Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции имеет особое значение в экономической науке, так как её уровень и динамика, а также социально-экономические последствия играют серьёзную роль при принятии экономических решений в национальной и мировой экономике, в оценке экономической безопасности страны. В процессе инфляции происходит обесценение денег, которое проявляется по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ…..……………….
5
Понятие, причины и факторы развития инфляции………………………………………………………………

5
Виды и типы инфляции, способы её измерения……………………………………………………………..

11
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ..
20
ПРОБЛЕМА ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СПОСОБЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ………………………………………………..

24
3.1 Анализ инфляционных процессов в РБ…………………………….
24
3.2 Направления и эффективность антиинфляционной политики в РБ…………………………………………………………………………..

28
Заключение……………………………………………………………………
33
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа основная часть.doc

— 112.30 Кб (Скачать файл)

Несоблюдение же этой меры приводит к далеко идущим негативным последствиям для экономики.

Во-первых, в ходе инфляции деформируется механизм рыночного  ценообразования, который обеспечивает все хозяйствующие субъекты информацией о величине экономических издержек производства и реализации тех или иных товаров, а также изменении общественных потребностей в них. Всеобщий рост цен вызывает «бегство от денег» к дорогим товарам независимо от действительной потребности в них, что искажает структуру потребительского спроса. Производитель утрачивает правильные ориентиры в развитии производства. В результате возникают многочисленные хозяйственные диспропорции, замедляется внедрение новой техники и технологии, понижается эффективность использования производственных ресурсов. «Гонка» цен, их неравномерный рост дезорганизует хозяйственные связи в обществе, разрушают сложившиеся отношения между экономическими субъектами. Всё это отрицательно сказывается на темпах экономического развития и его качестве.

Во-вторых, инфляций сокращает  денежные накопления. Рост цен приводит к обесценению вкладов и понижению  доходности сбережений. Сбережения приносят всё меньший реальный доход. На определённом этапе темпы роста цен могут  обогнать ставку процента и придать  ей отрицательное значение. В этих условиях сбережение теряет экономический  смысл. С развитием инфляции вкладчики (в целях защиты своих сбережений) направляют их на приобретение высокодоходных ценных бумаг, иностранной валюты, материальных ценностей – недвижимости, драгоценностей, произведений искусства, потребительских  товаров длительного пользования. Накопления в обществе приобретают  преимущественно товарно-материальную форму. Большая же часть населения, не имеющая возможности такого использования своих сбережений, направляет их на расширение текущего потребления и спроса.

В-третьих, утрата стимулов к денежным накоплениям нарушает функционирование денежно-кредитной  системы. Предоставление средств в кредит, получаемый более полноценными деньгами, возвращается обесцененными. В этих условиях сокращается доля долгосрочного и среднесрочного кредитования. Осуществление долгосрочных вложений становится рискованным.

В-четвёртых, инфляция негативно  сказывается на инвестициях. Сокращение сбережений в обществе и свёртывание  долгосрочного кредитования производства ведёт к сокращению капиталовложений. В условиях утраты стабильных источников финансовых ресурсов предприниматели воздерживаются от осуществления крупных инвестиционных проектов, особенно с большими сроками окупаемости. Инфляция деформирует и структуру инвестиций. Происходит перелив капитала из сферы производства в сферу торговли и область спекулятивных финансовых операций. Свёртывание инвестиций приводит к технико-технологической отсталости и росту издержек, что в свою очередь стимулирует инфляционные процессы в стране.

В-пятых, инфляция сказывается  на состоянии государственных финансов. С одной стороны, финансируя дефицит  бюджета путём увеличения денежной массы, государство облагает население  специфическим инфляционным налогом. Используя возросшую денежную массу  для оплаты приобретаемых товаров  и услуг, правительство снижает  реальную покупательную способность  денег, находящихся на руках у  людей. Это означает фактическое  изъятие части их реального дохода в пользу государства. Помимо того, инфляция помогает государству решать проблему внутреннего долга, позволяя ему погашать свои обязательства  обесцененными деньгами.

С другой стороны, инфляция обесценивает налоговые поступления  в бюджет, которые оказываются  не в состоянии реально обеспечить растущие государственные расходы. Правительство вынуждено изыскивать для этого дополнительные средства, в том числе прибегать к  эмиссии денег. Это ещё в большей  степени раскручивает инфляционную спираль и дестабилизирует финансовую систему страны. В таких условиях экономические рычаги государственного регулирования экономики утрачивают эффективность, снижается доверие  населения к правительственным  мероприятиям, ослабляются позиции  властных структур в целом.

В-шестых, негативные последствия  инфляции проявляются и в области  внешнеэкономических отношений. Инфляция отрицательно сказывается на состоянии  платёжного баланса страны, ведёт  к обесцениванию национальной валюты, создаёт проблемы погашения внешней  задолженности. С ростом цен на национальном рынке происходит сокращение экспорта и рост импорта. Платёжный баланс страны становится отрицательным. Для  покрытия дефицита платёжного баланса  государству приходится использовать золотовалютные резервы, а затем, когда  эти резервы исчерпаны, девальвировать национальную валюту. Последняя мера хотя и усиливает экспортные возможности экономики, создаёт трудности в развитии отраслей, потребляющих импортные товары или сырьё. Кроме того, девальвация крайне затрудняет выплату внешних долгов: для возврата единицы иностранной валюты требуется всё большее количество единиц национальной валюты.

В-седьмых, важным последствием инфляции является перераспределение  дохода. С ростом цен снижается  жизненный уровень основной массы  населения в результате сокращения её реальных доходов. Однако различные  социальные группы в разной степени  несут потери от инфляции. В первую очередь от роста цен страдают лица, получающие фиксированные доходы – пенсионеры, стипендий, пособий, как  правило, отстают от роста цен. Значительные потери несут почти все лица, занятые  в бюджетной сфере. Заработная плата, особенно работников образования, науки, культуры и др., всегда растёт медленнее, чем цены. В результате сокращения их мотивации к труду. Происходит перемещение рабочее силы из этих социально важных сфер в более  доходные сектора экономики.

Лица с нефиксированными доходами могут выиграть от инфляции, так как у этой категории увеличение номинального дохода может опережать  рост цен. Помимо того, более обеспеченные слои общества обладают большими возможностями  в деле сохранения своих сбережений и доходов путём приобретения недвижимости, иностранной валюты, предметов искусства, ценных бумаг.

В целом высокая инфляции снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большей  части населения страны, углубляет  имущественное неравенство между  людьми и усиливает социальную напряжённость  в обществе. [1, с.115]

  1. ПРОБЛЕМА ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СПОСОБЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ

 

    1. Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь

Прошедший 2011 год для Беларуси был крайне тяжёлым.  Сравнивая динамику белорусских цен за последние годы, создаётся двоякое ощущение. С одной стороны, по сравнению с прошлым годом инфляция в Беларуси заметно снизилась. После стабилизации курса белорусского рубля осенью прошлого года месячная инфляция сократилась с восьми до полутора-двух процентов.

С другой стороны, если сравнить нынешний уровень инфляции в Беларуси, скажем, с 2010 годом или более ранним периодом, или с соседними странами, мы увидим, что в нашей стране сохраняются чрезмерно высокие  темпы роста цен. По данным статкомитета СНГ, в первом полугодии Беларусь уверенно лидировала по уровню инфляции на постсоветском пространстве.

Обращает на себя внимание и тот факт, что устойчивого  тренда, который бы указывал на земледелие инфляционных процессов, в Беларуси пока не просматривается. Если в январе-июле месячная инфляция Беларуси колебалась в диапазоне от 1,3% до 1,9%, то за первые три недели августа цены выросли  уже на 2,2%.

Рис. 2 Динамика инфляции в  Республике Беларусь за 2011-2012 гг.

Примечание - Источник [6]

 

Наиболее существенный рост цен, если рассматривать потребительские  товары, в этом году пришёлся на подакцизную  продукцию.

За январь-июль этого года цены на алкоголь выросли в среднем  на 34,8%. При этом в августе спиртное продолжило дорожать – за три недели августа водка из-за очередного увеличения акциза выросла в стоимости на 10,7%.

Табачные изделия, как  известно, также являются подакцизным  товаром,  в 2012 году дорожают практически  ежемесячно.

Причина всего этого в  акцизах. С учётом взятых обязательств Антикризисным фондом ЕврАзЭС Беларусь стала повышать акцизы на алкогольную и табачную продукцию, приближая их к российскому уровню. На 2012 год Налоговым кодексом было предусмотрено два повышения акциза – с 1 января и с 1 июля. Акциз на сигареты низкого ценового сегмента вырос на 70%, среднего ценового сегмента – на 85%, высшего на 59%.

Реагируя на повышение акцизов и пытаясь хотя бы частично компенсировать убытки, понесённые в прошлом кризисном году, производители повышали стоимость сигарет. Но чтобы не допускать резкого повышения цен, участники табачной отрасли, зная о повышении акцизов, корректировали стоимость продукции ежемесячно.

Рост цен в 2012-м связан и с тем обстоятельством, что  в текущем году менялась стоимость  товаров, цену которых регулирует государство.

Так, по данным Минэкономики, в январе-июле на молоко и молочную продукцию, хлеб и хлебобулочные  изделия, говядину и свинину потушную, отруба свиные были повышены соответственно на 21,3%, 27,3%, 34,7%, 29,3%.

В августе  2012 г. административно регулируемые цены продолжали расти. На 10% были повышены максимальные отпускные цены на традиционные виды хлеба и батонов, а также на мясо цыплят-бройлеров. Кроме этого была увеличена стоимость молочной продукции.

Важная тенденция этого  года – цены на услуги растут быстрее, чем цены на товары.

В частности стоимость  обучения в ВУЗах в январе-июле этого года выросла на 34,9%, санаторно-курортные  услуги – вообще на 75,7%, бытовые услуги с начала года подорожали на 28,8%.

В этом году стали заметно  меняться и цифры в «жировках». В январе-июле вывоз мусора подорожал  на 45,4%, водоснабжение – на 37,4%. Дополнительно  к этому в августе вырос  тариф на техобслуживание жилых  домой на 26,6%, тарифы на электрическую  энергию, отпускаемую для нужд населения, на 23,7%. [источник 6]

Эксперты подчёркивают, что  услуги в этом году дорожают, так  как в прошлом году их стоимость  на фоне потребительских товаров  менялась несущественно.

Наблюдатели отмечают, что  инфляция в текущем году носит, главным  образом, «компенсационный» характер. Иными словами, цены растут по тем  позициям, которые в прошлом году подорожали недостаточно.

Один из главных вопросов, который волнует население сегодня, - что будет с ценами в будущем? Можно предположить, что тенденция  января-августа сохранится до конца  года, и месячная инфляция будет составлять около двух процентов.

Вместе с тем, выделяют несколько факторов, которые могут  спровоцировать усиление инфляционных процессов в стране.

Первый фактор – изменение  курса белорусского рубля. В прошлом  году именно «плавная « девальвация растянувшаяся на полгода, вызвала инфляционные процессы, которые до сих пор переживаются населением республики. В банковских кругах, достаточно популярно мнение, что на устойчивости белорусского рубля может отрицательно повлиять сворачивание растворительно-разбавительного бизнеса, который в 2012 году обеспечивал стабильный приток инвалюты в страну.

Второй фактор, которые  может сказаться на уровне инфляции, - объёмы льготного кредитования. Именно льготное кредитование, которое провоцирует увеличение денег в экономике, является главной угрозой для стабильности цен.

Ещё один инфляционный фактор – повышение зарплат. Пока видно, что власти придерживаются умеренной  политики в этом отношении. Тем не менее, в первом полугодии темпы  роста зарплат определили темпы  роста производительности труда, и  это настораживает.

Немаловажный момент, который  может повлиять на уровень инфляции, - процентные ставки на финансовом рынке. Их повышение будет приводить  к увеличению склонности населения  к сбережениям. В то же время снижение процентных ставок в условиях сохраняющихся  инфляционных ожиданий может привести к росту потребительской активности.

В общем, инфляционные процессы в ближайшие полгода во многом зависят от той макроэкономической политики, которой будет придерживаться государство. Впрочем, если даже что-то пойдёт не так, у правительства существуют рычаги по административному сдерживанию  роста цен.

В общем, административные возможности  обуздать цены имеются. Однако прошлый  год показал, что сдерживание  госта цен приводит к тому, что  инфляционный потенциал накапливается  и потом долго не даёт покоя  населению. [источник 6]

 

 

    1. Направления и эффективность антиинфляционной политике в Республике Беларусь

 

Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.  При разработке антиинфляционной политики с определенной условностью можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного  характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

   Антиинфляционная  стратегия включает четыре основных  компонента.       Первый  компонент такой стратегии –  уменьшение инфляционных ожиданий, в частности ценовых. Это достигается  двумя наборами методов: всемирным  укреплением механизмов рыночной  системы, формированием и реализацией  курса на постепенное искоренение  неуправляемой инфляции и повышения  доверия большинства населения. 

 

   Второй компонент   антиинфляционной стратегии –  долгосрочная денежная политика. Целью является регулирование  прироста денежной массы, а  методами – введение жестких  лимитов на ежегодные приросты  денежной массы.

Информация о работе Инфляция