Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное изучение понятия инфляции и всех сопутствующих ей понятий, рассмотрение особенностей видов инфляции и антиинфляционной политике в Российской экономике.
Для раскрытия темы определены следующие основные задачи:
- определить понятие и виды инфляции, а так же причины ее возникновения,
- рассмотреть инфляционные периоды в России с 2008 по 2012 года,
- определить пути и методы предотвращения инфляции.
Предметом исследования является процесс инфляции и социально-экономическое последствие.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретические основы понятия « Инфляция»…………….5
1.1 Понятия, причины. Виды инфляции……………………………..5
1.2 Социально-экономическое последствие инфляции…………….16
1.3 Регулирование инфляции………………………………………...20
ГЛАВА 2 Уровень и темпы инфляции за 2008-2012 гг……………...21
2.1 Показатели инфляции за 2010- 2012гг………………………….21
2.2 Антиинфляционная политика в России…………………………23
2.3 Проблемы регулирование инфляции и пути к их решению….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Приведенная выше статистика
в таблице 3 показывает, какой был уровень
инфляции в России в кризисные периоды.
Когда наступают проблемы в экономике,
государство может прибегнуть к печатанию
денег. Тогда их общая масса в стране чрезмерно
увеличивается, что порождает большую
инфляцию. Так же цены растут при широкой
доступности кредитов [6].
Как считается
инфляция?
Берётся минимальный
набор услуг и товаров, нужный человеку
для того, чтобы не умереть с голоду.
Это значимые продукты: молоко,
хлеб, крупы, масло, одежда, обувь и т.п.
На все эти товары отслеживают цены, смотрят,
на сколько какой-либо товар подорожал.
Вычисляют изменение цен на каждый товар,
входящий в данный минимальный набор (за
год), потом берут среднее значение. Это
и есть уровень инфляции - некое усредненное
увеличение цен товаров, входящих в минимальный
набор.
Чтобы лучше понять,
как действует инфляция, разберём пример.
У Вас есть
100 рублей, и вы на все деньги купили минеральной
воды стоимостью 20 рублей за бутылку. Таким
образом, вы купили 5 бутылок. Допустим,
инфляция в стране составляет 10% годовых
и через год та же самая бутылка минералки
будет стоить уже 22 рубля. Поэтому через
год на 100 руб., вы купите 4,54 бутылки, то
есть уже не 5, а 4 бутылки. Ещё через год
при инфляции 10% минералка будет стоить
24,2 руб. На 100 руб., получится купить 4,13
бутылки. Через 5 лет минералка будет
стоить 32,21 руб., (при инфляции 10%) и на 100
руб., можно будет купить 3,1 бутылки. Через
10 лет минералка будет стоить 51,87 руб.,
(при инфляции 10%) и на 100 руб., можно будет
купить всего лишь 1,93 бутылки.
Представим, что инфляция
на протяжении многих лет стабильно держится
на уровне 10% годовых. Тогда, например,
через 50 лет бутылка минералки будет стоить
2348 руб.
Деньги из-за инфляции теряют
свою главную ценность - покупательную
способность. То есть инфляция, потихоньку
съедает наши деньги. Отсюда можно сделать
вывод, что хранить собственные сбережения
дома или в другом месте, где они не работают
- неразумно. Инфляция будет откусывать
от вашего капитала сначала по маленькому
кусочку, а с течением времени общий размер
откусываемых кусков станет значительным.
Давайте посмотрим, что сделает
инфляция с нашими сбережениями за 10 лет,
если они будут лежать "под матрасом".
Точнее, с самими сбережениями она, конечно,
ничего не сделает, а вот их покупательную
способность снизит прилично.
Допустим у нас есть 100 000
рублей.
При всё том же уровне инфляции
10% через 1 год покупательная способность
нашего капитала снизится до 90 000 руб. То
есть через год мы на те же самые 100 000 руб.,
сможем купить товаров и услуг на сумму
90 тысяч. Грубо говоря, наши 100 тысяч превратились
в 90 тысяч. А через 10 лет покупательная
способность снизится до 35 тысяч [7].
2.2 Антиинфляционная политика в России
Отрицательные последствия
инфляции заставляют правительства разных
стран проводить определенную антиинфляционную
политику.
Оценивая характер антиинфляционной политики
в ней можно выделить два подхода:
Первый подход предусматривает
энергичную бюджетную политику, т.е. активное
маневрирования государственными налогами
и расходами в целях воздействия на платежеспособный
спрос.
При инфляционном спросе
государство может уменьшить его путем
ограничения своих расходов и повышения
налогов. Однако такие действия могут
привести к застою и различным кризисным
явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях спада спроса
бюджетная политика может использоваться
для его расширения, осуществляются программы
государственных капиталовложений и других
государственных расходов, понижающих
налоги. Налоги снижают в первую очередь
для получателя средних и низких доходов.
Однако стимулирование спроса
бюджетными средствами может усилить
инфляцию, к тому же большие бюджетные
дефициты не позволяют маневрировать
расходами и налогами.
Второй подход - это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
С точки зрения
интересов общества, борьба с инфляцией
может привести к значительным потерям
в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам,
для снижения инфляции на 1% безработица
должна быть в течение года на 2% выше своего
естественного уровня, при этом реальный
полевой Валовый Национальный Продукт
(ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным.
Для США, например, такое уменьшение ВНП
в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.
Начиная с 60-х годов, правительства
многих стран проводят политику цен и
доходов, которая по существу сводится
к ограничению роста заработной платы.
Поскольку эта политика означает административную,
а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией,
она не всегда достигает намеченной цели.
Параллельной применение различных мер
для решения противоречивых проблем может
сделать экономическое регулирование
в целом малоэффективным.
Таблица 4 - Кейнсианская антиинфляционная политика
Кейнсианцы
считают, что поднять уровень предложения
можно, создав эффективный спрос, который
для предпринимателей должен стать внешней
активизирующей силой. Другим рычагом
роста предложения должны стать дополнительные
инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом.
Эффективный спрос правительство создает
тем, что оно предоставляет крупным частным
фирмам весомый государственный заказ.
Фирмы, связанные со смежниками, дают им
тоже соответствующие заказы. В результате
создается мультипликационный эффект,
приводится в движение большой комплекс
предприятий. Спад сокращается, безработица
снижается. Предложение, подстегнутое
заказами и дешевыми кредитами, растет,
что приводит, в конечном счете, к падению
цен, к сокращению инфляции. Однако в России
такой способ наверняка не сработает.
Основная причина на мой взгляд - неразвитость
частного сектора. Проще говоря, вряд ли
найдутся такие крупные частные фирмы,
которые смогли бы “поднять” такой государственный
заказ.
Также неприятной особенностью
кейнсианских рецептов является углубление
бюджетного дефицита. Государственный
заказ частному бизнесу представляет
собой дополнительный государственный
расход. Общественные работы, которые
Кейнс рекомендовал в качестве условия
выживаемости для безработных, также становились
дополнительными расходами.
Дефицит государственного
бюджета, как неизбежное следствие кейнсианских
программ, ни в коем случае не должен покрываться
дополнительной эмиссией денег.
Таблица 5 - Монетарная антиинфляционная политика.
На первом этапе
проводится конфискационная денежная
реформа;
на втором сокращается бюджетный дефицит
и удорожается кредит;
на третьем понижаются налоговые ставки.
На первом и втором этапе
используются рычаги, снижающие совокупный
спрос, на третьем - рычаги, стимулирующие
рост товарной массы.
Постараемся проследить
шаги нашего правительства в осуществлении
монетаристской программы. В конце 80х
и начале 90 было проведено несколько конфискационных
денежных реформ, когда изымались из обращения
практически все купюры высокого достоинства.
Далее очень возросла цена кредита, были
проведены и другие меры. И наконец совсем
недавно были понижены налоги на производство.
Более детально обо всем этом я расскажу
в следующих главах.
А теперь это же с
точки зрения теории.
Монетаристы, во главе с Милтоном
Фридманом, обратили внимание на то, что
кейнсианские рецепты не дают кризису
до конца выполнить свою очищающую функцию
- освободить на какой-то срок экономику
от хозяйственных диспропорций и восстановить
в стране экономическое равновесие. Поэтому
страна, следуя кейнсианской политике,
досрочно выходит из кризиса, но при этом
старые диспропорции в значительной степени
сохраняются. В дальнейшем на них накладываются
новые, и страна за сравнительно короткий
срок вновь вползает в кризис и инфляцию.
Поэтому, наверное, кейнсианцы причины
инфляции до конца убрать не могут.
Милтон Фридман считает, что
инфляция есть чисто денежный феномен
и развязан он неграмотным вмешательством
государства в ход экономических процессов.
В условиях дефицита государственного
бюджета, последний нельзя перегружать.
Надо искать рецепты, которые не требовали
бы от государства дополнительных расходов.
Монетаристы акцентировали внимание на
антиинфляционном блоке, связанном с ростом
предложения, который не требовал бы дополнительного
финансирования.
Для этой цели они рекомендуют
продавать все, что только можно - ресурсы,
информацию и так далее. Вести решительное
наступление на монополизм в экономике,
поощрять мелкий и средний бизнес. Если
в стране большой государственный сектор,
то необходима разумная приватизация.
Рынки следует либерализовать, убрать
всяческие барьеры притоку капиталов.
Безусловно, факторы, воздействующие
на рост предложения, должны дать эффект
не сразу, а по истечении довольно значительного
срока. Поэтому процесс подтягивания предложения
относится к долгосрочной антиинфляционной
стратегии. Самое мощное наступление на
инфляцию связано у монетаристов с ограничением
спроса. Эти меры быстро ударят по
инфляционной волне, поэтому
использование этого блока
Сократить спрос можно при
помощи денежной реформы конфискационного
плана. Ее цель - уменьшить количество
денег у населения. Это сразу значительно
сократит спрос. Такое действие относится
к самым радикальным, но сильным средствам.
Но возможны и не столь радикальные меры,
уменьшающие возможность населения предъявлять
спрос. Это замораживание сбережений,
которое снижает уровень их ликвидности,
поощрение покупок недвижимости и драгоценностей.
В этом случае сбережения не должны усиливать
давление спроса на потребительском рынке.
Обе эти меры имели место в новейшей российской
истории и не привели ни к чему хорошему,
кроме потери веры у людей в государство
и общему недовольству населения [8].
2.3 Проблемы регулирование инфляции и пути к их решению
Предприятия
и население разными способами пытаются
адаптироваться к условиям хозяйствования
при инфляции. Однако ее регулирование
– функция государства, его макроэкономической
политики. Необходимость регулирования
высокоуровневой инфляции определяется
ее негативными социально-экономическими
последствиями. При решении задач такого
регулирования следует исходить из:
а) сопоставления общей оценки значения
инфляции в социально-экономическом развитии
двух основных научных школ – монетаризма
и кейнсианства, присущих им подходов
к выбору инструментария регулирования
инфляции;
б) определения общего перечня мер государственного
регулирования с точки зрения преодоления
причин инфляции;
в) учета типов, видов, форм инфляции и
подбор способов, приемов ее регулирования;
г) выделения конкретных (специальных)
методов регулирования инфляции.
Основные положения монетаристской
концепции регулирования инфляции можно
свести к следующему. Денежное обращение
– главная сфера, определяющая движение
всей экономики, поэтому оно должно быть
устойчиво и жестко контролироваться.
Инфляция – нарушение нормального денежного
обращения, а значит, она недопустима (должна
быть минимальной). Государству необходимо
предпринимать все меры для достижения
этой задачи. Следует неукоснительно придерживаться
принципа «здоровых финансов», т.е. баланса
бюджетных расходов и доходов, недопущение
(предельное ограничение) дефицита бюджета
и сокращение до минимума государственного
долга. Принцип «здоровых финансов» был
сформулирован Т. Джеф-ферсоном: «Бюджетный
дефицит и государственный долг недопустимы;
богатство, которым владеет общество в
настоящее время, принадлежит поколению,
которое живет в настоящее время».
Государственные доходы
сокращаются вследствие снижения общего
уровня налогообложения (для стимулирования
бизнеса) при одновременной отмене налоговых
льгот (для создания фирмам равных конкурентных
усло-ний). Соответственно сокращению
доходов государства должны уменьшаться
его расходы. Социальные затраты предполагаются
минимальными, ибо чрезмерные социальные
выплаты, пособия, гарантии развращают,
подрывают стимулы к труду. В ограниченных
государственных инвестициях необходим
переход от экстенсивного типа (более
или менее равномерное распределение
их по отраслям и видам деятельности) к
интенсивному (акцент на поддержку науки,
высоких технологий, обеспечение перехода
к инновационной модели экономического
роста). Главные инструменты воздействия
на экономику – объем и структура денежной
массы, валютный курс национальной денежной
единицы, процентные ставки, таможенные
тарифы.
М. Фридмен выработал
(для условий США 1970‑х гг.) так называемое «монетарное
правило», согласно которому денежная
масса должна ежегодно увеличиваться
в «коридоре» 3–5%. Нижняя граница определяется
по минимальному потенциальному темпу
роста валового национального продукта.
При меньшей величине возникнет проблема
его реализации. При темпе выше 5% рост
денежной массы станет избыточным и начнется
инфляция.
Таков монетаристский
метод регулирования инфляции и границы
достижения без инфляционного (в идеале)
развития американской экономики. При
реализации монетаристской политики антиинфляционного
регулирования обостряется противоречие
между поощрением экономической эффективности
и ущемлением социальной справедливости.
Важнейший
принципиальный подход кейнсианской школы
– сознательное проведение контролируемой
инфляции в целях увеличения совокупного
спроса. Последнее – стимул экономического
роста и достижения полной занятости.
Налоговая политика кейнсианства предполагает
высокий уровень налогообложения (для
обеспечения государства необходимыми
финансовыми ресурсами) с применением
разнообразных и существенных налоговых
льгот (как инструментов государственного
регулирования экономики). Главная роль
в общей системе государственного регулирования
отводится бюджетной политике (особенно
в расходной ее части), при том, что денежно-кредитной
политике отводится второстепенная роль.
Неокейнсианская концепция
«циклического балансирования бюджета»
исходит из того, что бюджет должен балансировать
экономику. На фазе кризиса, депрессии
эмиссионное финансирование государственных
расходов со – действует росту занятости
и совокупного спроса. Предполагается,
что на фазе подъема накапливаются средства
для покрытия предшествующего дефицита.
В связи с этим вводится понятие «пассивного
дефицита», который образуется из-за отрицательного
влияния экономического кризиса (снижение
производства и занятости приводит к уменьшению
бюджетных доходов), и «активного дефицита»,
возникающего в ходе проведения расходной
бюджетной политики, базирующейся на росте
денежной массы. Баланс расходов и доходов
государства сводится не ежегодно, а на
протяжении нескольких лет цикла деловой
активности.
Итак, кейнсианский метод
регулирования инфляции предполагает
ее удержание в умеренных границах. Логика
этого метода порождала специфическое
противоречие. С одной стороны, бюджетные
расходы, государственный спрос, дефицитность
бюджета, увеличение государственного
долга и затрат на его обслуживание поощряли
рост цен, инфляцию, с другой – достаточно
жесткое ограничение инфляции (точнее,
на практике его попытки) в конечном счете
сдерживало экономический рост.
Общий методологический
подход к регулированию инфляции в современной
России можно сформулировать следующим
образом. Вариант дефляции отвергается,
поскольку последняя приводит к экономическому
спаду. Нулевая инфляция (как граница регулирования
с позиций монетаризма) для российской
экономики также неприемлема, да и недостижима
практически. При проведении регулирования
инфляции в России следует учесть, что
на первоначальной стадии накопления
избыточной денежной массы стимулируется
наращивание производства и продаж, снижение
безработицы (в соответствии с кривой
Филлипса) и в итоге – установление равновесия.
Поэтому в определенных границах инфляция
даже полезна, так как она гарантирует
от кризиса перепроизводства и сокращения
занятости. В последующем, когда полная
занятость распространяется на все сферы
экономики, и они уже не могут отвечать
на увеличение спроса дополнительным
предложением продукции, происходит ускоренный
рост цен. Затем начинают действовать
факторы, вызывающие упадок производства,
снижение его эффективности и дальнейшее
обострение инфляции.
Поэтому регулирование
инфляции в Российской Федерации должно
предусматривать не полное ее снятие,
но сокращение и поддержание в рамках
ползучей. (Согласно одному из исследований
экспертов МВФ максимальный экономический
рост в промышленно развитых странах достигается
в настоящее время при инфляции 8% в год.)
Правомерно считать, что границей регулирования
инфляции в России является темп до 10%
в год.
Регулирование инфляции
обеспечивается через конкретные меры
тех видов макроэкономической политики,
которые позволяют ослабить действие
инфляционных факторов.
Информация о работе Инфляция: виды, механизмы развертывания, социально-экономические последствия