Инфляция и методы ее преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие теоретических составляющих понятия «инфляция» и рассмотрение их на примере России. В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- дать определение «инфляция»;
- рассмотреть виды инфляции;
- рассмотреть причины возникновения инфляции;
- рассмотреть антиинфляционную политику;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие инфляции 5
1.1. Сущность инфляции 5
1.2. Основные виды инфляции 6
1.3. Причины возникновения инфляции 15
1.4. Последствия инфляции 17
Глава 2. Антиинфляционная политика государства 21
Глава 3. Инфляция в России 26
3.1. Причины и особенности 26
3.1. Методы борьбы 30
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Инфляция.docx

— 74.70 Кб (Скачать файл)

Полностью избавиться от подобного  негативного эффекта нельзя в  силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции. Следовательно, при инфляции, невыгодно давать в долг надолго  не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий  процент нарастания, то подобные ссуды  вряд ли кто возьмет по той же причине - непредсказуемость инфляции. Чем неожиданнее, быстрее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других.

Четвертое последствие -  отставание цен государственных предприятий  от рыночных. В частном секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются чаще и быстрее, чем в государственном (регулируемом) секторе. Во время инфляции госпредприятия вынуждены обосновывать каждое повышение цен, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Процесс этот долог и неэффективен, и в условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции даже технически трудно осуществим.  В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов. Данный эффект особенно опасен, так как государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

Пятым по счету последствием мы выделили обратную пропорциональность темпа  инфляции и уровня безработицы.

Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом  национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени  со спадом производства и ростом безработицы. Пример: Польша весной 1990 г. Здесь частичная  стабилизация роста цен сопровождалась продолжающимся спадом производства и  значительным ростом безработицы (только за весну 1990 г. безработица возросла в 2 раза - с 200 тыс. до 400 тыс. человек).

Очередное последствие инфляции - нестабильность экономической информации.

Цены - это главный индикатор  рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса.  Недостаточность  и нестабильность экономической  информации мешают составлению бизнес - планов. В ходе инфляции цены постоянно  меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

 

Глава 2. Антиинфляционная политика государства

Антиинфляционная политика11 является одним из важнейших направлений государственного регулирования. Основная цель заключается в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удерживать сравнительно невысокие темпы роста цен. При этом антиинфляционные методы должны воздействовать, с одной стороны, на устойчивое неравновесие рынков (предложение и спрос), а с другой - на механизм инфляции.

Различают антиинфляционную стратегию, соединяющую цели и методы долговременного  характера, и антиинфляционную тактику, нацеленную на результаты в краткосрочном  периоде времени.

Антиинфляционная стратегия имеет следующие направления:

1. Стратегия гашения адаптивных ожиданий.

2. Стратегия ограничения денежной массы.

3. Стратегические задачи сокращения бюджетного дефицита и совершенствования налоговой системы.

4. Стратегия сведения к минимуму воздействия на экономику со стороны внешних инфляционных факторов.

Необходимо рассмотреть подробнее данные направления.

Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий связана с изменением психологии потребителя, избавлением от страха перед обесценением сбережений, предотвращением нагнетания текущего спроса. При этом важную роль играет доверие населения к правительству, объявившему политику ограничения прироста денежной массы и начавшему ее проводить. Если обещания правительства выполняются, то срабатывает эффект объявления. Производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно его контролировать.

Стратегия ограничения денежной массы играет главенствующую роль и основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Она осуществляется современной банковской системой. Если за счет денежных ограничений удается стабилизировать темпы роста цен, то начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания, повышается склонность к сбережениям. Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам экономики, и пользоваться им необходимо с осторожностью.

В высокомонополизированных хозяйствах, где доминирует государственный  сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы может привести не только к стабилизации цен, но и к сокращению объемов производства.

Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением экономики, ее демонополизацией, развитием рыночной инфраструктуры.

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решаться двумя путями: увеличением доходов  и уменьшением расходов государства. В первом случае важную роль играет совершенствование налоговой системы. Снижение ставок налога на прибыль или применение других схем налогового стимулирования выступают важнейшими факторами активизации инвестиционного процесса. В дальнейшем такие шаги могут привести к увеличению производства и занятости. А это, в свою очередь, увеличит массу доходов, подлежащих налогообложению, и в конечном счете будут возможны рост государственных доходов и сокращение дефицита.

Во втором случае сокращение дефицита государственного бюджета связано с сокращением государственных расходов. Однако это сложный процесс, требующий продолжительного времени. При этом недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета.

Главный принцип сокращения бюджетных расходов - это постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Прежде всего, это касается прекращения чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс, уменьшения объемов бюджетных капиталовложений, отмены необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации образования и здравоохранения. Однако все эти меры должны сочетаться с государственным стимулированием научно-технического прогресса, структурной перестройкой экономики и т.д.

Таким образом, государство, организуя  правильную денежную политику и добиваясь  сокращения бюджетного дефицита, подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Осуществляя структурные преобразования, оно наступает на инфляцию со стороны  товарного предложения. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технологию и технику, например, в Японии, инфляция надежно контролируется и не представляет серьезной угрозы для экономики.

Национальная антиинфляционная стратегия должна свести к минимуму и воздействие на экономику внешних инфляционных факторов.

Антиинфляционная тактика направлена на ослабление инфляции.12

Ее методы не устраняют причин инфляции и не воздействуют на ее механизм, но способствуют сокращению разрыва в  нарушенной макроэкономической сбалансированности экономики, т. е. за счет тактических мер либо появляется возможность увеличить совокупное предложение без соответствующего увеличения совокупного спроса, либо снизить текущий спрос без соответствующего падения производства.

Краткосрочными резервами роста совокупного предложения являются:

1. Государственная поддержка повышения  товарности экономики через льготное  налогообложение предприятий, продающих  побочные продукты производства  и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и тому подобных.

2. Поддержка формирования новых  рынков. В качестве примера может  служить рынок информации. Информация  как товар обладает уникальным  антиинфляционным достоинством.

3. Разумно организованная приватизация государственной собственности.

Бороться с инфляцией сложно, а проводимая антиинфляционная политика может привести к неоднозначным  результатам.

Непременным атрибутом экономической  политики в условиях инфляции является индексация доходов. Когда индексация включена в трудовые отношения, то с  ростом цен автоматически повышается и уровень заработной платы. При  индексации пенсий их номинальная величина растет вместе с повышением уровня цен. Это гарантирует пенсионерам  защиту от возможных потерь. При  индексации кредитов с ростом цен  возрастает и сумма, подлежащая возврату. В этом случае кредиторы не понесут  потерь при возникновении инфляции, а заемщики не смогут получить от этого прибыль.

Однако индексация сложна для осуществления. Между изменением цен и скорректированными выплатами образуется временный лаг, что снижает эффективность данных мер.

Иногда государство прибегает  к установлению ориентиров и контролю над заработной платой и ценами. Эти меры могут погасить эффект инфляционных ожиданий. При этом правительство должно убеждать профсоюзы и руководство компаний в том, что оно не намерено допускать дальнейшего развития инфляции через повышение цен. Следовательно, рабочим не нужно добиваться повышения заработной платы, а у фирм не возрастут издержки производства.

 

Глава 3. Инфляция в  России

3.1. Причины и особенности

Важным фактором инфляционных процессов  в России выступала планово-распределительная  система хозяйствования. Она способствовала затратному механизму хозяйствования и нарушению материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что вызывалось диспропорциями во всех сферах экономики.

В ходе трехлетнего развития экономики  после либерализации цен в  России стало ясно, что на смену  государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая политика отдельного предприятия или фирмы. Для этого необходима определенная среда – конкурентный и стабильный рынок.

В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический  кризис, приведший к гиперинфляции. Это было связано с тем, что  либерализация цен проходила  в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихся быстрому превращению их в конкурентоспособных  собственников.

Нарастанию хозяйственного и финансового  кризисов, усугубивших инфляцию, способствовали национальная и социальная политическая нестабильность, а также политические процессы – дезинтеграция хозяйственных  связей со странами социалистического  содружества.

Дезинтеграция экономики стимулировала  нарастание инфляции в результате резкого  спада производства и введения национальных валют.

Экономическое напряжение в стране усугублялось расстройством финансовой системы, огромными потерями государства из-за спада производства, затрат, связанных с конверсией военно-промышленного комплекса, выводом войск из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Стремительный инфляционный рост оптовых  и розничных цен в отсутствии конкуренции и государственного регулирования повышал затраты  государства на содержание армии, науки, культуры, здравоохранения и образования.

Огромной проблемой для экономики  России при регулировании инфляционных процессов становятся внешние займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощью иностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще  больших заимствований.

Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период явилась  дальнейшая либерализация валютного  законодательства, внешней торговли, устранение валютных ограничений по текущим операциям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности  государства.

Мощные спекуляции на валютном рынке  вызвали быстрое падение курса  рубля и вздорожание всех импортных  товаров, что усилило внутреннюю инфляцию издержек за счет импортируемой  инфляции.

Стремление проводить жесткую  денежно-кредитную политику, чтобы  сбить инфляцию, превратилось в один из факторов стимулирующих инфляционный рост цен, поскольку за определенными  пределами снижения денежной массы  начинаются последствия, которые неминуемо  провоцируют нарастание инфляции по схеме: неплатежи – спад производства – сокращение доходной базы бюджета  – потребность в кредите для его финансирования.

Наиболее глубоким и опасным  по своим социально-экономическим  последствиям является спад инвестиционной активности. При сокращении инвестиций на 2/3 не возможна не только структурная перестройка, но и воспроизводственный процесс, поскольку происходит не возобновляемое выбытие основных фондов.

Много негативных последствий имеет  и приватизация. Она не только не дала бюджету ощутимых поступлений, не только не способствовала привлечению  отечественных и иностранных  инвестиций, но и не оказала реального  влияния на повышение эффективности  хозяйствования. В ряде случаев благодаря  приватизации оказались искусственно разрушенными технологические связи. Все это не могло не отразиться на финансовом положении страны и  мерах по борьбе с инфляцией.

Практика хозяйствования показала, что инфляция в России не столько  денежный феномен, сколько связана  с особенностями российской экономики. Обесценение денег в России происходит не по причине излишка денег в  обращении, а в результате монопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структурами.

Информация о работе Инфляция и методы ее преодоления