Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:32, курсовая работа
Целью исследования является проведение теоретического анализа формирования институциональной среды в современной российской экономике и ее влияния на эффективность хозяйственной деятельности. В соответствии с вышеназванной целью были поставлены следующие задачи:
определить теоретические основы институциональной среды,
рассмотреть государства в формировании институциональной среды;
проанализировать виды инстуциональных соглашений: рынок, фирма, гибрид
Введение…………………………………………………………………………3
1 Институциональная среда функционирования бизнеса…………………….5
1.1 Теоретико-методологические аспекты институциональной среды………5
1.2 Роль государства в формировании институциональной среды…………...7
1.3 Основные виды инстуциональных соглашений: рынок, фирма, гибрид...11
2 Отечественная практика инстуциональных соглашений…………………..22
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………………..29
Преимущества и недостатки толлинга во многом противоречивы (табл. 2).
С точки зрения институционального анализа использование толлинга может быть объяснено особой формой интернализации трансакционных издержек: внешние трансакционные издержки, связанные с информацией и обеспечением контрактов, трансформируются во внутренние неявные издержки вертикального объединения.
Преимущества |
Недостатки |
1. Позволяет загрузить |
1. Так как основная часть |
2. Снижает социальную напряженнос |
2. Не способствует развитию |
3. Расширяет рынки сбыта определе |
3. Способствует уходу от выплат по долгам и налоговым платежам |
4. Уменьшает страховые запасы сырья у переработчика, высвобождает часть оборотных средств |
4. Льготный таможенный режим
(для алюминиевой промышленност |
5. Защищает юридически право собственности толлингера на сырье при аресте имущества переработчика за долги |
5. В долгосрочном плане использов |
6. Позволяет толлингеру устанавли |
В Российской Федерации толлинг широко распространился в алюминиевой промышленности, черной металлургии, легкой и пищевой (сахарной) отраслях, сельском хозяйстве (производство комбикормов, переработка молока, яиц и т.д.). Это обусловлено в значительной степени проблемой неплатежеспособности производителей, особенно выпускающих промежуточную продукцию. Однако в целом толлинг нужно рассматривать как одну из многообразных схем работы в бизнесе, особую форму институциональных соглашений.
Франчайзинг. Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами возникают в результате применения системы франчайзинга. Франчайзинг как особая форма вертикальных ограничений предусматривает приобретение франчайзи (как правило, относительно мелкой фирмой) права действовать, используя торговую марку крупной авторитетной фирмы – франчайзера. Обязанности франчайзи могут сводиться к реализации продукции франчайзера и поддержанию его торговой марки. Вертикальный контроль со стороны франчайзера может быть различным в зависимости от типа контракта. Франчайзер может устанавливать план продаж, стандарты производства и качества, форму отчетности, а также предусматривать полную регламентацию деятельности. Франчайзинг применяется в легкой промышленности, торговле, сфере обслуживания и т.д.
Плата за пользование франчайзингом складывается из двух частей – фиксированной суммы (франшизы) и отчислений от выручки франчайзы (роялти). Изменяя величину этих параметров, франчайзинг может влиять на конкуренцию между франчайзи и их ценовую политику. Чем ниже роялти и выше франшиза, тем больше заинтересованы франчайзи в увеличении объема продаж. Наоборот, высокий процент роялти приведет к снижению объема продаж франчайзи и повышению цены.
Франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки (табл. 3).
Преимущества |
Недостатки |
1. Сохранение самостоятельности франчайзи и права на остаточный доход |
1. Франчайзи должен учитывать интересы франчайзера и регулярно отчислять ему часть дохода, что может вести к финансовым трудностям первого |
2. Снижение риска франчайзи |
2. Ограничение инициативы и возмо |
3. Преодоление барьеров входа на рынок, связанных с инвестициями в репутацию |
3. Постоянный контроль со стороны франчайзера вплоть до проверки финансовой документации |
4. Поддержка крупной фирмы, а значит, преимущества в переговорных процессах по сравнению с самостоятельными мелкими фирмами |
4. Зависимость от успешности деятельности франчайзера и его обязательств в рамках соглашений |
5. Франчайзеры осуществляют верти |
5. Наличие стартового капитала и стартовых издержек |
6. Проблема неблагоприятного отбо |
Институциональный анализ взаимоотношений франчайзера и франчайзи показывает следующие особенности36. Имя и торговая марка франчайзера, снижая неопределенность качества услуг, предоставляемых потребителям, служат общественным благом для всех франчайзи (операторов). Возникает проблема безбилетника, когда отдельный оператор может в своих частных интересах использовать репутацию франчайзера, снижая качество предоставляемых услуг, так как выгоду от этого он получает один, а издержки несут все участники системы франчайзинга. Здесь проявляется отрицательный горизонтальный внешний эффект, который может быть и перекрестным, а результатом оказывается подрыв (размывание) репутации. Поэтому требуются специальные институциональные меры, блокирующие стимулы к оппортунистическому поведению операторов, в рамках системы контроля со стороны франчайзера. Например, оператор получает вознаграждение в виде процента от суммарного дохода (объема продаж) всей системы франчайзинга. Кроме горизонтального может возникать отрицательный вертикальный внешний эффект, поскольку оппортунистическое поведение каждого оказывает неблагоприятное влияние на доходы партнера. Например, франчайзи, снижая качество услуг, может объяснять сокращающийся объем продаж ухудшением спроса потребителей. Поэтому франчайзер часто использует систему двойного распределения, обеспечивающую определенную конкуренцию и снимающую эффект асимметрии информации.
2 Отечественная практика инстуциональных соглашений
Для примера обратимся к организационно-правовым формам, зафиксированным в Гражданском кодексе Российской федерации (табл. 4).
Таблица 4 – Организационно-правовые формы предприятий в России
Основные формы |
Производные формы |
Индивидуальное частное предпри |
|
Производственный кооператив |
|
Хозяйственные товарищества и общества |
Полное товарищество Товарищество на вере Открытое акционерное общество Закрытое акционерное общество Дочернее или зависимое предпри Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью |
Государственные и муниципальные унитарные предприятия |
Основанные на праве оперативного управления Основанные на праве хозяйственного ведения |
А.Н. Олейник предложил сравнить все формы по следующим критериям:
1) степень спецификации
правомочий в Гражданском
2) распределение права
владения и права на
3) характер ограничений на изменение конфигурации пучка правомочий;
4) возникновение и возможность решения проблемы принципала–агента. Если все три правомочия (права владения, распоряжения и пользования) принадлежат разным субъектам, проблема принципала–агента возникает на двух уровнях: в отношениях между владельцем и менеджером и в отношениях между менеджером и непосредственным исполнителем;
5) степень разделения
и перенесения рисков. Конфигурация
пучка прав собственности
6) степень аккумулирования капитала. Способна ли данная организационно-правовая форма обеспечить аккумулирование капитала с минимальными трансакционными издержками.
Если отмечать одним баллом наиболее оптимальную по данному критерию организацию, а одиннадцатью – наименее оптимальную, то получим следующую таблицу рангов (табл. 5).
Таблица 5 - Сравнение организационно-правовых форм
Организационно-правовая форма |
Критерии |
Итого | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
Индивидуальное частное |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
11 |
26 |
Производственный кооператив |
4 |
2 |
9 |
2 |
10 |
10 |
37 |
Полное товарищество |
7 |
3 |
8 |
3 |
9 |
9 |
39 |
Товарищество на вере |
8 |
4 |
7 |
4 |
8 |
8 |
39 |
ОАО |
2 |
8 |
2 |
5 |
1 |
1 |
19 |
ЗАО |
3 |
7 |
3 |
9 |
2 |
2 |
26 |
Дочернее или зависимое предприятие |
9 |
9 |
4 |
6 |
3 |
3 |
34 |
ООО |
5 |
5 |
5 |
8 |
6 |
4 |
33 |
Общество с дополнительной ответственностью |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
5 |
37 |
Унитарное предприятие на праве оперативного управления |
11 |
10 |
11 |
11 |
5 |
6 |
54 |
Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения |
10 |
11 |
10 |
10 |
4 |
7 |
52 |
Наиболее эффективными по указанным критериям оказались открытые акционерные общества (19 баллов), индивидуальные предприятия (26 баллов) и закрытые акционерные общества (26 баллов). В разряд наименее эффективных попали унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения (52 балла) и унитарные предприятия на праве оперативного управления (54 балла). В целом выбор закрытой или открытой формы организации бизнеса зависит от очень широкого круга обстоятельств, связанных как с внутренними показателями деятельности, так и с характеристиками внешней среды.
Определенность во взаимодействии присутствует лишь при условии, что и донор, и наблюдатель находятся в рамках одного и того же соглашения. «Непонимание», а следовательно, и неопределенность возникают в двух других точках, выделенных серым цветом.
Индивид может действовать в рамках всех соглашений. Как он может согласовывать свои действия с различными «правилами игры», играть роль и рационального покупателя (рыночное соглашение), и квалифицированного специалиста (индустриальное), и гражданина, и примерного семьянина? Задача усложняется тем, что многие сферы деятельности находятся на стыке различных соглашений. Например, любая фирма действует на границе как минимум между двумя соглашениями — рыночным (сбыт продукции, ценовая политика и т.д.) и индустриальным (собственно производственная деятельность). В чисто экономическом плане именно на «стыке» соглашений возникает неопределенность. Индивиды оказываются неспособными согласовать взаимоисключающие требования к своему поведению и построить верные предположения относительно действий своих контрагентов.
Таблица 6 – Соотношение инстуциональных соглашений в РФ
Тип соглашения |
Основная норма поведения |
Предметный мир |
Источник информации |
Вектор времени |
Пример сферы деятельности |
Рыночное |
Максимизация индивидом полезности через удовлетворение потребностей других индивидо |
Товары и деньги |
Цены |
Ориентация на настоящее |
Классический рынок |
Индустриальное |
Обеспечение непрерывности производственного процесса, подчинение взаимодействия между людьми требованиям технологии |
Технологи ческое оборудование |
стандарты |
Сделки являются проекцией будущего на настоящее (планирование) |
Военно-промышленный комплекс |
Традиционное |
Обеспечение воспроизводства традиций; принцип старшинства |
Предметы старины |
Обычаи, традиции |
Сделки являются проекцией прошлого |
Семья |
Гражданское |
Подчинение индивидуальных интересов коллективным, ориентиром во взаимодействиях служит оптимум по Парето |
Общественные блага |
Закон |
Ориентация на настоящее |
Политическая сфера |
Общественное мнение |
Достижение известности, привлечение общественного внимания |
Предметы престижа |
Слухи |
Ориентация на настоящее |
Средства массовой информации |
Творческая деятельность |
Достижение неповторимого результата, у которого отсутствуют аналоги |
Изобретения |
Озарение |
Дискретное время |
Творческая деятельность |
Экологическое |
Обеспечение гармонии с природой, подчинение взаимодействий людей требованиям экологии |
Природные объекты |
Информация о состоянии окружающей среды |
Цикличность времени: природные циклы |
Природоохранная деятельность |
Выводы. Подведем краткие
итоги анализа норм в качестве
одной из составляющих институциональных
ограничений рационального
Информация о работе Институциональная среда в современной российской экономике