Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:42, курсовая работа
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя.
Рынок инноваций
способен побудить творческое начало
к практическому действию, активизировать
научно-технический потенциал, породить
здоровый дух предприимчивости в
продвижении прогрессивных
Рынок духовного, интеллектуального продукта.
Кроме инновационного продукта есть множество других видов интеллектуальной продукции, результатов духовного творчества, способных попасть в зону рыночных отношений. В широком смысле слова следовало бы говорить о рынке информационного продукта как первичного итога мыслительной деятельности человека. Но под информацией принято понимать только сведения, сообщения, данные. Духовный продукт гораздо более широк, он включает идеи, замыслы, творческую информацию, представленную не только в форме цифр и слов, но и в виде образов, звуков, изображений, моделей, образцов. Все это интеллектуальная собственность.
Во многих странах
мира широко развит рынок научно-технических
разработок. Ведущие позиции на нем
занимают, мелкие и средние фирмы,
которые первыми берут на себя
риск освоения новейшей техники и
технологии, внедряют НИОКР по заказам
других гигантских компаний и государства.
В США такие малые фирмы
в среднем внедряют на доллар затрат
в 17 раз больше нововведений по сравнению
с крупными предприятиями. Они создают
свыше 90% новых технологий. Перестройка
организации научных
В 70-х годах
НТР стала перерастать в
В нашей стране рынок "высоких технологий" развивался очень медленно. В настоящий период необходимо оказывать государственную помощь в развитии фундаментальных и прикладных наук, экономически стимулировать их широкое освоение и применение. В самом сложном положении находится наукоемкое машиностроение. Некоторые заводы выживают лишь за счет перехода на выпуск технологически отсталого оборудования, скатываясь на уровень 60-х годов.
В послании ФС Президент отметил: "Необходимо остановить технологический откат российской промышленности, не допустить, чтобы этот процесс стал необратимым, прежде всего в отраслях, высококонкурентных на мировом рынке, - авиакосмической, лазерной, атомной промышленности, судостроении, космических услугах, разработке программного обеспечения."
Рынок инвестиций входит в рынок ссудных капиталов, в качестве предмета купли-продажи на нем выступает особый товар - капитал. Его особенность состоит в том, что деньги приобретают дополнительную полезность - способность возрастать по стоимости и приносить прибыль. Инвестиция - это долгосрочное вложение капитала в промышленность и иные отрасли хозяйства ради получения прибыли. При этом финансовые инвестиции идут на закупку акций, облигаций и ценных бумаг, выпущенных корпорациями или государством. Реальные инвестиции - это вложения денег в проиозводственный основной капитал (здания, сооружения, оборудование), жилищное строительство, товарно-материальные запасы.
В настоящий
период общей нестабильной ситуации
в экономике российские предприниматели
и иностранные инвесторы не стремятся
делать вложения в развитие России.
Существующая инфляция - препятствие
к инвестированию средств в промышленность
с помощью рыночных механизмов, рыночными
методами. Но она же благодаря этому
важнейший фактор, обуславливающий
необходимость бюджетных
В условиях реализации
антикризисной программы и
Потребительский рынок. По сравнению с 1992 г. насыщенность розничной торговой сети товарами увеличилась. Если в 1992 г. коэффициент уровня наличия продовольственных товаров в розничной торговле составлял примерно 50 проц., непродовольственных - 70 проц. то в 1993г. он был равен 60-70 проц. и 80-90 проц.
Доля частного сектора торговли в объеме розничного товарооборота составила 71 проц. (в 1992 г.- 62 проц.), государственного - 25 проц. (37 проц.), других негосударственных форм собственности - 4 проц.(1 проц.).
Ситуация с
неплатежами (1993-1994гг.) характеризуется
следующими тенденциями. Нарастают
объемы просроченной задолженности
поставщикам и покупателей
Спад производства
по отраслям происходит крайне неравномерно.
В наиболее тяжелом положении
окалазись отрасли
Наметился сезоннный
подъем инвестиционной активности. В
марте освоено более 40% всех капитальных
вложений 1 квартала 1994г. Неплатежи
и продолжение жесткой
Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья в 1 квартале 1994г. составил 1267 млрд.дол., что на 8,4% меньше, чем в первом квартале прошлого года (в текущих ценах). При этом сохраняется тенденция роста экспорта, который равнялся 8,9 млрд.дол. (на 2,9% больше), и сокращения импорта, который снизился по сравнению с 1 кварталом 1993г. на 27% и составил всего 3,8 млрд.дол., т.е. около 30% всего внешнеторгового оборота.
За январь-ноябрь
осуществлена приватизаци 39 тыс. предприятий,
а всего с начала приватизации
в Росии - 36 тыс.предприятий, из них
перешло в частную
Число безработных
к концу 1994г. составит 1,5 млн. человек,
это объясняется сокращением
производств и притока на рынок
труда выпускников. Но существует и
оборотная сторона проблемы безработицы.
Это так называемая проблема "безбилетника"-
человека получающего блага, но не дающего
взамен обществу равноценную отдачу.
Об этом пишет П.Хейне ("Экономический
образ мышления"): "Когда люди
могут получить благо независимо
от того, заплатили они за него или
нет, у них меньше стимулов платать.
У них есть соблазн стать безбилетниками:
людьми, которые пользуются выгодами,
не оплачивая свою долю издержек, связанных
с обеспечением этих выгод. Но если
ни у кого нет стимула оплачивать
издержки, ни у кого не будет стимула
обеспечивать эти выгоды. В результате
блага не будут производиться, несмотря
на то, что каждый оценивает их выше,
чем издержки, связанные с их производством...
каждый ничего не будет делать во имя
общих интересов, если это не совпадает
с его собственным интересом."
Это одна из главнейших проблем нашего
государства - слишком много у
нас людей не желающих работать,
живущих "за чужой счет", тех, которые
живут спекуляцией, хитроумными
аферами, перепродажей, незаконной экономической
деятельностью.".....
Актуальные проблемы инфраструктуры рыночной экономики в России
Экономические реформы, начатые в России с первых дней 1992г., дали позитивные результаты, сдвинули с места мертвящую махину огосударствленной экономики, появились обнадеживающие симптомы экономического оздоровления. "Освобождение цен", жесткая финансовая и кредитная политика ("монетаристские меры", "шоковая терапия") повлияли на всю атмосферу экономической жизни, повернули людей к реальному экономическому делу, бизнесу, собственности, положили начало укреплению рубля, финансовой стабилизации, преодолению товарного дефицита на потребительском рынке.
Вместе с тем действие экономических реформ оказалось противоречивым, их позитивное влияние ограниченным. Ведь нарастающая инфляция, путем которой при освобождении цен "съедается" излишняя денежная масса, не обеспеченная товарами, больнее всего ударила по малообеспеченным обездоленным слоям людей, особенно старшего поколения. В начале второго полугодия 1993г. темпы инфляции вновь возросли. В июле темп роста потребительских цен составил 122%, в августе - 126%, осенью темпы роста цен замедлились и составили в сентябре 123%, октябре - 120%, ноябре - 116%, декабре - 113%. К концу 1993г. 40 млн. человек (27% от общей численности населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Отсюда - растущее напряжение в обществе, разочарование в реформах, потеря веры в перспективу улучшения жизни, что заметно повлияло на результаты выборов в Федеральное Собрание в декабре 1993 года.
Великая миссия
монетаристских мер - устранение диктаторской
роли государства в "регулировании"
цен, зарплат, сбыто-снабженческих операций.
Но они лишь подготавливают условия
для перехода к эффективной рыночной
экономике, но сами по себе они не способны
превратить, и негде в мире не
превратили, монопольно-бюрократическую,
планово-распределительную
Поскольку сами по себе монетаристские меры не обеспечивают функционирования и тем более реформирования всей экономики и ее сердцевины - производства, возникает соблазн (а порой и острая необходимость) все же использовать государственные рычаги для решения экономических задач. Теперь уже - путем предоставления тем или иным хозяйствующим субъектам денежных ресурсов из государственного бюджета, льготных кредитов. Государственная власть в таких условиях из "распределителя материалов и сырья" превращается в "распределителя денег и кредитов". И бюрократическая мощь государства сохраняется в полной мере, а в чем-то становится более изощренной, утонченной и, понятно, не менее склонной к авторитаризму и коррупции.