Институциональная организация валютного рынка в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Под валютными отношениями в узком смысле понимают прежде всего сами валютные операции, которые представляют собой юридически значимые действия в отношении денег или обращающихся инструментов (т.е. инструментов, которые способны выполнять все или часть экономических функций денег), осложненные иностранным элементом либо признаком трансграничности: приобретение, отчуждение, перемещение (перевод) национальной валюты, обращающихся инструментов (прежде всего ценных бумаг) в национальной валюте и валютных ценностей. Осложнение иностранным элементом проявляется либо по объекту - действия осуществляются в отношении валютных ценностей, либо по субъекту - действие осуществляет нерезидент, либо другой стороной в сделке, в рамках которой осуществляется соответствующее действие, является нерезидент.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО РЫНКА В РОССИИ 5
1.1 Основные понятия и сущность валютного рынка 5
1.2 Законодательное регулирование валютного рынка 15
1.3 Формирование и развитие валютного рынка и валютной биржи России 23
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РОССИИ 27
2.1 Анализ показателей валютного рынка 27
2.2 Динамика и базовые тенденции валютного курса 42
2.3 Проблемы и негативные тенденции в развитии валютного рынка 54
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РОССИИ 59
3.1 Совершенствование и упорядочение валютного законодательства 59
3.2 Перспективы развития валютного рынка 61
3.3 Прогнозные сценарии динамики валютных курсов основных валют мира в России 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 78

Файлы: 1 файл

1. Институциональная организация валютного рынка в России.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Институциональная организация валютного рынка в России

1.1. Основные понятия и сущность валютного рынка

Под валютными  отношениями в узком смысле понимают прежде всего сами валютные операции, которые представляют собой юридически значимые действия в отношении денег или обращающихся инструментов (т.е. инструментов, которые способны выполнять все или часть экономических функций денег), осложненные иностранным элементом либо признаком трансграничности: приобретение, отчуждение, перемещение (перевод) национальной валюты, обращающихся инструментов (прежде всего ценных бумаг) в национальной валюте и валютных ценностей. Осложнение иностранным элементом проявляется либо по объекту - действия осуществляются в отношении валютных ценностей, либо по субъекту - действие осуществляет нерезидент, либо другой стороной в сделке, в рамках которой осуществляется соответствующее действие, является нерезидент.

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет валютную операцию как:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и  отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента  валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной  валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг  со счета, открытого за пределами  территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Валютная политика государства является составной  частью макроэкономической политики и  представляет собой совокупность мер  государственного регулирования, направленных на достижение баланса мировой валютной системы и национальной валютной системы. Валютная политика является составной частью финансовой политики государства.

Основными направлениями  валютной политики являются: 1

  • управление курсами иностранных валют с целью укрепления курса национальной валюты;
  • формирование золотовалютных резервов страны;
  • установление единой системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • участие Российской Федерации в международных валютно-финансовых организациях;
  • интеграция российской валютной системы в мировую валютную систему.

///////////////

1.2. Законодательное  регулирование валютного рынка

Валютное регулирование и валютный контроль являются комплексными направлениями государственного воздействия на экономические отношения. Проблемы правового регулирования валютных отношений на современном этапе в Российской Федерации становятся все более актуальными и значимыми. Это прежде всего связано с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и постепенной отменой валютных ограничений на осуществление валютных операций, включая валютные операции движения капитала, поскольку одним из требований государств - членов ВТО было требование либерализации валютного законодательства. Поэтому в последние годы произошли существенные изменения в регулировании валютных отношений законодательством Российской Федерации, направленные на уменьшение валютных ограничений при осуществлении валютных операций.

Начавшееся  в 2003 г. реформирование валютного законодательства Российской Федерации продолжается и в настоящее время. Линию на дальнейшую либерализацию валютного законодательства подтвердил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин в 2006г. Он тогда сказал: "Современной России нужен беспрепятственный выход со всей своей продукцией на международные рынки. Для нас это вопрос более рационального участия в международном разделении труда, вопрос получения полноценных выгод от интеграции в мировую экономику. Именно с этой целью мы продолжаем вести переговоры о присоединении ко Всемирной торговой организации и ведем их только на условиях, которые полностью учитывают экономические интересы России... Сегодня предлагаю ускорить отмену оставшихся ограничений и завершить эту работу до 1 июля текущего года".2

Именно поэтому  валютное право и вопросы, с ним связанные, вызывают все больший интерес как у исследователей, так и у практических работников.

В литературе выделено два уровня валютного регулирования - нормативно-правовое (создание правовых норм, направленных на регулирование  определенных общественных отношений) и индивидуально-правовое (применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам). Основной формой валютного регулирования является издание нормативных актов.3

Основным источником регулирования валютных отношений  в Российской Федерации является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Анализ действующего валютного законодательства указывает  на лиц, осуществляющих валютное регулирование  и валютный контроль, которые относятся к категории субъектов валютных отношений, взаимодействующих с участниками валютных операций в области публично-правовых отношений.

К лицам, осуществляющим валютное регулирование, относятся  Банк России и Правительство РФ. Компетенция указанных органов исчерпывающим образом определена законодательством и по своему содержанию сводится к установлению порядка проведения валютных операций или, иначе говоря, установлению валютных ограничений, их "настройке" под конкретные экономические условия. При этом непосредственными целями деятельности Банка России и Правительства РФ в области валютного регулирования являются предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса национальной валюты, а также поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Безусловно, в  рамках правозащитной деятельности государства деятельность органов  валютного контроля сводится к проверке соблюдения участниками валютных операций валютных ограничений, установленных  валютным законодательством РФ и органами валютного регулирования, и к привлечению к юридической ответственности лиц, их нарушивших.

Правоохрана как  функция правозащиты направлена на обеспечение стабильного правопорядка в сфере государственного управления. Так, ответственность за нарушения валютного законодательства используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений - валютными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности в сфере осуществления валютных отношений.

/////

Способы, используемые государством для валютного регулирования (в частности, для обеспечения  пропорций спроса и предложения валют), по мнению Б.Ю. Дорофеева, Н.Н. Земцова, В.А. Пушина, можно разделить на два основных вида: принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от совершения действий (императивные); экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, свободу выбора способа и условий своего участия в сделке или проведения операции (диспозитивные). Например, эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Банк России вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Как известно, Банк России проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.4

Кроме того, необходимо указать на тот факт, что валютная политика - составная часть экономической стратегии страны. Следовательно, важную роль в процессе осуществления валютной политики играет правозащитная деятельность государства, которая непосредственно проявляется в качественном состоянии нормативно-правовой базы.

В теории валютного  права специальными принципами валютного права принято считать общеобязательные положения правового регулирования валютных отношений, закрепленные в законодательстве. Указанные принципы нашли свое отражение в ст. 3 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":5

1) приоритет  экономических мер в реализации  государственной политики в области  валютного регулирования;

2) исключение  неоправданного вмешательства государства  и его органов в валютные  операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы  валютного регулирования и валютного  контроля;

5) обеспечение  государством защиты прав и  экономических интересов резидентов  и нерезидентов при осуществлении  валютных операций.

Указанные принципы являются общими как для правового воздействия на валютные отношения, так и для иных способов государственного регулирования данной сферы. В целом они отражают стремление законодателя создать механизм валютного регулирования и валютного контроля как составной элемент системы национальной экономики.

Таким образом, правозащитная деятельность государства  в валютной сфере понимается как  осуществляемая в соответствии с  действующим законодательством  деятельность государственных органов, кредитных организаций, правоохранительных органов по пресечению и установлению противоправных деяний в процессе осуществления валютных операций, восстановлению нарушенных прав и свобод субъектов валютных правоотношений и привлечению правонарушителей к юридической ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современное  состояние и тенденции развития валютного рынка России

2.1. Анализ показателей валютного рынка

Валютный  рынок в 2006г.

На протяжении 2006 года Банк России проводил политику управляемого плавающего валютного курса, используя в качестве операционного ориентира бивалютную корзину. При этом количественные целевые значения курса рубля к иностранным валютам не устанавливались. Курсовая политика была направлена на недопущение чрезмерного укрепления рубля, а также на предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов, и реализовывалась с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов. Ограниченное управление валютным курсом, обеспечивающее плавную его динамику, являлось в истекшем году дополнительным элементом стабилизационной политики Банка России и Правительства Российской Федерации.

Cитуация на внутреннем валютном рынке в 2006 году была стабильной. В условиях высоких цен на мировом рынке энергоресурсов предложение иностранной валюты на российском рынке превышало спрос на нее. Ситуация на внутреннем валютном рынке определялась сохраняющимся значительным притоком средств от экспорта, а также поступлением валюты по капитальным и финансовым операциям частного сектора, что обуславливало необходимость периодического проведения валютных интервенций со стороны Банка России.

Динамика котировок российского  рубля к доллару США и евро формировалась под воздействием проводимой Банком России курсовой политики и складывающейся динамики движения курсов ведущих валют на мировом валютном рынке. Продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке активизировались главным образом в периоды налоговых выплат.

Рис.1. Динамика официальных курсов доллара США и евро

В 2006 году отмечалось укрепление рубля не только в реальном, но по отношению к доллару США  и в номинальном выражении (9,6% к декабрю 2005 г.). Рубль к евро за год в номинальном выражении обесценился на 1,7 процента.

По расчетам Минэкономразвития, в реальном выражении  курс рубля по отношению к доллару  США в декабре 2006 г. к декабрю 2005 г. возрос на 16,6%, к евро – на 5,2%. Укрепление интегрального показателя - реального эффективного курса рубля - за 2006 год составило 7,4 процента.

Официальные номинальные  курсы доллара США и евро к  рублю составили на 1 января 2007 года 26,33 руб. и 34,70 руб. за единицу иностранной  валюты соответственно.

 

//////////////

Рис.2. Динамика среднемесячных реальных курсов рубля в 2005-2006 годах (для показателей за 2005 г. 100% = 12,2004; для показателей за 2006 г. 100% = 12,2005)

По итогам 2006 года золотовалютные резервы РФ выросли  до 303,7 млрд. долл. США, или на 67%, основным фактором роста резервов стали покупки  иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке.

///////////

Рис.3. Золотовалютные резервы Российской Федерации в 2004-2006 годах (на начало месяца, млрд. долл.)

В 2006 году Банк России в целях сдерживания инфляционных процессов несколько раз снижал стоимость бивалютной корзины, используемой в качестве ориентира при проведении валютных интервенций. Структура бивалютной корзины – соотношение доллара и евро в корзине - в 2006 году оставалась неизменной. Последнее снижение стоимости бивалютной корзины произошло в сентябре.

////////////

Рис.4. Динамика стоимости бивалютной корзины

За IV квартал совокупный биржевой оборот по инструменту «рубль/доллар США» на ММВБ сократился на 2,4% до 252,9 млрд. долл. США против 259,2 млрд. долл. США в III квартале (преимущественно за счет сокращения объема операций «валютный своп»). Совокупный биржевой оборот по инструменту «рубль/евро» в IV квартале возрос на 44,8% и составил 5,2 млрд.евро.

Информация о работе Институциональная организация валютного рынка в России