Иностранный капитал в банковской системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования показать все плюсы и минусы присутствия иностранного капитала в банковской системе:
В связи с целью были определены следующие задачи:
1) Определить роль иностранного капитала в модернизации экономики России;
2) указать предпосылки входа иностранного капитала в банковскую систему РФ;
3) проанализировать присутствие иностранного капитала в банковской системе РФ.

Содержание работы

Введение
1. Роль иностранного капитала в экономике страны и его участие в развитии национальных банковских систем 5
1.1 Роль иностранного капитала в модернизации экономики России 5
1.2 Иностранный капитал в развитии национальных банковских систем 10
2. Предпосылки входа иностранного капитала в национальную банковскую систему, его роль и место в банковской системе РФ 19
2.1 Предпосылки входа иностранного капитала в банковскую систему РФ 19
2.2 Иностранный капитал в банковской системе РФ 25
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Иностранный капитал в банковской системе РФ.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

Вступивший с середины 2004 года в действие Федеральный закон  № 173 «О валютном регулировании и  валютном контроле» еще больше расширяет возможности для иностранных банков проводить операции с российскими клиентами без открытия дочерних банков и филиалов. Данный закон, по существу, предоставляет им национальный режим оказания финансовых услуг. И в этой связи отстаиваемый Россией в ходе переговоров о вступлении в ВТО пункт на запрет открытия филиалов иностранных банков может оказаться в известной степени формальным.

Ухудшение качества кредитного портфеля, необходимость создания дополнительных резервов на возможные потери по ссудам в связи с уходом надежных заемщиков и возрастающие риски кредитования ставят российские банки в сложное положение. Коэффициент достаточности капитала, несмотря на абсолютный рост собственных средств банков, имеет выраженную тенденцию к уменьшению. В целом по банковской системе он находится пока в относительно безопасной зоне. Однако следует учитывать, что, во-первых, ситуация может быть весьма неоднородной по различным группам банков. Во-вторых, риски, принимаемые на себя банками, характеризуются неопределенностью. В этой связи решения на основе профессионального суждения могут по-разному трактоваться кредитными организациями и органом банковского надзора. В силу этого капитал оказывается «плавающей» величиной, что усиливает вероятность нарушения норматива его достаточности.

Не менее важное значение имеет и то, что у многих российских банков финансовые результаты деятельности недостаточны для создания резервов в случае расширения масштабов кредитования. Ограничения по предоставлению кредитов и высокие процентные ставки приводят к потере клиентской базы и недополучению ожидаемого дохода. В результате, возникает своеобразная цепочка, когда наиболее надежные заемщики концентрируются вокруг иностранных банков и российских банков с государственным участием, а менее надежные заемщики по убыванию распределяются между крупными и остальными российскими банками.

Значительное влияние  на конкурентоспособность российских банков все больше оказывает поворот  в сторону операций с населением. Как уже отмечалось выше, ритейловый бизнес остался в России практически единственным видом банковской деятельности, где имеются свободные ниши при высокой доходности. Не подлежит сомнению, что на этом сегменте рынка банковских услуг уже в ближайшие годы заметно активизируются банки с иностранным участием, которые обладая возможностями для рефинансирования, отработанными технологиями оценки заемщиков и продвижения банковских продуктов составят конкуренцию российским банкам. При этом не исключено, что иностранные банки могут начать с «быстрого старта» за счет приобретения контрольных пакетов тех российских кредитных организаций, которые уже провели работу по созданию сети филиалов и дополнительных офисов.

Имеются основания полагать, что в ближайшие годы режим  допуска иностранного капитала в российский банковский сектор будет в большей мере ориентирован на развитие рыночных отношений и конкуренции в банковском секторе. «Стратегией развития банковского сектора на период до 2008 года», подготовленной совместно Правительством и Центральным банком Российской Федерации, предусматривается в целом упростить процедуру формирования капитала кредитных организаций за счет средств нерезидентов и максимально сблизить ее с процедурой формирования капитала кредитных организаций резидентами. В целях выравнивания условий участия резидентов и нерезидентов в капитале банковского сектора предполагается внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие введение уведомительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами более 1 процента акций (долей) уставного капитала кредитной организации и разрешительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами более 10 процентов акций (долей) уставного капитала кредитной организации.

Последним ограничением для иностранных банков остается таким образом запрет на открытие прямых филиалов. Однако и этот барьер в ходе переговоров о вступлении России в ВТО может быть снят в силу ряда причин. Во-первых, Россия осталась последней страной «большой восьмерки» (после снятия Канадой в 2002 году запретов на создание филиалов иностранных банков), которая придерживается этой практики. Во-вторых, в России отсутствует законодательная база для запрета на открытие филиалов иностранных банков. Время для этого уже упущено, поскольку вряд ли накануне вступления в ВТО такого рода законодательная инициатива получит поддержку со стороны мирового финансового сообщества.

Особенность сложившейся  ситуации такова, что с юридической  точки зрения в России отсутствуют  какие либо ограничения на открытие филиалов иностранных банков. Законом «О банках и банковской деятельности» установлено, что банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (ст. 2). Ни в одном нормативном документе ЦБ РФ не содержится запретов на создание филиалов банков-нерезидентов.

Снятие ограничений de facto на открытие филиалов сделает для  иностранных банков доступ на российский рынок более комфортным, позволит уменьшить неоперационные расходы  и обойти часть административных барьеров. Одновременно это будет означать усиление конкурентной борьбы за клиентов, в ходе которой российские банки могут оказаться в неравном положении.

Связано это с рядом  моментов, среди которых можно  выделить следующие. Во-первых, для филиалов иностранных банков не могут устанавливаться требования по формированию обязательных резервов, что уже само по себе ставит их в предпочтительное положение, учитывая существенную разницу в размерах обязательного резервирования в России и других странах. Во-вторых, филиалы иностранных банков будут иметь больше возможностей по оптимизации налогообложения, поскольку они не предоставляют в полном объеме отчетность налоговым и надзорным органам страны их пребывания.      В-третьих, деятельность филиалов иностранных банков регулируется надзорными органами страны пребывания их головной конторы. В этой связи нельзя исключать того, что различия в пруденциальных нормах и условиях регулирования банковской деятельности могут в ряде случаев создавать преференции определенной группе филиалов при проведении отдельных операций. В-четвертых, с деятельностью филиалов иностранных банков могут быть связаны перемещения спекулятивного капитала, которые дезорганизуют местные финансовые рынки и повышают риски банковской деятельности. В-пятых, проникновение филиалов иностранных банков с сомнительной деловой репутацией может осложнить борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В связи со сказанным выходом из создавшейся ситуации может быть внесение в безотлагательном порядке дополнений в Положение Банка России №437 от 23 апреля 1997 г. «Об особенностях регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов». Смысл этих дополнений заключается в применении мер предосторожностей, которые не противоречат условиям вхождения России в ВТО. Принципиальная возможность открытия филиалов иностранных банков на территории Российской Федерации оговаривалась бы рядом принципиальных условий. К их числу можно отнести следующие:

- заключение в обязательном порядке Соглашения о сотрудничестве в области банковского надзора между Банком России и страной пребывания головной конторы. Этот пункт прямо вытекает из Базельского документа «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора»;

- предоставление права на открытие филиала банкам, рейтинг которых не ниже АА по методологии Стандард энд Пурз или аналогичного показателя Мудиз и Фич ИБКА.;

- распространение на филиалы иностранных банков мер особого контроля, предусмотренные Положением ЦБ РФ № 437;

- применение к филиалам иностранных банков принципа взаимности, когда на филиалы налагаются ограничения, эквивалентные тем, которые применяются в отношении филиалов иностранных банков в стране расположения головной конторы банка;

- внесение при открытии филиала иностранного банка депозита в размере не менее 5 млн. долл. США на специальный счет в Банке России.

 

Список  литературы

 

1. Антипова. О. Н. Функционирование банковской системы. - М.: ИНФРА-М, 2008г.

2. Балабанова И.Т. Банки и банковское дело, СПб: Питер, 2009г. 
3. Белоглазовой Г.Н., Кроливецкой Л.П.. Иностранный капитал в банках России - М.: Финансы и статистика, 2008г.

4. Бочаров В.В. Иностранный капитал в России. СПб: Питер, 2008г. 
5. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. СПб: Питер, 2009г.

6. Камаева В.Д. Экономическая теория. Учебник. М.: Владос, 2008г.

7. Кроливецкой Л. П. Банковское дело. Под ред. В. И. Колесникова, М.: Финансы и статистика, 2008г.

8. Лаврушина О.И.. Деньги, кредит, банки: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009г.

9. Пономарев Ю. В. Банки и банковская система. М.: Деньги и кредит. 8, 2008г.

10. Саркисянц А. Г. О состоянии банковской системы и возможных направлениях ее реформирования. М.: ИНФРА-М, 2007г.

11. Серебряков С.В. Банковская система России. М.: Ось-89. 2009г.  
12. Симановский А. Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс. М.: Ось-89, 2008г.

13. Журнал «Итоги» от 15 марта 2010г.

14. Журнал «Итоги» от 19 апреля 2010г.

15. Журнал «РБК» апрель 2010г.

16. Журнал «SmartMoney» от 26 пареля 2010г.

17. Интернет




Информация о работе Иностранный капитал в банковской системе РФ