По данным консультационных
компаний считается, что 90 % всех новых
товаров – это «хорошо забытое старое».
Большинство новинок – модификации уже
выпускаемых компанией товаров: продукты
совершенствуются, расширяется специализация
компании, она выходит на новые рынки.
И еще один интересный вывод, из 10 % по-настоящему
новых инноваций только 2 % приходится
на долю новых продуктов. Наиболее успешные
инновации представляют собой новые маркетинговые
концепции.
Для полной характеристики
инноваций как объекта управления необходимо
раскрыть понятие инновационной деятельности.
В Постановлении «О концепции
инновационной политики РФ на 1998-2000 годы»,
принятом Правительством РФ от 24.07.98 г.
№832, инновационная деятельность определяется
как «процесс, направленный на реализацию
результатов законченных научных исследований
и разработок либо научно-технических
достижений в новый или усовершенствованный
продукт, реализуемый на рынке, в новый
или усовершенствованный технологический
процесс, используемый в практической
деятельности, а также связанные с этим
дополнительные научные исследования
и разработки».
Инновационная деятельность
- вид деятельности по воспроизводству
поисковых, фундаментальных (необходимой
части) и прикладных исследований, проектных
и опытно-конструкторских работ,
маркетинговых действий в целях вовлечения
их результатов в гражданско-правовой
оборот для реализации в виде инновационного
продукта. Это единый в рамках государственного
и частного сектора, комплексный научно-технологический,
организационный, финансовый, инвестиционный,
производственный и маркетинговый процесс,
посредством которого идеи и технологии
трансформируются в технологически инновационные
продукты (услуги) и процессы (новые методы
производства), имеющие коммерческую ценность
(коммерческий спрос и коммерческое использование
на рынке), а также в новые направления
использования существующих инновационных
продуктов и услуг, в формирование инновационных
рынков .
К инновационной деятельности
относятся:
- выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию инновационного продукта;
- комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта;
- технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии;
- проведение испытаний и освоение потребителем инновационного продукта;
- управление процессами коммерциализации технологий;
- деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте;
- создание и развитие инновационной инфраструктуры;
- передача либо приобретение прав Российской Федерацией или другими правообладателями на объекты интеллектуальной собственности, включая их вовлечение в гражданско-правовой оборот;
- экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги (включая организацию финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового и усовершенствованного инновационного продукта.
Инновационная деятельность
на предприятии преследует разные цели
и обусловлена факторами технического,
финансово-экономического, политического,
ресурсного и рыночного характера. В управлении
инновационной деятельностью на предприятиях
эти факторы играют первостепенную роль.
Государственная инновационная
политика в основном направлена на создание
благоприятных экономических, организационных,
правовых, информационных и социально-психологических
условий для осуществления инновационных
процессов. Эти условия и многообразие
методов формирования инновационной политики
определяют основные направления государственной
поддержки инноваций.
Инновационная деятельность
страны регулируется лишь отдельными
направлениями, слабо связанными между
собой. Анализ успешного опыта новых
индустриальных стран позволяет выделить
ряд направлений инновационной политики,
которые обеспечат повышение конкурентоспособности
экономики:
- Аккумулирование средств на научные исследования и инновации.
- Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов.
- Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.
- Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную корректировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности.
- Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к инновациям.
- Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем — одного из основных каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и др. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т.п.
- Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде всего выделяется создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и др.). Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций.
- Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.
- Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.
- Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных преференций (налоговых льгот и т.п.).
- Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.
2. Методологические подходы
к оценке инновационного потенциала.
Будущий уровень социально-экономического
развития России, ее место в составе
передовых стран мира во многом определяются
инновационным уровнем развития,
базирующихся на интеллектуальных ресурсах,
наукоемких и информационных технологиях,
эффективном использовании и качественном
совершенствовании всех факторов производства.
В настоящее время на долю современных
технологий, продукции и оборудования
в развитых странах приходится более 70%
прироста ВВП, интенсивно развивается
высокотехнологичный сектор в отдельных
развивающихся странах. Доходы, получаемые
от экспорта наукоемкой продукции, исчисляются
в миллиардах долларов. Например, Япония
ежегодно зарабатывает до 400 млрд дол.
В Китае за последние 10 лет мировой экспорт
высоких технологии увеличился со 192 млн.
до 6 млрд дол. С другой стороны, рынок высоких
технологии становится все более «монополизированным»
глобальными компаниями стран мирового
авангарда, ужесточается конкуренция,
происходит предел интеллектуальных ресурсов.
Так, в инновационно-технологическом сегменте
мирового рынка из 50 наиболее передовых
технологии по производству наукоемкой
продукции (в том числе аэрокосмической
техники, автоматизированного оборудования
и информационной техники, электроники
и др.) 46 обладают развитые страны. Неоспоримым
лидером является США, на долю которых
приходится 22 из указанных технологии.
Основным фактором устойчивого
экономического роста сегодня считается
конкурентоспособность, опирающейся
на инновационную активность бизнеса.
В свою очередь она во многом зависит
от государственной инновационной политики
и государственного регулирования.
Государственная инновационная
политика представляет собой совокупность
мероприятий, направленных на активизацию
инновационной деятельности, повышение
ее эффективности и широкое использование
результатов в целях ускоренного социально-экономического
развития страны. В рамках формирования
государственной инновационной политики,
особую актуальность приобретают вопросы
создания благоприятных условии для сохранения,
развития и эффективного использования
отечественного инновационного потенциала.
Вопросы формирования и развития
инновационного потенциала как отражение
сущности инновационной экономики находят
широкое представление в работах отечественных
и зарубежных авторов. Вместе с тем само
понятие «инновационный потенциал» не
имеет однозначной трактовки. Очевидно,
что неоднозначность в понимании сущности
и структуры инновационного потенциала
в значительной мере затрудняет выработку
конкретных практических рекомендаций
по его формированию и эффективному использованию
в целях стимулирования инновационной
активности как на уровне отдельного предприятия,
так и на уровне национальной экономики.
Представляется, что определение
сущности инновационного потенциала экономической
системы должно охватывать следующие
основные характеристики:
- инновационный потенциал выступает подсистемой социально-экономического потенциала экономической системы, при этом все части общего потенциала тесно связаны между собой. Эффективная реализация общего потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия;
- инновационный потенциал – это наличие и сбалансированность ресурсов, уровень развития которых достаточен для осуществления эффективной инновационной деятельности;
- инновационный потенциал включает организационный и институциональный механизмы, обеспечивающие инновационную деятельность;
- инновационный потенциал содержит неиспользованные, предполагаемые возможности ресурсов, которые могут быть приведены в действие для реализации инновационной стратегии;
- инновационный потенциал – это определенная характеристика способности экономической системы к изменению, улучшению, прогрессу на основе трансформации имеющихся ресурсов в новое качественное состояние.
В структуре инновационного
потенциала необходимо выделить несколько
составляющих, которые в совокупности
и позволяют обеспечить восприятие
и реализацию новшеств, т.е. получение
инновации:
- достигнутый уровень научно-технического развития (наличие научно-технической базы, собственных и приобретенных разработок и изобретений, а также возможность и способность внедрения результатов научной деятельности в производство);
- институциональная (уровень развития рыночных институтов);
- инфраструктура (обеспеченность страны необходимой для прохождения новшеством всех этапов инновационного цикла<span class="List_0020Parag