Инфраструктура рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)

Рынок инноваций  способен побудить творческое начало к практическому действию, активизировать научно-технический потенциал, породить здоровый дух предприимчивости в  продвижении прогрессивных новшеств, ускорить цикл "наука - техника - производство - применение". Изобретатели, рационализаторы  могут надеяться, что они будут  избавлены от необходимости "внедрять", "проталкивать" свой продукт. Как  только он станет объектом рыночных отношений, рыночный спрос, конъюнктура сами начнут либо всасывать, либо отторгать инновационные  предложения, формировать свои представления  об их стоимости и цене.

Рынок духовного, интеллектуального  продукта.

Кроме инновационного продукта есть множество других видов  интеллектуальной продукции, результатов  духовного творчества, способных  попасть в зону рыночных отношений. В широком смысле слова следовало  бы говорить о рынке информационного  продукта как первичного итога мыслительной деятельности человека. Но под информацией принято понимать только сведения, сообщения, данные. Духовный продукт гораздо более широк, он включает идеи, замыслы, творческую информацию, представленную не только в форме цифр и слов, но и в виде образов, звуков, изображений, моделей, образцов. Все это интеллектуальная собственность.

Во многих странах  мира широко развит рынок научно-технических  разработок. Ведущие позиции на нем  занимают, мелкие и средние фирмы, которые первыми берут на себя риск освоения новейшей техники и  технологии, внедряют НИОКР по заказам  других гигантских компаний и государства. В США такие малые фирмы  в среднем внедряют на доллар затрат в 17 раз больше нововведений по сравнению  с крупными предприятиями. Они создают  свыше 90% новых технологий. Перестройка  организации научных исследований привела к тому, что за последние 100 лет время с момента естественно-научного открытия до его практического использования  во многих отраслях сократилось более  чем в 10 раз. В результате сближения  сроков радикальных перемен в  естествознании и технике они  приняли характер научно-технической  революции (НТР). Научно-техническая  революция - коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения  науки в ведущий фактор производства. На современном этапе НТР приоритетное развитие получили современное станкостроение, электротехническая промышленность, микроэлектроника, вычислительная техника и приборостроение. НТР характеризуется быстрым  ростом производства всех видов копмьютеризированного  оборудования и гибких систем Так  в нашей стране за 1985-1990гг. объем  продукции машиностроения и металлообработки вырос на 23%, а приборостроение  увеличило выпуск продукции на 47%, в том числе промышленность средств  вычислительная техники - на 66%. Важными  направлениями дальнейшего развития НТР являются: совершенствование  технологии проиозводства и обработки  новых материалов, биотехнология, где  применяются достижения генной инженерии  и клеточной технологии.

В 70-х годах  НТР стала перерастать в технологическую  революцию. "Высокие технологии": обеспечивают резкий подъем эффективности  производства, позволяет более полно  использовать сырьевые ресурсы (безотходное  производство), являются экологически чистыми. "Высокие технологии" широко используются в странах западной Европы, Японии, Южной Корее, Тайване, Сингапуре и Гонконге.

В нашей стране рынок "высоких технологий" развивался очень медленно. В настоящий период необходимо оказывать государственную  помощь в развитии фундаментальных  и прикладных наук, экономически стимулировать  их широкое освоение и применение. В самом сложном положении  находится наукоемкое машиностроение. Некоторые заводы выживают лишь за счет перехода на выпуск технологически отсталого оборудования, скатываясь на уровень 60-х годов.

В послании ФС Президент  отметил: "Необходимо остановить технологический  откат российской промышленности, не допустить, чтобы этот процесс стал необратимым, прежде всего в отраслях, высококонкурентных на мировом рынке, - авиакосмической, лазерной, атомной  промышленности, судостроении, космических  услугах, разработке программного обеспечения."

Рынок инвестиций входит в рынок ссудных капиталов, в качестве предмета купли-продажи  на нем выступает особый товар - капитал. Его особенность состоит в  том, что деньги приобретают дополнительную полезность - способность возрастать по стоимости и приносить прибыль. Инвестиция - это долгосрочное вложение капитала в промышленность и иные отрасли хозяйства ради получения прибыли. При этом финансовые инвестиции идут на закупку акций, облигаций и ценных бумаг, выпущенных корпорациями или государством. Реальные инвестиции - это вложения денег в проиозводственный основной капитал (здания, сооружения, оборудование), жилищное строительство, товарно-материальные запасы.

В настоящий  период общей нестабильной ситуации в экономике российские предприниматели  и иностранные инвесторы не стремятся  делать вложения в развитие России. Существующая инфляция - препятствие  к инвестированию средств в промышленность с помощью рыночных механизмов, рыночными  методами. Но она же благодаря этому  важнейший фактор, обуславливающий  необходимость бюджетных инвестиций и административных методов контроля над экономикой и административных структур, распоряжающихся ею

В условиях реализации антикризисной программы и перехода к рыночной экономике инвестиционная политика в России должна быть нацелена на улучшение соотношения между  капиталовложениями в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие отрасли; необходимо перераспределение инвестиций в пользу отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс, повышение  доли вложений на развитие непроизводственной сферы, отраслей социальной инфраструктуры. В настоящее время крайне тяжелая  ситуация с капиталовложениями: "основа инвестиционного кризиса - высокая  инфляция, вследствие чего деньги идут не в производство, а в посредничество. Бюджетных вложений уже почти  нет, фондового рынка еще нет - такова неизбежная комбинация переходного  периода, негативные последствия которой  для инвестиций совершенно очевидны. Из-за инфляции кредит стал не только дорогим, но и преимущественно краткосрочным", более того, "Федеральному Собранию и Правительству предстоит немало сделать для того, чтобы вложения в российскую экономику стали  более привлекательными для иностранных  фирм. При этом ясно, что последние  будут воздерживаться от серьезных  инвестиций до тех пор, пока не наступит стабилизация, пока в российскую экономику  не начнут вкладывать капиталы отечественные  предприниматели". Б.Н.Ельцин в своем  послании Федеральному Собранию Российской Федерации предложил в 1994 году сформировать особые институты - финансово-промышленные группы: "Такие институты способны поддержать достаточную инвестиционную активность и технологические нововведения, обеспечивать концентрацию ресурсов в  точках роста и необходимую конкурентоспособность  как на внутрироссийском, так и  на мировом рынках".

Потребительский рынок. По сравнению с 1992 г. насыщенность розничной торговой сети товарами увеличилась. Если в 1992 г. коэффициент уровня наличия  продовольственных товаров в  розничной торговле составлял примерно 50 проц., непродовольственных - 70 проц. то в 1993г. он был равен 60-70 проц. и 80-90 проц.

Доля частного сектора торговли в объеме розничного товарооборота составила 71 проц. (в 1992 г.- 62 проц.), государственного - 25 проц. (37 проц.), других негосударственных  форм собственности - 4 проц.(1 проц.).

Ситуация с  неплатежами (1993-1994гг.) характеризуется  следующими тенденциями. Нарастают  объемы просроченной задолженности  поставщикам и покупателей продукции, задолженность предприятий по оплате труда, не решена проблема с оплатой  продукции, произведенной по заказам  государства, нарастают объемы неплатежей по ссудам банков, имеет место задолженность  государства по своим обязательствам, продолжает расти задолженность  предприятий по оплате труда своим  работникам. Вместе с тем в условиях высокой инфляции динамика неплатежей в текущих ценах дает искаженную картину. Просроченная задолженность скорректированная на индекс инфляции и измеренная в постоянных ценах (к декабрю 1992г.) сократилась: на 1 января 1993г. просроченная задолженность поставщикам в промышленности составляла 1139.3 млрд.рубл., а на 1 февраля 1994г. в текущих ценах 10992.5 млрд.руб., т.е. возросла в 9.6 раза, а в сопоставимых ценах - 952.4 млрд. руб., т.е. сократились на 16.4%; на 1 января 1993г. задолженность покупателей составляла 1797.9 млрд.руб., а к 1.02.94г. в текущих ценах возросла до 15194.2 млрд.руб. (в 8,5 раза), а в сопоставимых ценах составила 1316.4 млрд.рублей (сократилась на 26.8%). Вместе с тем в IV квартале 1993г. четко наметилась тенденция возрастания задолженности, исчисленной в неизменных к декабрю 1992г. ценах. Сохраняющиеся неплатежи способствуют нарастанию кредиторской задолженности, сокращению платежеспособного спроса и замедлению роста цен. Кредиторская задолженность обследуемых ГКС предприятий с 1 февраля по 1 марта возросла на 17% (с 54 до 63 трл.руб.), а просроченная задолженность в ней с 37 до 40%. При этом финансовое состояние предприятий было таково, что имеющиеся у них денежные средства покрывали просроченную задолженность поставщикам в среднем на 41%.

Спад производства по отраслям происходит крайне неравномерно. В наиболее тяжелом положении  окалазись отрасли машиностроения и легкой промышленности, потери которых  за 1 квартал 1994г. составили половину их квартального выпуска прошлого года (и сохранившие примерно треть  объемов среднемесячного производства дореформенного 1991г.). От четверти до 35% объема промышленного производства потеряли в 1 квартале 1994г. химическая промышленность и черная металлургия, на 10-20% уменьшилось производство основных продовольственных товаров, 9-15% - нефти  и угля, и лишь добыча газа осталась на уровне первых трех месяцев 1993г.

Наметился сезоннный  подъем инвестиционной активности. В  марте освоено более 40% всех капитальных  вложений 1 квартала 1994г. Неплатежи  и продолжение жесткой кредитной  политики определили снижение уровня инвестиций в первые три месяца 1994г. по сравнению с соответствующим  периодом 1993г. 975-80%). Приоритетом капитальных  вложений остается жилищное строительство. В марте предприятиями и организациями  всех форм собственности было введено  в эксплуатацию жилье общей площадью 3,2 млн.кв.м. (76% общего ввода в первом квартале текущего года). В целом  жилищное строительство в январе-марте 1994г. находилось на уровне соответствующего периода прошлого года. Производственное строительство в квартале текущего года сократилось по сравнению с  тем же периодом 1993г. на 25-30%, а государственная  инвестиционная программа на 1994г. была принята лишь в конце марта.

Внешнеторговый  оборот России со странами дальнего зарубежья  в 1 квартале 1994г. составил 1267 млрд.дол., что на 8,4% меньше, чем в первом квартале прошлого года (в текущих  ценах). При этом сохраняется тенденция  роста экспорта, который равнялся 8,9 млрд.дол. (на 2,9% больше), и сокращения импорта, который снизился по сравнению  с 1 кварталом 1993г. на 27% и составил всего 3,8 млрд.дол., т.е. около 30% всего внешнеторгового  оборота.

За январь-ноябрь осуществлена приватизаци 39 тыс. предприятий, а всего с начала приватизации в Росии - 36 тыс.предприятий, из них  перешло в частную собственность  путем акционирования - 31%, путем  продажи - 69%. Общая стоимость приватизированных  в январе - октябре предприятий (по остаточной стоимости в ценах  до переоценки основных фондов в 1992г.) составила более 753 млрд.рублей.

Число безработных  к концу 1994г. составит 1,5 млн. человек, это объясняется сокращением  производств и притока на рынок  труда выпускников. Но существует и  оборотная сторона проблемы безработицы. Это так называемая проблема "безбилетника"- человека получающего блага, но не дающего  взамен обществу равноценную отдачу. Об этом пишет П.Хейне ("Экономический  образ мышления"): "Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или  нет, у них меньше стимулов платать. У них есть соблазн стать безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных  с обеспечением этих выгод. Но если ни у кого нет стимула оплачивать издержки, ни у кого не будет стимула  обеспечивать эти выгоды. В результате блага не будут производиться, несмотря на то, что каждый оценивает их выше, чем издержки, связанные с их производством... каждый ничего не будет делать во имя  общих интересов, если это не совпадает  с его собственным интересом." Это одна из главнейших проблем нашего государства - слишком много у  нас людей не желающих работать, живущих "за чужой счет", тех, которые  живут спекуляцией, хитроумными  аферами, перепродажей, незаконной экономической  деятельностью.".....определенная искренная  забота о благосостоянии других людей  необходима для совместной деятельности в обществе, ни рынки, ни государство  не могли бы существовать, если бы люди не обладами способностью хотя бы отчасти  сопереживать проникаться сочувствием  к тому, что испытывают другие".

Актуальные  проблемы инфраструктуры рыночной экономики  в России

Экономические реформы, начатые в России с первых дней 1992г., дали позитивные результаты, сдвинули с места мертвящую махину огосударствленной экономики, появились  обнадеживающие симптомы экономического оздоровления. "Освобождение цен", жесткая финансовая и кредитная  политика ("монетаристские меры", "шоковая терапия") повлияли на всю атмосферу экономической  жизни, повернули людей к реальному  экономическому делу, бизнесу, собственности, положили начало укреплению рубля, финансовой стабилизации, преодолению товарного  дефицита на потребительском рынке.

Вместе с тем  действие экономических реформ оказалось  противоречивым, их позитивное влияние  ограниченным. Ведь нарастающая инфляция, путем которой при освобождении цен "съедается" излишняя денежная масса, не обеспеченная товарами, больнее  всего ударила по малообеспеченным обездоленным слоям людей, особенно старшего поколения. В начале второго  полугодия 1993г. темпы инфляции вновь  возросли. В июле темп роста потребительских  цен составил 122%, в августе - 126%, осенью темпы роста цен замедлились  и составили в сентябре 123%, октябре - 120%, ноябре - 116%, декабре - 113%. К концу 1993г. 40 млн. человек (27% от общей численности  населения) имели среднедушевые  денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Отсюда - растущее напряжение в обществе, разочарование в реформах, потеря веры в перспективу улучшения  жизни, что заметно повлияло на результаты выборов в Федеральное Собрание в декабре 1993 года.

Великая миссия монетаристских мер - устранение диктаторской роли государства в "регулировании" цен, зарплат, сбыто-снабженческих операций. Но они лишь подготавливают условия  для перехода к эффективной рыночной экономике, но сами по себе они не способны превратить, и негде в мире не превратили, монопольно-бюрократическую, планово-распределительную экономику  в свободную, конкурентную, рыночную. В обстановке "дефицита денег", особенно в условиях огосударствленного хозяйства "ничейной" собственности, всевластия коррумпированного чиновничества, да тем более - фискальной налоговой политики, они толкают к жажде "быстрой наживы" - главным образом путем госимуществ, паразитирования на них, экспорта сырья, валютных операций, перепродаж.

Поскольку сами по себе монетаристские меры не обеспечивают функционирования и тем более  реформирования всей экономики и  ее сердцевины - производства, возникает  соблазн (а порой и острая необходимость) все же использовать государственные  рычаги для решения экономических  задач. Теперь уже - путем предоставления тем или иным хозяйствующим субъектам  денежных ресурсов из государственного бюджета, льготных кредитов. Государственная  власть в таких условиях из "распределителя материалов и сырья" превращается в "распределителя денег и кредитов". И бюрократическая мощь государства  сохраняется в полной мере, а в  чем-то становится более изощренной, утонченной и, понятно, не менее склонной к авторитаризму и коррупции.

Информация о работе Инфраструктура рыночной экономики