Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы являются:
характеристика основных видов инвестиций и их общая роль в экономике.
Оценка инвестиционного климата в России.
Изучение деятельности иностранных инвесторов в России влияние иностранных инвестиций на российскую экономику
Деятельность государства в данной сфере.
Введение. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности
1.1 Понятие и виды инвестиций. . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Инвестиционный климат и факторы его определяющие. . . . . . . .. . . . . .14
Глава 2. Роль иностранных инвестиций в экономике России
2.1 Динамика иностранных инвестиций в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.2 Государственное регулирование иностранных инвестиций . . . . . . . . . . .29
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .40
Приложение 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Накоплено на конец |
В том числе |
Справочно | ||||
всего |
в % к |
прямые |
порт- |
прочие | ||
Всего инвестиций |
362366 |
100 |
136018 |
8716 |
217632 |
154570 |
из них по основным |
307930 |
85,1 |
104602 |
7026 |
196302 |
84036 |
в том числе: |
76739 |
21,2 |
52769 |
1795 |
22175 |
16455 |
Нидерланды |
61490 |
17,0 |
21248 |
64 |
40178 |
21126 |
Люксембург |
42774 |
11,8 |
1285 |
261 |
41228 |
11523 |
Китай |
27922 |
7,7 |
1460 |
4 |
26458 |
740 |
Соединенное |
26677 |
7,4 |
3315 |
3059 |
20303 |
13490 |
Германия |
24913 |
6,9 |
11388 |
12 |
13513 |
7202 |
Ирландия |
14310 |
3,9 |
281 |
1 |
14028 |
4671 |
Виргинские о-ва |
12506 |
3,5 |
8357 |
1794 |
2355 |
3501 |
Япония |
10779 |
3,0 |
1239 |
6 |
9534 |
1135 |
Франция |
9820 |
2,7 |
3260 |
30 |
6530 |
4193 |
Анализ данных Госкомстата России свидетельствует, что больше всех из развитых стран заинтересованы в инвестициях в Россию инвесторы Кипра, Люксембурга, Нидерландов и Китая, и меньше всех — инвесторы Франции. Иностранные инвесторы почти половину вложений сделали в отрасли промышленности России (топливной — 9,8% всех вложений, пищевой — 6,1%). В другие же отрасли промышленности вкладывают неохотно (в химическую — 1,7%, в машиностроение — 2,5%, в лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность — 1,6%). В отрасли строительства России иностранные инвесторы направляют всего лишь 0,6% всех иностранных инвестиций. А вот в торговлю и общественное питание было направлено 44,5% иностранных инвестиций. Надо полагать, эти отрасли дают иностранным инвесторам приличный доход.
Проанализировав таблицу 2, мы видим, что данные таблицы ставят на первые места основных стран-инвесторов Кипр и Нидерланды. Это можно объяснить тем, что речь в таблице идет об оффшорных зонах. Именно Кипр, Нидерланды имеют с Россией соглашения об избегании двойного налогообложения. Также к ним относятся Великобритания и Швейцария. После распада СССР наибольшего размаха достигла регистрация компаний за границей. Особенность деятельности отечественных компаний за рубежом в 1990-х годах заключалась в том, что они сравнительно редко создавались непосредственно для экспансии российского капитала. Иностранные фирмы открывались российским бизнесом, прежде всего для ухода от налогов, поэтому большая часть зарубежных дочерних структур регистрировалась в оффшорных зонах. За годы своего существования оффшорные структуры стали располагать многомиллиардными капиталами. И уже к началу XXI века выяснилось, что выгодным вложением для них могли бы стать инвестиции в Россию. Быстрые темпы роста российской экономики обещали хорошую прибыль. И тогда, деньги, которые специально увозили из страны, от политических рисков, стали возвращаться обратно, но уже в качестве как бы иностранных инвестиций. По статистике, крупнейшими источниками иностранных инвестиций в течение последних нескольких лет были те европейские страны, где российские бизнесмены традиционно регистрируют свои дочерние структуры. На три "оффшорных" или "полуоффшорнных" государства – Нидерланды, Люксембург и Кипр – приходится примерно половина российских иностранных инвестиций.14
Что касается данных, то по состоянию на конец 2007г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 220,6 млрд.долларов США, что на 54,3% больше по сравнению с соответствующим периодом 2006 года.15 По состоянию на конец сентября 2008г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 251,3 млрд.долларов США, что на 27,0% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основные страны-инвесторы - Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова.
Касательно последних лет, по состоянию на конец 2010г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 300,1 млрд.долларов США, что на 11,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 58,3% (на конец 2009г. - 55,5%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (40,7%), портфельных - 3,0% (3,8%).
В 2010г. в экономику России по
За последние годы из России
вывозятся большие средства. Вначале
они переводятся в
Неравномерное отраслевое и территориальное распределение иностранных инвестиций в сочетании с их незначительным объемом свидетельствуют, что иностранный капитал, не оказывая значительного воздействия на развитие национального хозяйства, играет роль катализатора роста в некоторых отраслях производства, преимущественно ориентированных на зарубежный рынок.
Таким образом, в условиях инвестиционного кризиса для России одной из важнейших задач становится привлечение иностранных инвестиций, так как от эффективности инвестиционной политики во многом зависят ход, темпы и результаты проводимых реформ. Иностранный капитал в России размещен преимущественно в сферах финансов, кредита и страхования, в топливной промышленности, в сферах торговли и общественного питания, а так же транспорта и связи. Подобный отраслевой перекос в значительной мере отражает положение России в международном разделении труда. Иностранные инвесторы практически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в более тяжелом экономическом положении. Кроме того, крайне неравномерным является распределение иностранных инвестиций по регионам. Однако за последние годы наблюдается увеличение иностранных инвестиций, поступающих в российскую экономику.
2.2. Государственное регулирование иностранных инвестиций и инвестиционная стратегия России
После финансового кризиса августа 1998 г. проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию приобрели особую актуальность.17 Это было обусловлено продолжающимся сокращением российских внутренних вложений и неудовлетворительными результатами привлечения иностранных инвестиций. Страна стояла перед необходимостью заново разрабатывать стратегию привлечения иностранных инвесторов после “десятилетия разочарования”.
Основные задачи в этой области включают:
В Федеральном законе «Об
инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений»
Важным условием привлечения иностранных инвестиций, способствующим минимизации рисков зарубежных инвесторов, является их государственное гарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов, которое может осуществляться:
Отношения, связанные с иностранными инвестициями в РФ, регулируются Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", а также иными действующими на территории РФ законодательными актами и международными договорами. Российское государство законодательно создало гарантии защиты иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции в РФ не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Согласно данному закону Правительство Российской Федерации:
В соответствии с Федеральным
конституционным законом «О Правительстве
Российской Федерации» Правительство
Российской Федерации разрабатывает
и реализует государственную
политику в сфере международного
инвестиционного
Для привлечения в экономику России иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РФ на ее территории создаются свободные экономические зоны. Свободная экономическая зона — часть территории страны, на которой устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.18 Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными капиталами, осуществляющими хозяйственную деятельность в свободных экономических зонах, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы.
Информация о работе Иностранные инвестиции в современной экономике россии