Инфляция: виды, механизмы развертывания, социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное изучение понятия инфляции и всех сопутствующих ей понятий, рассмотрение особенностей видов инфляции и антиинфляционной политике в Российской экономике.
Для раскрытия темы определены следующие основные задачи:
- определить понятие и виды инфляции, а так же причины ее возникновения,
- рассмотреть инфляционные периоды в России с 2008 по 2012 года,
- определить пути и методы предотвращения инфляции.
Предметом исследования является процесс инфляции и социально-экономическое последствие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретические основы понятия « Инфляция»…………….5
1.1 Понятия, причины. Виды инфляции……………………………..5
1.2 Социально-экономическое последствие инфляции…………….16
1.3 Регулирование инфляции………………………………………...20
ГЛАВА 2 Уровень и темпы инфляции за 2008-2012 гг……………...21
2.1 Показатели инфляции за 2010- 2012гг………………………….21
2.2 Антиинфляционная политика в России…………………………23
2.3 Проблемы регулирование инфляции и пути к их решению….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 2.56 Мб (Скачать файл)

 

      Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствование ее структуры. «Монетарное правило» М. Фридмена (ежегодный прирост денежной массы на 3–5%) ни в коей мере не соответвует современным российским условиям. Во-первых, потенциал экономического роста для Российской Федерации существенно больше, чем 5% (экономический рост в 2000 г. составил 8,3%, в 2001 г. – 5,2%). Во-вторых, если денежная масса в промышленно развитых странах составляет 80–120% ВВП (коэффициент монетизации), то в Российской Федерации – менее 15%. Значит, ежегодный темп прироста денежной массы в России должен быть более существенным. 
      Валютная политика имеет своей целью поддержание отвечающего интересам национальной экономики валютного курса. Оптимальной является такая динамика изменений курса, которая совпадает с показателями инфляции. Между тем в 2001 г. при российской инфляции в 18,6% валютный курс рубля упал лишь на 8,9%. 
     Этот разрыв, с одной стороны, можно считать одной из причин названных темпов инфляции, поскольку он стимулировал покупку иностранной валюты Банком России, субъектами хозяйствования, населением и требовал соответствующей эмиссии платежных средств; далее – повышал спрос на импортные товары, что вело к росту их цен и повышению общего уровня цен. С другой стороны, он сформировал мотивацию к росту инфляции на будущее. Неблагоприятная ситуация сложилась в январе 2002 г. При темпе роста инфляции, как уже отмечалось, 3,1% официальный курс доллара к российскому рублю вырос на 1,8%. 
     Кредитная политика – комплекс мер в области кредита, который призван способствовать «дедолларизации» экономики, росту товарного предложения. Принципиально важная задача – установление положительной (т.е. превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента.

 

      Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума. 
      Ценовая политика – прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование. При прямом вмешательстве особую опасность для инфляции имеет установление государством минимальных цен на уровне существенно выше равновесных. В этом случае для поддержания минимальных цен государство нередко должно выступать в роли покупателя. (Например, в ЕС в рамках сельскохозяйственной политики устанавливаются государственные минимальные закупочные цены, имеющие своей целью поддержку фермерских хозяйств.) Установление минимальных цен подрывает стимулы к снижению издержек для производителей. Государственные закупки могут потребовать дополнительной эмиссии платежных средств. 
      Структурная политика, содействующая регулированию инфляции, предполагает ликвидацию (сокращения до минимума, определяемого только самыми насущными общественными потребностями) убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте – преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. Тем самым сокращаются потребности в эмиссии, формируются возможности для снижения издержек и цен. 
      Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и ценами монополий (олигополии), сочетаемое с наблюдением за объемами производства; пресечение уголовными, административными, налоговыми, средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий. 
     Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможенно-тарифных и нетарифных инструментов. Таможенные пошлины в своей протекционистской функции обусловливают непосредственно повышение цен импортируемых товаров, поскольку выступают разновидностью косвенных налогов. Нетарифное ограничение импорта имеет те же ценовые последствия, что и таможенные пошлины. В результате происходит сокращение предложения импортируемых товаров, что ведет к повышению цен товаров на национальном рынке. Возросший уровень цен требует приспособления к нему величины денежной массы. 
      В зависимости от того, какой тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития, используется тот или иной комплекс мер регулирования. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению последнего (прежде всего использование инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек, особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы (проведение в рамках социальной политики взвешенной политики доходов населения), сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование. В этом случае на первый план выдвигаются средства антимонопольной, структурной, ценовой политики;  
внешнеторговой политики – при большом удельном весе импортных факторов производства.  
       В зависимости от вида инфляции значимость ее регулирования идет по ниспадающей: устранение гиперинфляции – преодоление галопирующей инфляции – ограничение ползучей инфляции. Наибольшую опасность для самого существования социально-экономической системы представляет гиперинфляция. Если ее не удается устранить средствами макроэкономической политики, то приходится прибегать к чрезвычайному методу регулирования инфляции – денежной реформе в форме нуллификации, деноминации, т.е. аннулирования старой и введения новой валюты. Например, во Франции денежная масса за 1945–1955 гг. возросла более чем на 2 трлн. франков. В 1960 г. правительство было вынуждено провести деноминацию: 100 «старых» франков были приравнены к 1 «новому» франку. 
      В Российской Федерации деноминация была проведена с 1 января 1998 г. Нарицательная стоимость рубля была уменьшена в 1000 раз. Целями деноминации были заявлены: а) укрепление российской национальной валюты; б) стимулирование притока капитала в сферу производства товаров и услуг, рост производственных инвестиций; в) полное погашение инфляционных ожиданий в экономике; г) совершенствование денежного обращения в стране; д) упрощение учета и расчетов в хозяйстве. Последующие события (девальвация рубля в августе 1998 г.) и достаточно высокие показатели уровня инфляции в 1998–2001 гг. наглядно продемонстрировали, что эти цели не были реализованы. 
     Учет форм инфляции при ее регулировании означает необходимость системности и комплексности в использовании разных видов макроэкономической политики. 
     Конкретными, специально разработанными методами регулирования инфляции являются: политика доходов; политика «дорогих денег»; политика налогового стимулирования производства; политика замедления скорости обращения денег. 
     Политика доходов предполагает «замораживание» заработной платы или определение пределов ее роста. Такая фиксация заработной платы ограничивает спрос на потребительские товары. Однако данная политика неэффективна– с отменой фиксации цены вновь растут. 
     Здесь уместно провести аналогию. Как показания термометра («жар») свидетельствуют о заболевании человека, так и проявления инфляции лишь свидетельство неблагоприятного состояния денежного обращения, экономики, финансов, кредита, социально-политической сферы. С помощью антибиотиков можно достаточно быстро «сбить» температуру, но болезнь еще будет продолжаться. Так и фиксация заработной платы – лишь иллюзорное устранение проявлений инфляции, но не преодоление ее причин. 
      Политика «дорогих денег» – это ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы («сжатие» денежной массы через повышение процентной ставки, усиление тяжести налогообложения, снижение государственных расходов). Такая политика достаточно действенна в том смысле, что происходит структурная перестройка экономики. Предприятия, имеющие малую рентабельность, не выдерживают налогового пресса, не могут возвратить дорогие банковские кредиты (поэтому их не получают), останавливают производство и подводятся к банкротству. В экономике остаются лишь те фирмы, которые отвечают сложившимся рыночным условиям. Через определенное время вместо старых обанкротившихся предприятий возникают новые конкурентоспособные структуры.

      При действенности этого метода регулирования инфляции он вызывает экономический спад (по меньшей мере стагнацию, замедление экономического роста), увеличение безработицы, падение жизненного уровня. Данный метод регулирования инфляции порождает противоречие между результатом и его «ценой». Нормализация денежного обращения достигается за счет ухудшения положения дел в экономической и социальной сферах. 
     Продолжая ранее приведенную аналогию, можно сказать, что «лечение» инфляции через проведение политики «дорогих денег» столь болезненно для пациента (социально-экономического организма), что угрожает его жизни, хотя, в конечном счете, исцеляет его от данного заболевания. 
     Политика налогового стимулирования производства включает меры как по прямому стимулированию бизнеса путем значительного снижения налогов, налагаемых на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений физических лиц (снижение налогов с населения).      

      Методологическая основа данного способа регулирования инфляции – неоклассическая теория «экономики предложения». 
       Политика замедления скорости обращения денег. Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он сочетается с замедлением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях и реальный сектор экономики. В 1930-е гг. США выходили из Великой депрессии путем инвестиций в дорожное строительство и в развитие отдельных регионов, т.е. путем замедления оборота денег. Этот метод регулирования инфляции был эффективно использован в послевоенной Западной Европе, в Японии и в других странах. Для России проблема также заключается не в том, чтобы не допустить кредитной эмиссии, а в использовании остро необходимых кредитных средств для увеличения капитальных вложений в подъем экономики, а также для кредитования оборотных средств [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

                                        

 

 

 

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Проблема  инфляция  широка, распространена  не только в России, но и  в других развитых странах  мира. К сожалению, полностью выявить все аспекты инфляции не позволяет объем курсовой работы. Однако, опираясь на поставленные задачи, удалось раскрыть что,   в странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию.  
     Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении). 
      Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. 
       Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь. 
        Изначально были раскрыты базовые аспекты, включающие описание общих понятий инфляции. На базе полученных знаний были выявлены сходства и различия между видами инфляции, а так же между типами антиинфляционной политики.  
       Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что инфляция - это сложный процесс, причиняющий тяжелый ущерб экономике страны  и ее населению. 
    Инфляция в настоящее время овладевает почти всеми страны мира. Борьба с ней с целью ее понижения или полного уничтожения (в идеале) требует огромных материальных затрат и больших сил.  Отрицательные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.  
     В основе  активной борьбы с инфляцией лежит, так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствие с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратные. Это значит, чтобы снизить темп инфляции надо увеличивать количество безработных.

   

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

                              

                                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
1.Булатов А. С «Экономика» http://www.be5.biz/ekonomika/e010/22.htm 
2. Интернет библиотека http://www.bibliotekar.ru/biznes-38/74.htm 
3. «Экономический образ мышления»  П. Хейне М. 
4. «Инфляция и антиинфляционная политика в России» /Под ред. Л.Н.Красавиной. – М.: Финансы и статистика. 2000. – 256 с.: ил. 
5. Булатов А. С «Экономика» http://www.be5.biz/ekonomika/e010/22.htm 
6.  Статистика уровня инфляции в России http://25signals.ru/reference/statistika-urovnya-inflyacii/ 
7. Что такое инфляция? Как рассчитывается? Инфляция в России в 2000 - 2012 году. http://damoney.ru/million/inflyaciya.php 
8. Библиотека менеджмента «Теория инфляции» http://www.managment.aaanet.ru/economics/teoriya-inflyacii.php 
9. http://uchit.net/catalog/Finansovyie_nauki/173914/ 
10. Известия. – 2001г. – 30 октября. – С. 1. 
11.  Ядгаров Я. С. История экономических учений. – М., 2000. 
12.    www.cbr.ru – официальный сайт Банка России 
13.       www.rian.ru – Интернет-газета 
14. Д. Волчков Инфляция: сущность, причины, последствия (ОЭТ, Лекция №5 «Экономическая теория товара и денег»), 2000. 
15. Никитин С. Инфляция и инфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт. – Мировая экономика и международные отношения, 2008 г. №4. 
16. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. / Под ред. Е. Гайдара -М.: ИЭПП, 2008. 
17. Макконнелл, Брю Экономикс. Том 1. 
18. Политическая экономия . Учебник для высших учебных заведений. 
19. “Финансовая стабилизация в России” – Под редакцией А. Н. Илларионова 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 


Информация о работе Инфляция: виды, механизмы развертывания, социально-экономические последствия