Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:33, лекция
Инфляция – повышение общего уровня цен в стране; переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, вызывающее обесценение денежной единицы.
Баланс банка II
Выдав всю эту сумму в кредит, банк даст возможность своему клиенту оплатить сделку (покупку) на эту сумму, т. е. обеспечит выручку продавцу. Сумма в 640 долл. в виде депозита попадет на расчетный счет этого продавца в банке III. Обязательные резервы банка III составят 128 долл. (164 * 0,2 = 128), а кредитные возможности 512 долл. (640 * (1–0,2) = 512).
Баланс банка III
Предоставив кредит на эту сумму, банк III создаст предпосылку для увеличения кредитных возможностей банка IV на сумму в 409,6 долл., банка V – на 327,68 долл. и т. д. Получим своеобразную пирамиду:
Это и есть процесс депозитного расширения.
Общая сумма денег (общая сумма депозитов банка I, II, III, IV, V и т. д.), созданная коммерческими банками, составит:
М = DI+ DII+ DIII+ D V + DV + ... = D + D * (1– rr) + [D * (1 – rr)] * (1 – rr) + [D * (1 – rr)2] * (1 – rr) + [D * (1 – rr)3] *(1 – rr) + [D *(1 – rr)4] * (1 – rr) +... = 1000 + 800 + 640 + 512 + 409,6 + 327,68 +...
Таким образом, мы получили сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии со знаменателем (1 – rr), т. е. величиной меньше 1. В общем виде эта сумма будет равна:
М = D * [1 / (1 – (1 – rr))] = D * (1 / rr).
В нашем случае М = 1000 * (1 / 0,2) = 1000 * 5 = 5000. Величина 1 / rr носит название банковского (или кредитного) мультипликатора:
multбанк = 1 / rr.
Еще одно его название – мультипликатор депозитного расширения (депозитный мультипликатор). Все эти термины означают одно и то же, а именно: если увеличиваются депозиты коммерческих банков, то денежная масса увеличивается в большей степени, т. е.
М = D * mult банк.
Например, в США банковский мультипликатор равен 2,7.
Банковский мультипликатор
показывает общую сумму депозитов,
которую может создать
Мультипликатор действует в обе стороны. Денежная масса увеличивается, если деньги попадают в банковскую систему (увеличивается сумма депозитов), и сокращается, если деньги уходят из банковской системы (их снимают со счетов). А поскольку, как правило, в экономике деньги одновременно и вкладывают в банки, и снимают со счетов, то денежная масса существенно измениться не может. Такое изменение может произойти только в том случае, если центральный банк изменит норму обязательных резервов, что повлияет на кредитные возможности банков и величину банковского мультипликатора. Не случайно изменение нормы обязательных резервов представляет собой один из инструментов монетарной политики ЦБ (политики по регулированию денежной массы).
С помощью банковского мультипликатора можно подсчитать не только величину денежной массы (М), но и ее изменение. Поскольку величина денежной массы складывается из наличных и безналичных денег (средств на текущих счетах коммерческих банков), т. е. М = С + D, то на депозит банка I деньги (1000 долл.) поступили из сферы наличного денежного обращения, т. е. они уже составляли часть денежной массы и произошло лишь перераспределение средств между С и D. Следовательно, денежная масса в результате процесса депозитного расширения увеличилась на 4000 долл. (М – D I = 5000–1000 = 4000), т. е. коммерческие банки создали денег именно на эту сумму. Это результат выдачи ими кредитов, поэтому процесс увеличения предложения денег начался с увеличения общей суммы депозитов банка II в результате предоставления кредита банком I своим клиентам на сумму его кредитных возможностей, равную 800 дол. Следовательно, изменение предложения денег может быть рассчитано по формуле:
*М = DII + DIII + DIV + DV + ... = D * (1 – rr) + [D * (1 – rr)] * (1 – rr) + [D * (1 – rr)2] * (1 – rr) + [D * (1 – rr)3] * (1 – rr) + [D * (1 – rr)4] * (1 – rr) +... = 800 + 640 + 512 + 409,6 + 327,68 +... = 800 * (1 / 0,2) = 800 * 5 = 4000,
или
*М = [D * (1 – rr)] * (1 / rr) = К * (1 / rr) = К * multбанк = 800 * (1 / 0,2) = 4000.
Таким образом,
изменение предложения денег
зависит от двух факторов: величины
резервов коммерческих банков, выданных
в кредит, и величины банковского
мультипликатора. Воздействуя на один
или на оба фактора, ЦБ может изменять
величину предложения денег, проводя
монетарную (кредитно-денежную) политику.
Цели и инструменты монетарной политики. Монетарная (кредитно-денежная) политика – один из видов стабилизационной, или антициклической, политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики (наряду с политикой фискальной, внешнеторговой, валютной и др.). Целью любой стабилизационной, а следовательно, и монетарной политики государства является обеспечение, во-первых, экономического роста, во-вторых, полной занятости ресурсов, в-третьих, стабильности уровня цен, в-четвертых, равновесия платежного баланса. Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую (экспансионистскую) экономическую политику в период спада и сдерживающую (контрактивную) политику в период бума.
Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок, и прежде всего денежная масса.
Определяет и осуществляет монетарную политику центральный банк страны, однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только ЦБ, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).
Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики ЦБ могут выступать: а) контроль за предложением денег (денежной массы); б) контроль за уровнем ставки процента; в) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).
Изменение предложения денег ЦБ осуществляет посредством воздействия на резервы коммерческих банков (и, следовательно, на их кредитные возможности) и денежный мультипликатор. Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов. Рост предложения денег соответствует стимулирующей, а сжатие денежной массы – сдерживающей монетарной политике.
К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: 1) изменение нормы обязательных резервов; 2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования); 3) операции на открытом рынке.
Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они не имеют права выдавать в кредит и должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Величина обязательных резервов (R обяз) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов (rr), которая устанавливается ЦБ и представляет собой процент от общей суммы депозитов коммерческого банка (D).
Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма. Например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных. Если ЦБ повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:
> во-первых, уменьшаются кредитные возможности коммерческого банка, т. е. величина резервов, которую банк может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов (К = D – R обяз). При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования, увеличивается, и поэтому кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке составляет 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10 % (rr 1 = 0,1), его кредитные возможности, т. е. сумма средств, которые он может выдать в кредит, составят:
К1 = 1000–1000 * 0,1 = 900,
а при норме обязательных резервов, равной 20 % (rr 2 = 0,2):
К2 = 1000–1000 * 0,2 = 800;
> во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора, который равен
mult банк = 1 / rr ;
рост нормы обязательных резервов с 10 до 20 % сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1 / 0,1) до 5 (1 / 0,2).
Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, и через изменение величины мультипликатора. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы.
Стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками, поэтому данный инструмент, как правило, не используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда ЦБ намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (так, в США последний раз этот инструмент использовался в период кризиса 1974–1975 гг.). К тому же с начала 1980-х гг. процедура пересмотра этого показателя в развитых странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.
Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента, которая в России носит название ставки рефинансирования. Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у ЦБ, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае ЦБ выступает в качестве кредитора последней инстанции (подробнее о функциях ЦБ см. тему 8). Денежные средства, полученные в ссуду у ЦБ (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы; благодаря этому, изменяя учетную ставку, ЦБ может воздействовать на предложение денег.
Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у ЦБ и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у ЦБ для увеличения своих резервов. Резервы коммерческих банков увеличиваются, кредитные возможности расширяются, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы.
Таким образом, в отличие от воздействия на предложение денег, оказываемого изменением нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков, не изменяя величины банковского мультипликатора.
Изменение учетной ставки не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано прежде всего с тем, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем займа у ЦБ, в развитых странах относительно невелик и, например, в США не превышает 2–3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что ЦБ не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если по оценкам экспертов банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными. Вследствие этого изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики ЦБ. Например, объявление о предполагаемом повышении учетной ставки ЦБ информирует экономических агентов о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику (как правило, для борьбы с инфляцией). Учетная ставка выступает своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т. е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Когда ЦБ повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается (сдвиг влево кривой предложения денег от МS 1 до МS 2), а рыночная ставка процента растет (от R 1 до R 2) (рис. 9.1, а). Поэтому, даже если ЦБ только объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономические агенты знают, что эта мера должна привести к уменьшению денежной массы, соответственно, экономика быстро реагирует, коммерческие банки повышают ставку процента по кредитам, деньги (кредиты) становятся «дорогими», денежная масса сокращается.
Рис. 9.1. Воздействие изменения предложения денег на ставку процента:
а) уменьшение
денежной массы; б) увеличение денежной
массы
Наиболее важным
и оперативным средством