Инфляция как социально-экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, а так же концепций и моделей инфляции, их реалистичности.
Для этого необходимо рассмотреть причины инфляции, в том числе ее монетарные и немонетарные концепции. Изучить концепции адаптивных и рациональных ожиданий и основные макроэкономические модели инфляции.
В качестве итога мы рассмотрим антиинфляционную политику России и прогнозы уровня инфляции.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 132.61 Кб (Скачать файл)

Следующее последствие - скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги. Об опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще Дж. Койне в 30-х годах XX века. По мере роста инфляции прогрессивное налогообложение автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные. При этом не берется в расчет: реально или только номинально возрос доход. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Как следствие - ухудшение отношения бизнеса и населения к правительству.

Еще одним последствием можно  назвать  перераспределение доходов и богатства. Оно обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной зарплаты от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции. Перераспределение доходов и снижение реальной заработной платы обуславливает усиление дифференциации населения по уровню доходов. Особенно страдают от инфляционных процессов социальные группы с твердыми доходами (стипендии, пенсии, пособия и т.п.). Все вышеперечисленное влечет усиление социальной напряженности в обществе, что в свою очередь может вызвать возникновение социальных потрясений.

Четвертое последствие - отставание цен государственных предприятий от рыночных. В частном секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются чаще и быстрее, чем в государственном (регулируемом) секторе. Во время инфляции госпредприятия вынуждены обосновывать каждое повышение цен, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Процесс этот долог и неэффективен, и в условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции даже технически трудно осуществим.  В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов. Данный эффект особенно опасен, так как  государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

Пятое - обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы. Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы.

Очередное последствие инфляции - нестабильность экономической информации. Цены - это главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса.  Недостаточность и нестабильность экономической информации мешают составлению бизнес - планов. В ходе инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

 

 

 

4 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА  В РОССИИ

4.1 Основные подходы антиинфляционной  политики

Негативные последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает  активную бюджетную политику, т.е.  активное маневрирование государственными  расходами и налогами в целях  воздействия на платежеспособный  спрос.

При инфляционном спросе государство  может уменьшить его путем  ограничения своих расходов и  повышения налогов. Однако такие  действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают  в первую очередь для получателя средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить  инфляцию, к тому же большие бюджетные  дефициты не позволяют маневрировать  расходами и налогами.

2. Второй подход – это  гибкое денежно-кредитное регулирование,  которое осуществляется формально  неподконтрольным правительству  Центральным банком страны. Банк  изменяет количество денег в  обращении и ставку ссудного  процента. Денежно-кредитная политика  используется как средство для  кратковременного воздействия на  экономику. Иными словами, государство   должно проводить антиинфляционные  мероприятия для ограничения  спроса, поскольку стимулирование  экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

 

4.2 Государственные меры  по борьбе с инфляцией

В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности, а так же кризисом. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.

Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые  утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс. Во-первых, предусмотрено ограничение  роста регулируемых цен на продукцию (услуги) естественных монополий и  тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Cуть этих мер состоит в том, что правительство составит список услуг, цены на которые будут устанавливаться и регулироваться государством.

Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в 2007-2009 гг. на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит оздоровление, укрепление бюджета.

Важную роль будет играть проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и  поддержание плавной динамики валютного  курса. Принимая целевые параметры  денежно-кредитной политики на предстоящий  год, Банк России принимает во внимание различные возможные условия  дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако, реальное развитие событий может отличаться от предусмотренных сценариев.

В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы центральный  банк неизбежно будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и только в перспективе  переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров.

Таргетирование - установление центральным  банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Фридмен, например, принимал величину темпа роста денежной массы в 4% в год за оптимальную, так как при таком росте, по его мнению, одновременно сохраняется стабильность покупательной способности денег и обеспечивается экономический рост при высоком уровне занятости. В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая "вилка" - устанавливаются верхний и нижний допустимый предел. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование, таким образом, выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений.

Помимо основных краткосрочных  и долгосрочных мер, которые будут  приниматься правительством для  борьбы с инфляцией, аналитики предлагают дополнительные инструменты регулирования  уровня инфляции:

1. Выдавать кредиты исключительно  после возврата старых. Однако  это осуществимо только в том  случае, если при невозможности  возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства.

2. Восстановление доверия  к государственным облигациям. Исследования  показывают, что замещение кредитов  Центрального банка на покрытие  дефицита бюджета государственными  краткосрочными облигациями - существенный  фактор снижения инфляции.

3. Повышение эффективности  банковского сектора путем снижения  затрат, ранняя санация и банкротство  неэффективных банков и консолидация  банковского капитала путем слияния  и привлечения новых акционеров. Снижение эмиссии и инфляции  снизит доходность банковского  сектора, что создаст значительные  проблемы с ликвидностью у  не слишком хорошо работающих  банков.

4. Центральному банку  очень важно удерживать намеченную  траекторию обменного курса и  инфляции. Ценообразование предприятий  ориентированно на интуитивный  обменный курс, который будет,  по их мнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами  формируют некоторый «панический»  курс и в ценообразовании ориентируются  на него.

5. Поощрение конкуренции  и отмена правил, ограничивающих  развитие рынка. Решительные сдвиги  в создании благоприятных условий  для ведения бизнеса, привлечение  инвестиций, особенно в сферу  производства потребительских товаров  и услуг. Быстро растущий разрыв  между расходами населения на  потребительские товары и их  производством для отечественного  рынка покрывается импортными  товарами, что усиливает давление  на валютный рынок и вытесняет  инвестиционные товары из импорта.

Подводя итог, отметим, что  антиинфляционная политика находится  в настоящее время на таком  этапе развития, когда необходимо дальнейшее использование мер противодействия  инфляции. Система мер должна включать решение таких задач, как повышения  эффективности банковского сектора, определение либеральной тактики в области валютной, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик и т.д.

 

4.3 Уровень инфляции и его прогнозы

 

По данным Федеральной службы госстатистики (Росстата) в ноябре инфляция в России составила 0,3%. С начала года инфляция составила 8,4%.

Как сообщалось ранее, в августе, сентябре и октябре в России наблюдался нулевой рост потребительских цен.

Для сравнения: в ноябре 2008 года инфляция составила 0,8%, за 11 месяцев 2008 г. - 12,5%.

Инфляция в годовом  выражении (ноябрь 2009 года к ноябрю 2008 года) составила 9,1%.

При этом в ноябре 2009 года цены на продовольственные товары выросли  на 0,3%, на непродовольственные - на 0,4%, на услуги - на 0,1%.

В ноябре в 6 субъектах РФ прирост потребительских цен  составил 0,7% и более. Наибольшее увеличение цен и тарифов отмечалось в  Курской и Липецкой областях - на 1,0% в результате удорожания услуг  на 3,7% и 3,6% соответственно.

В Москве индекс потребительских  цен за месяц составил 100,3% (с начала года - 109,3%), в Санкт-Петербурге - 100,4% (с начала года - 108,0%).

Согласно данным Росстата, за 11 месяцев потребительские цены выросли на 8,4%. При этом в 2008 году инфляция превысила 13% и составила 13,3%.

По прогнозам первого  заместителя председателя ЦБ Алексея Улюкаева инфляция в России в январе 2010 года составит порядка 1,5%. При этом он не исключил, что рост потребительских цен будет меньше, чем полтора процента. А.Улюкаев напомнил, что в январе 2009 года этот показатель был равен 2,4%. А.Улюкаев и ранее заявлял, что уровень январской инфляции будущего года будет существенно ниже, чем в январе 2009 года.

По действующему прогнозу инфляция в 2010 году ожидается на уровне 9-10%. Так же по словам премьер министра В.В.Путина инфляция в РФ в 2009 году составит около 9%. Однако Минэкономразвития считает, что прогноз по инфляции на 2010 г. будет понижен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей работе рассмотрены  современные теории, описывающие  причины, виды, модели, показатели инфляции и варианты антиинфляционной политики.

Основными причинами инфляции являются: чрезмерный выпуск бумажных денег государством с целью покрыть дефицит своего бюджета; сокращение объёмов производства, связанное с уменьшением предложения товарной массы в натуральном объёме; превышение спроса над предложением при избытке денежных средств; рост издержек производства, т. е. расходов на сырьё, зарплату и т. д.

Представления субъектов  рынка о будущем уровне цен, или  инфляционные ожидания, входят в число  важнейших параметров, определяющих их поведение. Поэтому для комплексного анализа причин возникновения инфляции и ее воздействия на экономическую  конъюнктуру в макроэкономическую модель нужно включить инфляционные ожидания.

Инфляция классифицируется по различным признакам. В зависимости от темпа роста инфляция бывает: нормальная, ползучая, галопирующая, гиперинфляция. По степени сбалансированности роста цен инфляцию различают сбалансированную и несбалансированную.

В соответствии с критерием  предсказуемости инфляция бывает ожидаемая  и неожиданная. По факторам, вызывающим инфляцию, её делят на 2 основных вида: инфляцию спроса и инфляцию издержек (предложения).

Количественная оценка инфляции даётся индексом потребительских цен (ИПЦ) и дефлятором валового внутреннего продукта (ДВВП).

Оценивая  характер антиинфляционной политики, в ней можно выделить 2 линии:

Информация о работе Инфляция как социально-экономическое явление