Третьим компонентом
антиинфляционной стратегии является
бюджетная политика. Основной ее
целью служит принятие и исполнение
сбалансированного, бездефицитного
бюджета. Методами сокращения
бюджетного дефицита с перспективой
его полной ликвидации могут
быть: увеличение доходов бюджета
и уменьшение расходов государства.
Еще один блок
антиинфляционной стратегии –
защита национальной экономики
от внешних инфляционных воздействий
(политика ограничения импорта
инфляции). Основными методами решения
этих стратегических задач являются
методы регулирования платежного
баланса, а также регулирование
валютного курса.
Меры антиинфляционной
тактики в зависимости от цели
условно можно разделить на две группы:
а) при необходимости увеличения
совокупного предложения без
адекватного увеличения совокупного
спроса применяется льготное налогообложение,
приватизация государственной собственности;
б) для снижения текущего
спроса без соответствующего падения
предложения используются повышение
процентных ставок по вкладам и депозитам,
развитие акционерных форм собственности,
стимулирование приобретения недвижимости,
проведение денежных реформ.
Основой антиинфляционных
мер является ликвидация существующих
экономических диспропорций и
особенно долгосрочного неравновесия
денежного рынка. Исходя из
этого, к методам антиинфляционного
воздействия корректно относить
ту деятельность государства, которая
направлена именно на устранение названных
явлений. Эффективную борьбу с инфляцией
легче вести в том случае, если инфляция
принимает открытые формы.
Мировая практика
накопила богатый опыт форм
и методов антиинфляционной политики.
Она включает в себя широкий
набор денежно-кредитных, бюджетных,
налоговых мероприятий, политику
доходов и программы стабилизации
вплоть до проведения радикальных
денежных реформ.
В Беларуси на
протяжении последних лет снижение
инфляции является стратегической
целью денежно-кредитной политики,
проводимой в республике.
Важнейший элемент
этой политики – ограничение
денежной массы. Данное ограничение
проявляется в установлении лимитов
ежегодного прироста денежной
массы. Введение режима денежных
ограничений обычно осуществляется
комплексом мер, находящихся в
распоряжении Национального банка:
регулирование учетной ставки
процента, норма обязательных резервов,
операции центрального банка
на открытых финансовых рынках.
Под регулированием
учетной ставки процента понимается
процент за кредит, который национальный
банк предоставляет всем прочим
банкам. Рост ставки вызывает, по
крайней мере, три эффекта. Уменьшается
нарастание денежной массы в
обращении. Вместе с тем рост
этой ставки всегда сопровождается
взлетом процентных ставок коммерческих
банков, а это значит, что с
ростом стоимости денег усиливаются
негативные эффекты в производстве,
стимулируется его спад, что способно
проводить волну банкротств. В
конечном итоге подавляется инвестиционная
активность.
В соответствии
с нормой обязательных резервов
рассчитывается денежная сумма,
которую коммерческий банк не
имеет права давать взаймы и обязан
временно держать на своем счете в центральном
банке. Этим самым регулируется объем
кредитов, которые могут выдавать своим
клиентам коммерческие банки.
Операции центрального
банка на открытых финансовых
рынках - продажа и покупка
государственных ценных бумаг.
Продавая государственные долговые
обязательства, центральный банк
сокращает денежную массу, а
покупая – увеличивает.
Отметим, что два
первых регулятора, используемые
центральным банком (ставка процента
и норма резервирования), задают
всей банковской системе неинфляционную
линию поведения и относятся к механизмам
косвенного действия. Используя операции
с государственными долговыми обязательствами,
центральный банк непосредственно влияет
на состояние денежного обращения.
Денежно-кредитная
политика Республики Беларусь
направлена на неуклонное углубление
финансово-экономической стабильности,
последовательное достижение нормальных,
согласно международным стандартам,
темпов инфляции и девальвации.
При этом Национальный Банк
Республики Беларусь исходит
из того, что оптимальным является
такой вариант денежно-кредитной
политики, при котором не допускается
резких скачков в уровнях процентных
ставок, обменном курсе национальной
валюты.
В Республике Беларусь
продолжается процесс долларизации
экономики. Поэтому проводится такая
антиинфляционная политика как политика
валютного курса. Она представляет собой
комплекс мер, направленный на стабилизацию
обменного курса национальной валюты.
Основными антиинфляционными мероприятиями
являются [источник 6]:
1) гласное и широкое
разъяснение через средства массовой
информации намеченной антиинфляционной
стратегии с целью завоевания
общественного доверия и поддержки;
2) создание специального
стабилизационного фонда (золотовалютных
резервов) путем внутреннего и
внешнего заимствования;
3) ужесточение бюджетной
политики, направленное на значительное
сокращение или ликвидацию существующего
бюджетного дефицита;
4) введение фиксированного
обменного курса и ряда сопутствующих
ограничений во внешнеэкономической
и валютной сфере;
5) стимулирование экспорта
и торможение импорта различными
средствами;
6) по мере подавления
инфляции и роста золотовалютных
резервов снятие введенных ограничений
и либерализация соответствующих
сфер экономической деятельности.
Таким образом, инфляция
представляет собой комплексную
борьбу. Для ее решения необходима
системная программа, охватывающая
как аспекты, связанные с энерго-
и ресурсосбережением, так и совершенствованием
системы ценообразования, налогообложения,
ужесточением бюджетных ограничений и
смягчением проблемы неплатежей. Что касается
денежно-кредитной политики, то она должна
последовательно ужесточаться по мере
проведения общеэкономических преобразований.
Необходимо подчеркнуть, что искоренить
инфляцию, «одержать окончательную победу
над ней» в современных условиях едва
ли возможно. Современная рыночная экономика
инфляционная по своей сути, поэтому роль
государственной антиинфляционной политики
заключается в том, чтобы сделать инфляцию
управляемой, а ее уровень достаточно
умеренным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция является одной
из наиболее важных проблем современного
развития экономики во многих странах
мира. Это - один из самых болезненных и
опасных процессов, которые негативно
воздействует на денежную и экономическую
систему в целом.
На инфляцию оказывают воздействие
факторы денежного обращения, и факторы
производства и предложения товаров.
В зависимости от темпов
инфляции различают три вида инфляции:
ползучую или умеренную, галопирующую
и гиперинфляцию. В зависимости от характера
проявления рыночного несоответствия
спроса и предложения различают: открытую
инфляцию и скрытую (подавленную) инфляцию.
По степени синхронности инфляционных
процессов различают: сбалансированную
инфляцию и несбалансированную или структурную
инфляцию. По степени предсказуемости
различают: ожидаемую инфляцию и неожиданную
инфляцию
К негативным последствиям
инфляционных процессов относятся
снижение реальных доходов населения,
обесценение сбережений населения,
потеря у производителей заинтересованности
в создании качественных товаров, в
ожидании повышения цен на продовольствие,
ухудшение условий жизни и
т.д.
Как и во всем мире у нас
в Республике Беларусь разработан комплекс
мер антиинфляционного регулирования,
как на долгосрочную перспективу, так
и на короткий отрезок времени. Большое
значение для обуздания инфляции
имеет правильная долгосрочная денежная
политика, направленная на введение жестких
ограничений роста денежной массы,
независимо от состояния бюджета, уровня
безработицы и т.д. Несмотря, на мировой
экономический кризис, наше правительство
принимает меры по стабилизации экономики
в стране. Так, за последние несколько
лет, сделаны значительные шаги для снижения
инфляции. Ведется активная антимонопольная
политика, акционируются предприятия,
повышается конкуренция. Благодаря проводимой
Нацбанком процентной политике, растут
вклады населения в национальной валюте.
Подводя черту под сделанной курсовой
работой, хочется сказать, что у Беларуси
есть хороший потенциал, как у любой страны,
в которой только зарождается система
рыночных отношений. Белорусская экономика
– свежая глина, из которой, если захотеть
можно вылепить всё что угодно, чем мы
и занимаемся. Единственно чего нам не
хватает – это опытной, умной, экономически
и политически эрудированной команды
гончаров.
Список используемой
литературы:
- Макроэкономика: учебное пособие / П.Г. Никитенко, Э.А. Лутохина, В.В. Козловский и др. Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004 – 296с.
- Прогнозирование и планирование экономики: учебное пособие / В.А. Борисевич, Г.А. Кандауров, Н.Н. Кандауров и др. Под ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001 – 380с.
- Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1999 – 544с.
- Экономическая теория: пособие для преподавателей, аспирантов и стажёров / Н.И. Базылев, С.П. Гурко и др. Под ред. Н.И. Базылева, С.П, Гурко. – 3-е издание, стереотип. – Мн. – Книжный дом; Экоперспектива, 2004 – 637с.
- Экономическая теория: учебное пособие / И.В. Новикова,
Г.А. Примаченок, В.А. Воробьёв. Под ред. И.В. Новиковой. – Мн.: БГЭУ, 2006 – 543с.
- Электронный ресурс – Режим доступа www.bel.biz/news - Дата доступа - 10.11.12