  рублях. Нацбанк в официальном пресс-релизе заявил, что девальвация не планируется и проводится не будет, а у государства достаточно средств, чтобы справиться с финансовыми трудностями.

16 марта. Министр финансов  России Алексей Кудрин, находясь  в Минске 15 марта заявил, что у  Беларуси достаточно возможностей  избегать дефолтов.

17 марта. Глава Нацбанка  Пётр Прокопович дал обещание не проводить девальвацию рубля.

22 марта: Нацбанк прекратил продавать банкам валюту для реализации в обменных пунктах, введена приоритетность заявок на покупку валюты на Белорусской валютно-фондовой бирже.

23 марта. Правительство  Беларуси утвердило план приватизации  на 2011—2013 годы.

29 марта. Коридор допустимых  отклонений курса в обменных  пунктах и на межбанковском  рынке увеличен с 2 % до 10 %.

31 марта. Нацбанк заявил  о введении моратория на изменения  в кредитно-денежной политике.

Апрель. Инфляция в апреле составила 4,5 %.

Формирование постоянного  дефицита валюты. Появление многодневных очередей у обменных пунктов. Ажиотажный спрос населения на сахар и растительное масло. Начал работу сайт prokopovi.ch по заключению сделок на чёрном рынке валюты. Золотовалютные резервы Нацбанка незначительно выросли — примерно на $30 млн.

1 апреля: Сформирован рынок  льготного (приоритетного) обеспечения  валютой импортёров медикаментов  и энергоносителей по официальному  курсу за счёт валюты, поступающей  на биржу в результате обязательной  передачи 30 % экспортной выручки  предприятиями. Беларусь сокращает расходы бюджета и планирует уменьшить уровень дефицита бюджета до 1,5 % к ВВП. Об этом сообщил журналистам заместитель премьер-министра Беларуси Сергей Румас.

3 апреля. Александр Лукашенко  заявил, что причиной нехватки  валюты стал «ажиотаж с автомобилями».

6 апреля. ЕврАзЭС начал  рассмотрение заявки Беларуси  о предоставлении крупного кредита.

8 апреля: Нацбанк обязал  обменные пункты продавать всю  имеющуюся у них валюту, поступающую  в результате продажи денег населением. 12 апреля. В I квартале 2011 года ВВП Белоруссии вырос на 10,9 % в годовом исчислении.

13 апреля. Стало известно  о том, что Петру Прокоповичу  была сделана операция на сердце.

15 апреля: Нацбанк приостановил  реализацию слитков драгоценных  металлов населению за белорусские рубли. Объём наличных денег в обращении в январе-марте 2011 г. увеличился на 1,8 % до 4,575 трлн рублей. За 2010 год прирост широкой денежной массы составил 31,9 % против 23,1 % за 2009 год.

16 апреля: Нацбанк ввёл  свободное курсообразование на  межбанковском рынке валюты, однако  негласно рекомендовал ограничить  максимальный курс 4500 рублей за доллар. Александр Лукашенко пообещал нормализовать ситуацию на валютном рынке в течение нескольких дней или недели.

20 апреля. Ставка рефинансирования была повышена до 13 %.

21 апреля. Александр Лукашенко  обратился с ежегодным посланием  к белорусскому народу и парламенту.

28 апреля: Председатель Белстата заявил, что 600 000 рабочих реального сектора экономики приостановили производственную деятельность. Сняты ограничения на продажу валюты на межбанковском рынке валюты.

Май. Инфляция в мае составила 13,1 %.

Ажиотажный спрос населения  на потребительские товары в ожидании роста цен. Быстрый рост цен. Дефицит отдельных видов товаров.

Информация о работе Инфляционные процессы в Республике Беларусь