Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:50, курсовая работа
Цель исследования показать все плюсы и минусы присутствия иностранного капитала в банковской системе:
В связи с целью были определены следующие задачи:
1) Определить роль иностранного капитала в модернизации экономики России;
2) указать предпосылки входа иностранного капитала в банковскую систему РФ;
3) проанализировать присутствие иностранного капитала в банковской системе РФ.
Введение
1. Роль иностранного капитала в экономике страны и его участие в развитии национальных банковских систем 5
1.1 Роль иностранного капитала в модернизации экономики России 5
1.2 Иностранный капитал в развитии национальных банковских систем 10
2. Предпосылки входа иностранного капитала в национальную банковскую систему, его роль и место в банковской системе РФ 19
2.1 Предпосылки входа иностранного капитала в банковскую систему РФ 19
2.2 Иностранный капитал в банковской системе РФ 25
Заключение 32
Список литературы 33
Вступивший с середины 2004 года в действие Федеральный закон № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» еще больше расширяет возможности для иностранных банков проводить операции с российскими клиентами без открытия дочерних банков и филиалов. Данный закон, по существу, предоставляет им национальный режим оказания финансовых услуг. И в этой связи отстаиваемый Россией в ходе переговоров о вступлении в ВТО пункт на запрет открытия филиалов иностранных банков может оказаться в известной степени формальным.
Ухудшение качества кредитного портфеля, необходимость создания дополнительных резервов на возможные потери по ссудам в связи с уходом надежных заемщиков и возрастающие риски кредитования ставят российские банки в сложное положение. Коэффициент достаточности капитала, несмотря на абсолютный рост собственных средств банков, имеет выраженную тенденцию к уменьшению. В целом по банковской системе он находится пока в относительно безопасной зоне. Однако следует учитывать, что, во-первых, ситуация может быть весьма неоднородной по различным группам банков. Во-вторых, риски, принимаемые на себя банками, характеризуются неопределенностью. В этой связи решения на основе профессионального суждения могут по-разному трактоваться кредитными организациями и органом банковского надзора. В силу этого капитал оказывается «плавающей» величиной, что усиливает вероятность нарушения норматива его достаточности.
Не менее важное значение имеет и то, что у многих российских банков финансовые результаты деятельности недостаточны для создания резервов в случае расширения масштабов кредитования. Ограничения по предоставлению кредитов и высокие процентные ставки приводят к потере клиентской базы и недополучению ожидаемого дохода. В результате, возникает своеобразная цепочка, когда наиболее надежные заемщики концентрируются вокруг иностранных банков и российских банков с государственным участием, а менее надежные заемщики по убыванию распределяются между крупными и остальными российскими банками.
Значительное влияние
на конкурентоспособность
Имеются основания полагать, что в ближайшие годы режим допуска иностранного капитала в российский банковский сектор будет в большей мере ориентирован на развитие рыночных отношений и конкуренции в банковском секторе. «Стратегией развития банковского сектора на период до 2008 года», подготовленной совместно Правительством и Центральным банком Российской Федерации, предусматривается в целом упростить процедуру формирования капитала кредитных организаций за счет средств нерезидентов и максимально сблизить ее с процедурой формирования капитала кредитных организаций резидентами. В целях выравнивания условий участия резидентов и нерезидентов в капитале банковского сектора предполагается внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие введение уведомительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами более 1 процента акций (долей) уставного капитала кредитной организации и разрешительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами более 10 процентов акций (долей) уставного капитала кредитной организации.
Последним ограничением для иностранных банков остается таким образом запрет на открытие прямых филиалов. Однако и этот барьер в ходе переговоров о вступлении России в ВТО может быть снят в силу ряда причин. Во-первых, Россия осталась последней страной «большой восьмерки» (после снятия Канадой в 2002 году запретов на создание филиалов иностранных банков), которая придерживается этой практики. Во-вторых, в России отсутствует законодательная база для запрета на открытие филиалов иностранных банков. Время для этого уже упущено, поскольку вряд ли накануне вступления в ВТО такого рода законодательная инициатива получит поддержку со стороны мирового финансового сообщества.
Особенность сложившейся ситуации такова, что с юридической точки зрения в России отсутствуют какие либо ограничения на открытие филиалов иностранных банков. Законом «О банках и банковской деятельности» установлено, что банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (ст. 2). Ни в одном нормативном документе ЦБ РФ не содержится запретов на создание филиалов банков-нерезидентов.
Снятие ограничений de facto на открытие филиалов сделает для иностранных банков доступ на российский рынок более комфортным, позволит уменьшить неоперационные расходы и обойти часть административных барьеров. Одновременно это будет означать усиление конкурентной борьбы за клиентов, в ходе которой российские банки могут оказаться в неравном положении.
Связано это с рядом моментов, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, для филиалов иностранных банков не могут устанавливаться требования по формированию обязательных резервов, что уже само по себе ставит их в предпочтительное положение, учитывая существенную разницу в размерах обязательного резервирования в России и других странах. Во-вторых, филиалы иностранных банков будут иметь больше возможностей по оптимизации налогообложения, поскольку они не предоставляют в полном объеме отчетность налоговым и надзорным органам страны их пребывания. В-третьих, деятельность филиалов иностранных банков регулируется надзорными органами страны пребывания их головной конторы. В этой связи нельзя исключать того, что различия в пруденциальных нормах и условиях регулирования банковской деятельности могут в ряде случаев создавать преференции определенной группе филиалов при проведении отдельных операций. В-четвертых, с деятельностью филиалов иностранных банков могут быть связаны перемещения спекулятивного капитала, которые дезорганизуют местные финансовые рынки и повышают риски банковской деятельности. В-пятых, проникновение филиалов иностранных банков с сомнительной деловой репутацией может осложнить борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности.
В связи со сказанным выходом из создавшейся ситуации может быть внесение в безотлагательном порядке дополнений в Положение Банка России №437 от 23 апреля 1997 г. «Об особенностях регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов». Смысл этих дополнений заключается в применении мер предосторожностей, которые не противоречат условиям вхождения России в ВТО. Принципиальная возможность открытия филиалов иностранных банков на территории Российской Федерации оговаривалась бы рядом принципиальных условий. К их числу можно отнести следующие:
- заключение в обязательном порядке Соглашения о сотрудничестве в области банковского надзора между Банком России и страной пребывания головной конторы. Этот пункт прямо вытекает из Базельского документа «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора»;
- предоставление права на открытие филиала банкам, рейтинг которых не ниже АА по методологии Стандард энд Пурз или аналогичного показателя Мудиз и Фич ИБКА.;
- распространение на филиалы иностранных банков мер особого контроля, предусмотренные Положением ЦБ РФ № 437;
- применение к филиалам иностранных банков принципа взаимности, когда на филиалы налагаются ограничения, эквивалентные тем, которые применяются в отношении филиалов иностранных банков в стране расположения головной конторы банка;
- внесение при открытии филиала иностранного банка депозита в размере не менее 5 млн. долл. США на специальный счет в Банке России.
1. Антипова. О. Н. Функционирование банковской системы. - М.: ИНФРА-М, 2008г.
2. Балабанова И.Т. Банки и банковское дело,
СПб: Питер, 2009г.
3. Белоглазовой Г.Н., Кроливецкой Л.П.. Иностранный
капитал в банках России - М.: Финансы и
статистика, 2008г.
4. Бочаров В.В. Иностранный капитал в России.
СПб: Питер, 2008г.
5. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая
теория. СПб: Питер, 2009г.
6. Камаева В.Д. Экономическая теория. Учебник. М.: Владос, 2008г.
7. Кроливецкой Л. П. Банковское дело. Под ред. В. И. Колесникова, М.: Финансы и статистика, 2008г.
8. Лаврушина О.И.. Деньги, кредит, банки: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009г.
9. Пономарев Ю. В. Банки и банковская система. М.: Деньги и кредит. 8, 2008г.
10. Саркисянц А. Г. О состоянии банковской системы и возможных направлениях ее реформирования. М.: ИНФРА-М, 2007г.
11. Серебряков С.В. Банковская система
России. М.: Ось-89. 2009г.
12. Симановский А. Ю. Надзорные и контрольные
функции Банка России: краткий экскурс.
М.: Ось-89, 2008г.
13. Журнал «Итоги» от 15 марта 2010г.
14. Журнал «Итоги» от 19 апреля 2010г.
15. Журнал «РБК» апрель 2010г.
16. Журнал «SmartMoney» от 26 пареля 2010г.
17. Интернет
Информация о работе Иностранный капитал в банковской системе РФ