Иностранные инвестиции в современной экономике россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являются:
характеристика основных видов инвестиций и их общая роль в экономике.
Оценка инвестиционного климата в России.
Изучение деятельности иностранных инвесторов в России влияние иностранных инвестиций на российскую экономику
Деятельность государства в данной сфере.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности
1.1 Понятие и виды инвестиций. . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Инвестиционный климат и факторы его определяющие. . . . . . . .. . . . . .14
Глава 2. Роль иностранных инвестиций в экономике России
2.1 Динамика иностранных инвестиций в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.2 Государственное регулирование иностранных инвестиций . . . . . . . . . . .29
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .40
Приложение 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Файлы: 1 файл

курсовая 2013.docx

— 107.79 Кб (Скачать файл)

           В целях последовательной и скоординированной деятельности по активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации Постановлением Правительства от 29 сентября 1994г. был образован Консультативный совет по иностранным инвестициям в России под руководством Председателя Правительства Российской Федерации, который является в настоящее время действующим. Обеспечение работы Консультативного совета и координация деятельности рабочих групп, созданных в его рамках, возложено на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Через год при Совете был создан Постоянный комитет, задачами которого являются оперативное взаимодействие и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации решений Консультативного совета, обеспечение его работы в период между заседаниями, а также разработка предложений для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации и на заседаниях Консультативного совета.19

Важной составной частью рабочего механизма Консультативного совета являются рабочие группы, на которых с участием представителей федеральных и региональных органов  власти и иностранных инвесторов рассматриваются вопросы совершенствования  налогового законодательства и улучшения  экономических условий для иностранных инвесторов в России.

В настоящее время действуют  девять рабочих групп:20

    • «Государственное регулирование экономики России».
    • «Совершенствование налоговой, валютной политики, системы бухгалтерского учета и отчетности в России».
    • «Развитие банковского сектора и финансовых рынков России».
    • «Повышение эффективности использования природных ресурсов России».
    • «Развитие пищевой промышленности и сельского хозяйства в России».
    • «Развитие промышленности, строительства и высоких технологий в России».
    • «Улучшение инвестиционного имиджа России».
    • «Совершенствование таможенных процедур».
    • «Развитие государственно - частного партнерства в транспортном секторе экономики России».

        Деятельность по формированию внешнеполитических предпосылок улучшения инвестиционного климата страны, проводимая МИД России, затрагивает основные вопросы компетенции всех секций Совета. Представители МИД принимают участие в деятельности рабочих групп и присутствуют на всех заседаниях Совета.

        Созданные в России благоприятные условия для иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации позволили привлечь инвесторов со своими капиталами. За последние годы иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации достигли заметных размеров. Правда, по качеству вкладов они разнятся. Одно дело — вложения прямых инвестиций непосредственно в создание промышленных предприятий по выпуску продукции и товаров народного потребления, и совсем другое дело — скупка акций у рабочих действующих предприятий.21

        При выборе оптимального привлечения иностранных ресурсов надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:

  • Международную кооперацию производства, сопровождающая передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности.
  • Получение зарубежных кредитов.
  • Получение иностранного оборудования на основе лизинга.
  • Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций.
  • Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу.
  • Сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица.
  • Привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции.
  • Создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

       Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами, хотя они подвержены воздействию инфляции политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.

        Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Между тем практика многих зарубежных стран показывает, что даже масштабный приток иностранных капиталов не гарантирует стабильных и высоких темпов экономического роста. Наглядным подтверждением этого является опыт таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Мексика и Аргентина.22 Исходя из опыта зарубежных стран, можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций будет оказывать наиболее положительное влияние на развитие страны в том случае, если ее власти имеют собственную сильную экономическую политику и привлекают зарубежные инвестиции в соответствии с ее приоритетами. Там, где государство отстраняется от управления своим экономическим развитием, уступая его ТНК, поступление иностранных инвестиций не обеспечивает высокий и стабильный рост и часто приводит к снижению национального суверенитета.

Можно полагать, что богатые  природные ресурсы и емкий  рынок будут способствовать привлечению инвесторов. Но такой механизм может и не сработать в полной мере, если будут отсутствовать другие составляющие благоприятного инвестиционного климата, включая развитую правовую среду, отсутствие коррупции. Поэтому для повышения привлекательности страны в глазах иностранных инвесторов нужно проводить активную и последовательную политику привлечения иностранных инвесторов. Меры по привлечению иностранных инвестиций в Российскую экономику должны быть направлены на развитие международного инвестиционного сотрудничества, улучшение инвестиционного климата в России, повышение активности иностранных инвесторов, увеличение притока иностранных инвестиций и их эффективности. Решение этих задач в инвестиционной сфере будет способствовать созданию предпосылок для экономического роста.

       Таким образом, существуют разнообразные формы и методы государственного участия в инвестиционной деятельности в России. Правительство определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных, определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов, утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов, разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения инвестиций и т.д. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков.

         Для привлечения в экономику России иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РФ на ее территории создаются свободные экономические зоны. В целях последовательной и скоординированной деятельности по активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ был образован Консультативный совет по иностранным инвестициям в России.

 

Заключение

        Инвестиции — вложения в создание нового или возмещение изношенного произведенного, человеческого или природного капитала. Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, развитие отраслей и сфер хозяйствования. Иностранные инвестиции представляют собой долгосрочные вложения капитала зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики. Существуют различные формы иностранных инвестиций. Прежде, чем выбрать ту или иную форму вложения капитала, иностранные инвесторы должны быть уверены в том, что страна реципиент имеет благоприятный инвестиционный климат, который определяется уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой, устойчивостью денежной единицы и прочими факторами.

Инвестиционный климат — это совокупность политических, экономических, социальных и юридических условий, максимально благоприятствующих инвестиционному процессу. Для определения инвестиционного климата применяются три подхода: суженный подход, факторный  или расширенный подход, и рисковый подход. Оценка различных составляющих инвестиционного климата позволяет определить уровень инвестиционного риска, целесообразность и привлекательность осуществления вложений. При принятии решения об инвестировании объекта каждый инвестор вправе ориентироваться на свой набор факторов. На приток иностранных инвестиций оказывают существенное влияние политические, экономические, социальные факторы. Они характеризуют способность общественного механизма превращать сбережения в инвестиции. Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.

В условиях инвестиционного кризиса для России одной из важнейших задач становится привлечение иностранных инвестиций, так как от эффективности инвестиционной политики во многом зависят ход, темпы и результаты проводимых реформ. Иностранный капитал в России размещен преимущественно в сферах финансов, кредита и страхования, в топливной промышленности, в сферах торговли и общественного питания, а так же транспорта и связи. Подобный отраслевой перекос в значительной мере отражает положение России в международном разделении труда. Иностранные инвесторы практически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в более тяжелом экономическом положении, которые больше нуждаются в них, и являются приоритетными для развития экономики России (сельское хозяйство, машиностроение, производственная инфраструктура). Проблемой остается региональный дисбаланс инвестиций, что связано со значительной дифференциацией регионов по уровню инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Иностранный инвестор присутствует в тех регионах страны, в которых сосредоточены отечественные финансовые ресурсы, которые обладают значительными запасами сырья, имеют развитую инфраструктуру и сравнительно высокую платежеспособность населения.

           Существуют разнообразные формы  и методы государственного участия  в инвестиционной деятельности  в России. Правительство определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных, определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов, утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов, разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения инвестиций, осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов и т.д. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков.

   Для привлечения в экономику России иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РФ на ее территории создаются свободные экономические зоны. В целях последовательной и скоординированной деятельности по активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации был образован Консультативный совет по иностранным инвестициям в России.

          Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Между тем практика многих зарубежных стран показывает, что даже масштабный приток иностранных капиталов не гарантирует стабильных и высоких темпов экономического роста. Исходя из опыта зарубежных стран, можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций будет оказывать наиболее положительное влияние на развитие страны в том случае, если ее власти имеют собственную сильную экономическую политику и привлекают зарубежные инвестиции в соответствии с ее приоритетами. Там, где государство отстраняется от управления своим экономическим развитием, уступая его ТНК, поступление иностранных инвестиций не обеспечивает высокий и стабильный рост и часто приводит к снижению национального суверенитета. И до тех пор, пока правительство Российской Федерации не создаст действительно выгодные условия для инвестирования в Российскую экономику, наша страна будет довольствоваться тем малым, что приходится на ее долю в плане инвестиций.

 

 

Список литературы:

  1. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2008 с изм. и доп., вступившими в силу с 10.01.2009) «О Правительстве Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации.
  3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  4. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» ( в ред. от 22.05.2002).
  5. Булатов А.С. Экономика: учебник.- М.: Экономист, 2003.
  6. Булатов А.С. Экономика внешних связей России. М.: БЕК, 2005.
  7. Валдайцев С.В., Воробьев П.П. под ред. Ковалёва В.В. Инвестиции: учебник. М.: «Проспект». 2005.
  8. Вахрин П. И. Инвестиции: Учебни<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Ti

Информация о работе Иностранные инвестиции в современной экономике россии