Вложение ПИИ через покупку
или приватизацию происходит чаще, чем
создание новых предприятий, и относится
к числу наиболее распространенных и действенных
форм иностранного инвестирования. Преимущественное
большинство национальных фирм после
абсорбирования ПИИ становится более
конкурентоспособным; продажа активов
иностранцам обуславливает немедленное
поступление средств и, в конечном счете,
ведет к дальнейшим инвестициям, реинвестированию
прибылей и т.д. В современных условиях
приватизационные процессы осуществляются,
главным образом, в странах с переходной
экономикой и развивающихся странах. В
1988 - 1992 гг. последние получили 60 млрд. долларов
от продажи государственных активов. Крупнейшими
получателями доходов от приватизации
являются страны Латинской Америки –
10,6 млрд. долларов в 1993 году и 7,7 млрд. долларов
в 1994 году, что составляет наибольший удельный
вес – 37 % - в развивающихся странах. Второе
место – 6,2 млрд. долларов или 29,7 % - принадлежит
странам Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского
региона. Продажа государственных предприятий
в Европе и Центральной Азии в 1994 году
оставалась на уровне 1993 года, ее совокупный
объем в 1988 - 1994 годах составлял 16,3 млрд.
долларов или 15 %. Можно отметить еще один
момент, согласно которому нарастание
объемов приватизации (и, соответственно,
открытости экономики) сопровождается
расширением участия и повышением удельного
веса зарубежных прямых и портфельных
инвесторов в ней. Об этом свидетельствуют
размеры внешнего финансирования приватизации
в 1994 году, которое увеличилось на 13,1 млрд.
долларов по сравнению с 11,8 млрд. в 1993 году.
В целом в 1988 - 1994 годах зарубежное инвестирование
обеспечивало почти 42 % (47 млрд. долларов)
поступлений от приватизации, 63 % из которых
- за счет прямых иностранных инвестиций.
В последнее время в процессе иностранного
инвестирования следует выделить возникновение
обстоятельства субъективного плана -
международного нарастания коррумпированности.
Данный момент был особо подчеркнут во
время работы секции менеджмента глобальных
инвестиционных рисков на Всемирном экономическом
конгрессе в США в сентябре 1996 года. Подкуп
иностранных должностных лиц, решающих
судьбу кредитов, международных тендеров
и программ помощи, имеет тенденцию к распространению
в международных экономических отношениях.
Анализ условий развития иностранного
инвестирования в первой половине 90-х
годов свидетельствует, что оно сконцентрировалось
в странах, регулировавших его привлечение.
Это касается, прежде всего, стран, в которых
были в наличии наиболее общие детерминанты:
стабильная макроэкономическая политика,
отсутствие повышения процентных ставок,
высокий уровень национальных сбережений,
значительное инвестирование в промышленность,
относительно умеренный бюджетный дефицит,
высокие темпы роста экспорта и небольшие
ожидания поступления краткосрочного
капитала, осуществление внутренних структурных
преобразований (приватизации, либерализации
законодательства, открытие рынков ценных
бумаг для иностранных инвесторов, ослабления
валютного контроля, сокращения задолженности).
Конечно, к ним можно отнести и другие,
однако именно эти являются определяющими.
В свете сформированных условий и анализа
инвестиционно-предпринимательского
климата можно констатировать, что, например,
в Украине не созданы политические, экономические
и организационные условия для привлечения
серьезных и эффективных внешних денежных
средств в нужных объемах и формах. Следствием
этого является чрезвычайно малый приток
иностранных инвестиций: 266,6 млн. долларов
в1995 году, что составило 0,08 % их мирового
объема и 2,2 % от полученного странами Центральной
и Восточной Европы. Умеренностью поступлений
также характеризуются 1996 год - 606 млн.
долларов и I квартал 1997 года – 116,6 млн.
долларов. По оценкам экспертов Европейского
центра исследований, риск инвестирования
в Украине составляет 80 %. Нарастание внешней
задолженности (8,8 млрд. долларов по состоянию
на февраль 1997 года) вместе с названными
факторами закономерно обусловили то,
что, по отмеченному рейтингу, в 1993, 1994
и 1995 годах наше государство занимало,
соответственно, 146-е, 147-е и 152-е места в
мире. Существует ряд отрицательных обстоятельств,
существенно сдерживающих иностранных
инвесторов при вложении капиталов. К
ним относятся слабая конвертируемость
национальной денежной единицы; низкая
платежеспособность предприятий и практикование
ими бартера, во многих случаях не нужного
зарубежному партнеру; медленные темпы
приватизации, а также наличие значительного
количества запрещенных к приватизации
объектов; неразвитость фондового рынка;
рост коррупции и преступности в экономике;
низкая покупательная способность населения;
политика национальных предпринимателей,
пытающихся из-за боязни потери своих
денежных средств размещать их в иностранных
банках; отсутствие отечественного реального
производственного инвестирования (что
является важным индикатором для иностранных
инвесторов); отток национального капитала
за границу; отсутствие права частной
собственности на землю и невозможность
покупки последней.
3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ТИПОВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ.
Проделаем более детальный
анализ разнообразных типов иностранных
инвесторов, присутствующих на инвестиционном
рынке, в соответствии с их экономическими
и политическими интересами, уровнями
возникновения противоречий, формами
и методами организации бизнеса, добросовестностью
либо недобросовестностью доноров.
Первый тип инвесторов
(“стратегические”) – это преимущественно
ТНК. Они имеют своей целью
как можно шире использовать природные
ресурсы и достичь прибыли от инвестирования
путем их экспорта, налаживания в развивающихся
странах собственного производства и
дилерской сети. Такие компании стремятся
заключить с государственными органами
соглашения на определенный срок о разведке
и добыче природных ресурсов (в частности,
минеральных).
К такому типу инвесторов
можно отнести ТНК из США, Германии,
Южной Кореи и др.
Второй тип инвесторов
(“фондовые”) связан с разнообразными
фондами и подобными организациями, которые
во множестве появились в последнее время.
Эти инвесторы стремятся, как правило
в всех цивилизованных странах, и к диверсификации
собственных инвестиций, чтобы обеспечить
своим вкладчикам достойный уровень прибыли.
В течение последних лет они активизировали
свою деятельность, особенно в случаях,
когда их действия получают поддержку
официальных кругов и финансовых учреждений
в собственных странах. Это, например,
фонды Сороса, Фулбрайта, “Евразия” и
др.
Третий тип инвесторов
(“самый массовый”) – это те,
чьей целью является выпуск на территории
Украины промышленных и потребительских
товаров с использованием (по преимуществу,
пассивно) местных основных фондов, “сырых”
материалов, дешевой рабочей силы, инфраструктуры.
Это именно те инвесторы, с помощью которых
страна обогащается технологическим и
организационным опытом. Среди них наиболее
желательны инвесторы, поставляющие предприятиям
оснастку, материалы, комплектующие технологические
линии и др. – все то, что сокращает зависимость
от импорта и соответственно содействует
расширению экспортных возможностей.
Для таких инвесторов
получение устойчивых доходов
и возможность самореализации
являются ключевыми характеристиками,
и поэтому вполне понятно, что
когда их ожидания не оправдываются
они обращаются за помощью в суд или
даже к собственным законодателям (особенно
если последние представляют высшие законодательные
органы страны-донора, от которых непосредственно
зависит размер выделяемой помощи).
Четвертый тип инвесторов (“экспансионисты”
и “сырьевики”). Основная цель этих инвесторов
- импортировать инвестиционные (в первую
очередь, строительные) товары и готовую
продукцию (товарная экспансия), закупать
“сырые” материалы и полуготовую продукцию
для экспорта. Их роль заключается, с одной
стороны, в насыщении отечественного рынка
товаров и услуг. С другой стороны, массовый
вывоз сырья превращает развивающиеся
страны в сырьевой “придаток” и углубляет
технологическую зависимость от импортеров,
не улучшая макроэкономическую ситуацию
в целом.
Пятый тип инвесторов
(“дочерники”) - это те, кто вкладывают
свой капитал в выпуск продукции (услуг)
в интересах “основных” инвесторов, то
есть содействуют последним в расширении
экспорта. Таковы, например, зарубежные
филиалы. С помощью дочерних предприятий
захватываются местные рынки и угнетаются
национальные конкуренты. Размещая капитал
зарубежных филиалов в принимающих странах,
инвестор, пытается также достигнуть расширения
мобилизации чужих ресурсов.
На решение о создании
дочерней компании сильно влияет и фактор
стоимости рабочей силы. Преобразования,
происходящие в Европе, содействуют появлению
региональных производственных сетевых
структур, и при определенных обстоятельствах
предприятия, войдя в состав дочерних
предприятий, могут стать их отдельными
звеньями.
Шестой тип инвесторов
(“постсоциалистические”) – это
в основной своей массе инвесторы
из стран Восточной Европы
и республик бывшего СССР, которые
уже на новых принципах пытаются
наладить кооперацию с предприятиями,
используя часто неформальные отношения,
производственные связи и знание рынка.
Седьмой тип инвестора
(“авантюристские” и “криминальные”).
К группе относятся дельцы, которые разбогатели
на уголовных делах (оружие, наркотики,
незаконная торговля, мошенничество и
т.п.) и стремятся отмыть свои деньги. Уже
пыталась вторгнуться в развивающиеся
страны колумбийская наркомафия; наблюдается
рост инвестиций из оффшорных зон (к примеру,
Кипр) – так идет активное “отмывание”
денег, накопленных в результате продажи
отечественных сырьевых ресурсов (химической
продукции, металла, зерна, семян подсолнечника
и др.).
Восьмой тип инвесторов
(“экспертные”) – сравнительно
нов. Они связаны, прямо или опосредовательно,
с консалтинговым бизнесом в пределах
или вне пределов развивающихся стран
и могут выступать в качестве “основного”
инвестора либо его посредника – эксперта.
По оценкам специалистов, лишь около 10
% зарубежных и 1 % отечественных посредников–экспертов
эффективно действует на отечественном
рынке, привлекая ПИИ. Остальные просто
“делают деньги”. Обещая золотые горы,
“эксперты” бесплатно получают от потенциального
реципиента или инвестора ценную экономическую
информацию, а часто – и деньги для “консалтинговой
оценки инвестиционной привлекательности”
и на разработку бизнес-планов или поиск
инвесторов, после чего бесследно исчезают.
Ведь общеизвестно: владеющий информацией
– владеет миром. По мировой статистике,
лишь 7-8 % инвестиционных проектов находят
своего настоящего стратегического инвестора.
Можно классифицировать
иностранных инвесторов также
и по объему вложенного капитала,
и по отраслевому либо региональному распределению
финансовых ресурсов, и по стране происхождения
или иным признакам.
На нынешнем этапе
ПИИ – это один из самых
эффективных способов включения
отечественной экономики в систему международного
экономического сотрудничества. Однако,
оно может и расширять (благодаря лучшему
использованию ограниченных ресурсов
и увеличению их количества), и ограничивать
экономические возможности страны (вследствие
того, что она попадает под воздействие
внешних факторов, которые сложно или
невозможно корректировать).
4 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ.
Перспективным направлением
интеграции стран в систему мирового хозяйства
и развития международной инвестиционной
активности является создание особых
(специальных экономических зон (ОЭЗ)).
Это одна из наиболее притягивающих форм
заинтересованности иностранных инвесторов,
которая дает возможность активизировать
предпринимательство, наращивать экспортный
потенциал, формировать рыночную инфраструктуру,
ускорять развитие отдельных регионов
и отраслей экономики. Мотивы создания
ОЭЗ в разных странах весьма различны.
Они могут создаваться как в чистом виде
зоны свободной торговли или как особые
зоны, где регулируются не все стороны
экономической активности. В странах,
политика которых ориентирована на внутренний
рынок, ОЭЗ жестко регулируются, обладают
незначительной свободой в инвестиционной
сфере и развиваются с меньшей активностью;
если же экономическая политика страны
ориентирована на внешнюю экономику и
делаются попытки как можно меньше вмешиваться
в управление ОЭЗ, создаются благоприятные
условия для притока зарубежных инвестиций.
Для нас весьма актуален опыт Китая, где
введение рыночных элементов в экономике
и открытость по отношению к зарубежным
партнерам стали важнейшими целями правительства
КНР. К началу 80-х годов были созданы 4 ОЭЗ
– Шеньчжень, Джухай, Шаньжоу и Сяньмынь,
в середине 80-х экономически открытыми
стали 14 приморских городов и остров Хаймынь.
В дальнейшем в открытые экономические
районы были преобразованы местности
в долине Янцзы и Джудзян, полуостров Фудзям,
открытыми экономическими областями стали,
также, полуострова Шаньдунь и Лаодунь,
а к концу 80-х были приняты решения сделать
остров Хаймынь провинцией и превратить
его в крупнейшую в Китае ОЭЗ, провинции
Гуандун, Фудзянь, дзянсу были объединены
в одну из крупнейших экспериментальных
экономических зон, одновременно была
заново сформулирована стратегия развития
приморских районов с тем, чтобы и далее
расширять открытость экономики. Таким
образом, была создана экспериментальная
экономическая область с населением более
100 млн. человек, которую в Китае образно
называют “открытым окном”. Целью его
создания является использование иностранного
капитала и современной зарубежной технологии,
создание на этой основе крупного экспортного
сектора экономики. По оценкам специалистов,
опыт создания ОЭЗ в Китае можно рассматривать
как весьма успешный, учитывая, что за
10 лет, прошедших с момента решения об
их создании (1979 год), иностранные инвестиции
в ОЭЗ составили 2,5 млрд. долларов. Что
соответствует ¼ всех иностранных инвестиций
в Китае за указанный период 1. Одной из
причин зарубежной инвестиционной активности
стала то, что в юго-восточной Азии 30 млн.
китайцев живут за пределами своей страны
и зачастую ведут успешную предпринимательскую
деятельность, или, как это характерно
для Гонконга или Макао, ориентируются
на китайский материк. Действительно,
в числе предприятий, вкладывающих деньги
в китайские ОЭЗ, на первом этапе преобладали
предприятия из юго-восточной Азии , лишь
позже появились американские, европейские,
а вслед за ними и японские предприятия.
Ведущей целью создания ОЭЗ в странах
лидерах мировой индустрии является упрощение
вывода национальных концернов на внешние
рынки, что и находит выражение в формировании
зон свободной торговли. Их максимальное
число (более 130) зафиксировано в США. На
их территории экспортную продукцию комплектуют
импортными узлами, не облагаемыми пошлинами,
получают маркетинговые и инжиниринговые
услуги, осуществляют факторинг. В 1988 г.
на Окинаве появилась первая в Японии
зона свободной торговли. В последнее
десятилетие весьма динамичны ОЭЗ научно-технической
направленности, в том числе технополисы
типа Кремниевой долины в Калифорнии (США),
обеспечивающие наращивание научно-промышленного
потенциала и сокращение периода внедрения
открытий в производство.
Для развивающихся стран ОЭЗ
открывают возможности присоединиться
к “новым индустриальным державам”, создать
новые рабочие места, перенять технологии,
привлечь иностранный капитал. После бума
ОЭЗ к середине 80-х годов в почти 50 развивающихся
странах насчитывается свыше 110 таких
зон с числом занятых в диапазоне сотен-десятков
тысяч человек 1. Так ОЭЗ Тайваня дала 70
тыс. дополнительных рабочих мест и свыше
½ всех валютных поступлений. В Маврикии
за счет ОЭЗ практически полностью (с 23
% до 4 %) ликвидирована безработица, а в
отраслях НТР даже ощущается нехватка
профессионалов - рабочих и ученых. В Ирландии
ОЭЗ обеспечивает занятость 8 работников
и 20 % промышленного экспорта. К началу
90-х годов только экспортно-производственных
зон в развивающихся странах насчитывалось
свыше 200, до 100 – формировались и еще 50
были в стадии разработки; общий экспорт
из них оценивался в 13-15 млрд. долларов,
а численность занятых превышала 1,5 млн.
человек 2.
В последнее время значительное распространение
получила такая форма иностранного инвестирования,
как создание и функционирование совместных
предприятий (СП), особенно в станах СНГ.
СП – форма сотрудничества партнеров
из нескольких стран, объединяющих свой
капитал для осуществления совместной
производственно-хозяйственной деятельности,
управления и распределения прибыли пропорционально
вложенному капиталу. Создание СП направлено
на производство товаров с целью пополнения
потребительского рынка, внедрения передовых
достижений науки и техники, прогрессивной
технологии, управленческого опыта, привлечение
дополнительных материальных и финансовых
ресурсов, ускорение освоения достижений
отечественной науки и техники, расширение
экспортной базы и оптимизацию импортных
поставок. Очень много СП создано в Украине.
Так только в Одессе их насчитывается
около 2 тысяч. Для совместных предприятий,
которые функционируют на территории
Украины, является характерным такое размещение
в сфере народного хозяйства: в сфере услуг
и сбыта – 30,5 % от общего количества, производства
продукции – 21,8 %, производства товаров
народного потребления – 14,2 %, в разработках
и проектировании – 10,9 %, в производстве
ЭВМ – 7,1 %, машин и оборудования – 6,3 %,
научно-исследовательских и конструкторских
разработках – 5,9 %, производстве продовольственных
товаров – 3,3 % 1.
Такая структура распределения СП по отраслям
общественного производства не является
прогрессивной, поскольку больше трети
их приходится на инфраструктуру. Но в
целом, функционирование СП на территории
Украины дает возможность увеличить масштабы
производства продукции, улучшить их качество,
повысить научно-технический уровень
производства, расширить народнохозяйственные
связи Украины с зарубежными партнерами.