Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 13:01, контрольная работа
В развитии общественных производительных сил рано или поздно наступает период, когда они вырастают за рамки национальных границ, знаменуя тем самым переход к интернационализации хозяйственной жизни. Хозяйственные связи между странами заметно интенсифицируются уже в XIX в. под влиянием крупной машинной индустрии, которая предъявляет повышенный спрос сырье, вовлекает в его добычу и производство все новые и новые страны.
Введение…………………………………………………………………………………3
1 Общая характеристика развивающихся стран……………………………………...5
1. Основные признаки развивающихся стран……………………………………......5
2. Характер и масштабы социально – экономических преобразований……………9
3. Роль государства в социально – экономических преобразований………………12
4. Социально – экономическая дифференциация развивающихся стран………....14
5. Классификация развивающихся стран…………………………………………....17
2. Внутренние рынки развивающихся стран………………………………………..19
1. Объем и уровень развития стран……………………………………………….....20
2. Потребительский спрос…………………………………………………………....22
3. Производственный спрос……………………………………………………….....27
4. Изменения в структуре предложения………………………………………….....31
5. Институциональная структура внутренних рынков…………………………......33
3. Промышленно развитые страны в мировом хозяйстве………………………….37
Заключение……………………………………………………………………………..45
Список используемой литературы…………………………………………………....47
Приложение А………………………………………………………………………….48
Несмотря на серьезные сдвиги в социально-экономической структуре стран Азии и Африки, основная масса населения там по-прежнему связана с традиционными структурами. Становление современных видов занятости заметно отстает от соответствующих видов производства. Соответственно во многих развивающихся странах за годы независимости не произошло становления буржуазного общества. Этот вывод подтверждается количественными показателями. В странах Африки в активном населении доля социальных слоев, групп, остающаяся за пределами товарного уклада, в 60—70-е годы существенно не изменилась. В начале 80-х годов она составляла 84—86% всего самодеятельного населения. В Индии в начале 80-х годов в традиционных и промежуточных формах хозяйства было занято около 90% самодеятельного населения (1962 г. — 92%). Даже в обрабатывающей промышленности на дому было занято 35% работающих.
Разрыв между экономической и социальной динамиками нередко не уменьшался, а увеличивался. Важной, но не единственной причиной подобной ситуации выступал демографический рост, сдерживающий переключение самодеятельного населения на современные формы труда. Преобразование традиционных структур происходит в основном за счет промежуточных форм хозяйственной деятельности, при которых сочетаются различные методы хозяйствования. Существование различных по своей природе социально-экономических структур, как ожидается, будет продолжаться во многих регионах развивающегося мира еще долго.
Таким
образом, хотя соотношение различных
форм производства и занятости в
развивающихся странах
1.3
Роль государства в
социально-экономических
преобразованиях
В любой общественной системе присутствует системообразующий и интегрирующий элемент, который в общих чертах определяет содержание и динамику развития системы.
В условиях колониальной зависимости метрополия внеэкономическими и экономическими методами регулировала в своих интересах течение социально-экономических процессов в колониях. После достижения независимости в силу слабости частного национального капитала движущей силой консолидации воспроизводственных процессов мог стать либо национальный государственный, либо иностранный капитал. Отсутствие или неразвитость господствующего уклада повысили значение и самостоятельность государства, политического аппарата общества. Государство в условиях дезинтегрированности хозяйства и не сформировавшегося гражданского общества является силой, способной ускорить процесс развития, преобразовать традиционные отношения.
• Доминирующей силой в аппарате государства становились представители того общественного слоя, который обладает относительной автономией от всех укладов — гражданская или военная бюрократия, рекрутированная из чиновников и интеллигенции.
• Особая роль государства проявляется в его социально-экономическом механизме. Его функции по созданию общих предпосылок и условий воспроизводства и созданию отдельных элементов производительных сил выполняются за счет национального дохода. При этом государство предоставляет услуги безвозмездно, как всеобщее благо. Подобный механизм увеличивает гибкость социально-экономической структуры в ее взаимодействии с многоукладной системой производительных сил. Он позволяет государству в определенной мере выравнивать структурно-функциональные диспропорции и противоречия, которые характеризуют состояние производительных сил и общества развивающихся стран.
• Прямое участие государства в воспроизводстве связано с переходом в его собственность части ВВП и накопленного общественного богатства, в том числе определенной доли средств производства. Часть экономики, функционирующей на основе государственной собственности, образует государственный сектор экономики. Его создание вызывается тем, что на пути развития национального рынка встают технологические и инвестиционные преграды.
Инвестиционный барьер затруднял перелив средств из традиционных секторов хозяйства в современные, в результате консервировались отсталые экономические структуры. При этом уменьшался круг отраслей, в которых мелкий частный капитал может создавать современные предприятия. В государственном секторе воспроизводственный процесс может не связываться жесткими ограничениями закона стоимости. Государство способно мобилизовать ресурсы в огромных размерах и использовать их в общественных интересах.
К середине 80-х годов государственный сектор занял сильные позиции в большинстве развивающихся стран. Государство практически полностью взяло на себя инфраструктурное строительство. В госсекторе были созданы и получили развитие такие отрасли, как металлургия, нефтедобывающая, машиностроение, химическая промышленность. Доля государственного сектора в создании ВВП поднялась с 7% в начале 70-х годов до 12% в середине 80-х. Средняя для всех развивающихся стран доля государственного сектора не была выше его уровня в западных странах, но его роль была более важной, так как он был сосредоточен в современных отраслях, в частности, в тяжелом секторе обрабатывающей промышленности.
На старновом уровне наиболее высокая доля госсектора в создании ВВП была в странах социалистической ориентации. В Алжире и Египте госсектор обеспечивал более 80% выпуска промышленной продукции, 60% сельскохозяйственных продуктов, включая в свой состав кредитную сферу; в Анголе, Эфиопии давал 50—100% важнейших видов продукции. Среди других стран высокого уровня государственный сектор достигал в Боливии (40% ВВП), Пакистане, Гане (25% ВВП).
Подобные масштабы предпринимательства превращали государственный сектор в ведущее звено экономического развития. Он тесно связан экономическими отношениями с другими структурами, оказывая на них воздействие и направляя их воспроизводственный процесс в определенные рамки пропорциональности. Вместе с тем госсобственность создает не только благоприятные условия для общественного производства, но и образует собственный воспроизводственный цикл на основе самоокупаемости, обмена с другими экономическими агентами, что вызывает противоречивость функционирования государственного предпринимательского сектора.
Процесс
образования и становления
Средства,
которые мобилизует государство
в результате перераспределения
национального дохода или в сфере
собственной экономической
Таким образом, государство не только способствует переходу общества на более высокую ступень экономического и социального развития, но и выполняет стабилизирующие функции, пытаясь снизить конфликтный потенциал.
Устанвливая
определенные стимулы и ограничения, государство
корректирует социальные и экономические
условия, поддерживает баланс между современными
и традиционными элементами. При этом
само оно испытывает проникновение традиционализма
в разных формах, становясь своеобразным
гибридным образованием. Это приводит
к тому, что на национальном уровне модернизирующая
роль государства не всегда проводится
линейно. Социально-экономическое содержание
государства определяется господствующим
типом производства и системой идеологических
и политических отношений. Поэтому социально-экономические
преобразования в развивающихся странах
при участии или направляющей роли государства
способствовали или препятствовали капиталистическому
развитию. По мере развития современных
рыночных отношений государственный сектор
теряет самостоятельный характер, смыкается
с наиболее зрелыми формами капиталистического
сектора.
1.4
Социально-экономическая
дифференциация развивающихся
стран
Характерной
чертой развивающегося мира выступает
нарастающая неравномерность
Исторические особенности проявления неравномерности. Неравномерность социально-экономического развития частично унаследована от колониального периода. Расширение промышленного производства в метрополиях при недостаточной обеспеченности некоторых из них минеральными ресурсами стимулировало развитие добывающих отраслей в колониях. Относительно невысокое содержание металлов, особенно цветных, требовало организации их переработки на месте, чтобы избежать больших транспортных расходов. Так, Япония до Второй мировой войны создала в Корее крупные металлургические и химические производства, продукция которых вывозилась в метрополию. Накануне Второй мировой войны Корея превосходила все азиатские страны, вместе взятые, по объему производимой продукции химии и черной металлургии.
В 1938 г. на 12 колоний, зависимых стран и территорий (Аргентина, Бразилия, Гонконг, Египет, Индия, Колумбия, Малайзия, Мексика, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Корея) приходилось 73,3% продукции обрабатывающей промышленности всей зависимой периферии, в 1949 г. — 70,1%.
В 50—60-е годы появилось еще 10 стран (Венесуэла, Индонезия, Иран, Марокко, Нигерия, Пакистан, Перу, Пуэрто-Рико, Саудовская Аравия, Чили), удельный вес которых в промышленном производстве развивающихся стран начал быстро расти и достиг в 1973 г. 17,2%. В последующие годы в силу политических потрясений в ряде перечисленных выше стран темпы промышленного производства всей группы замедлились и их удельный вес не изменился.
В 70-е годы в промышленном производстве повысилась доля латиноамериканских стран. Рост происходил на фоне довольно резкой неравномерности их экономического развития и определялся несколькими странами, прежде всего Бразилией и Мексикой. В начале 80-х годов на территории этих стран производилось свыше 3/5 ВВП региона, а в начале 50-х годов — немногим более 2/5.
Подобные
тенденции в тот период были характерны
для нефтедобывающих стран
Ряд стран во второй половине XX столетия достигал темпов экономического развития, не имеющих аналогов для соответствующей стадии хозяйственного развития: Бразилия, КНР, Таиланд, Тайвань, Индонезия, Индия. Это привело к большому разнообразию хозяйственного развития стран мировой периферии в 1960—1990 гг. — от -2,7% в год до +6,9% прироста ВВП на душу населения. Одни страны добились взрывного роста, другие переживали резкий упадок. Южная Корея, Тайвань, Сингапур достигли уровня социально-экономического развития развитых капиталистических стран.
Позиции отдельных стран и регионов. В 90-е годы по объему ВВП, подсчитанного на основе текущих валютных курсов, три из десяти крупнейших экономик мира относились к развивающимся странам — КНР, Индия, Бразилия. По объему ВВП, подсчитанного на основе паритета покупательной способности валют, 4 страны — КНР, Индия, Бразилия, Мексика — входили в число 10 крупнейших хозяйств мира. По этому методу подсчета КНР занимает второе место в мире, уступая только США.
В результате различий в экономической динамике обозначились крупные различия в уровне экономического развития среди групп стран и регионов. Если в промышленно развитых странах Запада различия в уровнях дохода на душу населения сократились за последние полвека, то на периферии мирового хозяйства они увеличились.
Таблица 1 - Динамика ВВП на душу населения развивающихся стран, в среднем в год, %
Страны и регионы |
1975—1990 | 1990—1998 |
Подушевой
ВВП, долл. 1998 г. |
Все развивающиеся страны* | 1,7 | 3,3 | 1250 |
Арабские страны | 0,1 | 0,5 | 2220 |
Восточная Азия | 7,1 | 7,1 | 1140 |
Латинская Америка | 0,1 | 1,9 | 3830 |
Южная Азия | 1,6 | 3,6 | 490 |
Тропическая Африка | —0,9 | —0,4 | 530 |
Информация о работе Институциональная структура внутренних рынков промышленно развитых стран