Институциональная структура внутренних рынков промышленно развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

В развитии общественных производительных сил рано или поздно наступает период, когда они вырастают за рамки национальных границ, знаменуя тем самым переход к интернационализации хозяйственной жизни. Хозяйственные связи между странами заметно интенсифицируются уже в XIX в. под влиянием крупной машинной индустрии, которая предъявляет повышенный спрос сырье, вовлекает в его добычу и производство все новые и новые страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Общая характеристика развивающихся стран……………………………………...5
1. Основные признаки развивающихся стран……………………………………......5
2. Характер и масштабы социально – экономических преобразований……………9
3. Роль государства в социально – экономических преобразований………………12
4. Социально – экономическая дифференциация развивающихся стран………....14
5. Классификация развивающихся стран…………………………………………....17
2. Внутренние рынки развивающихся стран………………………………………..19
1. Объем и уровень развития стран……………………………………………….....20
2. Потребительский спрос…………………………………………………………....22
3. Производственный спрос……………………………………………………….....27
4. Изменения в структуре предложения………………………………………….....31
5. Институциональная структура внутренних рынков…………………………......33
3. Промышленно развитые страны в мировом хозяйстве………………………….37
Заключение……………………………………………………………………………..45
Список используемой литературы…………………………………………………....47
Приложение А………………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

      Несмотря  на серьезные сдвиги в социально-экономической  структуре стран Азии и Африки, основная масса населения там по-прежнему связана с традиционными структурами. Становление современных видов занятости заметно отстает от соответствующих видов производства. Соответственно во многих развивающихся странах за годы независимости не произошло становления буржуазного общества. Этот вывод подтверждается количественными показателями. В странах Африки в активном населении доля социальных слоев, групп, остающаяся за пределами товарного уклада, в 60—70-е годы существенно не изменилась. В начале 80-х годов она составляла 84—86% всего самодеятельного населения. В Индии в начале 80-х годов в традиционных и промежуточных формах хозяйства было занято около 90% самодеятельного населения (1962 г. — 92%). Даже в обрабатывающей промышленности на дому было занято 35% работающих.

      Разрыв  между экономической и социальной динамиками нередко не уменьшался, а увеличивался. Важной, но не единственной причиной подобной ситуации выступал демографический рост, сдерживающий переключение самодеятельного населения на современные формы труда. Преобразование традиционных структур происходит в основном за счет промежуточных форм хозяйственной деятельности, при которых сочетаются различные методы хозяйствования. Существование различных по своей природе социально-экономических структур, как ожидается, будет продолжаться во многих регионах развивающегося мира еще долго.

      Таким образом, хотя соотношение различных  форм производства и занятости в  развивающихся странах неуклонно  изменяется в сторону современных, проблемы существования различных  по своей природе социально-экономических структур по-прежнему актуальны. Традиционные способы производства до сих пор обеспечивают средства к жизни миллионам людей. 

  1.3 Роль государства в социально-экономических преобразованиях 

      В любой общественной системе присутствует системообразующий и интегрирующий элемент, который в общих чертах определяет содержание и динамику развития системы.

      В условиях колониальной зависимости  метрополия внеэкономическими и  экономическими методами регулировала в своих интересах течение  социально-экономических процессов в колониях. После достижения независимости в силу слабости частного национального капитала движущей силой консолидации воспроизводственных процессов мог стать либо национальный государственный, либо иностранный капитал. Отсутствие или неразвитость господствующего уклада повысили значение и самостоятельность государства, политического аппарата общества. Государство в условиях дезинтегрированности хозяйства и не сформировавшегося гражданского общества является силой, способной ускорить процесс развития, преобразовать традиционные отношения.

      • Доминирующей силой в аппарате государства становились представители того общественного слоя, который обладает относительной автономией от всех укладов — гражданская или военная бюрократия, рекрутированная из чиновников и интеллигенции.

      • Особая роль государства проявляется в его социально-экономическом механизме. Его функции по созданию общих предпосылок и условий воспроизводства и созданию отдельных элементов производительных сил выполняются за счет национального дохода. При этом государство предоставляет услуги безвозмездно, как всеобщее благо. Подобный механизм увеличивает гибкость социально-экономической структуры в ее взаимодействии с многоукладной системой производительных сил. Он позволяет государству в определенной мере выравнивать структурно-функциональные диспропорции и противоречия, которые характеризуют состояние производительных сил и общества развивающихся стран.

      • Прямое участие государства в воспроизводстве связано с переходом в его собственность части ВВП и накопленного общественного богатства, в том числе определенной доли средств производства. Часть экономики, функционирующей на основе государственной собственности, образует государственный сектор экономики. Его создание вызывается тем, что на пути развития национального рынка встают технологические и инвестиционные преграды.

      Инвестиционный  барьер затруднял перелив средств  из традиционных секторов хозяйства  в современные, в результате консервировались отсталые экономические структуры. При этом уменьшался круг отраслей, в которых мелкий частный капитал может создавать современные предприятия. В государственном секторе воспроизводственный процесс может не связываться жесткими ограничениями закона стоимости. Государство способно мобилизовать ресурсы в огромных размерах и использовать их в общественных интересах.

      К середине 80-х годов государственный  сектор занял сильные позиции  в большинстве развивающихся  стран. Государство практически  полностью взяло на себя инфраструктурное строительство. В госсекторе были созданы и получили развитие такие отрасли, как металлургия, нефтедобывающая, машиностроение, химическая промышленность. Доля государственного сектора в создании ВВП поднялась с 7% в начале 70-х годов до 12% в середине 80-х. Средняя для всех развивающихся стран доля государственного сектора не была выше его уровня в западных странах, но его роль была более важной, так как он был сосредоточен в современных отраслях, в частности, в тяжелом секторе обрабатывающей промышленности.

      На  старновом уровне наиболее высокая доля госсектора в создании ВВП была в странах социалистической ориентации. В Алжире и Египте госсектор обеспечивал более 80% выпуска промышленной продукции, 60% сельскохозяйственных продуктов, включая в свой состав кредитную сферу; в Анголе, Эфиопии давал 50—100% важнейших видов продукции. Среди других стран высокого уровня государственный сектор достигал в Боливии (40% ВВП), Пакистане, Гане (25% ВВП).

      Подобные  масштабы предпринимательства превращали государственный сектор в ведущее  звено экономического развития. Он тесно связан экономическими отношениями с другими структурами, оказывая на них воздействие и направляя их воспроизводственный процесс в определенные рамки пропорциональности. Вместе с тем госсобственность создает не только благоприятные условия для общественного производства, но и образует собственный воспроизводственный цикл на основе самоокупаемости, обмена с другими экономическими агентами, что вызывает противоречивость функционирования государственного предпринимательского сектора.

      Процесс образования и становления государственной  собственности по своему характеру  антагонистичен, поскольку она формируется  за счет других видов собственности. Госсобственность ограничивает масштабы их воспроизводства, так как часть  создаваемого там продукта изымается по существу внеэкономическими методами. Она способна видоизменять условия обмена между секторами. Государство может как стимулировать, так и препятствовать воспроизводству в отдельных секторах. Это вызывает необходимость определения количественных и качественных параметров для оптимального развития государственной собственности. Масштабы этих границ зависят от потенциала существующих социально-экономических секторов, характера решаемых задач, характера и степени участия страны в мирохозяйственных связях.

      Средства, которые мобилизует государство  в результате перераспределения  национального дохода или в сфере  собственной экономической деятельности, используются не только для стимулирования современных секторов предпринимательства, но и для решения ряда сложных и разнородных социальных задач, включая непосредственные цели модернизации (развитие образования, здравоохранения) и стабилизации процесса перестройки в виде различных выплат тем слоям населения, которые остаются за рамками современного развития.

      Таким образом, государство не только способствует переходу общества на более высокую  ступень экономического и социального  развития, но и выполняет стабилизирующие  функции, пытаясь снизить конфликтный  потенциал.

      Устанвливая определенные стимулы и ограничения, государство корректирует социальные и экономические условия, поддерживает баланс между современными и традиционными элементами. При этом само оно испытывает проникновение традиционализма в разных формах, становясь своеобразным гибридным образованием. Это приводит к тому, что на национальном уровне модернизирующая роль государства не всегда проводится линейно. Социально-экономическое содержание государства определяется господствующим типом производства и системой идеологических и политических отношений. Поэтому социально-экономические преобразования в развивающихся странах при участии или направляющей роли государства способствовали или препятствовали капиталистическому развитию. По мере развития современных рыночных отношений государственный сектор теряет самостоятельный характер, смыкается с наиболее зрелыми формами капиталистического сектора. 

1.4 Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран 

      Характерной чертой развивающегося мира выступает  нарастающая неравномерность социально-экономического развития. Процесс экономической дифференциации усилился в 80—90-е годы. Он развивается по различным направлениям — уровням экономического развития, народно-хозяйственным структурам, положению в мировом хозяйстве.

      Исторические  особенности проявления неравномерности. Неравномерность социально-экономического развития частично унаследована от колониального периода. Расширение промышленного производства в метрополиях при недостаточной обеспеченности некоторых из них минеральными ресурсами стимулировало развитие добывающих отраслей в колониях. Относительно невысокое содержание металлов, особенно цветных, требовало организации их переработки на месте, чтобы избежать больших транспортных расходов. Так, Япония до Второй мировой войны создала в Корее крупные металлургические и химические производства, продукция которых вывозилась в метрополию. Накануне Второй мировой войны Корея превосходила все азиатские страны, вместе взятые, по объему производимой продукции химии и черной металлургии.

      В 1938 г. на 12 колоний, зависимых стран и территорий (Аргентина, Бразилия, Гонконг, Египет, Индия, Колумбия, Малайзия, Мексика, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Корея) приходилось 73,3% продукции обрабатывающей промышленности всей зависимой периферии, в 1949 г. — 70,1%.

      В 50—60-е годы появилось еще 10 стран (Венесуэла, Индонезия, Иран, Марокко, Нигерия, Пакистан, Перу, Пуэрто-Рико, Саудовская Аравия, Чили), удельный вес которых в промышленном производстве развивающихся стран начал быстро расти и достиг в 1973 г. 17,2%. В последующие годы в силу политических потрясений в ряде перечисленных выше стран темпы промышленного производства всей группы замедлились и их удельный вес не изменился.

      В 70-е годы в промышленном производстве повысилась доля латиноамериканских стран. Рост происходил на фоне довольно резкой неравномерности их экономического развития и определялся несколькими странами, прежде всего Бразилией и Мексикой. В начале 80-х годов на территории этих стран производилось свыше 3/5 ВВП региона, а в начале 50-х годов — немногим более 2/5.

      Подобные  тенденции в тот период были характерны для нефтедобывающих стран Ближнего и Среднего Востока, доля которых  увеличилась с 15 до 19% ВВП развивающихся стран. Такое ускорение развития объяснялось нефтяным бумом 70-х годов. В других регионах за исключением дальневосточных стран экономический рост оказался замедленным.

      Ряд стран во второй половине XX столетия достигал темпов экономического развития, не имеющих аналогов для соответствующей стадии хозяйственного развития: Бразилия, КНР, Таиланд, Тайвань, Индонезия, Индия. Это привело к большому разнообразию хозяйственного развития стран мировой периферии в 1960—1990 гг. — от -2,7% в год до +6,9% прироста ВВП на душу населения. Одни страны добились взрывного роста, другие переживали резкий упадок. Южная Корея, Тайвань, Сингапур достигли уровня социально-экономического развития развитых капиталистических стран.

      Позиции отдельных стран  и регионов. В 90-е годы по объему ВВП, подсчитанного на основе текущих валютных курсов, три из десяти крупнейших экономик мира относились к развивающимся странам — КНР, Индия, Бразилия. По объему ВВП, подсчитанного на основе паритета покупательной способности валют, 4 страны — КНР, Индия, Бразилия, Мексика — входили в число 10 крупнейших хозяйств мира. По этому методу подсчета КНР занимает второе место в мире, уступая только США.

      В результате различий в экономической  динамике обозначились крупные различия в уровне экономического развития среди  групп стран и регионов. Если в  промышленно развитых странах Запада различия в уровнях дохода на душу населения сократились за последние полвека, то на периферии мирового хозяйства они увеличились.

      Таблица 1 - Динамика ВВП на душу населения развивающихся стран, в среднем в год, %

 
      Страны  и регионы
1975—1990 1990—1998   Подушевой  

  ВВП, долл.

      1998 г.

Все развивающиеся страны*    1,7    3,3   1250
Арабские  страны    0,1    0,5   2220
Восточная Азия    7,1    7,1   1140
Латинская Америка    0,1    1,9   3830
Южная Азия    1,6    3,6     490
Тропическая Африка     —0,9     —0,4     530

Информация о работе Институциональная структура внутренних рынков промышленно развитых стран