Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 09:25, курсовая работа
Реализация цели исследования достигается решением ряда задач:
1) рассмотрение на теоретическом уровне инфляции как экономического явления;
2) определение истории, текущего состояния инфляции в России и современной антиинфляционной политики в стране;
3) рассмотрение основных проблем и перспектив России в сфере борьбы с инфляцией.
Объектом исследования выступают проблемы инфляции и инфляционные процессы в современной России.
Введение 3
Глава I. Общие теоретические вопросы инфляции 5
1.1. Инфляция как экономическое явление 5
1.2. Виды инфляции 7
1.3. Причины, методы измерения и последствия инфляции 10
Глава II. Проблема инфляции и методы ее регулирования в
современной России 16
2.1. Специфика борьбы с инфляцией в России
в 2000 – 2010 гг. 16
2.2. Причины неудач антиинфляционной политики 28
2.3. Предлагаемые меры по борьбе с инфляцией в России 33
Заключение 38
Список литературы 45
3. Превращение ставки
рефинансирования в
4. Усовершенствование
системы рефинансирования
5. Введение Правительством
нормативных ограничений на осу
6. Активизация операций
ЦБ России на открытом рынке,
позволяющая эффективно
7. Разработка действенных
механизмов мониторинга и
8. Содействие росту
финансово рынка и банковской
системы в качестве
9. Стимулирование сбережений населения и создание условий для расширения частных инвестиций в государственные и корпоративные ценные бумаги.
Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции могли бы стать индексируемые государственные облигации, купонные выплаты и выплаты, основные суммы которых автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительских цен [37].
В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную систему поддержания уровня инфляции в заданных параметрах и функциональную систему стимулирования экономического роста. Такие системы позволят в режиме саморегуляции решать поставленные задачи.
Инфляционный навес (подавленная инфляция) накануне освобождения цен (1992 год) включал в себя три составляющие:
1. Общее превышение спроса над предложением (потенциал инфляции спроса).
2. Искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированную структуру экономики: «внутренние» деформации и прежде всего - заниженные цены на сырьевые ресурсы по отношению к другими отечественным товарам, с одной стороны, и «внешние» деформации - преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, то есть продукции, имеющей завышенные цены по отношению к аналогичным импортным товарам того же качества, с другой (потенциал инфляции издержек на основе изменений отраслевой структуры спроса).
3. Высокие инфляционные ожидания как следствие предшествующей экономической политики.
Либерализация цен в январе 1992 г. предоставила возможность реагировать на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция превратилась в открытую. Однако высокая ценовая накидка, которой отреагировали производители, привела к существенному превышению предложения над платежеспособным спросом. Тем самым инфляция спроса, переходя из подавленной в открытую форму, одновременно приобрела черты роста издержек. Предприятия требовали от государства обеспечить (повысить) платежеспособный спрос под уже существующие и, отчасти, признанные покупателем цены посредством следующих мер: государственных льготных кредитов и других преференций, покрытия частных товарных кредитов друг другу (взаимных неплатежей), прямой выплаты зарплаты независимо от оплаченной реализации товаров.
Иначе говоря, увеличение предложения денег летом 1992 года было вызвано предшествующим ростом цен, поддерживало их задним числом, а не вызвало его в прямом («хронологическом») смысле. Это обстоятельство неизбежно исказило картину последующего обратного воздействия увеличения предложения денег на дальнейший рост цен.
Мягкость финансовой политики государства не только генерировало инфляцию спроса, но и придает ей видимость инфляции издержек.
Действительность не подтвердила надежд на оживление производства и приток инвесторов; преодоление высокой инфляции в России даже до августа 1998 г. носило крайне неустойчивый и сомнительный характер. Это связано с рядом причин.
Борьба в России с
высокой инфляцией
Единственное исключение - использование в течение трех лет (1995 - 1998) ограничений на дальнейшее снижение курса обмена рубля на доллар. Это, конечно, имело антиинфляционное влияние, но оказывало и достаточно противоречивое воздействие на экономическое положение в России, особенно в экспортных отраслях. Кроме того, с начала 1999 г. предлагались и отчасти использовались некоторые меры налогового стимулирования производства.
Монетаристские меры в антиинфляционной политике, проводимой в России, оказались малоэффективными прежде всего из-за господства в российской инфляции факторов инфляции издержек, в том числе мощного давления быстрорастущих цен на энергетические и другие сырьевые ресурсы, а также транспортных тарифов, столь важных для сохранения единого хозяйственного пространства в огромной России (не говоря уже о разрыве прежних хозяйственных связей, вызванном распадом СССР и усилением раздробленности в самой России). Эти факторы инфляции издержек сыграли огромную негативную роль в подрыве основ экономической деятельности в стране и сокращении ее производственного потенциала.
В условиях России оказались крайне тяжелыми последствия монетаристской борьбы с инфляцией, прежде всего спад производства и экономической деятельности. Он составил более половины валового национального продукта и промышленного производства и свыше 80 % инвестиций, что несовместимо с нормальным функционированием производственного аппарата в перспективе. Подобный спад производства превзошел уровень глубочайшего экономического кризиса 1929 - 1933 гг. на Западе [26].
В России массовый характер приняли неплатежи всех видов, в том числе и долгосрочные задержки в выплате заработной платы и пенсий. Очевидно, что в случае ликвидации неплатежей (хотя бы заработной платы и пенсий) рост цен может оказаться гораздо выше.
Огромный спад производства в России вызывался и вызывается монетаристскими ограничениями двояким образом. С одной стороны, обусловливаемое монетаристскими ограничениями падение реальных доходов и покупательной способности широких слоев населения крайне отрицательно сказалось на производстве, особенно потребительских товаров. С другой стороны, необходимо учитывать специфическое взаимодействие монетаристских ограничений с факторами инфляции издержек.
Инфляция спроса и инфляция издержек имеют в своей основе нарушение денежного обращения, однако их механизм различен. В инфляции спроса денежная масса выступает и как основа, и как главная причина роста цен. Поэтому антиинфляционные меры монетаристского характера, ведущие к сокращению платежеспособного спроса и денежной массы, действуют против подобной инфляции весьма эффективно. Но в инфляции издержек деньги, являясь ее основой, выступают в иной, пассивной роли; в инфляции этого типа первоначальный толчок росту цен дают не денежные, а производственные и рыночные факторы.
Вызванное этими неденежными
факторами повышение цен
Резкое падение производства привело к заметному сокращению поступлений налогов в госбюджет и обусловило (наряду с малыми доходами от неэффективно проведенной приватизации) резкое сокращение его объема (по оценке в постоянной покупательной способности рубля). Это и было глубинной причиной нарастающей к 1998 г. финансовой дестабилизации, несмотря на видимые успехи в борьбе с высокой инфляцией.
Единственным надежным путем предотвращения этой дестабилизации могло бы стать расширение налоговой базы на основе оживления и подъема реального сектора производства, в том числе в случае необходимости и с помощью действенных мер государственного регулирования. К сожалению, государство не пошло по этому пути и выбрало в качестве решающего источника пополнения доходов госбюджета расширенный выпуск и продажу внутренним и внешним заемщикам государственных краткосрочных обязательств (ГКО).
Пирамида ГКО, с одной стороны, из-за крайне высокой доходности привлекла внутренних и внешних заемщиков, но, с другой стороны, способствовала уменьшению и без того небольших инвестиций в гораздо менее доходный сектор реального производства (тем самым усугубив экономическую и финансовую дестабилизацию). К тому же обслуживание пирамиды ГКО требовало все возрастающих государственных расходов, которые, превысив к середине 1998 г. объем налоговых поступлений в наличных деньгах, оказались для государства неподъемными. Это и привело 17 августа 1998 г. к краху пирамиды, который, в свою очередь, вызвал развал ряда других экономических структур и инструментов. К последствиям кризиса относятся возвращение к плавающему курсу обмена рубля на доллар и другую твердую валюту и вызванная этим огромная девальвация (обесценение) рубля.
В России вновь усилилась инфляция. В целом за 1998 г. потребительские цены, по официальным данным, возросли в 1,84 раза. В результате оказались сведенными на нет все усилия и жертвы в предшествующей борьбе с инфляцией, более того, возникла опасность еще большего ее усиления.
В нашей стране предпринималось несколько попыток обуздать инфляцию. При этом использовались антиинфляционные механизмы, рекомендованные Международным валютным фондом и успешно прошедшие проверку во многих странах мира. Однако эти механизмы в условиях России не сработали по многим причинам. Одна из причин заключается в том, что эти механизмы предназначались для борьбы с инфляцией спроса, в России же инфляция спроса давно переросла в инфляцию издержек.
Антиинфляционная политика России в 2010 году проводится неравномерными методами, несмотря на попытку удержания инфляции в заданных рамках, руководство нашей страны ведет финансирование несколько высоко затратных проектов.
2.3. Предлагаемые меры по борьбе с инфляцией в России
В заключение работы рассмотрим предлагаемые мной меры, которые приведут к снижению уровня инфляции в РФ.
Сейчас экономика России уже фактически оправилась от экономического кризиса 2008 года. Последние годы наблюдается экономический рост, инфляция держится на уровне 10 %. В планах Правительства к 2010 снизить уровень инфляции до 7 %. Это вполне осуществимая задача, если Правительство совместно с Центральным Банком будут проводить грамотную антиинфляционную политику
Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.
Рассмотрим ряд мер, имеющих комплексный характер и являющихся необходимыми мерами стабилизации инфляции в российском обществе.
Первоочередной
Необходимо всеми способами наращивать рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем.
Необходимо увеличивать долю безналичного денежного обращения в денежном обращении страны, что позволит сдерживать уровень инфляции и поможет в борьбе с теневыми доходами.