- издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции, что порождает путаницу и неудобство. Деньги служат единицей
счета, с помощью которой измеряется стоимость
всех товаров и услуг. Как расстояние измеряется
в метрах, масса - в килограммах, а температура
- в градусах, стоимость измеряется в денежных
единицах (долларах, фунтах стерлингов,
рублях и т. п.). Снижение покупательной
способности денег в условиях инфляции
означает, что размер «экономической измерительной
палочки» уменьшается. Например, на 1 обесценившийся
рубль можно купить столько товаров, сколько
раньше на 50 копеек, то есть измеритель
уменьшился вдвое. (Это эквивалентно тому,
как если бы мы пытались измерить расстояние
линейкой, на которой написано «1 метр»,
но в которой в действительности только 50 сантиметров.). С одной
стороны, это вносит в сделки путаницу, а с другой стороны, затрудняет
подсчет прибыли фирм и поэтому делает
выбор в пользу инвестиций более проблематичным
и сложным.
- издержки, связанные с искажениями в налогообложении, порожденные
инфляцией. Инфляция увеличивает налоговое
бремя на доходы, полученные по сбережениям, и таким образом
снижает стимулы к сбережениям; соответственно ухудшаются условия
и возможности экономического роста.
Инфляция оказывает воздействие на два
вида доходов на сбережения:
- на доходы
от продажи ценных бумаг, представляющие собой разницу между более высокой ценой, по которой ценная бумага продана человеком, и более низкой ценой, по которой
она была им ранее куплена. Эта разница
и является объектом налогообложения.
Например, человек покупает облигацию
за 20 долларов, а продает ее за 50 долларов.
Если за время, пока он владел облигацией,
уровень цен удвоился, то его реальный
доход составит не 30 долларов (50 долларов
– 20 долларов), а только 10 долларов, так
как он должен был бы продать облигацию
за 40 долларов. (20*2), чтобы только возместить
ее стоимость, уплаченную при покупке,
с учетом падения вдвое покупательной способности денег. Причем
он должен заплатить налог не с 10 долларов.
(50 долларов. – 40 долларов.), а с 30 долларов.номинального
дохода, потому что шкала налогообложения
применяется к номинальным доходам и не учитывает инфляцию. В результате
человек после выплаты налога не получит даже 10 доллара.реального
дохода;
- на номинальную ставку процента, которая облагается налогом, даже несмотря на то что часть номинальной ставки процента в соответствии с эффектом Фишера (о котором речь пойдет позже) просто компенсирует инфляцию. Так, если человек дает кредит, например 100 долларов, и хочет получить 5
% годовых (5 долларов), то, ожидая инфляцию на уровне 10 %, он должен назначить номинальную ставку процента, равную 15 %, чтобы получить в конце года 115 долларов, из которых
его номинальный доход составит 15 долларов
(из них 10 долларов скомпенсируют инфляцию,
т. е. падение на 10 % покупательной способности
денег, и 5 долларов должен был бы составить
его реальный доход). Однако правительство
берет налог (фиксированный процент) с величины номинального
дохода, то есть с 15 долларов. В результате
после выплаты налога реальный доход человека
будет меньше 5 долларов, причем чем выше
уровень инфляции, тем меньше величина
реального дохода, остающегося после выплаты
налога. Это происходит потому, что номинальная
ставка процента увеличивается на ту же
величину, что и темп инфляции, а с увеличением
номинальной ставки процента растут и
налоги. Поэтому на реальный доход до выплаты
налога инфляция воздействия не оказывает,
а реальный доход после выплаты налога
уменьшается, что снижает стимул к сбережениям;
Подытожим, в период инфляции растут
цены на товарно-материальные ценности,
пользующиеся спросом на рынке. Поэтому
население и предприятия стремятся как
можно быстрее материализовать свои быстро
обесценивающиеся денежные средства в
запасы. Это приводит к недостатку денежных
средств у хозяйственных агентов. Результатом
ажиотажной закупки товаров является
усиление инфляции спроса.
2.3 Особенности
инфляции в Республике Беларусь
Причины инфляции в Беларуси:
- Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций,
фирм, компаний, которые самостоятельно
устанавливают цену на рынке и определяют
собственные издержки. В Беларуси очень
много монополистических предприятий,
как в добывающей отрасли (например:«Белоруськалий»),
так и в остальных производствах (ОАО «Атлант»,
РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО
«Амкодор» и т.д.).
- Расход на социальные цели не адекватные
эффективности национальной экономики.
В случаях экономических кризисов, спада
производства уровень жизни населения
снижается. Ответственное хранение. Склады под
ответственное хранение грузов.
Правительство стремится поддержать население
путем дополнительных ассигнований на
социальные цели (индексация зарплаты,
выплата различных пособий, в том числе
по безработице , различных доплат и т.п.),
что ведет к увеличению количества наличных
денег в обращении и усиливает инфляцию.
- Дефицит государственного бюджета.
Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию
денег в наличной и безналичной формах,
расширение масштабов банковского кредитования
сверх реальных потребностей хозяйства,
дотации для неэффективного производства,
чрезмерные расходы на социальные программы,
содержание огромного бюрократического
аппарата. Высокая степень бюджетизации
экономики и неэффективное ведение хозяйствования.
- Чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики,
например, в сельское хозяйство, не дающие
должного экономического эффекта.[12].
- Долларизация экономики.Долларизация представляет собой
процесс замещения слабой национальной
валюты твёрдой валютой, в данном случае
долларами, которые в большей или меньшей
степени выполняют все функции денег,
но, прежде всего, используются как средства
сбережения. Например в январе-октябре
2009 года население Беларуси купило валюты
в банках на 781,4 млн. долларов США больше,
чем продало. [14, c. 315]
- Мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся
в 2008 году оказал влияние на всю мировую
экономику и на каждую страну в отдельности
по-разному. Глубина поражения экономики
у каждого государства разная, это зависит,
прежде всего, от экономической устойчивости
страны.
Сделаем из этого вывод:
- Выделяют две
основные причины инфляции: 1) увеличение
совокупного спроса
и 2) сокращение совокупного предложения.
- Инфляция приводит к тому, что все денежные
доходы (как населения, так и предприятий, государства)
фактически уменьшаются. Это определяется
различиями между номинальным и реальным
доходом.
- Если номинальный доход остается стабильным
или растет медленнее темпов инфляции, то реальный
доход падает. Именно поэтому в период
инфляции в наибольшей степени страдают
люди с фиксированными доходами.
- В
период инфляции растут цены на товарно-материальные
ценности, пользующиеся спросом на рынке.
Поэтому население и предприятия стремятся
как можно быстрее материализовать свои
быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это
приводит к недостатку денежных средств
у хозяйственных агентов. Результатом
ажиотажной закупки товаров является
усиление инфляции спроса.
ГЛАВА 3
МЕТОДЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ
Основными методами борьбы с инфляцией
являются денежная реформа и антиинфляционная
политика.
Денежная
реформа – полное или частичное преобразование
денежной системы, проводимое государством
с целью упорядочения и укрепления денежного
обращения. Денежная реформа осуществляется
различными методами в зависимости от
экономического положения страны, степени
обесценения денег, политики государства.
Методы
денежной реформы:
- Девальвация– снижение золотого
содержания денежной единицы, а после
Второй мировой войны - официального валютного
курса к доллару США и его золотого содержания.
Так, в результате двух девальваций доллара
его золотое содержание было снижено в
декабре 1971 г. на 7,89%, а в феврале 1973 г. -
на 10%. После введения «плавающих» валютных
курсов в 1973 г. девальвация проводится
лишь в группировке с регулируемыми валютными
курсами - в Европейской валютной «змее»,
на базе которой была создана Европейская
валютная система.
- Нуллификацияозначает объявление
об аннулировании сильно обесцененной
единицы и введении новой валюты. Так,
в Германии в результате послевоенной
гиперинфляции 20-х гг. и значительного
обесценения рейхсмарки введенная в обращение
в 1924 г. новая марка обменивалась в соотношении
1:1 трлн. старыхрейхсмарок. Прежняя денежная
единица была аннулирована.
- Деноминация– метод«зачеркивания
нулей», т. е. укрупнение масштаба цен.
В частности, в Бразилии в 1988 г. была введена
новая денежная единица «нокрузадо», эквивалентная
1000 прежних обесцененных крузадо. В России
в 1998 г. также проводилась деноминация
рубля в соотношении 1 : 1000 старых рублей.
[16, c. 120].
Антиинфляционная
политика – макроэкономическая политика,
нацеленная на стабилизацию общего уровня
цен, смягчение инфляционной остроты.
Она осуществляется посредствам стратегии
и тактики, предусматривающих систему
мер, связанных с борьбой с инфляционными
процессами, она может быть активной, направленной
на ликвидацию причин, породивших инфляцию,
и пассивной, представляющей собой приспособление
к условиям инфляции.
- Реставрация– восстановлениепрежнего
золотого содержания денежной единицы.
Например, после Первой мировой войны
во время денежной реформы 1925-1928 гг. в Англии
было восстановлено довоенное золотое
содержание фунта стерлингов после Второй
мировой войны реставрация, или ревальвация,
проводилась путем повышения официального
валютного курса к доллару.
Например, ФРГ провела
в рамках Бреттон-Вудской валютной системы
три ревальвации (в 1961, 1969 и 1971 гг.). Неоднократные
ревальвации проводит ФРГ и в рамках Европейской
валютной системы, где сохранился режим
фиксированных валютных курсов.
Антиинфляционная политика включает:
- Регулирование совокупного спроса
(кейнсианцы);
Кейнс исходил из
того, что поднять уровень предложения
можно, формируя эффективный спрос посредством
государственного заказа и дешевого кредита.
Эти меры правительства приводят к сокращению
спада и уменьшению безработицы.
Однако такая политика
приводит к углублению дефицита государственного
бюджета, который не должен покрываться
дополнительной эмиссией денег. Кейнс
предлагал покрывать его при помощи государственных
займов, которые можно погасить в дальнейшем.
Эта политика дает эффект на протяжении
ряда лет.
- Регулирование совокупного предложения
(монетаристы).
Монетаристы предлагали радикальные
методы борьбы с инфляцией. Они исходили
из ограничения совокупного спроса путем
проведения денежной реформы конфискационного
типа и бюджетного дефицита за счет сокращения
социальных программ.
Методы монетаристов:
- Политика регулирования цен
и доходов – предусматривает согласование
между ростом доходов ростом цен.
Эта политика означает,
что правительство либо замораживает
цены и номинальные доходы, либо ограничивает
увеличение денежной зароботной платы
увеличением средней (по стране) производительности
труда, а повышение цен ограничивает повышением
затрат на заработную плату.
- Метод постепенного снижения
темпов инфляции (метод градуирования)
– этот метод предполагает постепенно
сбивать темпы роста денежной массы, посредством
многократного, но незначительного снижения.
Этот метод позволяет
избежать глубоково спада, снижая инфляцию
постепенно.
- Шоковая терапия – позволяет
резко сократить темпы роста денежной
массы и быстро сбить инфляцию.
Этот метод сопровождается значительным
спадом производства и сокращением занятости.
Примером шоковой терапии может выступать
денежная реформа конфискационного типа
обмена старых денег на новые в определенном
соотношении без изменения номинального
уровня доходов и цен. Так как эта политика
тяжело переносится населением, то она
должна дать эффект за сравнительно короткое
время.
- Фискальная политика – система
регулирования экономики посредствам
государственных расходов и налогов, то
есть, она сводиться к манипулированию
налогами и государственными расходами.
Представители этой
школы считали, что уменьшение налоговых
ставок на предпренимателей увеличит
их возможности инвестирования, а снижение
налогов на заработную плату повысит стимулы
к труду и его производительности.
Изменение структуры налогов, сокращение
доли прямых налогов и увеличение доли
косвенных налогов, отказ от прогрессивных
ставок налогооблажения, уменьшение расходов
государственного бюджета также являются
средством борьбы с инфляционными процессами
в экономике.
Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией
обусловлен характером инфляции, который
для каждой страны обладает специфическими
особенностями. В зависимости от характера
инфляции определяется и комплекс мер
по борьбе с ней. В качестве причин инфляции
может быть чрезмерный спрос либо опережающий
рост заработной платы и цен на материалы
и комплектующие, низкий курс национальной
валюты и другое, что и предопределяет
набор мероприятий, направленых на сдерживание
инфляционных процессов.
Вывод - для предотвращения высокой инфляции
правительство должно обеспечить:
- Предотвращения «импорта инфляции»;
- Домашние хозяйства и фирмы
должны обеспечить одинаковые темпы увеличения
заработной платы и производительности
труда.
- Эффективную налоговую систему
и устойчивость государственных расходов;
- Одинаковые темпы увеличения
денежной массы и национального дохода;