Инфляция и ее социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение инфляции и ее социально-экономических последствий. Предметом является инфляция и ее социально-экономическое развитие и последствия. Объектом – макроэкономическая нестабильность в экономике. Чтобы изучить эту тему необходимо решить следующие задачи: - изучить понятия, виды и формы инфляции; - рассмотреть измерение и прогнозирование инфляции; - рассмотреть инфляцию и экономическое развитие; - изучить причины и социально-экономические последствия инфляции; - рассмотреть особенности проявление инфляции в национальной экономике; - исследовать и оценить инфляционные процессы в национальной экономике Республики Беларусь; - рассмотреть способы регулирования инфляции и экономическую политику в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………5
Понятие, виды и формы инфляции……………………………………5
Измерение и прогнозирование инфляции…………………………….8
Инфляция и экономическое развитие……………………………….10
Причины и социально-экономические последствия инфляции……15
ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………18
Особенности проявления инфляции в национальной экономике………………………….....................................................................18
Оценка инфляционных процессов в национальной экономике Республики Беларусь…………………………………………………………………………20
Способы регулирования инфляции и экономическая политика в Республике Беларусь………………........................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая,макроэкономика.docx

— 98.67 Кб (Скачать файл)

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и  заработной платой путем их полного  замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам  этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

Антиинфляционное регулирование  включает в себя следующие мероприятия:

- в сфере экономики:  ликвидация убыточности предприятий,  проведение структурной перестройки,  ограничение деятельности монополий;

- в сфере финансов: сокращение  государственных расходов, сокращение  льгот и изменение порядка  налогообложения, сокращение дефицита  бюджета и госдолга;

- в денежно-кредитной  сфере: ограничение или прекращения  эмиссии денег, стимулирование  сбережений, проведение рестрикционной  кредитной политики;

- в сфере ценообразования:  регулирование монопольного ценообразования,  установление пределов роста  цен, замораживание цен, контроль  над ценами в госсекторе;

- в валютной сфере:  ограничение притока краткосрочного  иностранного капитала, проведение  ревальвации и девальвации национальной  валюты;

- в рамках политики  доходов: ограничение платежеспособности  населения путем регулирования  их доходов; лимитирование роста  зарплаты, централизованная система  трудовых соглашений, применение  фискальных инструментов роста  доходов.

Важное значение в антиинфляционной политике государства отводится  жесткому лимитированию годового прироста денежной массы и сокращению бюджетного дефицита. Однако, инфляция может развиваться  и при стабильной денежной массе  в случае повышения скорости ее обращения. В условиях сокращения производства и неизменной денежной массе ускорения  обращения денег по своему эффекту  эквивалентно эмиссии дополнительных денежных знаков [7, c. 69].

С обретением независимости  в начале 1990-х годах Республика Беларусь получила возможность проводить  собственную макроэкономическую политику. В этот период экономика нуждалась  в реструктуризации, реформировании отношений между экономическими субъектами. Наблюдалась выраженная стагфляция – высокие темпы роста  уровня цен сопровождались спадом реального  объема производства и увеличением  безработицы. В первой половине 1990-х  годов существовала гиперинфляция, ежегодно исчислявшаяся тысячами процентов, при этом реальный объем выпуска  каждый год снижался примерно на 10%. Лишь в 1995-1996 годах удалось переломить эту тенденцию: хотя темпы инфляции все еще оставались очень высокими, появился экономический рост. За последующие десять лет прирост реального ВВП в среднем составил 7,2% [16, c. 166].

Ситуация с безработицей в стране с 1994-2008 года была неоднозначной. Количество официально зарегистрированных безработных не превышало 4% общей  численности экономически активного  населения, к тому же в середине 1990-ч  гг. рост этого явления прекратился. Однако, в течение всего периода  в большом объеме существовала скрытая  безработица, так как не все нуждавшиеся  в трудоустройстве регистрировались на бирже труда, кроме того, на многих предприятиях практиковалась неполная занятость работников ( в среднем  за год рабочая неделя составляла меньше 40 часов). Вместе с тем политика борьбы с безработицей, которую повело белорусское правительство, оказалось  более успешной, нежели меры борьбы с инфляцией. Это во многом объясняется  социальной направленностью белорусской  модели экономики: безработица, повышающая социальную напряженность, воспринимается как большое зло, чем рост цен [18, c. 345].

Фискальную и денежно-кредитную  политику Республики Беларусь можно  охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдается  дефицит государственного бюджета, т.е. превышение государственных расходов над доходами бюджета. Правительство  предприняло меры для стимулирования совокупного спроса. В рамках валютной политики оно пошло на завышение  курса белорусского рубля, чтобы  поддержать покупательскую способность  населения; в сфере денежно-кредитной  политики – на снижение ставки банковского  процента и увеличение объема кредитования экономики. Хотя номинальные процентные ставки были велики, реальные ставки с  учетом темпов роста инфляции в течение  второй половины 1990-х гг. оказались  отрицательными. Данное обстоятельство снижало стимулы населения к  хранению средств на банковских депозитах, однако повышало заинтересованность предприятий  в получении кредитов. Льготное государственное  кредитование государственных хозяйственных  субъектов, многие из которых не возвращали кредитов, стало стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Последняя обеспечила т значительные темпы прироста ВВП  во второй половине 1990-х гг., однако имела следствием достаточно высокую  инфляцию.

В конце 1990-х гг. правительство  и Национальный банк Республики Беларусь ужесточили денежно-кредитную политику. Реальные процентные ставки по кредитам и депозитам стали положительными, что привело к росту банковских вкладов субъектов экономики, прежде всего физических лицу. Дефицит государственного бюджета также несколько сократился. Все это позволило снизить  темпы инфляции, не уменьшая при  этом темпов экономического роста. Благоприятная  конъюнктура внешних рынков давала возможность поддерживать стабильный рост объемов производства и обеспечивать занятость.

В политике занятости белорусского государства в 1990-е гг. следует  выделить аспект ограничения заработной платы. Во многих развитых странах профсоюзы  оказывают влияние на рост оплаты труда, тем самым подстегивая  рост безработицы и повышение инфляции. В Беларуси профсоюзы не имеют таких рычагов влияния. В качестве одного из факторов экономического роста здесь выступает квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила. В рассматриваемый период это позволило предприятиям наращивать объемы производства на фоне низких производственных издержек, что в свою очередь определило увеличение предложения. Недостатком проводившейся политики было ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступало в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. В мировой практике дешевизна рабочей силы – признанный стимул экономического роста, но он имеет ограничения по времени. Данный фактор не может использоваться очень долго. В перспективе необходимо стремиться к увеличению доходов населения, в том числе и оплаты труда, а повышение издержек производства следует компенсировать ростом производительности труда. В последние годы именно такие процессы  характерны для многих отраслей белорусской экономики [17, c. 206].

Таким образом, с целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Она будет эффективна лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Под воздействием инфляционных процессов изменяется структура и уменьшаются реальные доходы государственного бюджета. Возрастает бюджетный дефицит и государственный долг, социальная напряженность, уменьшается политическая стабильность общества. Высокая инфляция содействует переходу к новой структуре общества, не дает возможности увеличить занятость. По расчетам, темп инфляции в Республике Беларусь на 2009 год составляет – 0,18%, а на 2010 год – 88,89%. Чтобы оценить инфляцию, используют несколько методов, это расчет темпа инфляции, расчет реального ВВП, также используют индексы Ласпейреса, Пааше, Фишера,  и также пользуются «правилом величины 70». Все эти методы расчета помогают рассчитать инфляционные процессы, при помощи этих подсчетов можно охарактеризовать состоянии экономики страны при инфляции. Основными формами активной стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежные реформы. А также проводят дефляционную политику и политику доходов. Важнейшая особенность государственной политики занятости и антиинфляционной политики республики заключается в использовании не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят процессы реформирования, реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив инфляцию, ее сущность и значение можно сделать вывод, что инфляция – это переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание  денежной единицы и соответственно рост цен. Инфляция имеет три формы: открытую, скрытую и подавленную.

Также различают три ее типа: ползучую, галопирующую и гиперинфляцию. Виды инфляции классифицируют на: ползучую и ступенчатую, внутреннюю и импортируемую,  локальную и мировую, сбалансированную и несбалансированную, ожидаемую  и неожидаемую, инфляцию спроса, инфляцию издержек и структурную. Для измерения  инфляции используют четыре метода: индекса  потребительских цен, классическое уравнение денежного обмена, индекса  цен валового национального продукта, индекса оптовых цен. Также выделяют два направления прогнозирования  инфляции и методы ее прогноза, такие  как статистический и сценарный. Инфляция может образоваться при избыточном спросе и при росте издержек.

Также изучили такое явление  как стагфляция. И то, что инфляция взаимосвязана с безработицей, это  можно увидеть при помощи кривой Филлипса, которая показывает обратную взаимосвязь между темпами инфляции и нормой безработицы. Факторы, вызывающие инфляцию, можно разделить на внешние  и внутренние. Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отстаивание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе, это ее экономические последствия. С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Она будет эффективна лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Под воздействием инфляционных процессов изменяется структура и уменьшаются реальные доходы государственного бюджета. Возрастает бюджетный дефицит и государственный долг, социальная напряженность, уменьшается политическая стабильность общества.

Высокая инфляция содействует  переходу к новой структуре общества, не дает возможности увеличить занятость. По расчетам, темп инфляции в Республике Беларусь на 2009 год составляет – 0,18%, а на 2010 год – 88,89%. Чтобы оценить  инфляцию, используют несколько методов, это расчет темпа инфляции, расчет реального ВВП, также используют индексы Ласпейреса, Пааше, Фишера,  и также пользуются «правилом  величины 70». Все эти методы расчета  помогают рассчитать инфляционные процессы, при помощи этих подсчетов можно  охарактеризовать состоянии экономики  страны при инфляции. Основными формами  активной стабилизации денежного обращения  являются антиинфляционная политика и  денежные реформы. А также проводят дефляционную политику и политику доходов. Важнейшая особенность государственной  политики занятости и антиинфляционной политики республики заключается в  использовании не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать, что белорусская  экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят процессы реформирования, реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному  влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.

Результаты исследования инфляции могут быть использованы при такой проблеме, как высокая  инфляция, с которой сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего. Анализ белорусского опыта антиинфляционной политики позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые в самом общем виде сводятся к следующим:

  1. С учетом финансовой и экономической ситуации в стране, размеров золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование, при котором все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции.

2) При осуществлении таргетирования инфляции главенствующее значение имеет обоснование целевого значения уровня инфляции на прогнозный период. Поскольку снижение инфляции не является самоцелью, то целевое значение инфляции должно согласовываться с другими целями социально-экономического развития. Чрезмерно быстрое снижение темпов роста цен может создать трудности в снятии инфляционных навесов и ценовых перекосов, через ужесточение бюджетных ограничений может привести к закрытию предприятий, увеличению безработицы, уменьшению доходов бюджета и др. С другой стороны, излишне высокая инфляция это: постепенная стагнация реального сектора экономики; низкая инвестиционная активность; постоянная неуверенность субъектов хозяйствования и т.д. Поэтому в качестве целевого должен быть выбран наиболее оптимальный уровень (динамика) инфляции в контексте необходимости достижения целей прогнозов и программ социально-экономического развития страны.

Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия