Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:18, реферат
Инновации являются важнейшим процессом для стран, стремящихся к развитию и конкурентоспособности на международных рынках. В основе данной статьи лежит исследование, направленное на выделение сильных и слабых сторон российской инновационной системы, целью которого является оценка инновационной деятельности и ее результатов в России, а также определение приоритетов государственной инновационной политики.
Инновации являются важнейшим процессом для стран, стремящихся к развитию и конкурентоспособности на международных рынках. В основе данной статьи лежит исследование, направленное на выделение сильных и слабых сторон российской инновационной системы, целью которого является оценка инновационной деятельности и ее результатов в России, а также определение приоритетов государственной инновационной политики.
В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. Они, в конечном счете, определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение стандартов уровня жизни населения.
Значение инновационного
подхода в повышении
В современных условиях инновации
и инновационная деятельность приобретают
все большее значение для успешной
финансово-хозяйственной
Ускоряющийся научно –
технический прогресс, дифференциация
рынков, требовательность потребителей
товаров и услуг, появление новых
конкурентов, особенно в условиях глобализации
мировой экономики, вынуждает фирмы
быстро реагировать и
Возросшая популярность перечисленных проблем, их теоретическая и практическая значимость, определили выбор темы, а также цели и задачи исследования.
Целью работы является подробное ознакомление с понятиями «инновации» и «инновационной деятельности». Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить следующие задачи – дать определение понятия инноваций, показать роль государства в развитии инновационного процесса, отразить возможные источники финансирования инноваций, а также рассмотреть методическую базу, связанную с оценкой инновационного потенциала и конечно же рассмотреть проблемы развития инновационной деятельности.
Тема «Инновационная деятельность в России как фактор стабилизации экономики» достаточно актуальна в настоящее время. Большой вклад в исследование теоретических и практических проблем инновационной деятельности внесли следующие отечественные ученые: Анисимов Ю.А., Бузько И.Р., Волков Ю.Г., Ковалев А.П., Львов Д.С., Овчинников В.Н., Палтерович Д. М., Яковец Ю.В.и других. Широко известны в России труды таких зарубежных специалистов в области исследования инноваций, как П. Друкер, Д. Крауфман, Б. Твист, Ф. Фостер, Е. Хьюз, А. Шелдон и др.
1. Понятие и сущность
инновации и инновационной
С возникновением расширенного
воспроизводства
Термин «инновация» происходит от английского «innovation» и в переводе означает «обновление, новизна, изменение». В экономике этот термин был предложен австрийским экономистом Й. Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на изменении в развитии:
В проекте закона РФ от 07.05.97 «Об инновационной деятельности и инновационной политике в РФ» приведено следующее определение: «инновация (нововведение) – использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса или его результатов. Инновации могут относиться к сферам производства, экономическим, правовым, социальным отношениям, областям науки, культуры, образования, другим сферам деятельности общества».
В более позднем проекте закона, доработанного в 1998г., определение изменяется: «инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация- процесс)».
Существует множество
определений понятия «
В кратком словаре менеджера инновация (нововведение) характеризуется как:
Следует различать изобретения и инновации. Изобретение – это новый продукт, инновация – новая выгода. Потребители нуждаются не в новом продукте, а в решениях, предлагающих новые выгоды. Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает четырем критериям:
Новый продукт или услуга должны предоставить такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые. Например, разработка новых наручных часов, на которые дается столетняя гарантия точности, возможно, и является выдающимся техническим решением, но оценят ли потребители предложенную выгоду как важную?
Выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Новинка не должна обладать теми же преимуществами, что и существующие продукты, иначе она вряд ли получит высокую оценку.
Новый продукт может предоставлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными. Иногда препятствием на пути конкурентов становятся патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами обеспечения устойчивости инноваций являются «расторопность» компании на рынке и «сильные» торговые марки поставщика.
Компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надежным и эффективным; должен продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компании должна разрабатывать эффективную систему распределения.
Многие компании выводят на рынок новые товары, которые не отвечают одному или нескольким из перечисленных критериев. Изобретатели, которые озабочены лишь технической новизной изделия, обычно мало интересуются потребительскими выгодами их детища. Фактически, большинство действительно полезных и успешных инноваций не являются радикальными с точки зрения технологии, но оказываются очень эффективными в решении проблем потребителей.
Для целей экономического анализа и контроля используется ряд классификаций инноваций. Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В таблице 1 предложен классификатор инноваций, использование которого позволяет оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них.
Таблица 1.
Классификация инноваций.
№ п/п |
Классификационный признак |
Классификационные группировки инноваций |
1 |
Области применения инноваций |
Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д. |
2 |
Этапы НТП, результатом которых стали инновации |
Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные |
3 |
Степень интенсивности инноваций |
"Бум", равномерная, слабая, массовая |
4 |
Темпы осуществления инноваций |
Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные |
5 |
Масштабы инноваций |
Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие |
6 |
Результативность инноваций |
Высокая, низкая, стабильная |
7 |
Эффективность инноваций |
Экономическая, социальная, экологическая, интегральная |
Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:
Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.
На основе обобщения и систематизации результатов исследований ученых-экономистов предлагается еще одна система классификационных признаков: