Инфляция в Республике Беларусь: причины, социально-экономические последствия и пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день одной из главных причин, отрицательно влияющих на развитие экономики и общества в целом, является инфляция.
Инфляция затрагивает множество аспектов экономической и общественной жизни. Она создает практические неудобства и убытки, выводит из строя основные механизмы, порождает неопределенность в обществе и оказывает нежелательное влияние на распределение общественного продукта. Инфляция порождает также очень серьезные искажения и снижение эффективности работы инструментов рыночной экономики. В частности, цены перестают играть роль индикаторов рынка.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………………….....4
1 Инфляция: причины и социально-экономические последствия…....………......6
2 Особенности инфляционных явлений………..…………………………...….....14
3 Пути преодоления инфляции в Республике Беларусь…….…………………...20
Заключение……………………………………………………………………….....25
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Inflyatsia.doc

— 360.00 Кб (Скачать файл)

Инфляция издержек. Стоимость факторов производства в  белорусских условиях растет:

- во-первых, из-за падения курса и повышения рублевых цен на импортные факторы производства (в первую очередь сырье, материалы, комплектующие);

- во-вторых, из-за повышения долларовой стоимости импортного сырья и энергии (например, нефть в 2000г. с до 135 долл. за тонну);

- низкая или даже отрицательная рентабельность предприятий. Учитывая, что именно эта причина вызывает эмиссию, фактическая первопричина инфляции - неэффективные производственные процессы. Причем, начавшийся подъем в России только усугубляет ситуацию. Российские товары массового спроса, произведенные на реформированных предприятиях, в условиях жесткой конкуренции, начинают вытеснять белорусские и не только с российского рынка, но и с внутреннего белорусского. Доля импорта в потребительских товарах растет, что ведет к более существенному влиянию эмиссии на курс и индекс потребительских цен.

- популистская политика государства, через которую проводилось финансирование государственных программ. Такая политика привела к росту заработной платы, которая превышала рост производительности труда. В результате неоправданно увеличилась денежная масса, не подкрепленная товарами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути преодоления инфляции в Республике Беларусь

 

 

 

Белорусская экономика  длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного  назначения, имела большие объемы незавершенного производства, характеризовалась  высоким уровнем монополизации  и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее в каждой стране разрабатывается пакет антиинфляционных программ. В Беларуси действовал, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2011 год, однако в связи с высокой инфляцией в этом году и неэффективности ее регулирования с помощью разработанных раннее мер, правительство было вынуждено искать новую программу реформ. Разработка новой антиинфляционной программы была основана на изменении государственных приоритетов относительно валютного курса и золотовалютных запасов, а именно государство отказалось от поддержки национального курса валюты за счет уменьшения золотовалютных запасов страны.

Развитие инфляционного  процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься  специальные антиинфляционные меры.

Наиболее вероятными в условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.

Государство при  выборе методов макроэкономического  регулирования может рассматривать различные системы мер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики.

Первоочередная  важность проблемы инфляции в экономике Республики Беларусь нашла отражение в основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью ДКП (денежно-кредитная политика), проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.

Для стабилизации экономики в настоящее время  правительство будет ограничивать рост доходов населения в валюте, будет продолжаться программа сокращения государственного финансирования (сокращение кредитов агросектору и государственного финансирования строительства жилья). Из-за кризиса политика государства будет включать в себя такие элементы, как продажа государственной собственности, продажу земли активную деятельность на рынке ценных бумаг и т.д.

Основной мерой  по снижению инфляции в РБ в 2011 году, как и предыдущих, по прежнему оставались кредиты других стран. Например, соглашение между Беларусью и Евразийским банком развития о предоставлении финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС было подписано 9 июня 2011 года. Общий объем кредита составляет $3 млрд. Средства должны поступить шестью траншами в течение 2011-2013 годов. Первый транш кредита в размере $800 млн. поступил в Беларусь в июне. Общая сумма кредита в 2011 году составила $1,24 млрд. Правительство Беларуси также намерено добиваться получения кредита от России и МВФ.

Также в Беларуси с 11 ноября 2011 была увеличена ставка рефинансирования на 5 процентных пунктов - с 35% до 40% годовых, 12.12.2011 ставка рефинансирования была увеличена еще на 5 процентных пунктов - с 40% до 45% годовых. Очередное повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям регулирования ликвидности является последовательным шагом по ограничению инфляционных процессов и стабилизации ситуации в экономике и финансовой сфере в целом. Эта мера позволит также поддержать возобновившийся в последние месяцы рост срочных рублевых вкладов населения в банках, стабилизировать инфляционные ожидания в экономике, а также станет дополнительным фактором по усилению сбалансированности платежного баланса", - пояснили в управлении информации Нацбанка. Однако за текущий 2012г. она была постепенно снижена до 30%.

Одновременно  Комитет по монетарной политике Национального банка принял решение о повышении с 11 ноября текущего года процентных ставок по операциям регулирования ликвидности.

Процентные  ставки по постоянно доступным и  двусторонним операциям поддержки  ликвидности увеличены до 60% годовых, по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности - до 30% годовых.

В 2011 году была проведена полноценная смена  курсовой политики, согласно которой  курс на валюту будет определяться, исходя из спроса и предложения на нее. Это будет способствовать структурной перестройке экономики "При этом Нацбанк, как его попросил об этом глава государства, будет ежедневно отслеживать ситуацию и при необходимости вмешиваться, отбивать спекулятивные атаки, - сказал эксперт. - Также предполагается, что, скорее всего, Нацбанк все-таки будет выходить на валютный рынок с интервенциями, чтобы сглаживать колебания на валютном рынке". Одновременно с мерами курсовой политики от Нацбанка требуется не проводить никакой эмиссии, все стройки и проекты должны финансироваться за счет здоровых неэмиссионных источников.

Для предотвращения темпов роста инфляции 20 сентября 2011 была также снижена финансовая нагрузка на физических лиц по погашению имеющейся  кредитной задолженности в иностранной  валюте в связи с увеличением курсов иностранных валют. Так, при наличии объективных обстоятельств (увеличение рублевого эквивалента размера платежей по кредитному договору, снижение уровня доходов, потеря работы, длительная болезнь), а также социально значимым категориям кредитополучателей (многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам, ветеранам, бывшим узникам и другим) кредитным комитетам учреждений банков дано право предоставлять отсрочку погашения основного долга на срок до шести месяцев. Банки также могут устанавливать на срок до шести месяцев индивидуальные графики погашения основного долга с учетом платежеспособности кредитополучателя с последующим предоставлением рассрочки уплаты недоплаченной суммы основного долга в пределах конечного срока пользования кредитом. Возможно также продление сроков возврата кредитов, предоставленных в иностранной валюте.

Мероприятия по изменению условий кредитования осуществляются после оценки способности  кредитополучателя исполнять свои обязательства перед банком. При  этом граждане, получившие кредиты в иностранной валюте и испытывающие затруднения по их погашению, должны обратиться в банк с письменным заявлением.

Ранее банками  уже были приняты меры по снижению финансовой нагрузки на физических лиц  по погашению кредитов в иностранной  валюте, в частности снижена процентная ставка до 10% (Беларусбанк) годовых. Кроме того, по заявлениям кредитополучателей сроки пользования кредитом продлеваются на 5 лет по кредитам на финансирование недвижимости и на 3 года по кредитам на потребительские нужды.

Одновременно, в связи с ростом стоимости привлекаемых ресурсов, в том числе обусловленным повышением ставки рефинансирования Нацбанка, Беларусбанк принял решение об изменении с 22 сентября процентных ставок по вновь заключаемым с физическими лицами кредитным договорам в белорусских рублях на потребительские нужды и финансирование недвижимости. При этом данное повышение не затронуло размер процентных ставок по кредитам многодетным семьям.

В Беларуси в 2011 году был создан Банка Развития. Ему планируется передать кредиты, ранее выданные предприятиям в рамках госпрограмм. И все кредитование по госпрограммам будет в дальнейшем осуществляться этим специально созданным банком. Это делается для стабилизации экономической ситуации и инфляционных процессов в стране.

Правительством Беларуси большие надежды возлагаются на создание ЕЭП (Единого экономического пространства). При вступлении в него государство надеется повысить конкурентноспособность белорусских предприятий, снизить стоимость энергоресурсов, увеличить объем рынка сбыта товаров а также уменьшить уровень цен. Сейчас по этому направлению ведется активная работа.

Можно сказать, что в целом за последнее время  Нацбанком и правительством принят ряд последовательных мер по ограничению  инфляционных процессов, с помощью  денежно-кредитной и фискальной политики. Вместе с тем для государства очень важно проведение последовательной антиинфляционной политики и настойчивость в использовании инструментов, регулирующих инфляцию, чтобы пакет действий по снижению цен возымел надлежащий эффект.

Снижение курса  национальной валюты и замедление роста  цен говорит об эффективности  государственной программы по борьбе с инфляцией и вселяет уверенность  в завтрашнем дне

Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для  ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Необходимый комплекс мер должен приниматься не в одночасье, а последовательно и согласованно друг с другом.

1. Единственный  способ остановить инфляцию - переход  к выдаче новых кредитов исключительно  за счет возврата старых. Так  работают все безинфляционные банковские системы мира. Это возможно только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства. Без решения проблемы демонтажа устаревших и неэффективных производственных мощностей перейти к безэмиссионной политике не удастся.

Поэтому первейшая  задача - добиться неукоснительного возврата ранее выданных кредитов (что в  условиях уменьшающейся инфляции будет  непросто), в том числе и за счет банкротства, санации или продажи эффективному собственнику отдельных предприятий.

2. Неукоснительный возврат касается и заимствований государства посредством облигаций. Главная проблема рынка ГКО - недоверие государству, подкрепляемое заявлениями и действиями Министерства финансов. Стабильное функционирование рынка ГКО - предпосылка стабильности белорусского рубля.

Поэтому вторая задача - восстановление доверия к  облигациям государства. Для этого нужно добиться неукоснительного погашения точно в срок каждого тиража, кроме того, целесообразны публичные аргументированные заверения министра финансов о невозможности обвалов на этом рынке.

3. Поддержание  стабильных цен снизит доходность  банковского сектора, что создаст  значительные проблемы с банковской  ликвидностью.

Поэтому третья задача - консолидация банковского  капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Вместе с тем, главный стимул для акционеров - рост индекса акций того или иного банка. Нужно наладить нормальный фондовый рынок, хотя бы банковских акций.

4. Анализ обнаруживает  большую зависимость производственной  сферы от условий внешней торговли, основной характеристикой которой является реальный курс обмена, который определяет относительные цены. Ценообразование предприятий ориентировано на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, в момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него. Поэтому очень важно Национальному банку объявлять планируемую траекторию обменного курса и инфляции и добиваться их максимального выполнения.

5. Исследования  показали, что в условиях Беларуси стабильным является только спрос на узкие деньги (М0, М1), спрос же на широкие деньги МЗ, М4 устойчивым назвать нельзя. Поэтому монетарное таргетирование, применявшееся в отношении совокупной рублевой массы МЗ на представляется целесообразным заменить на целевые ориентиры по М1.

6. Поощрение  конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынков. Моделирование инфляции с помощью  моделей Леонтьева в условиях  ограниченной конкуренции показывает, что внутренняя солидарность отрасли существенно влияет на цены.

В период действия указанной схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к ДКП на основе метода целевой инфляции будет эффективным  в постстабилизационный период.

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь: причины, социально-экономические последствия и пути преодоления