Инновации в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

Инновации являются важнейшим процессом для стран, стремящихся к развитию и конкурентоспособности на международных рынках. В основе данной статьи лежит исследование, направленное на выделение сильных и слабых сторон российской инновационной системы, целью которого является оценка инновационной деятельности и ее результатов в России, а также определение приоритетов государственной инновационной политики.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по МАКРОЭКОНОМИКЕ.docx

— 131.25 Кб (Скачать файл)

Инновации являются важнейшим  процессом для стран, стремящихся к развитию и конкурентоспособности на международных рынках. В основе данной статьи лежит исследование, направленное на выделение сильных и слабых сторон российской инновационной системы, целью которого является оценка инновационной деятельности и ее результатов в России, а также определение приоритетов государственной инновационной политики.

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в  эксплуатации и при потреблении. Они, в конечном счете, определяют рост дохода предпринимателей, а также  повышение стандартов уровня жизни  населения.

Значение инновационного подхода в повышении эффективности  общественной деятельности подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты – ведь известно, что  на долю новых и усовершенствованных  продукции и технологий в ведущих  странах приходится от 70 до 85 % прироста валового внутреннего продукта.

В современных условиях инновации  и инновационная деятельность приобретают  все большее значение для успешной финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организации, становятся важным инструментом конкурентной борьбы и одним из основных составляющих эффективной стратегии. Многие исследователи  отмечают значительное повышение роли «технологического» фактора для  экономического развития. Уровень развития инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей, инновационная активность компаний, участие в международной научно – технической кооперации – формируют  основу устойчивого экономического роста, являются необходимым условием успешного участия страны в мировом  разделении труда, определяют перспективы  и влияют на темп развития экономической  сферы.

Ускоряющийся научно –  технический прогресс, дифференциация рынков, требовательность потребителей товаров и услуг, появление новых  конкурентов, особенно в условиях глобализации мировой экономики, вынуждает фирмы  быстро реагировать и приспосабливаться  к меняющейся внешней среде, разрабатывать  инновационную стратегию. Инновационная  деятельность – сложная динамическая система, охватывающая научные исследования, создание новых видов продукции, совершенствование оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта; планирование и финансирование инновационных проектов.

Возросшая популярность перечисленных  проблем, их теоретическая и практическая значимость, определили выбор темы, а также цели и задачи исследования.

Целью работы является подробное  ознакомление с понятиями «инновации»  и «инновационной деятельности». Для  достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить следующие  задачи – дать определение понятия  инноваций, показать роль государства  в развитии инновационного процесса, отразить возможные источники финансирования инноваций, а также рассмотреть методическую базу, связанную с оценкой инновационного потенциала и конечно же рассмотреть проблемы развития инновационной деятельности.

Тема «Инновационная деятельность в России как фактор стабилизации экономики» достаточно актуальна в настоящее время. Большой вклад в исследование теоретических и практических проблем инновационной деятельности внесли следующие отечественные ученые: Анисимов Ю.А., Бузько И.Р., Волков Ю.Г., Ковалев А.П., Львов Д.С., Овчинников В.Н., Палтерович Д. М., Яковец Ю.В.и других. Широко известны в России труды таких зарубежных специалистов в области исследования инноваций, как П. Друкер, Д. Крауфман, Б. Твист, Ф. Фостер, Е. Хьюз, А. Шелдон и др.

 

 

 

 

1. Понятие и сущность  инновации и инновационной деятельности.

С возникновением расширенного воспроизводства стабилизировались  тен-денции экономического роста, появилась постоянно растущая потребность в усо-вершенствованиях – как на производстве, так и вне производственного процесса. Процессы усовершенствования были названы процессами нововведений, а затем инновационными процессами, хотя существуют различные толкования иннова-ций и инновационных процессов.

Термин «инновация» происходит от английского «innovation» и в переводе означает «обновление, новизна, изменение». В экономике этот термин был предложен австрийским экономистом Й. Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на изменении в развитии:

  1. Использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  2. Внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. Использование нового сырья;
  4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. Появление новых рынков сбыта.

В проекте закона РФ от 07.05.97 «Об инновационной деятельности и инновационной политике в РФ»  приведено следующее определение: «инновация (нововведение) – использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса или его результатов. Инновации могут относиться к сферам производства, экономическим, правовым, социальным отношениям, областям науки, культуры, образования, другим сферам деятельности общества».

В более позднем проекте  закона, доработанного в 1998г., определение  изменяется: «инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация- процесс)».

Существует множество  определений понятия «инновация», из которых можно заключить, что  инновация охватывает практически все сферы деятельности общества и может иметь как технологическую, так и организационную или процессную составляющие.

В кратком словаре менеджера  инновация (нововведение) характеризуется  как:

  1. Вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений тех-ники и технологии;
  2. Новая техника, технология, являющаяся результатом научно – техниче-ского прогресса.

Следует различать изобретения  и инновации. Изобретение – это  новый продукт, инновация – новая  выгода. Потребители нуждаются не в новом продукте, а в решениях, предлагающих новые выгоды. Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает четырем критериям:

  • Важность.

Новый продукт или услуга должны предоставить такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые. Например, разработка новых наручных часов, на которые дается столетняя гарантия точности, возможно, и является выдающимся техническим решением, но оценят ли потребители предложенную выгоду как важную?

  • Уникальность.

Выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Новинка не должна обладать теми же преимуществами, что и существующие продукты, иначе она вряд ли получит высокую оценку.

  • Устойчивость.

Новый продукт может предоставлять  уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными. Иногда препятствием на пути конкурентов становятся патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами обеспечения устойчивости инноваций являются «расторопность» компании на рынке и «сильные» торговые марки поставщика.

  • Ликвидность.

Компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надежным и эффективным; должен продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компании должна разрабатывать эффективную систему распределения.

Многие компании выводят  на рынок новые товары, которые  не отвечают одному или нескольким из перечисленных критериев. Изобретатели, которые озабочены лишь технической новизной изделия, обычно мало интересуются потребительскими выгодами их детища. Фактически, большинство действительно полезных и успешных инноваций не являются радикальными с точки зрения технологии, но оказываются очень эффективными в решении проблем потребителей.

Для целей экономического анализа и контроля используется ряд классификаций инноваций. Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В таблице 1 предложен классификатор инноваций, использование которого позволяет оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них.

 

 

 

 

Таблица 1.

Классификация инноваций.

№ п/п

Классификационный признак

Классификационные группировки  инноваций

1

Области применения инноваций

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.

2

Этапы НТП, результатом которых  стали инновации

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

3

Степень интенсивности инноваций

"Бум", равномерная,  слабая, массовая

4

Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5

Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

6

Результативность инноваций

Высокая, низкая, стабильная

7

Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная


Следует остановиться на некоторых  видах инноваций, различающихся  по областям применения и этапам НТП:

  • технические: появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
  • технологические: возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
  • организационно-управленческие: связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
  • информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
  • социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Различные виды инноваций  находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

На основе обобщения и  систематизации результатов исследований ученых-экономистов предлагается еще одна система классификационных признаков:

  • по виду объектов инновационной деятельности различают инновации-продукты и инновации-процессы. Кроме того, могут быть также отдельно выделены рыночные инновации, заключающиеся в освоении новых рынков;
  • по роли в реализации стратегических целей организации различают улучшающие и стратегические инновации. Стратегические инновации создают новые направления деятельности или обеспечивают успешное функционирование существующих направлений в долгосрочном периоде, улучшающие инновации проводятся в рамках развития и совершенствования этих направлений;
  • по значению для развития предприятия выделяют опережающие и последующие инновации. Опережающие инновации могут не являться уникальными для данной отрасли, однако должны создавать предпосылки для успешного ведения финансово-хозяйственной деятельности с учетом ожидаемых в будущем изменений внешних условий. Последующие инновации проводятся как реакция на фактическое изменение внешней среды;
  • по срокам реализации мероприятий: краткосрочные, долгосрочные и инновации с неограниченным временным горизонтом;
  • по степени охвата деятельности организации: локальные и комплексные инновации. Комплексные инновации затрагивают сразу несколько направлений деятельности (сочетают внедрение новых продуктов и новых процессов и т.п.);
  • по роли в процессе производства: основные и дополняющие инновации;
  • по значению для данного направления деятельности: базисные, модифицирующие и псевдоинновации. Основные инновации затрагивают основные производственные, технологические или снабженческо-сбытовые процессы; дополняющие инновации, как правило, вызванные основными, проводятся во вспомогательных и обслуживающих подразделениях и обеспечивают реализацию основных новшеств. Базисные инновации радикально изменяют существующее направление деятельности или формируют новое направление; модифицирующие инновации проводятся в рамках совершенствования и развития базисных. К группе псевдоинноваций относят внешние несущественные изменения продуктов или процессов, не имеющие принципиальной новизны и не создающие каких-либо дополнительных преимуществ для потребителей. Тем не менее, псевдоинновации служат важным инструментом маркетинговой политики постоянного обновления ассортимента как мощного инструмента конкуренции на товарных рынках.

Информация о работе Инновации в современной России