Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:05, курсовая работа
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.
Экономические и социальные последствия инфляции:
Экономические и социальные
последствия инфляции сложны и разнообразны.
Небольшие ее темпы содействуют
росту цен и норм прибыли, являясь,
таким образом, фактором временного
оживления конъюнктуры. По мере углубления
инфляция превращается в серьезное
препятствие для
Галопирующая инфляция дезорганизует
хозяйство, наносит серьезный
Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация производства облегчает пересброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.
Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги.
Социально-экономические последствия инфляции выражаются в :
Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению, подрывают доверие народа к правительству.
5.Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь.
Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.
С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.
Во всем мире на практике
разработан и апробирован комплекс
мер антиинфляционного
Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.
Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.
Цель краткосрочного регулирования
текущего спроса состоит в увеличении
объема сбережений и уменьшении уровня
их ликвидности. Это можно осуществить,
например, путем повышения процентов
по срочным вкладам, временного замораживания
вкладов до востребования, широкого
распространения акционерной
6.Инфляционные процессы Республики Беларусь в 2011 году.
Инфляция за 2011 год составила 108,7 %, базовая инфляция (без учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за январь-октябрь — 118,1 %. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ. Цены на продукты питания (в том числе, контролируемые государством) за 2011 год выросли в среднем на 125 %, на непродовольственные товары — на 112 %, на услуги — на 64,9 %, на пассажирские перевозки — на 105,6 %. К ноябрю ставки по потребительским кредитам выросли до 120 % годовых. При этом зарплата в долларовом эквиваленте упала с 500 долларов до 170—220 долларов, то есть ниже уровня Киргизии, Молдавии, Армении, Украины и Азербайджана (по другим данным, до 260 долларов). Уровень доходов населения упал примерно до уровня 2005 года. Впервые за долгое время в стране начались забастовки рабочих различных отраслей экономики и переход рабочих из государственных профсоюзов в независимые.
Ряд высокопоставленных чиновников (в частности, президент Александр Лукашенко, премьер-министр Михаил Мясникович, вице-премьер Анатолий Тозик) отрицает существование какого-либо кризиса, признавая лишь существование некоторых проблем. Кроме того, в органах государственного управления существуют разногласия по вопросу о путях вывода страны из кризиса.
Хроника событий 2011 года:
Январь. Инфляция за месяц — 1,4 %.
10 января. Золотовалютные резервы Беларуси уменьшились до 5 миллиардов долларов.
12 января. Сбор с покупателей
валюты на Белорусской валютно-
25 января. В Минске начала
работу миссия МВФ для
27 января. В Беларусь поступили
средства от размещения
31 января. По состоянию на 1 января 2011 года государственный долг Беларуси составил более 12,7 млрд долларов (в национальном эквиваленте — более 38,3 трлн рублей). Таким образом, за год госдолг увеличился на 25,9 %.
Февраль. Инфляция за месяц — 2,7 %.
Март. Инфляция за март составила 1,9 %.
За месяц физические лица купили у банков валюты более чем на $700 млн больше, чем продали. Золотовалютные резервы Нацбанка снизились примерно на $260 млн.
10 марта. МВФ призвал
правительство Беларуси
15 марта. Standard & Poor’s понизило долгосрочный рейтинг РБ по обязательствам: с «В+» до «В» в иностранной валюте и с «ВB» до «В+» в белорусских рублях. Нацбанк в официальном пресс-релизе заявил, что девальвация не планируется и проводится не будет, а у государства достаточно средств, чтобы справиться с финансовыми трудностями.
16 марта. Министр финансов
России Алексей Кудрин, находясь
в Минске 15 марта заявил, что у
Беларуси достаточно
17 марта. Глава Нацбанка Пётр Прокопович дал обещание не проводить девальвацию рубля.
22 марта: Нацбанк прекратил продавать банкам валюту для реализации в обменных пунктах, введена приоритетность заявок на покупку валюты на Белорусской валютно-фондовой бирже.
23 марта. Правительство
Беларуси утвердило план
29 марта. Коридор допустимых отклонений курса в обменных пунктах и на межбанковском рынке увеличен с 2 % до 10 %.
31 марта. Нацбанк заявил
о введении моратория на
Апрель. Инфляция в апреле составила 4,5 %.
Формирование постоянного дефицита валюты. Появление многодневных очередей у обменных пунктов. Ажиотажный спрос населения на сахар и растительное масло. Начал работу сайт prokopovi.ch по заключению сделок на чёрном рынке валюты. Золотовалютные резервы Нацбанка незначительно выросли — примерно на $30 млн.
1 апреля: Сформирован рынок
льготного (приоритетного)
3 апреля. Александр Лукашенко заявил, что причиной нехватки валюты стал «ажиотаж с автомобилями».
6 апреля. ЕврАзЭС начал
рассмотрение заявки Беларуси
о предоставлении крупного
8 апреля: Нацбанк обязал обменные пункты продавать всю имеющуюся у них валюту, поступающую в результате продажи денег населением. 12 апреля. В I квартале 2011 года ВВП Белоруссии вырос на 10,9 % в годовом исчислении.
13 апреля. Стало известно о том, что Петру Прокоповичу была сделана операция на сердце.
15 апреля: Нацбанк приостановил
реализацию слитков
16 апреля: Нацбанк ввёл
свободное курсообразование на
межбанковском рынке валюты, однако
негласно рекомендовал
20 апреля. Ставка рефинансирования была повышена до 13 %.
21 апреля. Александр Лукашенко
обратился с ежегодным
28 апреля: Председатель Белстата заявил, что 600 000 рабочих реального сектора экономики приостановили производственную деятельность. Сняты ограничения на продажу валюты на межбанковском рынке валюты.
Май. Инфляция в мае составила 13,1 %.
Ажиотажный спрос населения на потребительские товары в ожидании роста цен. Быстрый рост цен. Дефицит отдельных видов товаров.
Информация о работе Инфляционные процессы в Республике Беларусь