Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:33, лекция
Инфляция – повышение общего уровня цен в стране; переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, вызывающее обесценение денежной единицы.
общий индекс цен – дефлятор ВВП.
Инфляция – повышение общего уровня цен в стране; переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, вызывающее обесценение денежной единицы.
Процессом, противоположным инфляции, является дефляция - устойчивая тенденция снижения общего уровня цен. Существует также понятие дезинфляции, что означает снижение темпа инфляции.
Главным показателем инфляции выступает ее темп (или уровень), который рассчитывается как процентное отношение разницы общего уровня цен (дефлятора ВВП) текущего года (P t) и общего уровня цен (дефлятора ВВП) предыдущего года ( P t - 1) к уровню цен предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп их прироста.
В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции. Так, если критерием выступает темп (уровень) инфляции, то различают:
а) умеренную инфляцию. Она измеряется процентами в год, и ее уровень составляет до 10 % в год. Темп инфляции на уровне 3–4% в год полагается нормальным явлением для современной экономики, считается стимулом для увеличения выпуска и носит название естественного уровня инфляции;
б) галопирующую инфляцию. Она также измеряется в процентах в год, но ее темп выражается двузначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран;
в) высокую инфляцию. Она измеряется в процентах в месяц, может составить 200–300 и более процентов в год и наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой;
г) гиперинфляцию, измеряемую в процентах в неделю и даже в день. Ее уровень составляет 40–50 % в месяц или более 1000 % в год. Классическими примерами гиперинфляции являются ситуации в Германии в январе 1922 – декабре 1924 г., когда темпы роста уровня цен составили 1012, и в Венгрии (в августе 1945 – июле 1946 г.), где уровень цен за год вырос в 3,8 ? 1027раз при среднемесячном росте в 198 раз.
Если критерием выделения типов инфляции выступает ее причина , то различают:
а) инфляцию спроса, причиной которой служит увеличение совокупного спроса. Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо увеличением предложения денег.
Увеличение совокупного спроса ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде (поскольку в соответствии с современными представлениями кривая совокупного предложения имеет положительный наклон), и в долгосрочном периоде (которому соответствует вертикальная кривая совокупного предложения) (рис. 6.2). При этом в краткосрочном периоде (рис. 6.2, а) инфляция (рост уровня цен от Р 1 до Р 2) сочетается с ростом реального выпуска (от Y 1 до Y 2). В долгосрочном периоде (рис. 6.2, б) реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном) уровне Y *.
Рис. 6.2. Инфляция спроса:
а) краткосрочный
период; б) долгосрочный период
Если рост совокупного спроса происходит за счет увеличения предложения денег, то в долгосрочном периоде проявляется принцип «нейтральности денег». Этот принцип означает, что изменение предложения денег не оказывает воздействия на реальные показатели (величину реального выпуска, реальных доходов и т. п.), а меняется только уровень цен, и поэтому изменяются номинальные показатели;
б) инфляцию издержек, причиной которой является сокращение совокупного предложения, что происходит, как известно, в результате роста издержек. Инфляция издержек ведет к стагфляции (рис. 6.3) – одновременному спаду производства (от Y 1 до Y 2) и росту уровня цен (от Р 1 до Р 2).
Если критерием выделения типов инфляции служат ее последствия , то различают инфляцию ожидаемую и непредвиденную (неожиданную). Общими последствиями и ожидаемой, и непредвиденной инфляции является снижение покупательной способности денег.
Покупательная способность (ценность) денег – это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, а это означает, что покупательная способность денег падает.
Рис. 6.3. Инфляция предложения (издержек)
Таким образом, чем выше уровень цен (чем выше темп инфляции), тем меньше покупательная способность денег, а чем меньше покупательная способность денег, тем меньшее количество наличных денег хотят держать люди на руках. Это связано с тем, что люди, которые хранят наличные деньги, в период инфляции платят инфляционный налог – налог на покупательную способность денег, представляющий собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляции, тем больше величина инфляционного налога, от которого зависит покупательная способность (ценность) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег». В такой ситуации большее значение приобретают реальные ценности, а не деньги
Издержки инфляции. Инфляция независимо от того, ожидаемая она или непредвиденная, имеет серьезные издержки. Величина этих издержек определяется темпом инфляции: чем выше темп инфляции, тем ее издержки больше.
К издержкам инфляции относятся:
1) трансакционные издержки, т. е. издержки по совершению сделки (в данном случае это издержки по получению наличных денег). Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стараясь избежать этого налога, люди стремятся хранить меньше наличных денег на руках и либо вкладывают их в банк на депозит под определенный процент, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. Если доход человека перечисляется на его счет в банке, то при росте уровня цен, чтобы снять деньги со счета, он должен чаще ходить в банк, тратить деньги на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, тратить время на стояние в очереди и т. п. Если человек вкладывает деньги в ценные бумаги – акции или облигации, то он должен их продать, чтобы получить наличные деньги, т. е. потратить время, найти брокера (посредника рынка ценных бумаг), заплатить ему комиссионные. И в том и в другом случае человек сталкивается с трансакционными издержками – издержками по получению наличных денег. Чем выше темп инфляции, тем чаще человек должен проводить подобные трансакции и поэтому тем выше издержки «стоптанных башмаков»;
2) издержки «меню». Этот вид издержек несут фирмы-продавцы. При изменении цен они должны: а) часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что требует немалых полиграфических затрат; б) нести почтовые издержки по их распространению и по рекламированию новых цен; в) нести издержки принятия решений относительно самих новых цен. Рост темпа инфляции увеличивает эти издержки;
3) издержки на микроэкономическом уровне. Они связаны с изменением относительных цен и снижением эффективности деятельности фирм в результате ухудшения распределения ресурсов. Поскольку, с одной стороны, изменение цен обходится фирмам дорого (высоки «издержки меню»), а с другой стороны, из-за боязни отпугнуть частыми изменениями цен своих постоянных клиентов фирмы стараются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают и по отношению к ценам тех товаров, на которые фирмы быстро меняют цены, и по отношению к общему уровню цен. Это ухудшает размещение ресурсов, поскольку экономические решения основываются на относительных ценах и ресурсы направляются в те виды производства, которые производят более дорогостоящие товары. Между тем изменение относительных цен в период инфляции не отражает действительного различия в эффективности производства разных видов товаров, а отражает лишь разницу в скорости изменения цен на разные товары разными фирмами. В частности, цена товара, которая меняется только один раз за год, является искусственно завышенной в начале года и искусственно заниженной в конце года;
4) издержки, связанные с искажениями в налогообложении, порожденные инфляцией. Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, и таким образом снижает стимулы к сбережениям; соответственно ухудшаются условия и возможности экономического роста.
5) издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции, что порождает путаницу и неудобство. Деньги служат единицей счета, с помощью которой измеряется стоимость всех товаров и услуг. С одной стороны, это вносит в сделки путаницу, а с другой стороны, затрудняет подсчет прибыли фирм и поэтому делает выбор в пользу инвестиций более проблематичным и сложным.
Инфляционная спираль. Она возникает в результате сочетания непредвиденной инфляции спроса и инфляции издержек. Механизм инфляционной спирали следующий: если центральный банк неожиданно увеличивает предложение денег, то это ведет к росту совокупного спроса и, следовательно, порождая инфляцию спроса, обусловливает рост уровня цен (например, от Р 1 до Р 2 ). Поскольку ставка заработной платы остается прежней (например, W 1 ), то реальные доходы падают (W 1 / P 2 < W 1 / P 1 ). Рабочие требуют повышения ставки заработной платы пропорционально росту уровня цен (например, до W 2 ). Это увеличивает издержки фирм и приводит к сокращению совокупного предложения, порождая инфляцию издержек, в результате которой уровень цен растет еще больше (например, до Р 3 ). Реальные доходы снова снижаются (W 3 / P 3 < W 2 / P 2 ).
Рабочие вновь требуют повышения номинальной заработной платы. Ее рост они обычно поначалу воспринимают как повышение реальной заработной платы и увеличивают потребительские расходы, провоцируя инфляцию спроса, которая сочетается с инфляцией издержек из-за повышения номинальной заработной платы. Это обусловливает еще больший рост уровня цен. Падение реальных доходов опять приводит к требованиям о повышении заработной платы, и все повторяется снова.
Движение идет
по спирали, каждый виток которой
соответствует более высокому уровню
цен, т. е. более высокому уровню инфляции.
Поэтому данный процесс получил название
инфляционной спирали, или спирали «заработная
плата – цены». Рост уровня цен провоцирует
повышение заработной платы, а рост заработной
платы служит основой для повышения уровня
цен.
Безработица и ее показатели. Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер изменений, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения.
Население (POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (L) и не включаемые в численность рабочей силы (NL). Таким образом,
POP = L + NL.
К категории не включаемых в численность рабочей силы относятся люди, не занятые в общественном производстве и не стремящиеся получить работу. В эту категорию автоматически попадают, во-первых, дети до 16 лет, во-вторых, люди, отбывающие срок заключения в тюрьмах, в-третьих, люди, находящиеся в психиатрических лечебницах, в-четвертых, инвалиды. Данные категории людей называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов.
Кроме того, к категории не включаемых в численность рабочей силы относят людей, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т. е. людей, которые не хотят или не могут работать и работу не ищут. Это:
К категории включаемых в численность рабочей силы относят людей, которые либо имеют место работы в общественном производстве, либо работы не имеют, но работать хотят и работу активно ищут, т. е. предпринимают специальные усилия по поиску работы. Поэтому общая численность рабочей силы делится на две части:
1) занятые (E) – люди, имеющие работу, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную (в этом случае он считается неполно или частично занятым). При этом человек считается занятым, если он не работает по следующим причинам: а) находится в отпуске; б) болеет; в) бастует; г) не работает из-за стихийных бедствий. В данную категорию, однако, не попадают люди, занятые в «теневой экономике», поскольку они официально нигде не зарегистрированы и не учитываются статистическими службами;