Инфраструктура рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)

Конечно, разделение рынка на валютный и денежный до некоторой степени условно. В  общем случае валютный рынок одновременно является денежным, а денежный - валютным.

Валютный рынок - система экономических отношений, связанных с осуществлением операций купли-продажи (обмена) с иностранными валютами и платежными документами  в иностранных валютах (чеки, векселя, переводы, акредитивы), включает в себя значительное число локальных рынков по осуществлению конкретных операций. По своему режиму валютные рынки подразделяются на свободные (для регионов, где нет  валютных ограничений) и несвободные (где ограничения установлены  и валютные операции разрешаются  уполномоченными органами либо по официальному валютному курсу). Существуют рынки: евровалют, евродепозитов, еврокредитов, еврооблигаций. Международные валютные рынки служат важным объектом анализа  спроса и предложения. Например: иностранные  импортеры являются агентами предложения  своих валют, а российские импортеры  выступают агентами спроса на иностранные  валюты. Получающиеся в результате равновесные обменные курсы валют  связывают между собой уровни цен всех стран. При равновесии спроса и предложения устанавливается  единый курс, применяемый для всех сделок банков с клиентами.

На валютных биржах традиционно производится официальная  фиксация валютных курсов несколько  раз в течение дня, зафиксированные  курсы публикуются в официальных  биржевых бюллетенях. Эти курсы используются банками и различными деловыми предприятиями  в качестве справочных при заключении контрактов.

"Правительство  должно усилить валютный контроль. Нужны жесткие санкции против  нарушителей, незаконно укрывающих  за границей валютные ресурсы.  Одновременно следует предоставить частным владельцами валютных средств государственные гарантии, защищающие их от конфискации и блокирования."

Опыт всех стран  с развитой рыночной экономикой выявил следующую закономерность в способах преодоления препятствий на пути к конкурентному рынку: развитие массового предпринимательства, создание рыночной инфраструктуры, установление рыночного равновесия, либерализация  цен, обуздание неуправляемой инфляции, обеспечение единого экономического пространства, создание открытой рыночной экономики. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок. Но проблема нашей экономики  в том, что "массовое предпринимательство" в основном не занимается производством  товаров и услуг, его усилия направлены на перепродажу импортных товаров, оказание посреднических услуг. Для  того чтобы стимулировать рост производства - основу инфраструктуры рыночной экономики, правительство намерено оказывать  государственную поддержку (финансирование, льготы) малому предпринимательству, прежде всего, в приоритетных областях: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного  потребления и др., оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство  объектов жилищного, производственного  назначения, инновационная деятельность. Правительством Российской Федерации 29 апреля 1994г. N 409 принято постановление "О мерах по государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации на 1994-1995 годы", в котором была одобрена Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации на 1994-1995гг. Главной целью осуществляемых мер  по государственной поддержке малых  предприятий является создание на федеральном  уровне экономических, правовых и организационных  условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный  рост.

Чтобы наладить нормальные экономические горизонтальные связи между предпринимателями  и привести в движение всю систему  рынков необходимо создать рыночную инфраструктуру. Развитие рыночной инфраструктуры РФ претерпевает в настоящее время  определенные изменения. Набюдается постепенное  сокращение числа бирж. Из 303 бирж, получивший лицензию, к концу 1993 г. действовало  около 180. Основная доля биржевого товарооборота (40%) приходилась на 6 наиболее крупных  товарных бирж. В структуре биржевого  оборота сократилась доля продукции  производственно-технического назначения (с 65% до 41 %) и товаров народного  потребления (с 31% до 12%). Расширились  операции с денежными ресурсами  и ценными бумагами на фондовых биржах. Объем их продаж в общем биржевом обороте увеличился с 3% в 1992г. до 46% в 1993г. К концу 1993г. зарегистрировано около 2 тыс. коммерческих и кооперативных  банков и около 4 тыс.филиалов. Коммерческими  банками предоставляется 80% от общей  суммы кредитных вложений в народное хозяйство. Но как отметил Президент  РФ Б.Н.Ельцин в обращении к Федеральному Собранию РФ "Об укреплении Российского  государства (Основные направления  внутренней и внешней политики), 1994 г.: "...хотя Россия уже располагает  основами инфраструктуры рыночного  хозяйства, распределена она весьма неравномерно. В частности, страна не имеет эффективных институтов, обеспечивающих функционирование рынков оборудования, земли, жилья и прочей недвижимости, ценных бумаг, оптовой торговли."

В течении прошлого года усилия Правительства были сконцентрированы на проведении умеренно жесткой денежно-кредитной  политики, продолжении процесса приватизации, развитии взаимоотношений с государствами-участниками  СНГ, дальнейшей либерализации внешнеэкономической  деятельности.

Однако ряд  важных задач в социально-экономической  сфере не был решен: сохранялись  негативные тенденции, проявившиеся в  спаде промышленного и сельскохозяйственного  производства, остановке многих предприятий, продолжении финансового кризиса, заметном снижении инвестиционной активности, нерациональной структуре народного  хозяйства, высоком уровне инфляции.

Подведены итоги  социально-экономического развития России в 1993 году. По всем показателям очевиден резкий спад производства и соответственно - благосостояния населения страны.

Валовый внутренний продукт составил 162,3 триллиона рублей и в сопоставимой оценке сократился по сравнению с 1992 г. на 12 проц. Это  вызвано спадом производства продуктов  и услуг в большинстве секторов экономики, в том числе в промышленности - на 16,2 проц, в строительстве - на 7 проц., в сельском хозяйстве - на 4 проц.

Промышленность. Физический объем производства сократился по сравнению с 1992г. на 16,2 проц., в  декабре - на 16,1 проц. В 1993г. объем производства продукции промышленности был ниже, чем в 1990 г., на 37 проц., в том числе  в добывающих отраслях на 28 проц., в  обрабатывающих - на 38 проц.

Из 262 видов промышленной продукции, учитываемых в срочной  отчетности, по 234 (89 проц.) объем производства сократился, а по 28 - увеличился (11 проц.).

Темпы спада  физического объема промышленного  производства в марте 1994г. были максимальными  за квартал и составили по отношению  к марту 1993г. 27,4% (в январе и феврале  соответственно 23,1 и 24,1%). В целом  в 1 квартале 1994г. производство сокращалось  быстрее, чем в 1993г. Если потери за 1 квартал 1993г. составили 19,3% объема выпуска  соответствующего периода предыдущего  года, то за 1 квартал 1994г. - почти четверть.

Главной причиной углубления промышленного кризиса  является сокращение платежоспособного  спроса. В результате резко участились длительные остановки предприятий  и отдельных производств. В феврале  такие остановки были на 4,3 тыс., а  в марте - на 5 тыс.предприятий.

В топливно-энергетических отраслях в 1993г., добыча и производство всех видов первичных энергоресурсов уменьшились по сравнению с 1992 г. на 6 проц.

В черной металлургии  в 1993г. из-за снижения спроса сократилось  производство основных видов продукции: чугуна выплавлено на 12 проц меньше, чем  в 1992г., стали - на 13 проц., готового проката - на 9 проц., стальных труб - на 28 проц.

В машиностроении под воздействием снижения платежеспособного  спроса потребителей существенно уменьшился выпуск многих видов изделий: из 62 важнейших  видов продукции, учитываемых в  срочной отчетности, по четверти сокращено  производство на 20-40 проц. и почти  по трети - на 50 проц. и более. В меньшей  степени сократился выпуск продукции  автомобильной промышленности, пользующейся относительно устойчивым спросом.

В отраслях оборонной  промышленности сокращение общего объема производства продукции на конверсируемых предприятиях составило 11 проц. Удельный вес гражданской продукции в общем объеме выпуска конверсируемых предприятий составляет около трех четвертей.

Химико-фармацевтическая промышленность сократила производство по 11 из 16 важнейших фармако-терапевтических  групп препаратов.

В лесозаготовительной  промышленности по сравнению с 1992г. выпуск деловой древесины уменьшился более чем на четверть.

На предприятиях легкой промышленности в 1993г. произведено 3,7 млрд. кв.м. тканей (на 27 проц. меньше уровня 1992г.) 547 млн.пар чулочно-носочный изделий (на 13 проц.), 146 млн.пар обуви (на 34 проц.).

В производстве товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения сложилась неодназначная  ситуация. Производство холодильников  и морозильников в 1993г. составило 3,5 млн. штук (на 9 проц. больше, чем в 1992г.), телевизоров - 4 млн. (на 8 проц.больше), стиральных машин - 3,9 млн. (на 10 проц.меньше), швейных машин - 1,4 млн. (на 13 проц.меньше), видеомагнитофонов - 270 тыс. (на 39 проц. меньше, чем в 1992г.).

В 1993г. замедлилось  сокращение производства отдельных  продовольственных товаров: произведено 4,0 млн тонн мяса, 8,2 млн. тонн цельномолочной продукции, 1,1 млн.тонн растительного  масла, 3,9 млн.тонн сахара. Обеспечен  рост проиозводства растительного  масла, мясных полуфабрикатов, жирных сыров и брынзы, молочных консервов, майонеза.

Из-за возросших  трудностей с материально-техническим  обеспечением, ухудшения финансового  положения и по другим причинам в 1993 г. прекратили свою деятельность 14 тыс.фермерских хозяйств. В 1993г. объем валовой продукции  сельского хозяйства сократился по сравнению с предыдущим годом  на 4 проц., при этом в личных подсобных  хозяйствах населения стоимость  валовой продукции возросла на 4 проц. Состояние сельскохозяйственного  производства в январе-марте 1994г. оставалось кризисным. Продолжилось сокращение производства животноводческой продукции. В хозяйствах всех категорий объемы реализации скота  и птицы на убой снизились по сравнению  с 1 кварталом 1993г. на 13%, производство молока - на 9, яиц - на 6%. В общественном секторе  объемы производства мяса и молока сократились на 15-18%, а в личном - остались на уровне соответствующего периода 1993г.

Однотипным с  ними по природе, но все же самостоятельным  стал рынок ценных бумаг. Последние  представляют собой особый вид денежных или имущественных документов, которые  либо обладают определенной, выраженной в денежных единицах стоимостью, либо предоставляют владельцу имущественное  право, которое в конечном счете  может быть сведено к денежному  выражению. К наиболее типичным видам  ценных бумаг относятся акции, облигации, чеки, аккредитивы, векселя, сертификаты, бонны.

Рынок рабочей силы (труда).

Самое яркое, хотя, возможно, и не самое заметное проявление рыночной экономики - это рынок рабочей  силы. Его можно было бы назвать  и рынком труда, но, согласно классикам, живой труд сам по себе еще не обладает стоимостью.

Ею обладает рабочая сила, т.е. способность работника  к труду. Однако, если не вдаваться  в политэкономические нюансы, термин "рынок труда" вполне приемлем.

Основой трудовых отношений в условиях рынка рабочей  силы является свободный, добровольно  заключаемый контракт между работником и его нанимателем на условиях взаимного соглашения и в соответствии с действующим законодательством  о труде. Наниматель вправе после  окончания контракта или при  его нарушении работником принимать  решение о продолжении или  прекращении трудовых отношений. С  социальных, морально-этических в  этом есть нездоровое начало, но с экономических  позиций это целесообразно. Эффективной  экономике более импонирует наличие  избыточной рабочей силы, побуждающей  ценить труд, чем наличие избыточных рабочих мест, подавляющее заинтересованность в продуктивном труде в связи  с легкой возможностью сменить рабочее  место. Так что правомерно говорить и о рынке рабочих мест.

Рынок труда  или рабочей силы находится в  прямой связи с проблемой занятости. В условиях рыночных отношений уровень  трудовой занятости прежде всего  соотношением спроса и предложения  рабочей силы. Известно, что рыночное равновесие достигается и поддерживается при некотором избытке предложения  по отношению к спросу. Отсюда имеет  место безработица уровень которых  изменяется в широких пределах, примерно от двух до пятнадцати процентов от числа занятых, в зависимости  от состояния экономики и характера  государственного регулирования процессов  занятости.

Таким образом, при переходе к свободному рынку  рабочей силы вполне возможна и очень  вероятна ситуация, когда почти поголовная трудовая занятость и дефицит  рабочей силы в большинстве отраслей и регионов сменятся повышением уровня трудовой незанятости, или, проще говоря, безработицей. В борьбе с нею необходимо создать действенную систему  государственного регулирования занятости  населения, исходя не только из экономических, нои из социальных соображений. Такая  система уже начинает функционировать. Зримое место в ней призваны биржи  труда (центры трудоустройства).

Рынок инноваций.

К инновациям принято  относить технические и социально-экономические  новшества, изобретения, рационализаторские предложения, технологические нововведения, другие достижения научно-технического и социального прогресса. При  рыночной экономике инновации можно  без ограничений покупать и продавать. Они уже не представляют преимущественно  обезличенную собственность. Ценность инноваций полнее отражается в их стоимости, цене, формирующейся в  результате взаимодействия спроса и  предложения.

Информация о работе Инфраструктура рыночной экономики