Экономическая
политика в Республике Беларусь должна
учитывать особенности современного
состояния экономики, такие, как:
- необходимость структурной перестройки народного хозяйства;
- запаздывание формирования рыночной экономики;
- монопольный характер экономики;
- перекладывание налогового бремени на себестоимость продукции.
С учетом
вышеизложенного экономическая
политика в Республике Беларусь должна
включать следующие основные мероприятия:
- отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверхмонополизированных отраслей;
- проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;
- отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;
- проведение либеральной торговой политики;
- радикальная аграрная реформа;
- реформа системы налогообложения;
- реализация политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом.
Правительство
и Национальный банк Республики Беларусь,
как и любой страны, находящейся
в кризисе, проводят антиинфляционную
политику. Методы борьбы с инфляцией
могут быть прямыми и косвенными.
Косвенные методы:
- регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
- регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
- обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы регулирования покупательной способности
денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией,
включают в себя:
- прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
- государственное регулирование цен;
- государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
- государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Сбивать
темпы инфляции - значит сокращать
разницу между денежной и товарной
массой в хозяйстве. Для этого
подходят все те методы, которые
ведут экономику к равновесию.
К первоочередным мерам относятся
следующие:
1. Обеспечение
страны в достатке продовольствием.
Это первейшее условие любых
реформаторских усилий. Для налаживания
продовольственного дела в стране
следует оказать государственную
финансовую помощь сельскохозяйственным
предприятиям всех видов собственности
и провести мягкую реформу колхозов
и совхозов:
- установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;
- установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание
разрушенного инвестиционного поля
народного хозяйства, без чего
функционирование экономики становится
невозможным. В этих целях нужно,
прежде всего, восстановить на
банковских счетах предприятий
путем индексирования утраченные
из-за резкого роста цен и
обесценивания рубля суммы амортизации
и собственных оборотных денежных
средств.
3. Налаживание
снабженческо-сбытовых связей между
предприятиями.
Хозяйственные
связи предприятий в рыночном
режиме наиболее эффективны в основном
через систему крупных оптовых
синдикатов. Эти структуры могут
функционировать в рамках отдельных
регионов, в межгосударственном масштабе.
4. Взамен
налога на добавленную стоимость,
стимулирующего в современных
условиях хозяйствования в Беларуси
рост инфляции и крайне трудно
поддающегося контролю налоговых
инспекций, определить основным
платежом в бюджет налог на
прибыль, дифференцировав его
ставки в зависимости от роста
рентабельности и роста объемов
производства, что будет нацеливать
производителей на рост массы,
а не только нормы прибыли.
5. На
время кризиса необходимо централизовать
банковскую систему Беларуси, имея
в виду обязательное исполнение
коммерческими и инвестиционными
банками директив центрального
банка по приоритетности и
льготности кредитования регионов,
отраслей, предприятий, соблюдения
нормативных сроков документооборота.
6. Для
стабилизации потребительского
рынка целесообразно:
- создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
- создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.
7. В течение
кризисного периода следует также
проводить рациональную государственную
политику защиты внутреннего
рынка и строгого контроля
частной экспортной деятельности.
Все экспортные операции должны
осуществляться через немногие
крупные фирмы и синдикаты,
контролируемые государством и
выполняющие экспортные операции
на комиссионных налогах.
Поскольку
денежно-кредитная политика и банковская
система являются неотъемлемыми
составляющими экономики государства
и во многом определяют финансовые
условия, в которых функционирует
народное хозяйство, их основные задачи
определяются исходя из этого. К этим
задачам относятся:
- оказание народному хозяйству и бюджету необходимой кредитной поддержки, обеспечивающей условия для нормального функционирования экономики и выполнения основных прогнозных параметров социально-экономического развития республики;
- проведение взвешенной денежно-кредитной и валютной политики, создающей предпосылки для снижения инфляции, поддержания конкурентоспособности белорусских производителей на внешних рынках, обеспечения нормального уровня ликвидности банковской системы;
- повышение надежности и устойчивости банков республики, наращивание их финансового потенциала;
- обеспечение нормального хода платежей в народном хозяйстве.
Одним из
основных инструментов, позволяющих
эффективно воздействовать на снижение
темпов инфляции, является ресурсосбережение.
Достаточно отметить, что материальные
затраты в общих затратах на производство
продукции (работ, услуг) в целом
по народному хозяйству составляют
более 60%, затраты на энергоресурсы
(топливо, электроэнергию и теплоэнергию)
- соответственно около 20%.
Сокращение
ресурсопотребления достигается, с
одной стороны, на основе снижения затрат
материальных ресурсов непосредственно
на предприятиях, с другой - посредством
осуществления структурных сдвигов
на уровне народного хозяйства и
отдельных отраслей. Первый путь в
большей мере связан с модернизацией
производства и заменой устаревших
технологий (хотя, безусловно, определенный
эффект могут дать и организационные
меры, усиление режима экономии, всемерное
стимулирование ресурсосбережения), что
требует соответствующих финансовых
и инвестиционных вложений при определенном
временном лаге.
Второй
путь позволяет получить более быстрый
эффект, поскольку способствует развитию
эффективных и менее ресурсоемких
отраслей и производств, предоставляет
возможность в какой-то мере маневрировать
материальными ресурсами на существующих
производственных мощностях и ускоренно
развивать перспективные направления,
получая тем самым дополнительный
кумулятивный эффект.
Поддержание
низкоэффективных производств (хотя отдельные
предприятия необходимо сохранять)
приводит, в конечном счете, к консервации
неэффективной системы производства,
ее высокой материало- и энергоемкости.
Поэтому необходимо сокращать государственную
поддержку материало- и ресурсоемких
убыточных и низкорентабельных
производств, более широко применяя
рыночные методы по повышению эффективности
их функционирования (реструктуризацию,
смену форм собственности, санацию,
банкротство и др.).
Характерной
особенностью работ по экономии и
рациональному использованию топливно-энергетических
ресурсов, сырья и материалов в
ближайшей перспективе должен стать
комплексный и предметный подход
к их осуществлению, реальное обеспечение
ресурсо- и энергосберегающих мероприятий
финансовыми и другими видами
ресурсов. При этом значительная активизация
работ предусматривается по следующим
направлениям:
- совершенствование отраслевой, технологической и территориальной структуры народного хозяйства в направлении сокращения доли ресурсо- и энергоемких производств;
- увеличение масштабов внедрения ресурсо- и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;
- расширение спектра организационно-экономических мер, направленных на сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке, использовании топлива и энергии, сырья и материалов;
- оптимизация топливно-энергетического баланса страны на основе повышения уровня использования вторичных энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, замещения высококачественных органических топлив менее дефицитными и дешевыми энергоресурсами;
- приоритетное использование отечественного сырья и материалов, местных видов топлива при производстве продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее
время инфляция – один из самых
болезненных и опасных процессов,
негативно воздействующих на финансы,
денежную и экономическую систему
в целом. Инфляция означает не только
снижение покупательной способности
денег, она подрывает возможности
хозяйственного регулирования, сводит
на нет усилия по проведению структурных
преобразований, восстановлению нарушенных
пропорций.
По своему
характеру, интенсивности, проявлениям
инфляция бывает весьма различной, хотя
и обозначается одним термином. Инфляционные
процессы не могут рассматриваться
как прямой результат только определенной
политики, политики расширения денежной
эмиссии или дефицитного регулирования
производства, ибо рост цен оказывается
не только следствием «злой воли»
и непродуманных акций государственных
чиновников, а неизбежным результатом
глубинных процессов в экономике,
объективным следствием нарастания
диспропорций между спросом и
предложением, производства предметов
потребления и средств производства,
накоплением и потреблением и
т.д. В итоге процесс инфляции
– в различных его проявлениях
– носит не случайный характер,
а весьма устойчивый и практически
неизбежный.
В странах
с развитой рыночной экономикой
инфляция может рассматриваться
в качестве неотъемлемого элемента
хозяйственного механизма. Однако
не представляет серьезной угрозы,
поскольку там отработаны и
достаточно широко используются
методы ограничения и регулирования
инфляционных процессов. В последние
годы в США, Японии, странах
Западной Европы преобладает
тенденция замедления темпов
инфляции.
В отличие
от Запада в Белоруссии и других
странах, осуществляющих преобразование
хозяйственного механизма, инфляционный
процесс развертывается, как правило,
в возрастающих темпах. Это весьма
необычный, специфический тип инфляции,
плохо поддающийся сдерживанию
и регулированию. Инфляцию поддерживают
инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной
сбалансированности (дефицит госбюджета,
отрицательное сальдо внешнеторгового
баланса, растущая внешняя задолженность,
излишняя денежная масса в обращении).
Управление
инфляцией представляет важнейшую
проблему денежно-кредитной и в
целом экономической политики. Необходимо
учитывать при этом многосложный,
многофакторный характер инфляции. В
ее основе лежат не только монетарные,
но и другие факторы. При всей значимости
сокращения государственных расходов,
постепенного сжатия денежной эмиссии
требуется проведение широкого комплекса
антиинфляционных мероприятий.