Иностранный капитал в России: проблемы улучшения инвестиционного климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Инвестиционная ситуация в РФ.................................................4
Инвестиции и их классификация.......................................4
Препятствия на пути инвестиций.
Инвестиционный климат в РФ............................................9
Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ..............................12
2.1 Необходимость привлечения иностранных
инвестиций в российскую экономику.......................................12
2.2Динамика иностранных инвестиций в экономике РФ.......16
Глава 3.Как улучшить инвестиционный климат в РФ...........................22
Меры на ближайшую перспективу.......................................22
Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу.....25
Пути и меры по привлечению иностранных
инвестиций в РФ..........................................................................28
Заключение..........................................................................................................30
Список литературы............................................................................................32 Методологические пояснения……………………………………

Файлы: 1 файл

ебучий курсач.docx

— 109.33 Кб (Скачать файл)

Восстановление сектора прямых иностранных инвестиций в нашей стране начнется уже в этом году, прогнозируют аналитики, но оно будет крайне медленным. Российские эксперты говорят о том, что обстановка стабилизировалась, и сейчас инвесторы уже могут думать о размещении своих средств в нашу экономику. По мнению экспертов, приток иностранных инвестиций в Россию, как и многие другие макропоказатели, будет зависеть в первую очередь от перспектив восстановления нашей экономики по сравнению с другими странами.

Анализ инвестиционного рейтинга РФ был осуществлен на основе данных агентства FDI Confidence Index. Он составляется на основе опроса руководителей 1000 крупнейших компаний мира об их намерениях осуществлять прямые инвестиции в ту или иную страну в ближайшие один-три года. Данный опрос осуществляется по 60 странам мира, а вероятность инвестирования руководители оценивают от 0 до 3. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что рейтинг отражает реально движение капитала.

В 2010 году Россия занимает лишь 18-ю строчку с показателем 1,24. Что касается исторического анализа, своего пика инвестиционный рейтинг РФ достиг в предкризисном 2007 году и составил 1,7. При этом России удалось занять 9-ое место. А наилучшим результатом является 6-ое место РФ, полученное в 2005 году с показателем 1,34. Россия заняла 5-е место в мире по притоку прямых зарубежных инвестиций за 2008-й год, уступая лишь США, Франции, Китаю и Великобритании. Объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций в 2008 году составил 75 миллиардов долларов2.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы  аналогичными, но не одинаковыми  мотивами. В  обоих  случаях  инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том,  чтобы руководить  компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная  компания)  стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции,  которая будет реализовываться либо на российском потребительском  рынке  (пример ресторанов Макдоналдс),  либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные  инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные  прямым  инвестициям  формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных  материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров  народного потребления,  в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны,  и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен приоритетный инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций, в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации).

Проанализируем далее, из каких государств преимущественно привлекаются иностранные инвестиции в Российскую экономику, инвесторы каких государств предпочитают использовать благоприятные условия инвестирования в России.

Об объемах инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации, свидетельствуют данные, приведенные в таблице № 4 (см. Приложение)

  В 2008 г. в России были зарегистрированы иностранные инвестиции из 108 стран мира. Основными инвесторами капитала в экономику России являются промышленно развитые страны, среди которых доминируют немецкие, американские и западноевропейские компании. Основные страны-инвесторы в 2008г. - Кипр, Великобритания, Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирландия, США. На долю этих стран приходится 83,7% от общего объема иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых - 82,8% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.3

По состоянию на конец сентября 2013г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 262,4 млрд. долларов США. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции (см. Приложение, Таблица № 3), осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.).

Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.

Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.

Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложений в российскую экономику остается незначительным. Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства России возросла лишь с 3% в 1993 г. до 15% в 2005 г.4

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о довольно незначительной доле иностранного капитала в российской экономике в целом и во внешнеэкономической сфере в частности.

Следует подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 3 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Однако из-за малого числа совместных предприятий, занятых выпуском промышленной продукции, их влияние на общий уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности России остается незначительным.

Глава 3. Как улучшить инвестиционный климат в РФ

3.1. Меры на ближайшую перспективу

Необходимыми предпосылками инвестиционной деятельности являются низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.

  1. Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.
  •        верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периоде целесообразно снижение числа ставок до двух или одной, причем верхний уровень изъятий понизить до 20%. Необлагаемый минимум следует определять исходя из расчета реального прожиточного минимума. Целесообразно разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышение квалификации;
  • необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя совокупные отчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды) хотя бы до 30%;
  • должны быть пересмотрены и сокращены налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер;
  • для того чтобы налоговый инвестиционный кредит, налоговые каникулы действительно использовались на инвестиции в перевооружение производства, положение о предоставлении этой льготы должно быть конкретизировано;
  • важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством;
  • улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.
  1. Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать

программу реструктуризации банковской системы:

  • банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;
  • создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;
  • повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах;
  • Центральный Банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам.
  1. Внешнеэкономическая и таможенная политика.
  • активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также работу по связанной с этим коррекции законодательства. Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО;
  • упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов.
  1. Свобода входа на рынок.

Необходимо упростить процедуры по организации бизнеса.  
В настоящий момент требуются резолюция 20-30 автономных и дислоцированных в разных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени, исчисляемый несколькими днями, получить разрешение или четко аргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятие закона о регистрации юридических лиц.

5.  Борьба с коррупцией.

В условиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.

Следует рассмотреть вопрос о законодательном введении запрета на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.

 

3.2. Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу

Здесь речь идет о мерах и направлениях работы, которые предстоит конкретизировать в будущем.

    1. Структурные реформы.

Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.

По сути, важнейшими составляющими структурных реформ являются:

  • защита прав собственности;
  • укрепление корпоративного управления;
  • усиление дисциплины исполнения контрактов;
  • развитие банковской системы и институтов финансового рынка;
  • реформирование естественных монополий.

Информация о работе Иностранный капитал в России: проблемы улучшения инвестиционного климата