Инфляция и ее социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение инфляции и ее социально-экономических последствий. Предметом является инфляция и ее социально-экономическое развитие и последствия. Объектом – макроэкономическая нестабильность в экономике. Чтобы изучить эту тему необходимо решить следующие задачи: - изучить понятия, виды и формы инфляции; - рассмотреть измерение и прогнозирование инфляции; - рассмотреть инфляцию и экономическое развитие; - изучить причины и социально-экономические последствия инфляции; - рассмотреть особенности проявление инфляции в национальной экономике; - исследовать и оценить инфляционные процессы в национальной экономике Республики Беларусь; - рассмотреть способы регулирования инфляции и экономическую политику в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………5
Понятие, виды и формы инфляции……………………………………5
Измерение и прогнозирование инфляции…………………………….8
Инфляция и экономическое развитие……………………………….10
Причины и социально-экономические последствия инфляции……15
ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………18
Особенности проявления инфляции в национальной экономике………………………….....................................................................18
Оценка инфляционных процессов в национальной экономике Республики Беларусь…………………………………………………………………………20
Способы регулирования инфляции и экономическая политика в Республике Беларусь………………........................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая,макроэкономика.docx

— 98.67 Кб (Скачать файл)

Наряду со структурными особенностями  экономики Беларуси постсоветского периода, в качестве причин инфляции в нашей стране можно назвать:

  1. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата.
  2. Кризис в сфере производства, носивший характер дефицита и обусловленный технологической отсталостью и хроническими неплатежами.
  3. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки.
  4. Директивное увеличение зарплат в последние годы, особенно перед президентскими выборами 2010 года, что привело к опережающему росту потребительского спроса по сравнению с производством и, как следствие, к превышению импорта над экспортом.
  5. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. По причине оттока депозитов из банковской системы, падения доверия населения к национальной валюте количество наличных рублей в обращении.
  6. Режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкреплялось необходимой степенью открытости экономики и отечественный экспорт был ориентирован в основном на российский рынок из-за низкой экспортоспособности товаров на мировом рынке, несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых товаров.
  7. Импортируемая, прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в республике играет именно раскручивание спирали «цены на сырье (особенно на энергоресурсы) – общий уровень цен».
  8. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. В мировой финансово-экономический кризис Республики Беларусь вошла позже своих соседей, но последствия оказались не менее разрушающими [12]. Приведем основные индикаторы накануне кризиса Беларуси: рост ВВП в 2010 году составил 7,6% (в белорусских рублях), рост промышленного производства в 2010 году составил 11,3%; дефицит торгового баланса в 2010 году составил 7,42 млрд. долл. США (отрицательное сальдо внешней торговли товарами в 2010 году увеличилось до 9,64 млрд. долл. США против 7,26 млрд. долл. США в 2009 году); по оценке МВФ, дефицит платёжного баланса текущих операций Беларуси в 2010 году составил около 16% ВВП, что, по мнению миссии МВФ, было очень высоким показателем; золотовалютные резервы в 2010 году снизились на 11% и на 1 января 2011 года составили 5,03 млрд. долл. США [13].

Сочетание перечисленных  факторов привело к тому, что отечественные  товаропроизводители повышают цены на продукцию в соответствии с  мировым уровнем, мало считаясь с  падением спроса, компенсируя его  уменьшением объемов производства. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила  в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др. С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Она будет эффективна лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

Таким образом, вышеперечисленные  причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие  повышения цен на импортируемые  товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так  называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь что цены на сырье, оборудование и комплектующие  поднимутся и, тем самым желая  себя обезопасить. Да и внешние долги  не снижают инфляции, так по состоянию  на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете  на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.

 

 

 

2.2 Оценка инфляционных  процессов в национальной экономике Республики Беларусь

 

 

Для количественной оценки инфляционных процессов применяются  показатели инфляции. Измеряется она  с помощью индекса цен. Индекс цен – показатель трансформации, увеличения или уменьшения цен. Индексация цен – ежегодные исчисления роста  цен на потребительские товары с  целью введения определенной компенсации денежных потерь [14, c. 110]. Открытая инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается в процентах:

                                               i= [(P1-P0)/P0] ×100%,                                    (2.1)

где i – темп инфляции в процентах за год;

                   P1 и P0 – уровень цен данного и предшествующего годов.

Темпы инфляции рассчитываются также по формуле:

                                                 i=[(ИЦтек-ИЦбаз)/ИЦбаз]×100%,                       (2.2)

где ИЦтек, ИЦбаз – соответственно индекс цен в текущем  и базовом  периодах.

Индекс цен используется для расчета реального ВВП (ВНП):

                                 ВВПреал= номинальный ВВП/ дефлятор ВВП                 (2.3)

На примере Республики Беларусь рассчитаем темп инфляции, на основании индекса потребительских  цен за 2009-2011 года, данные занесены в  таблицу 2.1.

Таблица 2.1 – Расчет темпа  инфляции за 2009-2011 года.

Год

2009г.

2010г.

2011г.

Индекс потребительских  цен (ИЦ), в %

110,1%

109,9%

208,7%

Темп инфляции, i, в %

0,18%

88,89%

               – 


Примечание: собственная разработка на основании [15]

Расчет темпа инфляции  осуществляется по формуле (2.2). Таким  образом, 2009 год: i=[(109,9 – 110,1)/110,1]×100%=0,18%. За 2010 год: i= [(208,7 – 109,9/109,9)]×100%=88,89%.

Из подсчетов следует, что если величина индекса цен  оказалась больше 1, то производят дефлирование ВВП, что у нас наблюдается  в 2010 году. Если же индекс цен оказался меньше 1, то производят инфлирование, т.е. освобождают номинальный ВВП  от влияния дефляции, что наблюдается  в 2009 году.

Реальный ВВП за 2009-2011 года в Республике Беларусь составляет: 2009 год – 100,2%; 2010 год – 107,7%; 2011 год – 105,3% [19].

Дефлятор является всеобъемлющим  индексом цен, применяемым для измерения  абсолютного уровня цен. Помимо дефлятора  ВВП используются индексы потребительских  цен (ИПЦ) и индексы цен производителей (ИПЦ), измеряющих уровень оптовых  цен. При этом в качестве весов  цен могут использоваться как  фиксированные наборы благ (потребительская  корзина), так и измеряющиеся. В  связи с этим выделяют индекс цен Ласпейреса, Пааше и Фишера [14, c. 111].

Индекс Ласпейреса (Iл) представляет собой индекс, где в качестве весов цен представлен неизменный объем благ (неизменная потребительская корзина). Он рассчитывается по формуле:

                                                          Iл= (∑Р1g0)/(∑Р0g                                       (2.4) 

где Р1и Р0 – цены товаров  и услуг в текущем и базисном годах, руб.;

                   g0 – количество товаров и услуг, произведенных в базисном году.

                   ∑ означает суммирование по  всем товарам и услугам, входящим  в набор.

Индекс Пааше – индекс цен, где в качестве весов цен берутся количества товаров и услуг, произведенных в текущем году:

                                                     Iп= (∑Р1g1)/(∑P0g1),                                        (2.5)

где g1 – количество товаров и услуг в текущем году.

Индекс Фишера представляет собой среднегеометрическое значение индексов Ласпейреса и Пааше:

                                                    Iф= √ Iл× Iп.                                                       (2.6) 

Возможность количественно  измерять инфляцию позволяет так  называемое «правило величины 70». Чтобы  определить количество лет, необходимое  для удвоения уровня цен, делят число 70 на ежегодный уровень инфляции или темп инфляции:

                                                                     Т= 70/i,                                                (2.7) 

где Т – приблизительное  количество лет, необходимое для  удвоения темпов инфляции;

                    i – темп инфляции, в %.

На примере Республики Беларусь рассчитаем Т. На 2009 год Т=70/0,18=388,8 (лет); на 2010 год Т= 70/ 88,89= 0,78 (месяцев).

Инфляция является врагом общества «номер один». Она влияет на экономическую эффективность, на реальную экономику. Высокие цены, их рост в  рыночной экономике приводит к снижению конкурентоспособности отечественных  товаров, уменьшает экспорт, приводит к увеличению импорта, к безработице, разорению товаропроизводителей. Инфляция подрывает и действующую систему  денежного обращения. Инфляция в 10% ежегодно снижает реальную процентную ставку также на 10%. Поэтому в это  период лучше сократить размеры  сбережений.

Под воздействием инфляционных процессов изменяется структура  и уменьшаются реальные доходы государственного бюджета. Возрастает бюджетный дефицит  и государственный долг, социальная напряженность, уменьшается политическая стабильность общества. Высокая инфляция содействует переходу к новой  структуре общества, не дает возможности  увеличить занятость.

Если инфляция носит открытый характер, проявляется в непрерывном  общем повышении цен, то падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде личных денег или на банковских счетах. В период инфляции все цены и реальная заработная плата изменяется в различной степени, происходит перераспределение доходов и  богатства среди различных групп общества [14, c. 111].

Таким образом, под воздействием инфляционных процессов изменяется структура и уменьшаются реальные доходы государственного бюджета. Возрастает бюджетный дефицит и государственный  долг, социальная напряженность, уменьшается  политическая стабильность общества. Высокая инфляция содействует переходу к новой структуре общества, не дает возможности увеличить занятость. По расчетам, темп инфляции в Республике Беларусь на 2009 год составляет – 0,18%, а на 2010 год – 88,89%. Чтобы оценить  инфляцию, используют несколько методов, это расчет темпа инфляции, расчет реального ВВП, также используют индексы Ласпейреса, Пааше, Фишера,  и также пользуются «правилом  величины 70». Все эти методы расчета  помогают рассчитать инфляционные процессы, при помощи этих подсчетов можно  охарактеризовать состоянии экономики  страны при инфляции.

 

2.3 Способы регулирования инфляции и экономическая политика в Республики Беларусь

 

 

Излишек денежной массы государство  может регулировать с помощью  различных методов исключения их из оборота. Среди них:

- эмиссия государственных  долгосрочных облигаций;

- долгосрочные депозиты  в банковскую систему;

- направление денежных  средств в реальные инвестиции;

- акционирование государственных  предприятий и продажа акций  субъектам хозяйствования и населению;

- приватизация жилья,  земли и прочей собственности.

Все эти методы не уменьшают  общую величину денежной массы и  поэтому могут лишь временно снизить  инфляционное напряжение в экономике. Преодолеть инфляцию они смогут только в том случае, если приведут к  росту объемов производства и реализации товаров и услуг [7, c. 68].

Основными формами активной стабилизации денежного обращения  являются антиинфляционная политика и  денежные реформы. Денежная реформа  предполагает переход от одной денежной системы к другой, и обычно сопровождается ужесточением финансовой и денежно-кредитной  политики и проведением антикризисных  мер. Денежные реформы различных  стран проводились с помощью  следующих методов:

- изменение порядка эмиссии  и обеспечения национальной денежной  единицы;

- введение параллельной  валюты и постепенное расширение  сферы ее обращения;

- нуллификация, т.е. устранение  старой и введение новой валюты;

- деноминация: укрупнения  масштаба цен, метод «зачеркивания  нулей»;

- девальвация – снижение  официального курса национальной  денежной единицы;

- ревальвация – повышение  официального курса национальной  денежной единицы;

- реставрация – восстановление  прежнего валютного курса.

Проведение денежной реформы  с помощью метода «шоковой терапии» включает:

- обмен бумажных денег  по дефляционному курсу на  новые деньги с целью резкого  уменьшения массы бумажных денег  в обращении;

- временное замораживание  банковских вкладов населения  и предпринимателей.

Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Существует два  основных метода антиинфляционной политики – дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика –  это методы ограничения денежного  спроса через денежно-кредитный  и налоговый механизмы путем  снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Поэтому применяют ее осторожно [7, c. 68].

Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия