Инфляция и её социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика и её особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь и ценового регулирования.
Задачи: дать определение понятия инфляции и ее классификацию, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия, исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления, а также рассмотреть ценовое регулирование, как с теоретической, так и с практической стороны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............3

ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЯ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………….5

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ИНФЛЯЦИИ ……………………………………………………………………….22

ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА…………………………….27
. Мировой опыт антиинфляционной политики……………….…..28
Антиинфляционная политика в РБ: анализ и рекомендации…..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........……………………………………………………………..…35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..…….38
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….....40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ .doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

галопирующую, при которой  цены растут от 20 до 200 % в год, что  создает серьезное напряжение для  экономики. Большинство контрактов «привязывается» к росту цен  или иностранной валюте, деньги начинают ускоренно материализовываться в товары;

гипер- и суперинфляцию, когда цены растут астрономическими темпами. Расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим. Разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества. [4, c.157]. В условиях гипер- и суперинфляции деньги вытесняются из оборота, на смену товарно-денежному обращению приходит бартер.

Гиперинфляция – явление  редкое для стран с рыночной экономикой, чего нельзя сказать о галопирующей инфляции, которая время от времени разражается даже в промышленно развитых странах (Англии, Германии, Италии и др.). Главная тенденция развитых стран, таких, как США, Япония, - умеренная инфляция. Государственное вмешательство, направленное на регулирование денежного обращения и использование системы налогообложения, позволяет удерживать инфляцию в экономически допустимых рамках. [5, c.135-136].

    • по характеру протекания:

и умеренная, и галопирующая, гиперинфляция и суперинфляция представляют собой тип так называемой открытой инфляции. В отличие от нее при подавленной  (скрытой) инфляции роста цен может и не наблюдаться. При этом обесценение денег выражается в дефиците (отсутствие товаров в магазинах госторговли) и очередях в условиях государственного контроля над ценами и неудовлетворенном спросе. [4, c.158].

    • по степени сбалансированности:

инфляция может быть сбалансированной, т.е. наблюдается умеренный рост цен одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае в соответствии с ежегодным ростом цен возрастает и ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами. Подобная инфляция в экономике ничего не изменяет.

Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста  цен на различные товары. От несбалансированной инфляции страдают, прежде всего, денежное обращение и система налогообложения. [4, c.158].

    • по признаку ожидаемости:

следует отличать ожидаемую (инерционную) инфляцию от неожидаемой (непредвиденной). Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период. Непредвиденная инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. В ситуации, когда в экономике уже существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает затраты на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике, искажает реальную картину потребностей в обществе и ведет к расстройству хозяйства. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. [4, c.158].

    • по масштабу охвата:

можно выделить локальную инфляцию, имеющую место в отдельных странах, и мировую, охватывающую группу стран или некоторые регионы. [6, c.404].

Анализ данных централизованной государственной статистической отчетности о государственных закупках товаров (работ, услуг).

В Республике Беларусь за январь-декабрь 2010 г. проведено193563 процедур государственных закупок товаров (работ, услуг), что на 18213 процедур закупок  или на 10, 4% больше, чем за аналогичный период 2009 г.

 

Структура закупок по видам процедур закупок за указанный  период сложилась следующим образом.

Проведено конкурентных процедур закупок  125693 или 64,9% от общего их количества (соответственно за январь-декабрь 2009 г. 116930 или 66,7%), в том числе:

открытых конкурсов (торгов) – 5226 или 2,7% (4799 или 2,7% соответственно за январь-декабрь 2009 г.);

закрытых конкурсов (торгов) – 74 или 0,04% (84 или 0,05% соответственно за январь-декабрь 2009 г.);

процедур запроса ценовых  предложений – 8467 или 4,4% (6726 или 3,8% соответственно за январь-декабрь 2009 г.);

процедур оформления конкурентного листа – 88759 или 45,9% (84995 или 48,5% соответственно за январь-декабрь 2009 г.);

процедур переговоров  – 23167 или 12,0% (20326 или 11,6% соответственно за январь-декабрь 2009 г.).

Число неконкурентных процедур закупок, то есть процедур закупок из одного источника составила 67870 или 35,1% от общего количества проведенных  процедур закупок (соответственно за январь-декабрь 2009 г. 58420 или 33,3%).

Несмотря на рост в  отчетном периоде количества процедур закупок, сложившаяся ранее структура  закупок существенных изменений  не претерпела. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Из общего числа проведенных  за январь-декабрь 2010 г. процедур 6258 (3,2%) процедур не привели к заключению договоров (соответственно за январь-декабрь 2009 г. 6678 или 3,8%).

В процедурах закупок  в 2010 году приняли участие 354620 участников, в том числе отечественных 351010 (98,98%) и иностранных 3610 (1,02%) участника. Из общего числа иностранных участников 892 (24,71%) участники из Российской Федерации.

По результатом проведенных  в 2010 г. процедур закупок заключено 196000 договоров на сумму 15,6 трл.руб., в том числе по конкурентным видам  процедур закупок – 128096 (65,4% от общего количества заключенных договоров) на сумму 11,47 трл.руб.( 73,5% от общей стоимости заключенных договоров), по неконкурентным – 67904 (34,6%) на сумму 4,13 трл.руб. (26,5%).

Из общего количества заключенных договоров в 2010 г. 17416 (8,9%) были заключены с субъектами малого предпринимательства (за январь-декабрь 2009 г. – 18119 (10,3%)). Общая сумма сделок с указанной категорией участников составила 409,3 млрд.руб. или 2,6% от общей стоимости заключенных договоров (за январь-декабрь 2009 г. – 266,9 млрд.руб. или 2,36%).

При этом средняя цена одного договора по всем видам процедур закупок составила 79,6 млн.руб. (на 24,0 % больше чем в 2009 году (64,2 млн.руб.)), в том числе по конкурентным – 89,5 млн.руб. (на 18,2% больше чем в 2009 году (75,7 млн.руб.)), по неконкурентным – 60,8 млн.руб. (на 48,3% больше чем в 2009 году (41,0 млн.руб.)).

Увеличение общего количество проведенных в 2010 г. процедур закупок  привело к увеличению количества заключенных договоров на 11,3 % по сравнению с 2009 г. Также увеличилась и общая стоимость заключенных договоров (на 38,0%).

Количество заключенных  договоров по централизованным закупкам составило 13249 или 6,8% от общего числа  заключенных договоров, проведенных  в январе-декабре 2010 г. (за аналогичный  период 2009 года – 9581 или 5,4%).  При этом удельный вес общей стоимости договоров закупок, заключенных по результатам централизованных закупок, составил 16,9% от общей стоимости всех заключенных контрактов (договоров) закупок (за аналогичный период 2009 года – 14,2%). 

Затраты заказчика на организацию и проведение процедур закупок составили 2902,4 млн.руб. или 0,02% от суммы заключенных договоров  в рассматриваемом периоде (за январь-декабрь 2009 г. соответственно 2843,2 млн.руб или 0,03%).

По итогам 2010 г. экономия денежных средств от проведенных процедур закупок составила 999,7 млрд. руб., относительный экономический эффект от всех видов процедур закупок составил 6,4%   (по  итогам 2009 г. соответственно 1031,5 млрд.руб. и 9,1%).

 

 

ГЛАВА 2. Социально-экономические последствия инфляции

 

Последствия инфляции сложны и разнообразны. Термин “социальные” стоит впереди не случайно. Главным  отрицательным последствием инфляции является перераспределение доходов  и богатства. Этот процесс возможен в условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учёта ожидаемого уровня инфляции. Она ведёт к перераспределению национального дохода по различным направлениям[7]:

1.между разными сферами  производства и регионами в  силу неравномерного роста цен;

2.между населением и государством, так как последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская необеспеченные товарами бумажные деньги, государство фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действия эффекта инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике, где действует прогрессивная система подоходного налогообложения. Последняя по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во всё более состоятельные категории граждан вне зависимости от того, возрос ли их доход реально или только номинально. При этом индексация всех доходов является малоэффективной, ибо в силу несбалансированного роста цен усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причём у различных групп населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация оценивает все доходы формально, то есть по номиналу;

3.между классами и  слоями населения. Быстрое социальное  расслоение, углубление имущественного  неравенства - неизбежные спутники инфляции, которая негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям - через сбережения и текущее потребление.

 

Поскольку большая часть  благ, входящих в потребительский  набор, относиться к разряду товаров  неэластичного спроса, их постоянное удорожание оборачивается с прямым снижением жизненного уровня беднейших слоёв населения. Склонные к сбережению большей части своих доходов богатые теряют лишь сберегаемую часть, при этом их текущее потребление не только не страдает, но может возрастать.

Инфляция особенно опасна для категории населения, получающих фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и прочие. Именно

у этих людей преобладающую  роль в активах играют наличные деньги и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается.

Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами . В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду первым - получателям  ссуды за счёт вторых - ссудодателей (при условии, конечно, что договоры о кредитовании не предусматривали пересмотра ставок в зависимости от темпа роста цен).

Воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и зависит от её размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит, более того, её снижение связано с ростом безработицы и сокращением реального национального продукта. В отдельных случаях она даже может вызвать временное оживление экономики, создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост спроса даёт толчок к расширению производства.

Галопирующая инфляция пагубно сказывается на производстве, финансах, кредите и денежном обращении. При ней начинаются глубокие деформации рыночного механизма, поражается его  центральное звено - система цен. Последние перестают отражать реальные потребности и, следовательно, давать объективную информацию инвесторам, в результате снижается эффективность размещения экономических ресурсов. Вследствие этого неоправданное движение инвестиций вызывает региональные и отраслевые диспропорции.

Высокая инфляция активно  противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40 % и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно  и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем обычно выше темпы экономического роста, причём они максимальны при минимальных темпах инфляции.

Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста  экономики на базе НТП, поскольку  внедрение в производство новой  техники обходиться всё дороже. Для  предпринимателя в этих условиях выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование и старую трудоёмкую технологию. Причина использования последней состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств производства.

Наблюдается общее замедление экономической активности. Неопределённые перспективы развития, отсутствие необходимой  достоверности в прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от реализации долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости. Большая часть капитала перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для чисто спекулятивных операций.

Набирает силу тенденция  к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что в свою очередь нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.

Выше перечислены в  основном внутренние последствия инфляции, но имеет место и внешнее. Обесценение  денег внутри страны приводит к их обесценению по отношению к иностранным  валютам (через разницу в покупательной способности валют).

Инфляция создает так  называемый баланс убытков и выигрышей[8].

Возможные убытки: 1) работающие по найму, где зарплата оговорена  на определённый срок; 2) кредиторы, предоставившие долго - и среднесрочные ссуды  при фиксированном проценте; 3) получатели фиксированных платежей - аренды, платы за коммунальные услуги (оговоренные контрактом); 4) лица, хранящие наличные деньги в “кубышках”.

Возможные выигрыши: 1) при  возрастающей инфляции выгодно брать  в долг; 2) вложение в недвижимость, картины и т.д.; 3) у государства могут возникнуть известные “выгоды”, связанные с ростом налоговых поступлений от личных доходов; 4) выгодно конвертировать отечественную валюту в иностранную.

Возникшие инфляционные явления имеют и негативные социальные последствия [9].

Прежде всего, снижаются  реальные доходы населения, а соответственно и уровень жизни, так как система  образования доходов более инерционна, чем цены. Для того чтобы компенсировать обесценивание заработной платы, необходимо вести борьбу с работодателем за её повышение. Если цены повысились, предположи, в сентябре, то, начав борьбу за повышение зарплаты в октябре, результаты её можно получить в лучшем случае в ноябре. А это значит, что фактически 2-3 месяца население живёт в условиях снижения реальных доходов.

Информация о работе Инфляция и её социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика и её особенности в Республике Беларусь