Инфляция как социально-экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, а так же концепций и моделей инфляции, их реалистичности.
Для этого необходимо рассмотреть причины инфляции, в том числе ее монетарные и немонетарные концепции. Изучить концепции адаптивных и рациональных ожиданий и основные макроэкономические модели инфляции.
В качестве итога мы рассмотрим антиинфляционную политику России и прогнозы уровня инфляции.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 132.61 Кб (Скачать файл)

Таблица 1 – Отношение потребительских цен к доходам

 

Потребительские цены

Среднедушевой доход

Азербайджан

12,1

5,0

Армения

9,0

2,8

Белоруссия 

11,6

8,2

Казахстан

10,7

6,7

Киргизия 

11,9

4,3

Молдавия 

12,1

4,9

Россия

15,7

7,5

Таджикистан

10,1

3,4

Туркменистан

8,7

7,1

Узбекистан

5,1

5,2


 

  1. Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении - более 10000%.). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом.  Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.

К примеру, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции -- 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время, в Никарагуа, за период гражданской войны, среднегодовой прирост цен достигал 33000%.

Наиболее  ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии  в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.

Россия  по уровню инфляции также занимает далеко не последнее место. В таблице 2 показатели уровня инфляции за период 1991 -1995гг.

Таблица 2 – Уровень инфляции

 

1991г.

1992г.

1993г.

1994г.

1995г.

Инфляция (на конец года, %)

144

2520

840

224

131


 

Абстрагировавшись от конкретных факторов инфляции, аналитики рассматривают  как базисную составляющую всех инфляционных процессов  диспропорции совокупного  спроса и совокупного предложения  на товарных рынках. Именно систематическое  превышение совокупного спроса, над  совокупным предложением, можно определить как основной фактор детерминирующий темпы инфляционных процессов. 

Рассматривая инфляцию, как  итог баланса спроса и предложения, необходимо определить факторы оказывающие  влияние на совокупный спрос и факторы, влияющие на совокупное предложение.

Так современная экономическая наука  концентрирует анализ на  инфляции спроса, инфляции издержек (предложения). Рассмотрим их подробнее.

Инфляцию спроса можно  рассматривать  как превышение  объема совокупного спроса над объемом  совокупного предложения, приводящее к повышению уровня цен. Инфляционные процессы такого типа начинаются с возникновения избыточного спроса, избыточный спрос,  наталкиваясь на ограничения со стороны предложения в краткосрочном плане, вызывает рост цен на конечные продукты,  экономические субъекты, получившие возможность производить с большей рентабельностью  предъявляют больший спрос на ресурсы ограниченные в краткосрочном плане. Причем рост цен на последние, как правило, отстает от роста цен на первые.

Понятнее технология возникновения  инфляции  спроса может быть представлена в виде смещения кривой совокупного  спроса AD (рисунок 3).

Рисунок 3 – Инфляция спроса

На рисунке рост денежной массы сдвигает кривую совокупного  спроса  с уровня AD1 на уровень AD2 . Сдвиг кривой совокупного спроса происходит вдоль фиксированной кривой совокупного предложения. Неудовлетворенный спрос позволяет поднимать цены , незначительно увеличивая объем производства. 

Инфляция издержек (предложения)  — изменение совокупного предложения, вызванное ростом издержек производства в расчете на единицу продукта. Отставание темпов роста совокупного предложения или  фактическое уменьшение совокупного предложения по сравнению с совокупным спросом, определяет темпы инфляционных процессов.

Рост себестоимости продукции  приводит к падению рентабельности производства, что заставляет совокупное предложение при стабильных ценах  падает. Низкий уровень совокупного  предложения при старом совокупном спросе  определяет падение покупательной  способности национальной валюты, т.е. повышение цен. Вследствие недостаточного спроса объем производства и занятость  сокращаются.

Инфляция такого рода начинается с роста цен на факторы производства, а затем распространяется по технологической  цепи на конечный продукт.

На рисунке 4 более наглядно представлена инфляция издержек  в виде поведения кривых совокупного спроса и предложения.

Рисунок 4 – Инфляция издержек

На рисунке рост издержек и снижение уровня рентабельности сдвигает кривую совокупного предложения  с уровня AS1 на уровень AS2 . Сдвиг кривой совокупного предложения происходит вдоль фиксированной кривой совокупного спроса. Недостаток предложения при остром уровне спроса позволяет поднимать цены  даже уменьшая объем производства. 

Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия – соотносительности роста цен  по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

  • сбалансированная инфляция;
  • несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп

относительно друг друга  остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят  последними в цепочке повышения  цен. Это, как правило, производители  сложной продукции, основанной на интенсивных  внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму  повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать  сбыт сверхдорогой продукции конечному  потребителю.

В России и СНГ преобладает  несбалансированная инфляция. Рост цен  на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего  сложного прибора и т.п.

Несбалансированность инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще  хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста  цен останутся лидерами и в  ближайшем будущем. Невозможно рационально  выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов  инвестирования.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит  особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата  большими издержками адаптационного плана.

В соответствии с критерием  ожидаемости или предсказуемости инфляция также подразделяется на 2 группы: ожидаемую и неожидаемую.

Ожидаемая инфляция – та, которая прогнозируется на какой-либо период времени, предсказуема с достаточной  степенью надёжности. Такая инфляция нередко является прямым результатом  действий правительства. Примером может  служить прогноз роста цен, подготовленный правительством РФ в декабре 1991 г. на предстоящий 1992 г.

Фактор ожидаемости (предсказуемости) позволяет предугадывать его  влияние на стратегию деловых  сделок, контрактов. Имея прогноз роста  цен, в условиях идеального свободного рынка можно заблаговременно  адаптироваться к спрогнозированному скачку цен. Даже в случае гиперинфляции  фирма не пострадает от потерь (разумеется, относительно), чего нельзя сказать  при неожиданном росте цен  даже на 19 %, что может привести к  существенному снижению доходности. Поэтому целесообразно инвестировать  капитал в такой бизнес, рост цен  на продукцию которого можно предсказать.

Неожидаемая (неожиданная, непредсказуемая) инфляция – характеризуется внезапным  скачком цен, что отрицательно сказывается  на системе налогообложения и  денежного обращения. Возможны следующие  варианты проявления непредсказуемости  инфляции:

  • при наличии у населения инфляционных ожиданий возникает резкое увеличение спроса, что деформирует экономику, искажает реальную картину совокупного спроса; прогнозировать подобные тенденции крайне затруднительно, как, впрочем, и все экономические процессы в этом случае. Нерешительность правительства может только усугубить инфляционные ожидания, которые будут подстёгивать рост цен;
  • при отсутствии инфляционных ожиданий возникает «Эффект Пигу» – резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель товара вынужден снижать цену, в результате ситуация возвращается в исходное положение, т.е. в состояния равновесия.

В странах с недостаточно развитой рыночной экономикой непредсказуемая (неожиданная) инфляция для большого бизнеса пагубна. Психологическая  устойчивость бизнесменов сменяется  депрессивным ожиданием, что сковывает  их творческий потенциал.

С точки зрения проявления, различают открытую и подавленную  инфляцию.

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где  свободное взаимодействие спроса и  предложения способствует открытому, ничем не ограниченному росту  цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет  за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы  выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция (скрытая  инфляция) присуща экономике с  командно- административным контролем  над ценами и доходами. Жесткий  контроль над ценами не позволяет  открыто проявиться инфляции в росте  цен. В такой ситуации инфляция принимает  скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса  денег возрастает, то их избыток  вызывает товарный дефицит.

Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная  инфляция, которая выражалась в росте  неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Денежная масса на руках  у населения росла быстрее, чем  масса товаров и услуг. Норма  сбережений в приросте дохода в 1969 году составляла 50%, в 1976 - 79%, в 1984 - 100%. Часто  сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составлял 40% ВНП. Дефицит порождал очереди, спекуляцию, ослабевали стимулы к труду.

В результате подавленной  инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимое инфляционного  процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике  диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Можно сказать, что при  подавленной инфляции только часть  денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих  денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в  условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные  цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение  продавцов и покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

 

Одним из последствий несбалансированной инфляции является ускоренная материализация денежных средств. Население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Люди скупают антиквариат, драгоценности, технику и т. д. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Стимулируется слабо продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.

Информация о работе Инфляция как социально-экономическое явление