Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:21, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие теоретических составляющих понятия «инфляция» и рассмотрение их на примере России. В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- дать определение «инфляция»;
- рассмотреть виды инфляции;
- рассмотреть причины возникновения инфляции;
- рассмотреть антиинфляционную политику;
Введение 3
Глава 1. Понятие инфляции 5
1.1. Сущность инфляции 5
1.2. Основные виды инфляции 6
1.3. Причины возникновения инфляции 15
1.4. Последствия инфляции 17
Глава 2. Антиинфляционная политика государства 21
Глава 3. Инфляция в России 26
3.1. Причины и особенности 26
3.1. Методы борьбы 30
Заключение 35
Список литературы 37
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Институт Менеджмента и Маркетинга
Бакалавриат
Специальность: Международные отношения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
на тему:
«Инфляция и методы ее преодоления»
Студента I курса
Д/О
Сучковой И.В.
Научный руководитель:
доцент А.С. Зарецкий
Москва 2013
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие инфляции 5
1.1. Сущность инфляции 5
1.2. Основные виды инфляции 6
1.3. Причины возникновения инфляции 15
1.4. Последствия инфляции 17
Глава 2. Антиинфляционная политика государства 21
Глава 3. Инфляция в России 26
3.1. Причины и особенности 26
3.1. Методы борьбы 30
Заключение 35
Список литературы 37
Явление инфляции присуще в той или иной степени любой современной экономике, в том числе и экономикам промышленно развитых стран. Инфляция проникает во все сферы экономической жизни и начинает их разрушать. От нее страдают государство, производство, финансовый рынок и рыночная экономика, но больше всего страдают люди. Нарушаются установленные пропорции между ценами товаров. Продавцу и покупателю становится все сложнее принять оптимальное правильное экономическое решение. Еще труднее специалистам дать экономический прогноз и сделать долгосрочные расчеты. Происходит перераспределение доходов. Те, кто имеет фиксированную заработную плату, ничем не защищены от инфляционного роста цен. Возникают очереди. Появляется «черный рынок», где спекулируют дефицитным товаром.
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической. Сегодня в мире почти нет страны, где нет, или не было инфляции. Именно эта распространенность данного явления обуславливает актуальность этой темы.
Объектом исследования является инфляция, которая будучи очень сложным социально-экономическим явлением, в свою очередь обуславливает предмет данного исследования - виды инфляции, ее причин и последствия. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Целью данной работы является раскрытие теоретических составляющих понятия «инфляция» и рассмотрение их на примере России. В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- дать определение «инфляция»;
- рассмотреть виды инфляции;
- рассмотреть причины
- рассмотреть антиинфляционную политику;
- охарактеризовать специфику российской инфляции;
- рассмотреть методы борьбы с инфляцией в РФ.
Инфляция – устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен1. В буквальном переводе термин «инфляция» (от лат. inflatio) означает «вздутие», то есть переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы, что и вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Впервые термин «инфляция» стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861—1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX веке после Первой мировой войны.
Таким образом, понятие инфляции достаточно состоявшееся. Ранее оно проявлялось в монетной форме, например, когда власти чеканили неполноценные монеты по качеству или весу или же выпускали в обращение медные монет взамен серебряных при сохранении их прежнего номинала. Такая инфляция приводила к обесцениванию монет, вызывала падение реальной ценности денежных доходов, расстройство процесса обмена. С появлением бумажных денежных знаков монетно-денежная инфляция уступает место бумажноденежной.
Если говорить о непосредственном термине, то можно сказать, что инфляция является формой обложения населения своеобразным невидимым налогом: люди «доплачивают» в результате роста цен, который всегда опережает рост зарплаты: обесценивание денег, вызванное превышением количества денег, находящихся в обращении, над их товарным покрытием, выражающееся в росте цен и падении уровня реальных доходов населения.
Источником же инфляции является дефицит государственного бюджета, требующего для своего покрытия выпуска все новых бумажных денег либо государственных ценных бумаг.
Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте), б) к товарам, в) к иностранным валютам. Вследствие этого происходит в первом случае – повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором – рост цен товаров и в третьем случае – падение курса национальной валюты, по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени.
Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ограниченности факторов производства, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменение общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Для классификации инфляции необходимо выделить критерии классификации: с позиции темпа роста цен, с точки зрения сбалансированности роста цен, с позиций предсказуемости инфляции и исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы.
С точки зрения темпов роста цен (то есть количественно) инфляцию делят на2:
Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Этот рост цен, не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5% в год.
Галопирующая инфляция (темп роста цен - до 300-500% в год). Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии, в 90-е годы в бывших социалистических странах.
Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении - более 10 000 %). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.
Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единица с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.3
Вести успешный бизнес в условиях
гиперинфляции практически
С точки зрения критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам - различают4:
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна
для бизнеса. Необходимо лишь периодически
повышать цены товаров: подорожало сырье
- соответственно увеличивается цена
конечной продукции. В основном, риск
потери доходности присущ предпринимателям,
которые стоят последними в цепочке
повышения цен, это, как правило,
производители сложной
Несбалансированность инфляции – составляет большую проблему для экономики. Но еще сложнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и в дальнейшем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.
С точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции выделяют5:
Ожидаемая инфляция предсказана и спрогнозирована заранее, с достаточной степенью надежности. Неожидаемая - явление стихийное, прогноз в данном случае невозможен.
Фактор ожидаемости, предсказуемости позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда, как в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже при умеренной инфляции (по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Если исходить из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию также подразделяют на6:
Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы. Под подавляемой инфляцией подразумевается правительственный контроль над ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно.
Инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Нарушение равновесие со стороны спроса - называется инфляцией спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения.
В 50-60-е годы прошлого столетия теории инфляции спроса и издержек лежали в основе экономической политики буржуазных правительств, а так же были наиболее популярными объяснениями инфляционного процесса. Это послужило поводом переложить на них ответственность за нарастание инфляционных процессов в экономике в 70-е годы. Таким образом, рост инфляции связывают с издержками на заработную плату. Профессор Лутц в своей работе «Инфляция издержек и спроса» пишет: «Если одновременно имеющиеся дополнительные финансы для целей инвестиций превышают то, что требуется для покрытия возросшей заработной платы и поддержания относительной доли прибылей в производстве, то инвестиции представляют собой дополнительный источник инфляции; налицо симптомы инфляции спроса. Мы ясно видим наличие сочетания инфляции издержек и инфляции спроса».7