Инфляция, и ее последствия. Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время наша страна встала на экономический путь ведущий к рыночной экономике. Переход от административной (командной) экономики к рыночной, сопровождался мощными инфляционными процессами. Но сейчас экономика постепенно оправляется от губительных инфляционных перепадов, и инфляция в России постепенно стабилизируется. За советские годы инфляция приобретала всевозможные виды, доходя и до гиперинфляции.
Последствия инфляции - непоправимы. Утеря вкладов населения, обесценивание денег и многое другое.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие инфляции
3. Причины инфляции
4.Виды инфляции
5. Антиинфляционная политика государства
5.1 Цели антиинфляционной политики. Бюджетная политика государства
5.2 Кредитно-денежная политика государства. Инструменты борьбы с инфляцией
5.3 Политика цен и доходов
5.4 "Шоковая терапия" и градуирование денежной массы
6. Цели и инструменты антиинфляционной политики на 2007-2009 год
7. Особенности инфляционных процессов в Российской Федерации
7.1 История инфляции в России
7.2 Борьба с инфляцией в России
7.3 Последствия инфляции
8.Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

БанкиWord.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Есть два взгляда  на современную российскую экономику. Согласно первому взгляду, Российская экономика - обычная экономика, такая  же, как рыночные экономики, но с  иными начальными условиями. Согласно другому взгляду, у России настолько много особенностей, что для решения ее проблем нужна если не новая экономическая теория, то, по крайней мере, значительная модификация стандартных точек зрения.

В основе современной  антиинфляционной политики России лежит идея сдерживания бюджетного дефицита и денежной массы. Это отражает не только взгляды руководства страны, его иностранных и отечественных советников, но и позицию Международного валютного фонда.

Какие же причины породили российскую галопирующую инфляцию в начале реформ и поддерживают рост цен и по сей день? Первая из действительных причин, называемая многими экономистами, - это монопольное положение на рынке тех или иных товаров и услуг немалого количества предприятий, их союзов и объединений, а также государственных ведомств, получивших право устанавливать цены на продукцию, производимую подведомственными им предприятиями. Это органы управления отраслей, относящихся к числу естественных монополий (Министерство путей сообщения, Министерство связи и др.).

О состоянии монополизации  промышленности накануне массовой либерализации  цен можно судить последующим  данным. По подсчетам Госкомстата, около 1/3 из 340 групп товаров, выпускавшихся  промышленностью в последние  годы существования СССР, а по расчетам ЦЭМИ АН СССР (1989 г.), 87 % продукции машиностроительного комплекса изготавливалось на предприятиях, являвшихся единственным производителем данного товара в стране. Большинство этих монополий расположены в России.

Либерализация создала  в монополизированных отраслях классические условия, при которых цены обязательно должны пойти вверх, что и было подтверждено еще раз российской практикой. К тому же обстановка свободной конкуренции, препятствующая росту цен в мелком бизнесе, сложилась далеко не везде. Важной причиной российской инфляции является также претворение в жизнь идеи подтягивания цен на нефть, природный газ и некоторые другие продукты добывающей промышленности до уровня мировых.

Искусственно взвинчиваемый  государством рост цен на топливо  тянул за собой вверх цены всех товаров, производимых в России, что стало одной из важных причин инфляции.

Какие же меры принимала  действующая власть для сдерживания  инфляции?

Так, согласно Указа Президента РФ от 3 июня 1993 г. N 842 "О некоторых  мерах по сдерживанию инфляции" В целях сдерживания инфляции:

"Признать необходимым  с 1 июля 1993 г. и до конца текущего  года не принимать федеральными  органами государственной власти  и управления Российской Федерации  решений, приводящих к увеличению  расходов бюджетов всех уровней  и государственных внебюджетных фондов.

Правительству Российской Федерации:

в двухнедельный срок внести предложения об отмене принятых в 1993 году федеральными органами государственной  власти и управления Российской Федерации  решений, приводящих к увеличению бюджетных расходов;

предусмотреть, что социально  значимые расходы государства, а  также расходы, обеспечивающие функционирование важнейших секторов экономики, индексируются  Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке  при уточнении республиканского бюджета Российской Федерации на 1993 год;

в двухнедельный срок внести предложения о возможном  увеличении доходов республиканского бюджета Российской Федерации".

То есть власть шла  по пути сдерживания расходной части  бюджета.

Во второй половине 1995 г. появились признаки того, что правительство освобождается от веры в жесткую бюджетную экономию как единственное средство от инфляции. Это выразилось в решении о замораживании цен на природный газ для производственных нужд, тарифов на электрическую и тепловую энергию, на перевозку грузов по железной дороге в период с 1 октября 1995 г. по 1 января 1996 г., а также о запрещении ведомствам, действующим в сфере естественных монополий, повышать цены более чем на 70% их прироста во всей экономике. Наверное, благодаря этому впервые за последние годы в конце 1995 г. не было значительного прироста цен.

В немонополизированных отраслях главная причина роста  цен заключается в разбухании затрат на производство каждой единицы  продукции (инфляция издержек).

Следует отметить отсутствие одного из основных стимулов для развития отечественной экономики - т.е. активной работоспособности нашей производственной сферы (реального сектора экономики).

К числу факторов, обусловливающих  рост цен в России, относится также  долгосрочное занижение курса рубля по отношению к доллару и ряду других валют.

этому в большой степени  способствовал искусственно созданный "валютный коридор", благодаря  которому цены на отечественные изделия  в некоторых случаях превысили  цены импортных аналогов. Курс национальной валюты может быть стабилен только в том случае, когда он поддерживается крепко стоящими на ногах производственными предприятиями, выпускающими конкурентоспособную продукцию и успешно реализующую ее на внутреннем рынке.

Эти причины и повлекли за собой резкое и обвальное падение курса рубля по отношению к доллару в августе 1998 года. 1998 г. оказался тяжелейшим годом. Объем промышленного производства сократился на 5,2%, инвестиции в основной капитал - на 6,7%, продукция сельского хозяйства - на 12,3%, экспорт - на 17%, реальные денежные доходы населения - на 16,3 процента. Федеральная инвестиционная программа 1998 г. полностью провалена.

Из предусмотренных  к вводу 267 объектов введено лишь 15 (менее 6%). Ухудшение общеэкономического положения страны характеризуется резкой девальвацией рубля и всплеском инфляции, достигшей по итогам 1998 г.84,4%; спадом ВВП и промышленного производства более чем на 5%.

Рост потребительских  цен в первом полугодии 1999 г. составил 24,5% (за аналогичный период 1998 г. - 3,5%) - в годовом выражении это соответствует уровню инфляции примерно в 60-70%. За первые пять месяцев года цены выросли на 22,2%, в том числе на продовольственные товары - на 23,8%, непродовольственные товары - на 21,8%, платные услуги населению - на 15,3%, что вполне естественно в условиях резкого падения доходов населения.

Рост цен производителей опережал темпы увеличения потребительских  цен, что обусловлено доминированием инфляции издержек, вызванной ростом обменного курса рубля и увеличением  экспортных поступлений, а также оживлением производства товаров промежуточного потребления. По итогам текущего года ожидается рост цен производителей на 60-65% при росте потребительских цен на 50-60%.

Реальные располагаемые  доходы населения сократились в  январе-мае 1999 г. на 26,2% по сравнению с аналогичным периодом 1998 года. В большей степени сократились такие составляющие денежных доходов граждан, как оплата труда и социальные трансферты. В частности, средняя реальная начисленная заработная плата за первые пять месяцев текущего года составила лишь 61,9% от уровня того же периода 1998 года, а реальный размер начисленной пенсии - 50,4%. Соответственно, если в первом квартале 1998 г. численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 33 млн. человек (22,5% от общей численности населения), то в первом квартале 1999 г. - уже 55.2 млн. человек (37,7%).

В условиях кризиса возросла составляющая доходов физических лиц  от собственности и предпринимательской  деятельности. В то же время это естественным образом обусловило тенденцию к усилению дифференциации населения по доходам: соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения увеличилось с 13,2 раза в первые три месяца 1998 г. до 15,0 раз в 1999 г.

Сохраняется динамика роста доли расходов на потребление за счет сокращения прироста сбережений. Доля частного потребления в январе-мае текущего года возросла до 81,9% от совокупных доходов населения, тогда как в январе-мае 1998 г. она составляла 75,6%. Одновременно сократился оборот розничной торговли - в сопоставимых ценах на 14,3% по сравнению с январем-маем 1998 года. При снижении темпов инфляции и девальвации можно ожидать некоторого роста конечного спроса и товарооборота, однако по итогам 1999 года их снижение составило 8-10%.

Существенно сократились  в 1999 г. сбережения населения. Объем  купленной частными лицами наличной иностранной валюты (при среднегодовом  обменном курсе в 27 руб./долл.) превысил 8 млрд. долл., что составило 8,2-8,4% от доходов населения (в 1998 году - 12,6%). Рост депозитных вкладов граждан не более 25% - этот предельный уровень соответствует ситуации, при которой будет хотя бы частично восстановлено доверие населения к банковской системе и будет проводиться гибкая политика процентных вкладов, позволяющая, как минимум, сохранить реальные рублевые сбережения (в пересчете на инфляцию или обменный курс).

В 2000 году ситуация с инфляционными  процессами протекала схоже с 1999 годом. Большим доверием у народа стали пользоваться валютные вклады, однако на несколько процентов увеличились и рублевые вклады населения. Более того 2000 год можно назвать для России в этом плане наиболее успешным. В стране увеличился золотой запас, увеличилось оборот ВВП. В целом показатели инфляции в 2000 году были стабильны.

Все эти процессы на протяжении 1990-2000 года сказались на экономике России, оставив как негативные, так и позитивные последствия.

Позитивные изменения  в российской экономике:

Рост объемов промышленного  производства, отмечаемый Госкомстатом РФ в текущем году, фактически компенсировал падение производства, обусловленное финансовым кризисом в августе 1998 года.

Одной из принципиальных фундаментальных тенденций является процесс перераспределения финансовых ресурсов от населения к предприятиям. Российские предприятия существенно улучшили свое финансовое положение - возросли оборотные средства, прибыль, снизилась доля бартерных операций, уменьшились темпы роста кредиторской и дебиторской задолженности.

Существенно улучшился  внешнеторговый баланс РФ - по результатам 1999 г. ожидается положительное сальдо внешней торговли в 25-29 млрд. долл.

Золотовалютные резервы  РФ оставались на неизменном уровне, несмотря на необходимость проведения значительного  объема платежей, связанных с обслуживанием  внешнего долга России.

Темпы роста цен и девальвации рубля удерживаются денежными властями на уровне 3-4% в месяц.

Дефицит федерального бюджета  не превышает запланированного показателя.

Больше же конечно  было негативных процессов. Рассмотрим и их. Негативные тенденции в российской экономике:

Наблюдаемый экономический  рост не является устойчивым и основывается на эффекте импорто-замещения, резервы  которого весьма ограниченны. Более  того, большинством экспертов прогнозируется дальнейшее падение компонентов  конечного спроса - частного спроса, инвестиций, экспорта.

Успешное исполнение федерального бюджета объясняется, главным образом, более высокими, нежели было заложено в проекте бюджета, темпами инфляции и девальвации. В то же время расходы бюджетной  сферы остались на уровне 1998 года (в  номинальном исчислении).

Реальные располагаемые  доходы населения сократились в  среднем на 30% по сравнению с 1998 г. Фактически единственным способом поддерживать приемлемый уровень потребления  для граждан России остается предпринимательская  активность, поскольку пенсии снизились на 50% к предыдущему году, а заработная плата - на 40%.

Банковский кризис сохраняется  как в силу отсутствия концепции  реформирования отечественной банковской системы, так и средств на ее осуществление.

Финансовые рынки России по-прежнему находятся в состоянии глубокой депрессии, характеризующейся низкими оборотами и ликвидностью, высокими рисками, а также отрицательными реальными процентными ставками.

7.3 Последствия инфляции

Все виды инфляции имеют  значительные экономические и социальные последствия для всех хозяйственных субъектов. Эти последствия сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит  серьезный экономический ущерб  как крупным корпорациям, так  и мелкому бизнесу, прежде всего  из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве - быть объективным информационным сигналом.

Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая  этот процесс в лавинообразный, обостряет  товарный голод, подрывает стимулы  к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.

Высокие темпы роста  общего уровня цен отрицательным  образом воздействуют и на фискальную систему из-за так называемого  эффекта Танзи-Оливера, латиноамериканские экономисты обратили внимание на этот эффект в 70х г. XX века. Дело в том, что инфляция обесценивает поступления от налогообложения. Так, если налоги начисляются, например, в III квартале, а выплачиваются в IV квартале года, то при гиперинфляции падает реальное значение налоговых поступлений в бюджет.

В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут  банки и учреждения, предоставляющие  кредит. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные  валютные и кредитные отношения.

 
Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению  национального дохода, является как  бы сверхналогом на население, что обусловливает  отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы  от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.

Влияние инфляции на распределение дохода. Вместе с ростом цен повышаются абсолютные размеры получаемого дохода. Номинальный доход - это то количество денег, которые получает человек в виде заработной платы, пенсий и т.д. Реальный доход - это то количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальный доход.

Информация о работе Инфляция, и ее последствия. Антиинфляционная политика государства