Инфляция и её социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика и её особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь и ценового регулирования.
Задачи: дать определение понятия инфляции и ее классификацию, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия, исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления, а также рассмотреть ценовое регулирование, как с теоретической, так и с практической стороны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............3

ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЯ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………….5

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ИНФЛЯЦИИ ……………………………………………………………………….22

ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА…………………………….27
. Мировой опыт антиинфляционной политики……………….…..28
Антиинфляционная политика в РБ: анализ и рекомендации…..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........……………………………………………………………..…35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..…….38
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….....40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ .doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

регулированию резервных требований;

ограничению бюджетного дефицита;

регулированию доходов  населения;

сокращению бартерных  операций, неплатежей;

стабилизации белорусского рубля и др.

Третий комплекс предусматривает  меры:

по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;

государственному регулированию  цен на товары монополистов;

регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;

регулированию уровня рентабельности;

стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

ограничению инфляционных ожиданий;

ликвидации ценовых  перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются  в правительственных программах и прогнозах. С учетом допускаемой  инфляции, других макроэкономических характеристик и далее будет проводиться соответствующая политика обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран. Руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании. Эти меры предусматривают системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевых параметров по динамике индекса потребительских цен.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С проблемой высокой  инфляции сталкивались практически  все страны, и каждая для решения  этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

Тема инфляции актуальна  в любое время и для любой  страны. В курсовой работе было рассмотрены особенности инфляции и антиинфляционные методы регулирования в Республике Беларусь. Инфляция это явление, не только связанное с движением денег, а является сложным социально-экономическим явлением, затрагивающим все стороны жизнедеятельности государства.

Также более подробно были рассмотрены основные причины  инфляции в Республике Беларусь и  антиинфляционные меры, принимаемые  правительством по снижению инфляции в стране. Все вышеперечисленные  мною ранее причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Как и во всем мире у нас в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционного регулирования, как на долгосрочную перспективу, так и на короткий отрезок времени.

Избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно сделать умеренной и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, усиливает социальную дифференциацию населения, ведет к снижению реальных доходов и обесцениванию сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителей заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Но кроме негативных последствий, инфляция имеет и ряд  позитивных функций. Многие экономисты придерживаются такой точки зрения, что незначительная инфляция, при  ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. Процесс инфляции ведет к тому, что рост массы денег в обращении ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Таким образом, реализация мер по снижению уровня инфляции в  Беларуси предполагает активное участие  государства в регулировании  экономики, согласованное действие различных государственных структур.

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся  и постоянно воспроизводимых  макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

В заключение необходимо отметить, что методы регулирования  инфляции будут эффективны лишь в  случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку  инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Козаченко Л.Д Инфляционные процессы в Беларуси //Вестник БГЭУ. № 3,2006, с. 71- 77

2. Национальная экономика Беларуси под ред. В.М Шимова Минск: БГЭУ, 2006. - 751 с.

3. Инфляция в Республике Беларусь за январь - март 2008 //[Электронный ресурс]// Режим доступа: . http://bel.biz/content/view/9580/123/. Дата доступа: 22.04.2007.

4. Андрианов В.Д Инфляция: зарубежный опыт и российская практика БИКИ. №49-50, 2006, с. 1-3.

5. Андрианов В.Д Инфляция и методы ее регулирования Общество и экономика. №4, 2006, с. 135-162

6. Вайштурс А.А Мировой опыт управления инфляцией Финансы и кредит. № 10,2007, с. 63-69

7. Самуальсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1964.

8. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: учеб. Пособие - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

9. Инфляция: причины и закономерности // Вопросы экономики, 1992,.  
№ 2.

10. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380с.

11. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Н.И. Базылев, А.В. Бондарь,  С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550с.

12. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с.

13. Сажина М.А Экономическая теория , изд. 2-е, перераб. и доп., Москва: НОРМА, 2006.-671 с.

14. Лобан И.И. Статистическое изучение инфляции: Лекция для студентов экономических спец. / Горки: Бел. гос. сельскохоз. акад., 2003. - 34 с

15. Макроэкономика: Теория и российская практика под ред. А.Г Грязновой, Н.Н Думной Москва: КНОРУС, 2006.-678c.

16. Криворотов Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе /Банкаўскi веснiк. - 2007 .- №1. - с.25-31.

17. www.soyuz.by/

18. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Моногр. / В.Н. Шимов. 2-е изд. - Мн.-БГЭУ, 2003. - 229с.

19. www.belarus.regnum.ru

20.http://www.celysvet.cz/dinamika-izmenenie-grafik-uroven-infljacii 
potrebitelskie-ceny?country=169

21. Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие. - 3-е издание - М.: Издательско-торговая корпорация "Дамков и Ко", 2007 - 504с.

22. Бондарь [и др.]/Макроэкономика: учебное пособие - Мн.: БГЭУ, 2009. -415 с.

23. Лемешевский И. М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов - 3-е изд. - Минск, 2009г. - 440 с.

24. Богомолов О.Т. "Реформы в зеркале международных сравнений". М, "Экономика", 1998.

25. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. \Макроэкономика; Учеб. Пособие Под ред. М.И. Плотницкого. - 2-е изд., стер. - М.: Новое знание, 2004. - 426с.

26. Ковалев М. "Антиинфляционная политика для Республики Беларусь" // Вестник Ассоциации белорусских банков № 48, 2000.

27. Луссе А.В. "Макроэкономика". Санкт-Петербург, 1999. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Структура видов  процедур закупок, проведенных

в 2008-2010 гг.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  2.

 

Таблица: Характеристики заключенных договоров

 

Наименование  показателя

2009 год

2010 год

Темп роста, % (всего)

всего

из них по конкурент-ным процеду-рам

из них по неконку-рентным процеду-рам

всего

из них по конкурент-ным процеду-рам

из них по неконку-рентным процеду-рам

Количество  заключенных договоров

176067

117521 (66,7%)

58546 (33,3%)

196000

128096 (65,4%)

67904 (34,6%)

111,3

Стоимость заключенных  договоров, трл. руб.

11,3

8,9 (78,8%)

2,4 (21,2%)

15,6

11,47 (73,5%)

4,13 (26,5%)

138,0

Средняя стоимость  договора,

млн. руб.

64,2

75,7

41,0

79,6

89,5

60,8

123,9


 

 

 

 




Информация о работе Инфляция и её социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика и её особенности в Республике Беларусь