Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:00, курсовая работа
Целью является изучение инфляции и ее социально-экономических последствий. Предметом является инфляция и ее социально-экономическое развитие и последствия. Объектом – макроэкономическая нестабильность в экономике. Чтобы изучить эту тему необходимо решить следующие задачи: - изучить понятия, виды и формы инфляции; - рассмотреть измерение и прогнозирование инфляции; - рассмотреть инфляцию и экономическое развитие; - изучить причины и социально-экономические последствия инфляции; - рассмотреть особенности проявление инфляции в национальной экономике; - исследовать и оценить инфляционные процессы в национальной экономике Республики Беларусь; - рассмотреть способы регулирования инфляции и экономическую политику в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………5
Понятие, виды и формы инфляции……………………………………5
Измерение и прогнозирование инфляции…………………………….8
Инфляция и экономическое развитие……………………………….10
Причины и социально-экономические последствия инфляции……15
ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………18
Особенности проявления инфляции в национальной экономике………………………….....................................................................18
Оценка инфляционных процессов в национальной экономике Республики Беларусь…………………………………………………………………………20
Способы регулирования инфляции и экономическая политика в Республике Беларусь………………........................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….31
Наряду со структурными особенностями экономики Беларуси постсоветского периода, в качестве причин инфляции в нашей стране можно назвать:
Сочетание перечисленных факторов привело к тому, что отечественные товаропроизводители повышают цены на продукцию в соответствии с мировым уровнем, мало считаясь с падением спроса, компенсируя его уменьшением объемов производства. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др. С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Она будет эффективна лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.
Таким образом, вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.
2.2 Оценка инфляционных процессов в национальной экономике Республики Беларусь
Для количественной оценки инфляционных процессов применяются показатели инфляции. Измеряется она с помощью индекса цен. Индекс цен – показатель трансформации, увеличения или уменьшения цен. Индексация цен – ежегодные исчисления роста цен на потребительские товары с целью введения определенной компенсации денежных потерь [14, c. 110]. Открытая инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается в процентах:
где i – темп инфляции в процентах за год;
P1 и P0 – уровень цен данного и предшествующего годов.
Темпы инфляции рассчитываются также по формуле:
где ИЦтек, ИЦбаз – соответственно индекс цен в текущем и базовом периодах.
Индекс цен используется для расчета реального ВВП (ВНП):
На примере Республики
Беларусь рассчитаем темп инфляции, на
основании индекса
Таблица 2.1 – Расчет темпа инфляции за 2009-2011 года.
Год |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Индекс потребительских цен (ИЦ), в % |
110,1% |
109,9% |
208,7% |
Темп инфляции, i, в % |
0,18% |
88,89% |
– |
Примечание: собственная разработка на основании [15]
Расчет темпа инфляции осуществляется по формуле (2.2). Таким образом, 2009 год: i=[(109,9 – 110,1)/110,1]×100%=0,18%. За 2010 год: i= [(208,7 – 109,9/109,9)]×100%=88,89%.
Из подсчетов следует, что если величина индекса цен оказалась больше 1, то производят дефлирование ВВП, что у нас наблюдается в 2010 году. Если же индекс цен оказался меньше 1, то производят инфлирование, т.е. освобождают номинальный ВВП от влияния дефляции, что наблюдается в 2009 году.
Реальный ВВП за 2009-2011 года в Республике Беларусь составляет: 2009 год – 100,2%; 2010 год – 107,7%; 2011 год – 105,3% [19].
Дефлятор является всеобъемлющим индексом цен, применяемым для измерения абсолютного уровня цен. Помимо дефлятора ВВП используются индексы потребительских цен (ИПЦ) и индексы цен производителей (ИПЦ), измеряющих уровень оптовых цен. При этом в качестве весов цен могут использоваться как фиксированные наборы благ (потребительская корзина), так и измеряющиеся. В связи с этим выделяют индекс цен Ласпейреса, Пааше и Фишера [14, c. 111].
Индекс Ласпейреса (Iл) представляет собой индекс, где в качестве весов цен представлен неизменный объем благ (неизменная потребительская корзина). Он рассчитывается по формуле:
где Р1и Р0 – цены товаров и услуг в текущем и базисном годах, руб.;
g0 – количество товаров и услуг, произведенных в базисном году.
∑ означает суммирование по
всем товарам и услугам,
Индекс Пааше – индекс цен, где в качестве весов цен берутся количества товаров и услуг, произведенных в текущем году:
где g1 – количество товаров и услуг в текущем году.
Индекс Фишера представляет собой среднегеометрическое значение индексов Ласпейреса и Пааше:
Возможность количественно измерять инфляцию позволяет так называемое «правило величины 70». Чтобы определить количество лет, необходимое для удвоения уровня цен, делят число 70 на ежегодный уровень инфляции или темп инфляции:
где Т – приблизительное количество лет, необходимое для удвоения темпов инфляции;
i – темп инфляции, в %.
На примере Республики Беларусь рассчитаем Т. На 2009 год Т=70/0,18=388,8 (лет); на 2010 год Т= 70/ 88,89= 0,78 (месяцев).
Инфляция является врагом
общества «номер один». Она влияет на
экономическую эффективность, на реальную
экономику. Высокие цены, их рост в
рыночной экономике приводит к снижению
конкурентоспособности
Под воздействием инфляционных процессов изменяется структура и уменьшаются реальные доходы государственного бюджета. Возрастает бюджетный дефицит и государственный долг, социальная напряженность, уменьшается политическая стабильность общества. Высокая инфляция содействует переходу к новой структуре общества, не дает возможности увеличить занятость.
Если инфляция носит открытый характер, проявляется в непрерывном общем повышении цен, то падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде личных денег или на банковских счетах. В период инфляции все цены и реальная заработная плата изменяется в различной степени, происходит перераспределение доходов и богатства среди различных групп общества [14, c. 111].
Таким образом, под воздействием
инфляционных процессов изменяется
структура и уменьшаются
2.3 Способы регулирования инфляции и экономическая политика в Республики Беларусь
Излишек денежной массы государство может регулировать с помощью различных методов исключения их из оборота. Среди них:
- эмиссия государственных долгосрочных облигаций;
- долгосрочные депозиты в банковскую систему;
- направление денежных средств в реальные инвестиции;
- акционирование
- приватизация жилья, земли и прочей собственности.
Все эти методы не уменьшают общую величину денежной массы и поэтому могут лишь временно снизить инфляционное напряжение в экономике. Преодолеть инфляцию они смогут только в том случае, если приведут к росту объемов производства и реализации товаров и услуг [7, c. 68].
Основными формами активной стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежные реформы. Денежная реформа предполагает переход от одной денежной системы к другой, и обычно сопровождается ужесточением финансовой и денежно-кредитной политики и проведением антикризисных мер. Денежные реформы различных стран проводились с помощью следующих методов:
- изменение порядка эмиссии
и обеспечения национальной
- введение параллельной
валюты и постепенное
- нуллификация, т.е. устранение
старой и введение новой
- деноминация: укрупнения
масштаба цен, метод «
- девальвация – снижение
официального курса
- ревальвация – повышение
официального курса
- реставрация – восстановление прежнего валютного курса.
Проведение денежной реформы с помощью метода «шоковой терапии» включает:
- обмен бумажных денег
по дефляционному курсу на
новые деньги с целью резкого
уменьшения массы бумажных
- временное замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей.
Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Существует два основных метода антиинфляционной политики – дефляционная политика и политика доходов.
Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Поэтому применяют ее осторожно [7, c. 68].
Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия