Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:44, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности и особенностей инфляции, как социально-экономического явления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и причины инфляции, формы ее проявления;
- охарактеризовать виды и формы инфляции;
- выявить экономические последствия инфляции;
- вскрыть характерные причины возникновения и развития инфляции в РФ;
- проанализировать динамику уровня инфляции в период 2004-20011гг;
- ознакомиться с антиинфляционной политикой государства.
Введение………………....………………………………………………..…2- 4
1. Инфляция как социально-экономическое явление в рыночной экономике.............................................................................................................5
1.1. Сущность причины инфляции………………………………...……….5- 9
1.2. Виды и формы инфляции…………………………………….……...10- 15
1.3. Экономические последствия инфляции………………………….....15- 19
2. Особенности инфляционных процессов в современной России........20
2.1. Характерные причины возникновения и развития инфляции в РФ.20-24
2.2. Анализ динамики уровня инфляции в период 2004-2011гг………..24-25
2.3. Антиинфляционная политика государства…………………………25- 29
3. Методы борьбы с инфляцией....................................................................30
3.1. Адаптационная политика.....................................................................30-32
3.2. Антиинфляционные меры....................................................................32-33
3.3. Особенности противодействия инфляции в современных условиях……………………………………………………………………33-37
Заключение…………………………….………………………….............38-39
Список использованной литературы……………………………..............40
Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали.
России требуется перейти от политики регулирования инфляции по абсолютным ценам к активному регулированию относительных цен. Перед правительством, Центральным банком и законодательной властью стоят конкретные задачи: а) повысить покупательную способность населения путем выплат задолженности из федерального и местных бюджетов соответствующим группам работников; б) привести денежную массу и процентные ставки в соответствие с потребностями производства, товарного рынка, капитальных вложений и бюджетных выплат; в) сократить, а в перспективе ликвидировать диспаритеты цен по основным ценообразующим отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и т.п.
Решение названных задач осложняется наличием в экономике России инфляционно- перераспределительных "синдикатов", теневых и криминальных механизмов, сложившихся, как отмечайтесь выше, еще при предоставлении экономических свобод по реформам 1987 г. Бюджетные средства не доходят до адресатов либо поступают с задержками, банки не выполняют функций кредитования капитальных вложений и т.п. Сложилась ситуация, когда решение задачи приведения денежной массы в соответствие с потребностями экономики встречает сопротивление со стороны структур, имеющих большие доходы от манипуляций с денежными суррогатами и от спекуляции денежными ресурсами.
Очевидно, что без принятия
жестких мер в денежно-
Организационные усилия нужны и для восстановления паритетов цен по ценообразующим отраслям. Данная акция будет поддержана отраслями при условии соблюдения демократических процедур обсуждения и принятия решений по ценам с использованием выработанных в развитых промышленных странах механизмов заключения ценовых соглашений между ассоциациями товаропроизводителей.
Сложной является проблема товарной сбалансированности доходов населения на безинфляционной основе. Для решения этой задачи нужно либо возвращаться к директивному планированию, либо использовать методы рыночных экономик: товарную интервенцию, организацию продажи товаров в кредит, отвлечение средств населения на жилищное строительство и т.п. В рыночных условиях, как и в прежней системе, нужны детальные расчеты баланса денежных доходов и расходов потребителей. Например, даже при стопроцентном наполнении доходов бюджета необходим детальный анализ последствий выплат долгов по заработной плате. В частности, следует уточнить, за какой срок выплачивается задолженность. Если в среднем это долги за два месяца, то эта сумма эквивалентна уже не половине, а четверти месячного товарооборота, что соответственно облегчает достижение сбалансированности без повышения цен.
Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он обусловлен замещением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики. Для России проблема заключается не в том, чтобы не допустить кредитной эмиссии, а в использовании остро необходимых кредитных средств для финансирования капитальных вложений в подъем экономики, а также для кредитования оборотных средств Последнее для России очень важно в силу ее природных особенностей. В экономике России большую роль играют сезонные затраты в сельском хозяйстве, в промышленности северных территорий, в строительстве. В .мировой практике под сезонное кредитование создаются специализированные банки или кредитные учреждения. В России этот элемент рынка, как и многие другие рыночные институты, не создан. Следовательно, нужно либо возвращать бывшие отраслевые банки к исполнению своих функций, либо создавать новые кредитные учреждения в ведении отраслевых и региональных ассоциаций товаропроизводителей. Наряду с инвестициями в производство замедлению оборота денег способствуют и меры по организации банковской деятельности: увеличение доли безналичного оборота; расширение долгосрочных кредитов и т.п. В этом направлении пока не предпринимается необходимых усилий, хотя резервы здесь велики.
Кредитно-денежная политика
Российского государства в
После кризиса денежно-кредитная политика в России нацелена на создание благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов- базовых для устойчивого экономического роста.
Следовательно, сегодня антиинфляционная политика России осуществляется посредством комбинированного использования 3-х основных инструментов кредитно-денежной политики: выбора курсовой политики, ограничесния с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установления краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.
Заключение
В настоящее время инфляция - один из
самых болезненных и опасных процессов,
негативно воздействующих на финансы,
денежную и экономическую систему в целом.
Инфляция означает не только снижение
покупательной способности денег, она
подрывает возможности хозяйственного
регулирования, сводит на нет усилия по
проведению структурных преобразований,
восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами. (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.
В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательные сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андрианов В. Инфляция: основные виды
и методы регулирования// Экономист. 2006.
№ 6. с.34-42.;
2. Кудрин А.. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию. Вопросы экономики. 2009, № 1
3. Малкина М.Ю. Инфляция и управление инфляционными процессами в российской и зарубежной экономике:Монография. - Н. Новгород: Издательство ННГУ,2006
4. Плышевский Б. Инфляция: причины и механизмы // Экономист. 2008. № 7. с.25-33.;
5. Рогова О. Инфляция и воспроизводство // Экономист. 2007. № 1. с.37-45;
6. Смирнов В., Лукьянчикова Т. Инфляция и трудовые доходы // Экономист. 2007. № 2. с.48-54.;
7. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. д.э.н. В.Д.Камаева. Издание 12-е, М.: ВЛАДОС. 2006.;
8. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. С.С.Носова. М.: ВЛАДОС. 2004.; .
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru.
11. Официальный сайт Минфина РФ: www.minfin.ru;
12. Официальный сайт РИАНовости: www.rian.ru/
13. Официальный сайт Росийская газета: www.rg.ru/
Информация о работе Инфляция: причины, виды, последствия, способы борьбы