Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:50, курсовая работа
Цель исследования показать все плюсы и минусы присутствия иностранного капитала в банковской системе:
В связи с целью были определены следующие задачи:
1) Определить роль иностранного капитала в модернизации экономики России;
2) указать предпосылки входа иностранного капитала в банковскую систему РФ;
3) проанализировать присутствие иностранного капитала в банковской системе РФ.
Введение
1. Роль иностранного капитала в экономике страны и его участие в развитии национальных банковских систем 5
1.1 Роль иностранного капитала в модернизации экономики России 5
1.2 Иностранный капитал в развитии национальных банковских систем 10
2. Предпосылки входа иностранного капитала в национальную банковскую систему, его роль и место в банковской системе РФ 19
2.1 Предпосылки входа иностранного капитала в банковскую систему РФ 19
2.2 Иностранный капитал в банковской системе РФ 25
Заключение 32
Список литературы 33
Примерно до начала 90-х годов ХХ века масштабы участия иностранного капитала в развитии национальных банковских систем были весьма ограниченными. Несмотря на частичное снятие запретов на движение капиталов и увеличение объемов внешней торговли, многие страны, как развивающиеся, так и индустриально развитые, продолжали придерживаться ставшего уже традиционным принципа протекционизма. Общее количество ограничений по доступу на рынок и по предоставлению национального режима, действовавших в мировой торговле финансовыми услугами в середине 90-х годов до принятия договоренностей о либерализации финансовых услуг в рамках Генерального Соглашения по торговле услугами (ГАТС), превышало 11 тысяч. Из них преобладающая часть приходилась на долю банковских услуг. Большинство стран устанавливало законодательные ограничения на деятельность зарубежных банков на своей территории.
За последние 10-15 лет под воздействием процессов либерализации движения капиталов и глобализации финансовых рынков ситуация коренным образом поменялась. К настоящему времени практически уже не осталось государств, которые ставят барьеры на пути иностранных банков. Однако масштабы участия кредитных организаций с иностранным участием существенно разнятся в зависимости от конфигурации законодательных, институциональных и экономических условий ведения бизнеса в конкретно взятой стране. В этом смысле опыт каждой страны по процедурам допуска иностранных банков и степени влияния последних на реструктуризацию и модернизацию системы финансового посредничества невозможно копировать.
Россия не является исключением. Особенностью нашей страны является то, что в общественном сознании утвердилось ложное впечатление, будто российские власти препятствуют притоку иностранного капитала в банковский сектор. В действительности, условия и порядок доступа нерезидентов в отечественную банковскую систему во многих отношениях мягче, чем в большинстве других стран. По существу в России действовал и продолжает действовать умеренно либеральный подход к регистрации и лицензированию кредитных организаций с участием иностранного капитала.
Немногочисленные запреты вводились в основном только на определенный срок или же имели декларативный характер. Что же касается стереотипа о нежелании обеспечивать допуск иностранных банков в Россию, то факты, за редким исключением, его не подтверждают. В частности, это касается 12% квоты участия нерезидентов в совокупном уставном капитале банковского сектора. Она была установлена решением Совета Директоров Банка России в 1993 году. Позднее соответствующий пункт был включен в Положение ЦБР от 23 апреля 1997 г. N 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов». Кроме того, в федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в 1996 году было внесено дополнение, согласно которому размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом (см. статью 18 закона).
На практике федеральный закон, который должен был определять указанную квоту, так и не был принят. Банк России своим Указанием от 4 ноября 2002 г. № 1204-У внес изменения в Положение № 437 и отменил решение Совета Директоров о квотировании участия нерезидентов в совокупном уставном капитале банковской системы.
К настоящему времени нерешенным остается только один принципиально важный вопрос, который касается фактического запрета на открытие филиалов иностранных банков на территории Российской Федерации, минуя создание дочернего банка. Правительство и Центральный Банк Российской Федерации исходят из того, что на текущем этапе развития банковского сектора создание филиалов иностранных банков, минуя учреждение дочернего банка, следует считать преждевременным, прежде всего исходя из необходимости поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги, а также в целях недопущения на рынок банковских институтов с сомнительной деловой репутацией. Во всех остальных моментах условия допуска нерезидентов в российскую банковскую систему вписываются в общемировую практику лицензирования банковской деятельности и не вызывают существенных возражений со стороны зарубежных инвесторов.
По состоянию на 1 октября 2009 года на территории Российской Федерации действовали более чем 150 кредитных организаций с участием нерезидентов. Всего же в России на эту дату число действующих кредитных организаций достигало более чем 1300. Таким образом, иностранный капитал присутствует в структуре собственности каждого десятого действующего банка. Важно отметить, что подавляющее большинство банков с участием иностранного капитала были признаны Центральным банком финансово устойчивыми в процессе отбора банков в систему страхования депозитов и имеют лицензию на привлечение вкладов физических лиц.
Действующие кредитные организации с участием нерезидентов расположены в 30 субъектах Российской Федерации, в том числе 85 кредитных организаций (или 64,9% их общего количества) находятся в Москве, 8 банков – в Санкт-Петербурге, по 3 банка – в Тюменской и Челябинской областях, по два банка – в Астраханской, Нижегородской, Оренбургской, Омской областях, в Удмуртской республике и в Республике Башкортостан. В 20 субъектах Российской Федерации действует по одному банку с иностранными инвестициями. Таким образом, 90 кредитных организаций (или 68,7%) расположены в Центральном федеральном округе, 12 банков (или 9,2%) – в Северо-Западном федеральном округе, 9 банков (или 6,9%) – в Приволжском федеральном округе, 8 банков (или 6,1%) – в Уральском федеральном округе, по 5 банков (или по 3,8%) - в Южном и Сибирском федеральных округах, 2 банка – в Дальневосточном федеральном округе.
Интересы банков с иностранным участием преимущественно связаны с Москвой: здесь зарегистрировано 85 кредитных организаций или 65% от их общего количества. Показатель концентрации иностранного капитала также демонстрирует дисбаланс в распределении вложений в уставный капитал между Москвой и остальными российскими регионами. Так, на долю Москвы приходится свыше 90% всего объема иностранного участия в уставных капиталах банков. Данный факт соответствует общей логике ведения банковского бизнеса в России: за пределами Москвы финансовые потоки характеризуются меньшими объемами (см. рис. 1):
Рис. 1 Региональное распределение иностранных инвестиций в банковский сектор РФ
Географически источники иностранных инвестиций можно разделить на две группы: республики бывшего СССР и страны «дальнего» зарубежья. Несмотря на тесные экономические связи России с республиками бывшего СССР, размеры инвестиций последних в российский банковский сектор крайне малы. Они составляют всего 3,4% от общего участия нерезидентов в российских кредитных организациях, тогда как доля этой группы стран во внешнеторговом обороте России достигает 17%. Республики бывшего СССР представлены банками Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Украины и Беларуси. Столь незначительные масштабы участия банков из республик бывшего СССР неудивительны: обладая меньшей в сравнении с российскими банками капитализацией, они сами нуждаются в привлечении прямых инвестиций (см. рис. 2):
Рис. 2 Географическое распределение источников
инвестиций в банковский сектор
Основная часть иностранных инвестиций в российский банковский сектор приходится на долю стран «дальнего» зарубежья – 96,6%. При этом лидерами по размерам инвестиций являются Германия, Франция, США, Австрия, Нидерланды и Турция. Лидирующая роль немецкого капитала в российской банковской системе (25% всех иностранных инвестиций) отражает статус Германии как основного внешнеэкономического партнера России.
Характер вовлечения иностранного капитала в банковский сектор Российской Федерации достаточно разнообразен. В первую очередь разделение можно провести по размерам долей участия нерезидентов в уставных капиталах банков (см. табл. 2.1):
Таблица 2.1
Разделение по размерам долей участия нерезидентов в уставных капиталах банков
№ |
Разделение по размерам долей |
1 |
100% участие в уставном капитале; |
2 |
50-100% доли в уставном капитале; |
3 |
20-50% доли в уставном капитале; |
4 |
менее 20% уставного капитала. |
У 40 кредитных организаций уставный капитал на 100% сформирован за счет средств нерезидентов. Взносы нерезидентов в уставные капиталы банков этой группы составляют 40,4 млрд. рублей (почти 1,5 млрд.долл.), или 87,6% общей суммы иностранных инвестиций. 9 кредитных организаций имеют долю нерезидентов в уставном капитале более 50%, но менее 100%. В 13 банках иностранное участие варьирует от 20 до 50 %. В 69 кредитных организациях доля нерезидентов незначительна (менее 20% от уставного капитала).
Таким образом, на 62 кредитные организации с участием нерезидентов в уставном капитале от 20 до 100% (или 47,3% общего количества кредитных организаций с иностранными инвестициями), в которых нерезиденты могут оказывать решающее или заметное воздействие на процесс принятия решений, приходится 44,5 млрд. рублей, или 10,6% совокупного уставного капитала банковской системы и 96,5% общей суммы иностранных инвестиций в уставные капиталы российских кредитных организаций.
Если сопоставить текущее распределение банков в зависимости от размеров участия в их капитале нерезидентов с существовавшим сразу после валютно-финансового кризиса в августе 1998 года, можно увидеть, что в наибольшей степени изменения коснулись группы кредитных организаций, в которой доля нерезидентов составляет от 20 до 50%. Начиная с января 1999 года, количество банков с такими параметрами иностранного участия уменьшилось более чем в 2 раза. На этом фоне количество банков, имеющих 100%-ый вклад нерезидентов в УК, уверенно росло: с 18 до 40 (см. рис. 3):
Рис.3 Характеристика участия нерезидентов в банковской системе РФ
Две указанные разнонаправленные тенденции говорят о том, что в России иностранные учредители стараются не привлекать местных партнеров для создания дочернего банка, а предпочитают полностью контролировать его.
На банки, находящихся
под эффективным контролем
В настоящее время можно говорить о том, что роль иностранных инвесторов в увеличении капитализации российского банковского сектора становится более заметной. В 2008 году темп роста инвестиций нерезидентов в уставные капиталы действующих кредитных организаций опережал темп роста совокупного зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций. В результате, доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале всех кредитных организаций обнаружила тенденцию к повышению.
Тем не менее, можно констатировать, что фактические масштабы участия иностранного капитала в российской банковской системе остаются все еще скромными. По сравнению со странами Центральной и Восточной Европы доля банковских активов, находящихся под контролем нерезидентов, в России заметно ниже. По состоянию на 1 октября 2005 года банки под эффективным контролем нерезидентов (более 50% уставного капитала) распоряжались только 8,5% совокупных банковских активов. При этом обращает на себя внимание тот факт, что эта доля имеет в последние 5 лет тенденцию к понижению. Своего максимума (10,6%) она достигала по состоянию на 1 января 2000 года (см. рис. 5):
Рис. 4 Доля банковских активов, контролируемых иностранным капиталом, в Восточной Европе
Снижение доли нерезидентов в совокупных активах в значительной мере объясняется исключительно высокими темпами роста активов российских банков, которые быстро восстановились после кризиса 1998 года. За период 1999-2009 гг. активы российских банков увеличились более чем в 7 раз. Вполне понятно, что на фоне столь беспрецедентно высоких темпов роста масштабы деловой активности банков с иностранным участием, несмотря на увеличение в абсолютном выражении, имели понижательную динамику в относительных показателях.
Для банков с иностранным участием текущая ситуация во многом является переходной, когда стратегия ведения бизнеса в России может претерпеть кардинальные изменения. Статистические данные пока еще по большей части фиксируют модель «осторожного поведения» иностранного капитала в российском банковском секторе. Ее главным признаком выступает существенный дисбаланс между потенциальными конкурентными преимуществами дочерних иностранных банков и реальными масштабами их деятельности на российском рынке банковских услуг.
Однако на отдельных
сегментах рынка банковских услуг
кредитные организации с
Оценки и прогнозы показывают, что масштабы участия иностранного капитала в российской банковской системе, в том числе путем слияний и присоединений, уже в ближайшей перспективе заметно расширятся. Ситуация для многих российских банков осложняется еще и тем, что вследствие широкого распространения практики трансграничного оказания финансовых услуг лучшие заемщики, представленные, прежде всего, экспортно-ориентированными предприятиями, уходят к иностранным банкам. Уже сейчас, по имеющимся оценкам, примерно 45% кредитов предприятиям предоставляется иностранными банками. В связи с повышением рейтинга российского суверенного долга до инвестиционного уровня тремя мировыми рейтинговыми агентствами международные банки активизировали свою деятельность по кредитованию российских предприятий. В 2009 году отечественные заемщики были профинансированы на более внушительные суммы, по сравнению в предыдущими годами. По данным Citigroup, российские IPO составили 10% всех европейских выпусков акций. По оценкам аналитиков, в ближайшие три года у 200 российских компаний будет достаточно средств для организации IPO.
Информация о работе Иностранный капитал в банковской системе РФ