Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 08:57, реферат
На пороге нового столетия Россия столкнулась с необходимостью поиска дальнейшей стратегии развития, и все более острой становится для страны проблема повышения конкурентоспособности национальной экономики. Особенно важным представляется этот вопрос в условиях разворачивающегося процесса глобализации и нарастающего конкурентного напряжения на мировом рынке, когда утрата конкурентной позиции становится необратимой, а, следовательно, и более опасной.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность инновационной продукции……………………………..5
2. Структура рынка инновационной продукции………………………………13
3. Перспективы экономического роста России…………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………29
На основании приведенной таблицы легко
заметить, что смена доминирующих технологических
укладов сопровождается сдвигами в международном
разделении труда, обновлением состава
наиболее преуспевающих стран. Страны,
лидировавшие в предшествующий период,
сталкиваются с обесценением капитала
и квалификации занятых в отраслях устаревающего
технологического уклада, в то время как
страны, успевшие создать заделы в формировании
производственно-
Целью настоящей работы также является изучение перспектив роста российской экономики и возможностей повышения конкурентоспособности страны на основании инновационного пути развития. С учетом выявленных закономерностей развития мировой экономики в рамках исследования необходимо проанализировать структурную и инновационно-технологическую динамику экономики индустриально развитых стран и сравнить с тенденцией развития российской экономики. Для этого наиболее удобно использовать воспроизводственно-циклическую макромодель, предложенную Б. Н. Кузыком и Ю. В. Яковцом для прогноза инновационно-технологической и структурной динамики экономики России (рис.2).
Данная модель позволяет оценить структуру экономики по четырем воспроизводственным секторам: потребительскому, инновационному, энергосырьевому и инфраструктурному. С точки зрения проводимого анализа это дает более четкое представление о целевом характере структуры экономики и происходящих в ней сдвигах. Более того, модель является многомерной и помогает рассмотреть не только отраслевую, но и ее технологическую структуру экономики, что имеет большое значение для оценки влияния инновационной деятельности на перспективы экономического роста. Особая роль принадлежит анализу инновационного блока в экономике России, который включает науку и научное обслуживание, строительство, химия и нефтехимия, металлообработка и особенно машиностроение – ряд отраслей, составляющих базу для модернизации экономики. Именно уровень развития инновационного блока экономики России, а также показатели инновационной деятельности позволяют определить возможности освоения пятого и шестого технологических укладов, а, в конечном счете, улучшения структуры экономики и повышении ее конкурентоспособности.
2. Структура рынка инновационной продукции
Для анализа возможностей улучшения структуры экономики России и повышении ее конкурентоспособности важно проанализировать научно-технический и инновационный потенциал страны. Ранее в работе был выделен ряд отраслей: наука и научное обслуживание, строительство, химия и нефтехимия, металлообработка и особенно машиностроение, - составляющих инновационный блок воспроизводственного процесса. Исследование особенностей развития данного комплекса является основной задачей данного раздела, так как по сути именно они база для модернизации экономики России.
Исходным пунктом инновационного процесса является научно-технический потенциал через выявление наиболее существенных закономерностей развития природы, получение новых научных знаний, а также создание и освоение новых технологий и техники. Поэтому инновационный процесс во многом определяется от степени развития науки как отрасли в экономике и научно-технического потенциала страны.
На практике научно-технический потенциал не может быть до конца адекватно измерен, так как определение уровня развития научно-технической сферы должно основываться не только количественными ресурсными показателями, но также на исследовании качественных тенденций и показателями результативности. Однако по оценкам экспертов российская статистика заметно уступает зарубежным источникам в предоставлении данных по последнему пункту. Учитывая мировую практику статистики инноваций (на примере ОЭСР) основными показателями для оценки научно-технического потенциала являются: «затраты на исследования и разработки» и «удельный вес занимающихся исследованиями и разработками в общем числе занятых». Поэтому проведем анализ динамики данных показателей в России и их сравнительную оценку с индустриально развитыми странами.
По экспертным оценкам ученых еще 20 лет назад Россия обладала высоким уровнем развития научно-технического потенциала (особенно в таких сферах как физика, химия, физиология и пр.), который во многом был унаследован от СССР. Однако в годы реформ научный фактор был исключен из числа стратегических государственных приоритетов. В результате проблемы сохранения и развития национальной науки, обеспечивающей технологическое обновление производства, выпуск конкурентной продукции и, в конечном итоге, социально-экономическое развитие России были отодвинуты на второй план. Это привело к сокращению отечественного научного потенциала, состояние которого на данный момент не соответствует ни месту России в мировом сообществе, ни её интересам.
При характеристике научно-технического потенциала хотелось бы особенное внимание уделить на показатель «затрат на исследования и разработки», который определяют обеспеченность науки кадрами, материально-технической базой, информационными ресурсами и др., что влияет на развитие инновационной системы в целом. Оценка объемов финансирования за последнее время показывает, что положение научного сектора значительно ухудшилось (табл. 2).
Таблица 2
Внутренние затраты на исследования и разработки
1989 |
1995 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
в фактически действовавших ценах |
10,9 |
12149,5 |
76,7 |
105,3 |
135,0 |
169,9 |
196,0 |
в постоянных ценах 1989 г. |
10,9 |
2,49 |
3,32 |
3,91 |
4,34 |
4,78 |
4,69 |
в процентах к валовому внутреннему продукту |
… |
0,85 |
1,05 |
1,18 |
1,25 |
1,28 |
1,17 |
Составлено автором по: данным Росстата (См. Приложение 1).
С 1989 по 2009 годы расходы на исследования и разработки в России в фактических ценах увеличились с 10,9 млрд. руб. до 230,8 млрд. руб. Однако с учетом инфляции и деноминации прослеживается совершенно иная тенденция. Начиная с 1990 года началось обвальное сокращение затрат в постоянных ценах 1989 года. При этом в 1995 году финансирование не составило и ¼ от 1989 года, а на момент 2009 года так и не компенсировало и 50% базового уровня. Причиной этому послужили ухудшение финансовой ситуации в стране, бюджетный дефицит, необходимость выделения средств на проведение реформ в экономической и общественных сферах, а также вышеназванная инфляция. В конце 1990х в результате некоторой стабилизации в экономике объемы финансирования начали постепенно увеличиваться, однако этот показатель нескоро достигнет значения, соответствующего ему до реформ. Более того за 2009-2005 годы наметилась тенденция снижения внутренних затрат на исследования и разработки.
За последние годы расходы на науку значительно отставали от основных макроэкономических показателей. Только за 2 года доля отчислений на исследования и разработки в ВВП страны упала до рекордно низких значений, составив в 0.74% от ВВП. Несмотря на то, что в целом за следующие годы наблюдался показателя, удельный вес затрат на исследования и разработки не компенсировал уровень 1990 года. На данный момент Россия значительно отстала по рассматриваемому показателю от индустриально развитых стран. Об этом свидетельствуют сопоставления с государствами «Большой семерки». Если 1980-х годах этот показатель соответствовал уровню США, Японии, Германии и Швеции, то теперь по ориентировочным оценкам долю расходов на НИОКР в ВВП России в настоящее время можно приравнять к уровню 1950-х годов. Кроме того, следует учитывать, что и объем ВВП России значительно ниже, чем в индустриально развитых странах.
Наиболее наглядное сопоставление объема научного сектора России и ведущих индустриально развитых стран представлено на рис. 2.
Рис. 2. Удельные веса отдельных регионов и стран в показателях мировой науки (в %)
Источник: Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. Изд.: М., «Экономика», 2005.
На основании приведенных данных можно отметить: если по доле населения ученых и инженеров в сфере НИОКР Россия приближается к авангардным странам, то по объему затрат на науку значительно отстает (для примера от США в 36 раз, от Японии в 15 раз).
Более того, в противовес тенденции роста процента затрат на исследования и разработки в ВВП и доли занимающихся исследованиями и разработками в общем числе занятых, в России за истекшие 15 лет произошел резкий спад данных показателей, который так и не был преодолен. Отсюда вывод: Россия все больше и больше отстает в развитии своего научного потенциала, и даже достижение докризисного уровня развития научного сектора страны вряд ли будет достаточным для успешной интеграции страны в мировую экономику.
Учитывая особенности состояния научно-технического потенциала в последние 15 лет, очевидным становится важная роль государства в развитии научного сектора в России. В условиях невостребованости инноваций со стороны предприятий, государство является основным источником финансирования, а федеральный бюджет – ключевым фактором, влияющий на изменение финансового обеспечения научной сферы. Это находит свое отражение и в структуре финансирования исследований и разработок (см. Приложение 2).
В 2009 году доля бюджетных средств составила 60,8%, при этом она практически не изменилась по сравнению с 1994 годом, в то время как удельный вес средств внебюджетных фондов значительно снизилась за истекший период – с 6,3% до 1,8%. В тоже время, если учесть тот факт, что доля отчислений на научные цели составляет 2,19% федерального бюджета и 0,36% ВВП (приблизительно 76,9 млрд. руб.), то становится понятно, как незначительны поступления от других источников финансирования науки. Более того, в нашей стране затраты на науку традиционно занимали весьма скромное место, при этом ситуация усугублялась неисполнением плановых обязательств финансирования в течение ряда лет: так в 1994 году научные организации недополучили 44,7% предусмотренных бюджетом средств. Несмотря на недостаточность объемов затрат на науку роль государственного сектора всегда была главенствующей. Это было обусловлено как структурой самой науки, так и экономической системой страны. Однако именно бюджетное финансирование - низкое, но относительно стабильное - позволило в определенной степени сохранить базовый элемент отечественного научного потенциала, основу которого составляют академии наук, имеющие государственный статус.
Анализ структуры финансирования научного сектора свидетельствует о том, что трансформация экономики в рыночную не сопровождалось расширением затрат предпринимательского сектора на научные исследования и разработки. Хотя предполагавшийся рост был вполне закономерен: в ситуации рыночной экономики научные исследования, разработки и «ноу-хау» являются одними из важнейших конкурентных преимуществ, поэтому предприятия обычно уделяют значительное внимание науке.
Однако существенно усилилась роль зарубежных источников в финансировании исследований и разработок. Их доля к 2009 году достигла пиковой отметки в 16,9%. В это время иностранные вложения превышали затраты нашего предпринимательского сектора на НИОКР (15,7 %)4. При этом иностранные инвесторы вкладывают средства в наиболее перспективные научные направления, получая соответствующие права на их результаты. Такое положение в совокупности с уровнем развития науки за рубежом, способностью иностранных фирм к быстрой коммерциализации научных результатов и достаточно широким развитием венчурных институтов может привести к полной потере Россией конкурентоспособности на мировом рынке наукоемкой продукции. К 2009 году иностранный сектор заметно сократился до 7,6%, что могло стать признаком исчерпания запасов научно-технических «ноу-хау» и источников их воспроизводства. Но доля зарубежного финансирования среди всех источников остается значительной. Во многом это обусловлено тем, что научно-исследовательские предприятия, стремясь выжить в ситуации хронического недофинансирования со стороны государства и предприятий, используют возможность проведения исследований и разработок по зарубежным грантам. Можно по-разному оценивать сложившуюся картину в отношении зарубежных источников финансирования. С одной стороны это говорит о востребованности отечественного научного потенциала за границей, с другой – как упоминалось ранее, «перетекание» технологий в другие страны способствует снижению конкурентоспособности российских предприятий на внешнем рынке, а в конечном счете и на внутреннем, не говоря уже о проблеме национальной экономической безопасности.
Исследование структуры финансирования научных исследований и разработок в России во многом свидетельствует о невостребованности научных открытий и разработок внутри страны, что в свою очередь выливается в глубокий кризис в развитии научного сектора. При сопоставлении с другими странами, необходимо заметить, удельный вес государственного сектора непомерно велик, особенно по отношению к развитым странам (рис. 3).
Рис. 3. Доля государственного и бизнес секторов в финансировании НИР в отдельных странах