Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Очень острая проблема инфляции и в Украине. Инфляционные процессы у нас вызваны совокупностью взаимосвязанных объективных и субъективных факторов. Это проблемы переходной экономики, зависимость от внешнего энергоснабжения, непоследовательность экономической политики, ошибки в политике бюджетных расходов и т.п.
По содержанию курсовая работа состоит из трех разделов.
Первый раздел посвящен общим понятиям инфляции. В разделе обобщены достижений зарубежной и отечественной науки по таким вопросам: сущность, измерение, виды инфляции.
Во втором разделе будут рассмотрены причины и механизм инфляции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава I. Сущность и виды инфляции ……………………………………………. 4
Сущность инфляции…………………………………………………………4
Измерение инфляции………………………………….
Виды инфляции………………………………………………….
Глава II. Причины и механизм инфляции.
. Причины инфляции и неравномерность инфляционного процесса…………………………………………………………
Инфляция спроса………………………………………………..
Инфляция предложения ………………………………………
Глава III. Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика………………………………………….
Влияние инфляции на все стороны жизни общества и его социально-экономическое развитие………………………………………..
Связь между безработицей и инфляцией, теоретические дискуссии вокруг кривой Филипса………………………………………………………..
Антиинфляционная политика и ее в Украине……………………………..
Вывод…………………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 208.61 Кб (Скачать файл)

Стимулирование производства в рамках экономики предложения:

- снижение налогов;

- развитие конкуренции  в инфраструктурном секторе;

- усиление трудовой мотивации  населения путем изменения социальной  политики;

- денежная эмиссия в  рамках ожидаемого прироста естественного  уровня выпуска.

К адаптивной антиинфляционной политике можно отнести следующие  методы:

- индексация — изменение  номинальных денежных выплат  для смягчения последствий инфляции, распространяющаяся на получателей  фиксированных доходов, т. е.  тех, кто больше всего теряет  от инфляции;

- соглашение с предпринимателями  и профсоюзами о темпах роста  цен и заработных плат.

Также есть необходимость  выработать антиинфляционную стратегию  и тактику.

К антиинфляционной стратегии  можно отнести гашение инфляционных ожиданий (развитие рыночных механизмов), а также долгосрочную денежную политику (регулирование ставки межбанковского кредита, регулирование нормы обязательных резервов). В соответствии с данной нормой рассчитывается денежная сумма, которой Коммерческий банк обязан держать на счете в Центральном банке и не имеет право давать ее в займы. В условиях инфляции Центральный банк повышает норму обязательных резервов. Помимо этого стоит добавить операции на открытом рынке с ценными бумагами, где Центральный банк выступает либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг.

Тактическая антиинфляционная политика заключается в следующем:

- государственная поддержка  приоритетных отраслей национального  хозяйства;

-льготные налогообложения;

- краткосрочное регулирование  текущего спроса.

Таким образом, оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода:

- политика, направленная  на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии,  сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП);

-политика регулирования  цен и доходов, имеющая целью  увязать рост заработков с  ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Более существенным нехорошим явлением в экономике Украины на этапе её рыночного реформирования оказалась инфляция.

Период 1992-1994 гг. Характеризовался очень высоким уровнем инфляции, обвальным ростом цен, ослаблением  контроля над финансово- хозяйственной  деятельностью компаний.

По данным Мирового банка, уровень инфляции в Украине во второй половине 1993 г. Был наивысшим  в мире. Если в1992 г. Её уровень вырос  в 21 раз, то за 1993 г. - В 103 раза. И хотя в 1994 г. Уровень инфляции несколько  снизился, но вышло это не в итоге проведения комплексных реформ и качественных конфигураций в системе государственных денег и внедрения ценовой либерализации, а через отсрочку бюджетных выплат и необычный рост задолженности бюджета.

К числу инфляционных факторов, которые имели место в течение  последних лет, принадлежат: а) высоковатое  поднятие цен на энергоносители и  главные виды сырья и материалов; б) увеличение денежной массы за счет дополнительной эмиссии средств; г) рост безналичного обращения как  следствие кредитования низко рентабельных и убыточных компаний; д) монопольное  ценообразование в условиях монополизации  большинства видов промышленного  производства, которое ведет к  диктатному увеличению цен производителями, поскольку потребители, лишенные выбору и отсутствующий сдерживающий контроль по ценам.

Поначалу экономике Украины  была свойственна инфляция расходов, поскольку опережающими темпами  росли цены энергоносителей и  сырья, и любая следующая волна  повышения цен начиналась с топлива  и сырья. Периодическое опережающее  повышение цен на энергоносители было импульсом для общего роста  цен и инфляции.

Повышение предприятиями  цен на свою продукцию, с целью  покрытия возрастающих расходов, дало толчок к дальнейшему развитию инфляционных действий. При этом типе инфляции роста  денежной массы является следствием повышения цен. Невзирая на и дальше растущую денежную эмиссию, появилась  нехватка оборотных средств компаний для расчетов со своими поставщиками (кризис неплатежей) и для выдачи зарплаты. В итоге сложилась типовая  инфляционная спираль: цен ведет  к увеличению расходов (и в том  число зарплаты), какое просит увеличение денежной массы, а последнее, в свою очередь, ведет к новому витку  роста цен. Таковым образом, инфляция в Украине представляет собой  интеграцию инфляции спроса и инфляции расходов, что существенно усложняет  воплощения антиинфляционной политики.

К ноябрю 1995 г. Уровень цен  по сравнению с декабрем 1990 г. Вырос  в Украине в 37 тыщ раз. В то же время с ростом цен происходило  падение валютного (долларового) курса  украинского карбованца. Динамика инфляции в 1993-1996 гг.Данные графика свидетельствуют  о том, как месяц в месяц  развивался инфляционный процесс, и, соответственно, росли средние оптовые и розничные  цены. Это явление превратилось на могущественный катализатор спада производства, общего роста производственных расходов и себестоимости товарной продукции, что, в свою очередь, подталкивало производителей к очередному увеличению цен. Оптовые цены в особенности скоро росли в топливной и химической индустрии, электроэнергетике, темной металлургии и машиностроении, а с розничных этим характеризовались цены на продукты питания, которые в течение многих десятилетий были искусственно занижены и поддерживались из госбюджета. Вообще ранее розничные цены в Украине никогда не росли таковыми темпами, и это вызвало реальный шок у основной массы населения.

Опережающий рост оптовых  цен разрушает конкретно производственную сферу, тормозя либо даже прекращая  инвестиционные процессы. В то же время, хотя и более медленные, но также  довольно бурные темпы роста розничных  цен разрушают социальную сферу, удручают экономические интересы людей  к активной предпринимательской  и трудовой деятельности, т.Е. Действуют  в том же самом нехорошем направлении.

Все это вызвало такое  явление, как неплатежеспособность большинства юридических и физических лиц, невзирая на непрерывную накачку  денежного обращения, чем дальше, тем большей массой картонных  средств. По оценке СБРР, за 1992 г. Неплатежи  в Украине составляли 40% всего  её ВВП. У 1993 г. Объемы неплатежей продолжали рости, вызывая резкое сокращение и  даже прекращение товарного производства на многих предприятиях.

В этих условиях монетарная политика НБУ превратилась на массивный  инфляционный фактор. Правительство  начало немедленно покрывать возрастающий денежный дефицит простым методом - эмиссией соответствующей массы  средств.

Они были ориентированы на покрытие наличного спроса, бюджетные  дотации, кредитование производителей и потребителей (включая и явных  банкротов).

лишь в первом квартале 1993 г. Для поддержки АПК было предоставлено  практически 1 трлн. Крб. Льготных кредитов и около 3 трлн. Крб. Денежной помощи. Большой кредитной помощи требовали  и остальные отрасли народного  хозяйства - в марте того же года им был предоставлен кредит в 606 млрд. Крб. Для проведения зачета взаемо долгов. Общественная сумма эмиссии наличности за январь-апрель 1993 г. Достигла 598,3 млрд. Крб., Что в 10 раз превышало эмиссию за таковой же период 1992 г. В течение 1993 года монетарная масса возросла с 26 до 47,2 трлн. Карбованцев, т.Е. В 1,8 раза, чем она составляла в прошлом году. Денежная эмиссия, как и цены скоро вышла из- под надлежащего государственного контроля.

Денежные знаки (купоно-карбованцы), выпущены в Украине в начале 1992 г. Заместо российского рубля  начали катастрофически обесцениваться. Бурное обесценивание средств подорвало  выполнение ими свойственных им рыночных функций, а основное - стимулирующей. Пожирая фонды скопления и  потребления, гиперинфляция затормозила  предпринимательскую и трудовую активность в страны.

Потеряв контроль над эмиссией средств, за движением расходов и  цен, денежного обращения и кредитных  ресурсов, правительство тогда так  и не нашло надежных регулирующих устройств для активного влияния  на инфляционные процессы и погашения  их негативного влияния на экономическое  и социальное положение в стране.

Ценовая и инфляционная спираль, которая стала раскручиваться с  начала 1993 г., Во втором полугодии опять  пошла вверх. До конца 1993 г., Когда  инфляционная спираль раскрутилась к наивысшей фазе, банки обязаны  были дополнительно выпустить в  обращение огромную массу средств. Это автоматом вызвало еще  один прыжок цен. Девальвация карбованца заполучила трагический характер. В  ноябре правительство административно  внедрило его фиксированный курс, что подхлестнуло активность теневого валютного рынка. Следовательно, в 1992-1994 гг. В Украине проводилась ошибочная  экономическая политика, которая  практически имела не антиинфляционное, а инфляционное влияние на экономическую  систему страны. При этом правительство  использовало в основном два антиинфляционных мероприятия-ограничение фондов потребления  компаний и регулирования цен.

Административный контроль цен было введено Указом президента “О мерах относительно сдерживания  темпов роста цен". Согласно ему  компании всех форм принадлежности могли  повышать оптовые цены на продукцию  лишь в случае роста расходов на создание, которое не зависит от их гос деятельности. Этим же Указом вводилось ограничение размера  надбавки для торговых и снабженческо-сбытовых компаний в размере не больше 55% от цены производителя. Но, как свидетельствуют  последствия, эти меры сработали недостаточно эффективно. В первую очередь, цены тогда уже достаточно надежно вышли из-под государственного контроля, и опять подчинить их системе жесткого государственного контроля было совсем тяжело. Относительно ограничения фондов потребления, то это имело бы смысл тогда, когда было бы что ограничивать.

Посреди более негативных последствий того периода следует  отметить:

- серьезное нарушение  производственной и денежной  систем функционирования экономики;

- подорваность склонности  к сбережению фактически у  всех экономических агентов;

- разрушение на этом  основании системы обеспечения  воспроизводящих действий в экономике;

- избыточную дифференциацию  населения, отдельных отраслей  и регионов по уровню доходов.

Под влиянием инфляции объемы номинальных денежных доходов населения  росли, а его настоящие доходы, в связи с опережающим повышением розничных цен на продукты и сервисы, напротив уменьшались. Способы индексации доходов не обеспечивали компенсации  утрат от гиперинфляции. Лишь в 1993 г. При росте цен на год более  чем в 100 раз настоящая зарплата уменьшилась на 52%.

Эффект от внедрения правительством льгот на налогообложение доходов  людей относительно малообеспеченных, многодетных, чернобыльцев, ветеранов  и др. Также был минимальным, поскольку  самые облагаемые налогом доходы населения были мизерны и не успевали за ростом цен.

Дилемма, которая стала  перед украинским правительством, заключалась  в том, каким образом, сокращая темпы  инфляции, не усилить стагнацию производства. Но она не была решена подабающим образом. Возобновить экономику при условиях лишних налогов, которые удручают создание, сужают базу налогообложения и принуждают плательщиков скрывать свои доходы, нереально.

Следует отметить хотя бы таковой  факт: к введению налога на прибыль  компаний с 1993 года, взыскивался налог  на доход компаний. При этом компании, за существование специального налога на фонд зарплаты, были обязаны практически дважды выплачивать его, поскольку фонд зарплаты с составной частью дохода.

Политика усиления государственного контроля и регулирования (сдерживание  цен, завышенный обменный курс, совсем высокие налоги) привела к формированию массивного теневого сектору экономики  в Украине. За отсутствия эффективного контроля над формированием доходов, большая часть усилий страны были сконцентрированы на сокращаемом государственном  секторе. В итоге на фоне утраты государством значимой части доходов, которые  можно было бы получить методом проведения разумной налоговой политики, основной груз недофининсирования лег на сектор, который пока что был основой  существования самого страны.

Из-за несовершенства нашей  налоговой системы спад валового продукта в Украине и за 1996 год  составил около 10%, а в отраслях машиностроения и легкой индустрии достигает 20%. Следовательно, задания дальнейшего  реформирования экономики, которые  стоят перед Украиной, могут быть решены лишь при условиях реализации последовательной политики денежной стабилизации, и восстановление скоплений населения. Без этого обеспечить стойкий  экономический рост на базе возрождения  инвестиционной активности и постепенный  подъем жизненного уровня с невозможным. Современный период с важнейшей  фазой реформ. В последнее временем в этом направлении сделан ряд  шагов и важнейшим из них является введение в сентябре в 1996 году государственной  валюты-гривни. Это дало возможность  в значимой мере стабилизировать  денежное обращение в стране.

Как мера, что массы предотвратить  не обусловленный рост заработной платы  на предприятиях, Кабинетом Министров  в 1995 году было принято постановление  о порядке определения сумм, которые  вносятся в бюджет в связи с  превышением фонда потребления. Т.Е. Рост зарплаты может происходить  лишь в границах индекса месячной инфляции. Также планируется значительно  уменьшить размер налогов и вообще упразднить отчисление в некие целевые  фонды в составе бюджета на 1996 г.

Информация о работе Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия